Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."
статья

Воличенко Ирина Герасимовна

    Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsialnoe_proektirovanie_volichenko.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Воличенко Ирина Герасимовна-

учитель биологии МБОУ СОШ №5

г.Пыть-Ях, ХМАО-Югра

Социальное проектирование как средство  формирования экологического воспитания обучающихся.

       Развитие человеческого общества за последние десятилетия сопровождалось  разнообразным по форме воздействием на окружающую природную среду. Результатом такого воздействия явилось, с одной стороны, глобальное загрязнение окружающей среды, а с другой – воспитание целого поколения людей с потребительским отношением к природе.  

  На своих уроках биологии,  уделяю большое внимание экологическим знаниям, но если только давать знания  можно сформировать человека, знающего все обо всем, умеющего исследовать любой объект, но такой человек не будет действовать, чтобы улучшить этот объект, не будет связывать выбор решения проблемы с личными практическими действиями, не будет  внутреннего стремления самому исправить что-либо вокруг себя.

    Современный учащийся должен не только знать об экологических проблемах, но и быть готовым принимать активное участие в разрешении этих проблем.

    Решение задач экологического образования реализую средствами учебного предмета биология, связанными с идеей опережающего развития и технологиями:  проектно – исследовательской, информационно-коммуникативной и социального проектирования.

    Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения.

Подросток и тем более старшеклассник в состоянии взять на себя значительную долю ответственности за своё развитие и за изменения социальной ситуации. Он готов быть ответственным за серьёзные дела. Возможность дать детям в реальном деле попробовать свои силы открывает активное использование технологии социального проектирования.

Два года назад ученица 7 класса  работала над проектом «Первоцветы нашего края».Выбор темы проекта связан с тем, что мы ежегодно наблюдаем ранней весной как младшие школьники охапками рвут раннецветущие растения, ломают ветки растения вербы. Проект был направлен на знакомство и сохранение первоцветов в окрестностях города. На следующий год  в нашей школе прошла уже акция «Первоцветы», где учащиеся школы приняли участие в конкурсах рисунков, листовок, стенгазет, поделок «Берегите Первоцветы», в викторине «Что ты знаешь о первоцветах?»  

Участие в экологических акциях создает условия для творческой самореализации личности, позволяет проявить способности в разных сферах деятельности. Экологическая акция – школа гражданского опыта и становления.

       Ежегодно  мои обучающиеся являются активными участниками широкомасштабного экологического проекта «Международная экологическая акция «Спасти и сохранить»,  «Праздник птиц», «Экология леса», «День Земли», «Мой округ, мой Пыть – Ях», «Скворечник», «Посади свое дерево», «Чистый лес», «По страницам красной книги», «Родному городу – нашу заботу»,«Зеленый автобус». На сегодняшний день  экологические акции стали  уже традиционными и охватывают не только обучающихся школы, но и жителей города.

         На уроках биологии, изучая прорастания семян и вегетативное размножение растений, высаживали семена герани, где появилась мысль вырастить цветок и подарить его ветеранам. Так небольшое исследование переросло в   Проект «Цветы победы» с привлечением  сверстников в общественно значимую деятельность для формирования гражданской позиции. Задачей, которого стало вырастить и вручить ветеранам ростки герани- символа жизни и связи между поколениями.

     Работа над проектом позволяет почувствовать  ребёнку, значимость своей деятельности, повысить их социальный статус в школе, в городе, открыть новые возможности.

     Проекты по биологии и экологии социальны и легко интегрируются с другими предметами. Так был реализован учителями нашей школы  социально-значимый интегрированный проект «Экологическая газета “ЧиЖ”». Создание газеты дало возможность активного привлечения разновозрастных обучающихся, родителей к работе школьного экологического издательского центра, создающего условия сотрудничества, а обучающимся реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, выявляет способности, помогает определиться в мире профессий .

 Многие мои ученики  являются лауреатами Международного конкурса «Красная книга глазами молодёжи».Принимают участие в Международных молодежных экологических  Форумов «Эко-2014», «Эко-2015»,«Природа и культура – наследие народов», «Одна планета – одно будущее!», «Чудо природы вокруг нас», «Зеленая планета - 2012»,

      Школьники, участвуя в различных социальных проектах и получая общественное признание, принимают участие в обсуждении серьезных вопросов и чувствуют свою сопричастность   решению важных проблем.

     Мы убедились, в том, что участие в социальном проекте для подростка- это важная часть его социализации. Благодаря этому участию он способен определить свою гражданскую позицию, попробовать и оценить свои силы в разных ролях: лидера всей команды или группы, социолога, журналиста, исследователя,  проектировщика; понять смысл участия в представительных органах власти, роль законов и важность их исполнения.

     Ребята, которые прошли школу социального проектирования, не равнодушны к судьбе природы своей малой родины, своей  страны. Они проявляют активную гражданскую экологическую позицию, имеют сформированные социальные компетенции - способны проявлять инициативу, брать на себя ответственность; успешно работают в составе школьного экологического клуба «ИКО», выбирают профессии связанные с экологией.
  Практика реализации социальных проектов - это настоящая жизненная школа, уроки которой помогут как в обычной жизни, так и в самых неожиданных обстоятельствах. Работая над социальным проектом, решая социальные проблемы конкретного сообщества, принимая на себя ответственность за будущее своего родного города, любой из нас тем самым становится Личностью, Гражданином, Жителем планеты Земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструктор проектов как технология инновационного проектирования Рабочая тетрадь в помощь обучающимся по формированию проектных умений

В пособии предложен комплекс учебных практических и самостоятельных заданий по основынм этапам социокультурного проектирования....

Формирование экологического воспитания обучающихся в ГБПОУ НСО «Новосибирский электромеханический колледж»

Экологическое воспитание и образование подростков - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и культура ныне живущих людей могут вывести планету и человеч...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: ТЕНДЕНЦИИ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тезисы к выступлению на  I Тульском открытом чемпионате экологических знаний, инициатив, проектов "Экология будущего в целях устройчивого развития региона"...

выступление на тему "Экологическое образование и воспитание обучающихся на уроках математики»

В выступлениии говорится об экологическом образовании и воспитании обучающихся на уроках математики....

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Уже достаточно много говорилось об экологии, но недостаточно для ее улучшения и сохранения жизни на Земле. Очень важно, чтобы культура человека (в т.ч. и экологическая) впитывалась в каждого человека ...

Статья Экологическое сознание и этика как фактор воспитания современного человека

Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.Современное состояние экологическо...

ПРОГРАММА формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся ОГБОУ СПО «Смоленский автотранспортный колледж имени Е.Г. Трубицына»

Программа направлена на развитие мотивации обучающихся вести здоровый образ жизни, повышать экологическую грамотность, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного...