ДОКЛАД «Экологическое воспитание на уроках химии. Место человека в системе живой природы»
статья на тему

цамалаидзе ирина викторовна

Рекомендован для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью формирования у учащихся экологического мышления и развития экологической культуры при изучении химии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_na_urokakh_khimii.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ Профессиональный лицей № 4

ДОКЛАД

«Экологическое воспитание на уроках химии.

Место человека в системе живой природы»

        Автор:

                                              Цамалаидзе Ирина Викторовна,

                            преподаватель химии

        Рекомендован для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью формирования у учащихся экологического мышления и развития экологической культуры при изучении химии.

г. Владикавказ

2014г

Основная цель экологического образования - формирование экологического мышления, на основе активной жизненной позиции.

Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Техногенное господство человека на планете не дает ему права противопоставлять себя природной среде, рассматривать развитие общества вне функционирования окружающей его среды. Он должен осознать, что его собственное выживание, существование как биологического вида является лишь элементом сохранения жизненных форм на Земле и не может не подчинятся объективным законам, управляющим биосферой.

Создав и используя мощную техническую базу в своих интересах, человек заимел гигантскую власть над природной средой, но к сожалению, не оценив своего места в биосфере он не приобрел чувства ответственности, которое бы соответствовало этой его новой роли.

Таким образом, возник новый фактор среды - антропогенный, способный не только разрушать, но и восстанавливать целостность биосферы. До сих пор он был полновластным хозяином в покорении природы. Теперь же ему следует вернуть ей свой долг, используя все достижения человеческой цивилизации, спасти от уничтожения богатейший мир флоры и фауны нашей планеты.

На пороге третьего тысячелетия человеку, независимо от его желания, уготовлена роль ответчика - творца - разрушителя, от которого зависит жизнь на планете, включая и его собственную жизнь.

Диалектическое единство и борьба природы и общества является методологической основой формирования экологического сознания.

Во всем мире экологическое образование в настоящее время рассматривается как важнейшая мера предупреждения экологической катастрофы и является общепризнанным приоритетным направлением педагогических исследований.

Рассматривая цели экологического образования учащихся можно определить различные его уровни:

  1. экологическое просвещение;
  2. формирование экологического сознания;
  3. развитие экологической культуры.

Первый уровень обеспечивает ориентацию учащихся в проблеме и соответствующие правила поведения, второй - предусматривает категориального аппарата мышления учащихся, третий- развитие экологической культуры.

Переход экологических проблем в разряд глобальных проблем современности обусловливает необходимость ориентации на достижение третьего уровня - экологической культуры.

Экологическое образование имеет межпредметный характер и является непрерывным процессом, осуществляющимся на протяжении всей жизни человека. В основу экологического образования должны быть положены методические подходы, активизирующие самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Ведущая роль здесь должна быть отведена активным методам обучения: дискуссиям, ролевым и имитационным играм, исследовательской работе, связанной с решением задач, экскурсиям. Все эти методы, пробуждая мыслительную активность, дают учащимся багаж прочных знаний, приобретенных в результате личного опыта.

Дискуссии, деловые игры и другие методы коллективного активного обучения обогащают также опытом социального общения. Многообразие точек зрения на одну и ту же проблему учит спорить, отстаивать свою точку зрения.

Экологическая культура в условиях школьного образования может формироваться только на основе интегрированного подхода. Механизм интеграции предусматривает изучение экологических проблем в системе «природа - наука - производство - общество - человек», охватывающей все уровни взаимодействия «природа-человек». Такой подход обеспечивает формирование у учащихся целостного восприятия мира.

Основной задачей учителя химии является формирование таких понятий, как химический элемент, химическое вещество, химическая реакция и химическое производство. Каждое из названных понятий тесно связано с системой экологических понятий, а именно, с понятиями окружающая среда, живой организм (человек, животное, растение), экологические факторы, экологическая система и биосфера. Параллельно с ними следует разбирать природоохранные понятия.

При изучении темы: «Природные источники углеводородов» необходимо обращать внимание на роль нефти и нефтепродуктов, как загрязнителей природной среды. В процессе изучения темы «Целлюлоза» обратить внимание учащихся на то, что важно сохранять лесные богатства еще и потому, что леса способны активно преобразовывать химические атмосферные, особенно газообразные загрязнения, поглощать и отдельные компоненты промышленных загрязнений (углеводороды).

При изучении элементов 6 группы рассматриваются химические аспекты экологии, например, основным жизненно важным компонентом воздуха является кислород, парциальное давление которого при обычных условиях составляет 160 мм рт.ст., снижение его вызывает у человека и животных явления кислородного голода - учащение и увеличение глубины дыхания, ускорение тока крови, усиление работы сердца.

