Воспитание экологической культуры студентов СПО сейчас как залог успешного специалиста в будущем
статья

Кильдюшова Оксана Юрьевна

Важность изучения предмета экология для развития гармоничной личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_ekologicheskoy_kultury_studentov.doc22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры студентов СПО сейчас

как залог успешного специалиста в будущем

Кильдюшова Оксана Юрьевна,

Преподаватель биологии и экологии

ГБПОУ РМ «Саранский государственный

промышленно-экономический колледж»

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества, сможет ли человек остаться на нашей планете или его ждет деградация с последующей мутацией. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя.

Современное развитие общества характеризуется активным вмешательством человека в окружающую среду. Появление новых производств, интенсивное ведение сельского хозяйства, улучшение благосостояния населения, повышение комфортности связаны со все более увеличивающимся использованием химических соединений, физических и биотических компонентов. Современные масштабы экологических изменений создают реальную угрозу для жизни людей. Загрязнение атмосферного воздуха во многих городах достигло критического уровня.

Экологические знания призваны сформировать в сознании студентов научную картину взаимодействия человека и природы, вооружить их верными методологическими подходами к познанию и практической деятельности в экологической области. При такой основе можно рассчитывать на появление глубокой профессиональной осознанности личности как части окружающей среды.

Большое влияние на формирование экологических знаний имеет проведение диспутов. В их процессе возрастает вероятность создания предпосылок для расширения экологического кругозора и ответственности перед природой.

Большинство общих научных положений экологии связано с закономерностями поддержании жизни на уровне организма, и поэтому основой курса экологии в нашем колледже служит положение, что защита природы – это защита человека.

Экологическое воспитание характеризуется: знанием общих закономерностей развития природы; пониманием взаимосвязи существования организмов друг с другом; взаимоотношений человека и природы; преодолением потребительского отношения человека к природе и ее ресурсам, как к источнику материальных благ; умением предвидеть влияние деятельности человека на всю биосферу Земли; пониманием рационального использования природных ресурсов и заботы об окружающей среде. Наличие экологического воспитания будущего специалиста поможет ему в более эффективной работе на производстве.

Формирование экологического восприятия заключается в умении слышать, видеть и чувствовать природу; формировании понимания значения экологии для человека; формировании ответственности по отношению к окружающей природной среде; в вовлечении студентов в работу по охране природы и среды обитания; воспитании убежденности в необходимости бережного отношения к природе, к разумному природопользованию. Экологическое воспитание студентов предусматривает целенаправленное формирование экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, научного понимания проблем экологии материальной и духовной деятельности общества.

Экологическое воспитание студентов учреждений СПО в образовательном процессе может быть педагогически эффективным за счет включения в процессы обучения и воспитания таких форм и методов, которые будут ставить студентов в положение исследователей и первооткрывателей.

Практическая реализация задач и целей экологического воспитания в средних специальных учебных заведениях должно основываться на принципах взаимосвязи теоретических знаний с практической деятельностью студентов в этой сфере: включение экологических аспектов в структуру предметных обобщающих тем; использованием проблемных методов обучения; сочетание аудиторной и исследовательской работы студентов.

Педагогическая эффективность модели экологического воспитания студентов учреждений СПО будет проявляться в сформированной экологической культуре студента, в которой различаются два контекста:

- экологическое мышление и сознание;

- эколого-ориентированные ценности, нравственные качества личности студента, направленные на грамотное использование природных ресурсов и сосуществование в гармонии «Природа и человек», в рамках концепции устойчивого развития общества.

Таким образом, сформированная экологическая воспитанность студентов учреждений СПО будет проявляться в:

1) наличии экологических интересов, экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;

2) формировании системы экологических убеждений и нравственных ценностей личностно-значимых для студентов;

3) понимании ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в сохранении гармоничных отношений в системе «природа - человек - общество»;

4) способности использовать экологические знания и убеждения на практике;

5) потребности в общении с природой, ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям.

Это развитие личности с высокой экологической культурой, имеющей не только знания о природе, но и обладающей гуманным отношением к ней как к большой человеческой ценности.

Экологическое образование связано с воздействием на область рационального мышления, а это является основой формирования мировоззрения.Формировать сознательное отношение к окружающей среде, направленное на охрану и рациональное использование природных ресурсов, невозможно без экологического образования, которое не только формирует знания о природе, но и способствует осуществлению процесса взаимодействия общества и природы.

