Статья Экологическое сознание и этика как фактор воспитания современного человека
статья

Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.

Современное состояние экологического воспитания подрастающего поколения обладает проблематичностью, недостаточностью, неопределенностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое сознание и этика как фактор воспитания современного человека

Неизвестный китайский поэт две с половиной тысячи лет назад сказал:

«Если вы думаете на год вперед – сажайте зерна,

Если вы думаете на 10 лет вперед – сажайте деревья,

Если вы думаете на 100 лет вперед – воспитывайте человека»

В рамках межрегионального исследовательского проекта, инициированного Южно-Российским институтом управления – филиалом РАНХиГС на территории Челябинской области, реализовано исследовании экспертного опроса, посвященного вопросам состояния экологии и обеспечения экологической безопасности региона. На вопрос, какие экологические проблемы наиболее остро стоят в Вашем регионе? Были получены следующие результаты.

Загрязнение воздуха стало самой упоминаемой в экспертной среде проблемой (91,9) вторая по числу упоминаний экспертами позиция (83,8%) -это негативное воздействие, связанное с деятельностью промышленных предприятий.

Довольно внушительное число экспертов обозначили такие проблемы как низкие показатели состояния здоровья населения, (67,6%), а также проблему сбора и утилизации бытовых отходов (мусора) – 64,9%. Особого внимания заслужила и проблема загрязнения водных ресурсов (54,1%). Результаты исследования еще раз указали на сложные взаимоотношения человека и природы, нравственное отношение к окружающей среде. 

У российского педагога конечно нет волшебной палочки, чтобы решить глобальные экологические проблемы. Но трансформировать традиционное, потребительское отношение к природе в осознано понимание ее уникальности, ценности и неделимости себя с ней, возможно изменяя экологического сознания.

Экологическое сознание – это ценностная форма общественного сознания, в которой отражены взаимоотношения человека с природой и оценки общественной деятельности.

Современное состояние экологического воспитания подрастающего поколения обладает проблематичностью, недостаточностью, неопределенностью. Чаще всего молодёжь усваивает знания, они готовы воспринимать рассказы об экологических бедствиях, но зачастую не проявляют интереса к тому, чтобы самим разобраться в причинах их возникновения; выбор решений проблемы не связывают с личными практическими действиями.

А результатом экологического сознания является экологическое поведение. Например, всегда выключать свет, выходя из комнаты; выключать воду во время чистки зубов, не забывать вовремя выдёргивать из розетки зарядку от телефона, не выбрасывать мусор куда попало, а собирать его раздельно, сдавать для переработки бумагу, стекло, металл.

Как и экологическое сознание, экологическое поведение всегда является строго индивидуальным, отражающим неповторимые особенности индивида. Экологическое поведение определяется с одной стороны - уровнем и особенностями экологического сознания, а с другой - необходимостью удовлетворения потребностей человека.

Качественной характеристикой экологического сознания является переосмысление всех основных мировоззренческих вопросов, соединение науки с гуманистическими ценностями, способность подняться над своими интересами ради интересов более широких общественных слоёв, стремление действовать во имя сохранения природы, спасения жизни на планете. Экологическое сознание подталкивает на постоянный поиск новых идей и решений, учит мыслить глобально, помогает держать сознание «на плаву».

Человеческое поведение по отношению к природе должно направляться моральными нормами. Экологическая этика – это моральное отношение человека к природе - это этика осторожности, заботы, ответственности за принимаемые решения, уважения к природе и экологического самоограничения, единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Где принцип непрерывности обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни отражен в большом объеме экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.

Необходимо изменить экологическое сознание человечества, и стоит начать с каждого человека в отдельности. Перед современным педагогом стоит задача непрерывного развития личности ребенка, как единого целостного процесса, основанного на развитие экологической культуры.

Мы знаем, что на формирование нравственной личности налагают отпечаток многие факторы: прежде всего это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение

Что касается экологического сознания, то эксперименты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношения к природе влияют и пол, и индивидуальные особенности детей, место жительства, профессия и образование родителей. Например, по данным исследований, не редко девочки эмоциональней воспринимают ландшафт, эстетику, мальчики же выше ценят возможность познакомиться с новыми районами природы или заняться спортом, охотой, рыбалкой.

Есть различия в отношении к природе у сельских и городских детей. Не все в равной мере осознают, каково влияние природы на их чувства, мысли, отношения к людям. Отмечается, что в семьях с меньшим уровнем образования родителей дети относятся к природе более прагматично, а рост образованности родителей способствует установлению у детей более богатых духовных связей со средой.

Эти данные показывают, что в педагогической работе следует учитывать влияния разнообразных социальных факторов на отношения к окружающей среде.

В этих условиях воспитание экологической этики ребенка во многом зависит от целенаправленных действий педагога. Чем бережнее относится к природе он сам, тем сознательнее и ответственнее относятся к ней его воспитанники. В общем виде готовность к эколого-педагогической деятельности определяется сформированной активной гражданской позицией педагога.

Воспитательный процесс должен быть целенаправленным, координированным и системным в передачи знаний. Наиболее эффективно эта проблема решаться при гармоничном сочетании учебной деятельности с внеклассной работой

Главную роль в формировании экологического сознания играют естественнонаучные дисциплины.

Меняя содержание уроков в сторону экологизации, расширяя информацию краеведческого, природоохранного направления, вопросов экологии человека, сохранения здоровья, я способствую формированию экологического сознания моих студентов.

