ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ в БОУ ЧР СПО «АСХТ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ
статья по теме

Демина Галина Николаевна

В статье представлен материал о экологическом воспитании студентов БОУ ЧР СПО "Алатырский сельскохозяйственный техникум".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ в БОУ ЧР СПО «АСХТ» МИНОБРАЗОВАНИЯ ЧУВАШИИ

В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает экологическое воспитание. Экологическое воспитание призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды.
В настоящее время всё чаще проявляется опасное заблуждение о превосходящем значении личностного над общественным. Поэтому развитие убеждённости в приоритете общечеловеческих экологических ценностей над эгоистическими интересами отдельных личностей и групп превратилось в сложную  нравственную проблему. Ни для кого не секрет, что в погоне за прибылью руководители промышленных предприятий часто забывают о том, что все мы - неотъемлемая часть природы и, заключая сделку с повестью, нельзя же поступить и с природой!

Формированию экологической нравственности и мировоззрения мешает представление о том, что человечество в своей хозяйственной деятельности ещё не перешло границ экологически дозволенных пределов. Отсюда вытекает ложное представление о возможности продолжения экономического развития посредством бесконечного увеличения потребления природных ресурсов: минеральных, водных, земельных, лесных, биологических, рекреационных и др.
Центральной  частью экологического мировоззрения и культуры должно стать осознание необходимости социально - экологических обоснованных ограничений потребления. Пока же в мире господствует идеология потребительства, поэтому формирование экологического мировоззрения и соответствующего поведения представляет труднейшую задачу.
Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности студента.

У студентов формируют представления о единстве природы, человека, общества, о биологических, социальных, экономических, технологических и эстетических взаимосвязях; умение оценивать многообразие связей между природой, обществом, жизнью и здоровьем человека; осознание законодательства о бережном отношении к природе и охране ее богатств; чувство личной ответственности за состояние окружающей природной среды. Любовь к природе, бережное отношение к ней студенты познают на занятиях по дисциплинам  «Экологические основы природопользования», «Биология», «Химия» и других дисциплинах учебного цикла.

Формирование экологической культуры студентов на уроках химии  ведется через различные формы и методы работы.

Непосредственно в курсе дисциплины рассматриваются многие вопросы, имеющие отношение к формированию экологической культуры студентов. Студенты усваивают знания об источниках и веществах, загрязняющих окружающую среду, о предельно допустимых концентрациях вредных веществ, о способах снижения загрязнения окружающей среды отходами химических производств. Ребята получают представления  о разработке современных технологий производства, снижающих или исключающих вредное воздействие на окружающую среду, о зависимости здоровья человека от качества окружающей среды, знакомятся с проблемами безотходного производства. Исследование  проблемы взаимодействия общества и природы ведется поэтапно.

На первом этапе у студентов формируются мотивы желания и интереса к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие реальных противоречий между человеческим обществом и живой природой. На третьем этапе достигается осознание учащимися причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути их решения. Большое значение уделяется организации научно – исследовательской работы студентов. Методами научно- исследовательской работы стали: мониторинг, эксперимент, обработка результатов. Исследовательская деятельность  в системе  экологического образования носит познавательный, воспитательный и практический характер. В ее процессе формируются активность и самостоятельность в познании природы и жизни, культура мышления и поведения, понимание своего положения в окружающей среде, появляется стремление самому сберечь и защитить природу. При этом студенты выходят на иной уровень постижения проблемы, видят и оценивают привычные явления с разных сторон, приобретают личностно значимые опыт и знания.  С этой целью активно применяется метод проектов, который предусматривает освоение учащимися основных этапов организации творческой деятельности - от идеи до получения конечного продукта труда. Наши студенты изучили   и  описали экологическую характеристику родного города (особенности географического положения города, состояние атмосферного воздуха и водных ресурсов). Морозова Елена стала обладателем Диплома 2 степени Всероссийского конкурса  «Юность, наука, культура», Тараненко Елена –Диплома победителя Поволжская юношеская научно-исследовательская конференция  «Я – исследователь» Тема: «Экология города Алатырь». Брагина Анна принимала участие в Соревновании молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Приволжском федеральном округе  РФ.

Ежегодно в стенах нашего техникума преподавателями проводятся  классные часы, где рассматриваются экологические аспекты:

  • «Присурский заповедник» (Николаева С.И.)
  • «Природой дорожить умейте» (Карпова О.М.)
  • «Берегите Землю! Берегите!» (Морозова М.Е.)
  • «Суд над деятельностью человека» (Демина Г.Н., Лунькова Т.И.)
  • «Земля у нас одна» (Морозова М.Е. и Ермакова Н. Е.)

Проводятся акции «Посади дерево», конкурс «Лучшая территория - наша» среди всех групп техникума. Студенты нашего техникума ежегодно участвуют в уборках территории города (Парк ветеранов). Совместно с администрацией была проведена акция по высадке саженцев по ул. Гагарина г. Алатырь.

В техникуме ведется кружковая работа, предметные олимпиады связанные с охраной окружающей среды, например, кружок при кабинете «Химия» «Чистая вода»., Демина Г.Н., Морозова М.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания «В СОДРУЖЕСТВЕ С ПРИРОДОЙ»

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова,  она имела место всегда. Формирование экологического сознания - одна из воспитательных   задач  Кинельского государственного техни...

Из опыта работы по экологическому воспитанию студентов

Тезисы доклада Филипповой Т.Ф., Игнатенко М.А. " Из опыта работы по экологическому воспитанию студентов"  на областной научно-практической конференции "Экологическое образование, экологическая ку...

Опыт взаимодействия Алатырского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии с социальными партнерами

В настоящее время повысилась востребованность специалистов со средним профессиональным образованием. В условиях роста требований к качеству подготовки специалистов среднего звена, одним из условий раз...

Анализ формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки квалифицированных спортсменов по летнему полиатлону в условиях Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чувашии

Анализ формирования универсальных учебных действий в процессе подготовки квалифицированных спортсменов по летнему полиатлону в условиях Вурнарского сельскохозяйственного техникума Минобразования Чуваш...

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...

Воспитание экологической культуры студентов СПО сейчас как залог успешного специалиста в будущем

Важность изучения предмета экология для развития гармоничной личности...

Экологические чтения "Социальное проектирование как средство формирования экологического воспитания обучающихся."

  Социальное проектирование - вид деятельности, который имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, преодолению разнообразных социальных  и экологических пробле...