Целевой компонент реализации экологического воспитательного процесса - формирование нравственной ответственности за деятельность в сфере «природа – общество-человек». Отношение студента к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора: а) непосредственное познание природы; б) среднее профессиональное экологическое воспитание; в) средства массовой информации.

Отличительная черта возраста студентов среднего профессионального образования (16 – 20 лет) – это стремление к самостоятельности, что, конечно, сказывается на личности подростка, поведении, чувствах. Участие студентов в научно-исследовательской работе начинает переходить на качественно новую ступень: из средства развития творческих способностей отдельных, наиболее одаренных студентов она стала важным моментом повышения качества подготовки специалистов разных направлений и профилей.

Экологическую подготовку специалистов следует направлять на качественное усвоение им всего объема экологических знаний в соответствии со спецификой программ дисциплин, формирование умения самостоятельно анализировать и моделировать типичные экологические ситуации с ориентацией на необходимость управления ими; формирование способности принимать природоохранные решения на перспективу.

Экологическую подготовку можно считать завершенной, если человек: а) овладеет системой знаний в области экологии, причины последствий нарушений и загрязнений природной и окружающей сред, негативное влияние факторов и сред на здоровье и жизнь человека; б) самосовершенствует свой духовный мир, проявит любовь к окружающей среде и человеку, как части этой среды; в) сформирует навык применения своих экологических знаний и действий в быту и в производственной деятельности.

В современном профессиональном образовательном пространстве подготовка конкурентоспособных выпускников, готовых противостоять социально-экономическим изменениям, возникающим в обществе и способных взять на себя ответственность за принимаемые решения, становится одним из главных направлений образовательного процесса учреждений высшего и среднего профессионального образования. Сегодня практически любая деятельность человека оказывает прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду. Поэтому конкурентоспособный выпускник должен обладать экологической грамотностью. Для этого необходимо создавать в профессиональном образовательном пространстве определенные педагогические условия, которые будут обеспечивать эффективную экологическую подготовку выпускников.

Для какой бы отрасли ни готовился специалист, он должен знать законы экологии, место человека в среде обитания, правильно реагировать на изменения в окружающей среде, уметь подойти к решению экологических задач с высоким и нравственными принципами.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др., которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.

В конечном итоге, курс экологии должен помогать студентам в естественно-научном восприятии природных явлений, поскольку основные ее концепции базируются на всеобщих законах развития. А так как действие экологических законов предопределено существованием Земли как планеты и жизни на ней, то сегодня экологическую культуру необходимо формировать так, чтобы человек в силу своей неразумности сам не стал вымирающим видом.

Список используемой литературы

  1. https://infourok.ru/ekologicheskoe-vospitanie-studentov-kolledzha-v-ramkah-turistskokraevedcheskoy-deyatelnosti-618492.html
  2. Заборина М.А. Экологическое воспитание студентов СПО: проблемы и перспективы/М.А.Заборина//11сихолого-иедагогические проблемы содержания, организации и управления образовательными и воспитательными процессами. - Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013, - с.29-32.
  3. Заборина М.А. Экологическое образование как приоритетное направление профессионального образования/М.А.Заборина//В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный центр, - № 2, -2010. - с.162-165.
  4. Заборина, М.А. Экологическое образование: интеграция в учебно-воспитательный процесс учреждений СПО/М.А.Заборина//Интеграция образования, - Саранск: МГУ им. П. Огарева, 2011, - № 2,- с.42 -44.
  5. https://docplayer.ru/28533634-Zaborina-mariya-alekseevna-ekologicheskoe-vospitanie-studentov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры студента на занятиях физики.

Современная естественно научная картина мира немыслима без отражения экологических проблем. В наши дни взаимодействие общества и природы благодаря появлению новых отраслей науки, техники, произв...

Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования

"Педагогические условия формирования экологической культуры студентов в учреждениях среднего профессионального образования"В основных государственных документах (Федеральный закон «О внесении изменени...

Программа «Организация трудового воспитания как залог успешного развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка»

«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».Иммануил Кант Пояснительная запискаПрограмма по самообразованию на тему : « Организация трудового воспитан...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

Бизнес- проектирование - залог успешной работы будущих молодых предпринимателей

Предпринимательство - это виддеятельности, образ жизни, наука, искусство, полет творческой мысли и - сфера риска....

Конспект родительского собрания на тему: «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» . Младшая группа

quot;Без экологических знаний сегодня жизнь невозможна. Они нужны нам, людям, как лекарство от болезни, диагноз которой-равнодушие к нашему общему Дому, к Природе" В.А.Алексеев...