Система экологического воспитания в МОУ ДО "ДДТ "Хвалынский"
статья на тему

Парфенова Нина Николаевна

Дети, занимающиеся в объединениях естественно - научной направленности, знают о роли растений и животных на планете Земля и понимают, какую ответственность человек несет за сохранность видового состава флоры и фауны. Они учатся беречь и сохранять растительный и животный мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система экологического воспитания

 в МОУ ДО «ДДТ «Хвалынский»

         Экологическое образование призвано формировать знания о природе, о взаимодействии общества и природы, умение по изучению и охране природы. Процесс экологического образования школьников, сочетая обучение и воспитание, направлено на формирование экологической ответственности к окружающей среде.

Сущность экологического воспитания определяется, прежде всего, его задачами, которые предполагают формирование:

- потребности общения с природой, интереса к познанию ее законов и явлений;

- установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

- убеждение в необходимости сбережения природы, сохранения своего и общественного здоровья.

Экологическое воспитание как педагогический процесс определяется не только на экологические знания, но и осуществляется через его чувства - эмоциональную сферу, его душевную подготовку к воспитанию экологических ценностей.

Экологическое воспитание есть составная часть общей системы воспитания, поэтому к рассмотрению сущности применимы общие подходы теории воспитания. В настоящее время сущность экологического воспитания нельзя рассматривать только как составную часть природоохранной системы - это необходимый компонент формирования личности, способной решать задачи будущего этапа развития цивилизации. Поэтому экологическому воспитанию придается общественное значение.

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете или его ждет вымирание, или деградация с последующей мутацией. Именно на такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.

Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности - взаимосвязанный процесс обучения.

Таким образом, экологическое воспитание осуществляется на основе личностного подхода и направляется на взаимодействие всех элементов, имеющих общую цель: овладение экологической культурой, ценностным и сознательно ответственным отношением к природе и человеку, которое должно выражаться в экологообразной деятельности.

Поиск решения данных проблем заставил меня изменить подход к своей педагогической деятельности. Позитивные изменения, происходящие в образовании, поставили перед школой и дополнительным образованием воспитать личность, владеющую способами и средствами сохранения общества и общественных отношений, транспортирующую образы культурных взаимодействий во всем многообразии социальных отношений с людьми, с окружающим миром, с природой. Это предполагает построение такого образовательного пространства на занятиях, в котором каждый школьник  сможет самореализоваться, найти себя в деле, прочувствовать, прожить  «ситуацию успеха» в решении учебных проблем.

Поиски способов совершенствования образовательных моделей в различных направлениях и для достижения новых целей привели к постановке следующих задач:

- изучение и внедрение современных педтехнологий в преподавании предмета;

- создание условий для развития творческой деятельности воспитанника и формирование устойчивого интереса к предмету;

- формирование и развитие поисково-исследовательских навыков и умений, ориентированных на применение имеющихся знаний и приобретение новых;

- создание ситуации успеха с целью формирования адекватной самооценки.

Реализации этих задач способствует и введение Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в учебно-образовательную деятельность школы. На основании общего положения ФГОС устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) включает в себя:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  •  ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  •  элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным;
  • получение опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе (в ходе экскурсий, прогулок, туристических походов и путешествий по родному краю);
  • получение опыта участия в природоохранной деятельности (экологические акции, десанты, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.), в деятельности школьных экологических центров, участие в создании и реализации коллективных природоохранных проектов;
  • посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;
  • усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой при поддержке родителей, расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в природоохранной деятельности.

Для решения цели и задач экологического воспитания, ценностного отношения к природе, окружающей среде мною выбраны  направления:

- использование ИКТ на занятиях в объединениях «Цветоводство» и «Юный натуралист»;

- исследовательский метод как эффективный путь совершенствования экологического образования.

Региональная детская общественная организация «Союз юных экологов» при поддержке областного Комитета охраны окружающей среды и природопользования Саратовской области и благотворительного фонда «Радуга» компании ТНК-ВР ежегодно в течение восьми лет организует и проводит областную Летнюю экологическую школу в Национальном парке «Хвалынский».

К участию в Школе приглашаются победители и участники олимпиад по биологии и экологии, авторы научно-исследовательских и практических работ по биологической и экологической тематике, представленных на конференции и конкурсы различного уровня, учащиеся школ области, успешно изучающие данные предметы и активно занимающиеся внеклассной экологической работой под руководством учителей биологии и экологии.

Цель: знакомство с методиками полевых экологических исследований, эколого-краеведческая работа с учащимися школ области по пропаганде и популяризации знаний по биоразнообразию и экологии Саратовской области, воспитание патриотизма и любви к малой Родине.

Программа Школы включает в себя практические занятия и сдачу зачетов по следующим дисциплинам: ботаника, гидробиология, энтомология, зоология позвоночных, палеонтология, орнитология, ландшафтоведение,  методика полевых экологических исследований, методика работы с электронными пособиями и определителями, школа начальной туристской

        Каждое лето юные экологи  из Саратова и области под руководством преподавателей изучают растения и животных, собирают материал для дальнейшей исследовательской  работы, учатся любить и защищать окружающий мир. Пользуясь знаниями по методике полевых исследований и используя  собранный материал по время нахождения а Лесной школе,  дети могут заниматься  исследовательской деятельностью и принимать  участие конкурсах и научно – практических конференциях различного уровня.

Ежегодно обучающиеся «Дома детского творчества «Хвалынский» принимают участие в  работе Лесной школы. Собранный материал обрабатывается в течение учебного года и представляется на научно – практических конференциях муниципального, регионального и российского уровней. Собранные растения оформляем  в гербарий и передаем  в научный отдел Национального парка  «Хвалынский». В настоящее время собранный гербарный материал находится в Краеведческом музее Национального парка «Хвалынский», где с ним могут познакомиться все посетители.

В Доме детского творчества ежегодно работает секция биологии и экологии. В ней принимают участие школьники с 1 по 11 классы. Особенной популярностью эта секция пользуется у школьников начального звена.

Каждую весну на занятиях в объединении «Цветоводство» мы выращиваем рассаду цветов для открытого грунта, которую дети сами высаживают на клумбы в школе, в интернате, в вольерном хозяйстве Национального парка «Хвалынксий» и на клумбе  около ДДТ.

Воспитанники объединений «Цветоводство» и «Юный натуралист» принимают активное участие в социально – значимых мероприятиях, организуемых Национальным парком «Хвалынский:

- акциях «Покормите птиц зимой»;

- акциях по сбору сосновых шишек для семян;

- в литературно – художественных конкурсах в рамках Всемирной акции       «Марш парков»;

- в областных научно – практических конференциях «Проблемы сохранения биоразнообразия и современного природопользования»;

- участие в проекте «Всероссийский заповедный урок», посвященном 100-летию заповедной системы и Году экологии в России;

- во Всемирной акции «Марш парков»;

В объединении «Цветоводство» воспитанники учатся  выращивать  комнатные растения, учитывая потребности к произрастанию, изучают особенности их содержания, ухаживают на ними  и ведут пропаганду о  пользе комнатных растений в жизни человека, проводят  консультации и беседы с населением  по разведению комнатных растений. Школьники участвуют  в социальных проектах по озеленению города -   выращивают  рассаду цветов и  комнатные растения. 

 Дети, занимающиеся в объединениях естественно – научной  направленности, знают о роли растений и животных на планете Земля и понимают, какую ответственность человек несет за сохранность видового состава флоры и фауны. Они учатся беречь и сохранять растительный и животный мир.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техни...

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

«Природа, как  бесценный дар, и человек-это единое целое.Только в общении с природой человек может достигнуть нравственного совершенства».В.И. Вернадский АКТУАЛЬНОСТЬПроблема взаимосвя...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ в БОУ ЧР СПО «АСХТ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

В статье представлен материал о экологическом воспитании студентов БОУ ЧР СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум"....

ДОКЛАД «Экологическое воспитание на уроках химии. Место человека в системе живой природы»

Рекомендован для преподавателей учреждений среднего профессионального образования с целью формирования у учащихся экологического мышления и развития экологической культуры при изучении химии....

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОЗЕЛЕНЕНИЕ И БЛАГОУСТРОЙСТВО ЖИЛОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

В статье дан анализ проблемы влияния благоустройства и озеленения жилой среды на психоэмоциональное состояние современного человека. Предлагается пересмотр содержания учебных и воспитательных программ...

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...

Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."

  Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических пробле...