Однако практика показывает, что только знания не могут стать основой устойчивого развития общества. Знания, которые не прошли через эмоции, чувства, не перейдут в навыки, не станут нормой поведения, частью мировоззрения, сознанием. Поэтому я стараюсь использовать, учитывая возрастные обучающихся колледжа.

Старший подростковый возраст критический и наиболее педагогически сложный онтогенетический этап развития отношения к природе. В этом возрасте уже доминирует объектное представление о мире природы, а прагматизм отношения к природе достигает максимума.

Педагогический процесс в этом возрасте оказывается наиболее трудным. Опору целесообразно делать на перцептивно-аффективный компонент непрагматического отношения к миру природы, который у старших подростков доминирует.

При реализации педагогического процесса в старшем подростковом возрасте мною используется метод художественной репрезентации природных объектов, где процесс развития отношения к природе происходит через литературные произведения, изобразительное искусство, музыки.

Например, отношение подростка к лесному биоценозу, будет складывается не только научной информацией, но и соответствующими отрывками из классических литературных произведений, творчество писателей- натуралистов, лесными пейзажами художников, музыкальными пьесами и т. д.. Такой лес, отражает все многообразие его восприятия ребенком, позволяет наиболее эффективно формировать личностное отношение к нему, стимулировать субъективную значимость леса, высокоинтенсивное отношения к нему. Лес теперь уже не только биоценоз, а уже как «Единый неделимый Мир».

Также я использую метод экологических ассоциаций, который заключается в педагогической актуализации ассоциативных связей между различными психическими образами в контексте поставленной перед обучающимся проблемы. Например, экологическая «пирамида», «цепи» питания, «джентльменский» вид пингвинов, «танцы» пчел», «брачный» сезон у животных. Метод ассоциаций часто используется для установления определенной аналогии между какими-либо естественными проявлениями природных объектов и соответствующими социальными проявлениями. Что способствует развитию субъективного отношения обучающихся к изучаемому феномену

Воздействую на эмоциональную и чувственную сферу личности подростка с помощью разнообразных форм учебных занятий

  • урок-дискуссия, «Спасет человеческий разум планету или погубит её?»
  • урок-семинар, «Курение - большое ли это зло?», по итогу создается проект «Курить - это не современно!»;
  • драматизированный урок «Влияние хозяйственной деятельности человека окружающий мир», на котором обучающиеся играют роли и имитируют форму общения взрослых - «журналиста», «фотокорреспондента», «историка», «эколога» и так далее.
  • урок-конференция, на котором обучающиеся показывают результат своей работы с дополнительной литературой, с Интернет по актуальным вопросам;
  • урок-экскурсия, например, в природное сообщество. Девиз, который я использую на таких занятиях: "Увидел! Удивился! Восхитился! Полюбил!".
  • исследовательский урок, на котором обучающиеся, после экскурсий, а также занимающиеся в научном обществе, обобщают результаты своих исследований.
  • интегрированный урок, «Научно - техническая революция и ответственность человека за охрану окружающей среды», в котором обучающиеся объединяют знания биологии, физики, химии, географии;
  • проблемный урок, на котором выдвигается возникшая проблема

Формирование экологического сознания неразрывно связано с проведение экологических акций. Наиболее успешными для нас были совместные социально-экологические акции: «Экосумка», «День Земли», «Экодом», «Экологический десант», «Буккроссинг», «Сдай батарейку – спаси природу!», «Скороходы» и другие.

Теоретические знания и практические навыки, интерес к научно-исследовательской и проектной деятельности закономерно приводят к активному участию обучающихся в различных научно-практических конференциях. Анкетирование, самостоятельные и тестовые работы, участие детей в НОУ свидетельствуют о успешном процессе формирования экологического сознания.

Главной целью современного процесса образования должна стать деятельность по формированию экологического сознания и экологической культуры личности.

Развитие сознания — это не только обогащение его содержания, роста числа представлений и понятий об окружающем мире и самом себе, но и процесс развития сознательности, чувства ответственности. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем

Таким образом экологическое сознание и этика важнейший фактор воспитание нравственного формирования личности, которое позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми и природой, с самим собой как частью природы.

Результатом сформированности определенного уровня экологического сознания является экологическое созидательное поведение.

Используемые источники

1. Чупрова Екатерина Викторовна. Статья «Воспитание экологической этики»

2.https://knowledge.allbest.ru/ecology/2c0a65635a2ac78a4d53b88421316c37_0.html        2%        

3. http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/998-2010-12-20-13-25-12.html        1.7%        

4.https://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65635b3bc68b5d43b89521206d27_0.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое сознание - путь к спасению жизни на Земле

Студенческий проект "Экологическое сознание - путь к спасению жизни на Земле" - исследовательская работа по определению уровня экологической культуры и экологического следа у разных возрастн...

Этапы эволюционного перехода от обезьяноподобных предков человека к современному человеку

Таблица "Этапы эволюционного перехода от обезьяноподобных предков человека к современному человеку" содержит краткую информацию о морфологических особеностях, объеме мозга, следах материальн...

Статья Экологические проблемы современной России и авиации

Краткое освещение проблематики нарушения экологического равновесия авиационными предприятиями....

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста...

Статья «Экологическое воспитание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Экологическое воспитание и образование детей являются не заслугой моды, а заветом времени, диктуемой самой жизнью: чтобы выжить сегодня и обеспечивать существование в будущем человека, сегодняшнему по...

Статья: Экологические квесты как средство развития у учащихся экологической культуры

В последнее время в качестве инструмента экологического воспитания детей и их социализации активно внедряются новые формы, методы и технологии, одной из которых является квест-технология....