Инертным разбавителем 02 в воздухе является азот. Уменьшение содержания кислорода в воздухе, сопровождающееся увеличением содержания азота, вызывает гипоксию и наркотическое действие.

Наряду с естественными составляющими воздуха, в результате производственной деятельности человека в нем в большей или меньшей степени содержатся соединения серы, азота, углерода, органических веществ.

Особенно пагубное влияние на атмосферу оказывают сера и ее соединения: сернистый газ, сероводород, перекись серы и т.д.

Сернистый ангидрид является одним из наиболее распространенных компонентов вредных выбросов химической промышленности. Большое количество его выбрасывается в атмосферу при производстве серной кислоты (завод «Электроцинк»). Во влажном воздухе сернистый ангидрид образует сернистую кислоту, которая затем окисляется в серную и выпадает на землю с дождями (кислотными).

Здесь рассматриваются экологические просчеты в Северной Осетии на примере завода «Электроцинк». В период строительства завода были сделаны ошибки, связанные с размещением, при котором не были учтены особенности климата. Вследствие этого, вредные выбросы завода перемещаются в сторону жилых массивов, где наблюдается угнетение и деградация растительности, повышенная заболеваемость населения и хотя на заводе сделано кое-что для сокращения выбросов в атмосферу, концентрации некоторых веществ остаются выше предельно допустимых, это касается и свинца, и сернистого ангидрида, и других загрязнителей. Неудачность месторасположения завода заключается еще и в том, что мощное производство оказалось не обеспеченным местной сырьевой базой. Это вызывает необходимость завоза сырья с Дальнего Востока, Корее, Латинской Америки, что способствует удорожанию продукции. Все эти данные говорят о том, что при строительстве завода - экологические факторы в расчет не принимались.

Экологический аспект темы «Спирты и фенолы» необходимо рассматривать через социальную проблему- здоровье населения, пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, учащиеся знакомятся с еще одним загрязнителем природной среды - фенолом (его источниками, токсичным действием, возможным противоядием).

При характеристике одноатомных спиртов целесообразно применить закономерность, известную для углеводородов (правило Ричардсона), согласно которой, наркотические свойства и токсичность этих веществ возрастают с увеличением в их молекуле числа атомов углерода (или с увеличением их относительной молекулярной массы). Это же можно проследить и у спиртов, наркотическое действие которых нарастает от низших гомологов к высшим (исключение составляет метанол). У одноатомных спиртов наблюдается еще одна закономерность- с увеличением числа атомов углерода в молекуле нарастает их гемолитическое действие (Гемо - разрушение эритроцитов крови с выделением гемоглобина во внешнюю среду). Следовательно, спирты относятся к гемолитическим ядам (как, например, змеиные яды).

Ароматические амины, обладая циклической структурой, проявляют не только токсические свойства, но и канцерогенные. На примере анилина можно рассмотреть практически весь путь ароматического амина от источника загрязнения им природной среды до организма человека.

В процессе экологического воспитания следует постоянно подчеркивать роль и возможности человека, его влияние на окружающую среду, а также на воспитание личности. Учитель наряду с образовательной задачей на каждом уроке, прямо или косвенно призван решать вопросы воспитательного характера. Он должен систематически формировать экологическое мировоззрение, представляя человека как продукт природы, как систему, находящуюся во взаимодействии с природой, воздействующую на природу и зависящую от природы.

Кроме теоретических знаний учитель химии должен формировать практические навыки, используя задачи с природоохранным содержанием, используя химический эксперимент.

Если в процессе обучения учащийся научится понимать то, что от человека зависит его настоящее и будущее, сохранность природной среды, здоровье всего общества можно считать, что цель экологического воспитания достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техни...

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

«Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое.Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства».В.И. Вернадский АКТУАЛЬНОСТЬПроблема взаимосвя...

Система экологического воспитания в МОУ ДО "ДДТ "Хвалынский"

Дети, занимающиеся в объединениях естественно - научной направленности, знают о роли растений и животных на планете Земля и понимают, какую ответственность человек несет за сохранность видового состав...

Доклад по теме: «Педагогические технологии экологического воспитания»

Экологическое воспитание детей  необходимо строить на усвоении детьми системы знаний о природе, о связях, существующих в ней зависимостях. Детям следует дать знания о природе, формировать трудовы...

Статья по теме: «Экологическое воспитание в условиях детского дома «Природа – наше богатство»

Экологическое образование и воспитание детей – это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, ныне...

Программа экологического воспитания "Природа и Я - Друзья" для детей разновозрастной группы

Цель программы: сформировать экологическое мировоззрение и культуру поведения воспитанника в окружающей  природной среде.расширить объем интереса к природеразвить личностно – значимое ...