Формирование самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка в рамках знакомства с аутентичными сказками Англии посредством организации сетевого взаимодействия
проект

Морозова Людмила Вячеславовна

В данном образовательном проекте рассматривается возможность организации сетевого взаимодействия, которое необходимо для индивидуальной поддержки учащихся младшего школьного возраста в зоне их ближайших познавательных интересов при изучении английского языка с целью формирования самообразовательной компетенции посредством знакомства со сказками Англии и сравнения их со сказочным богатством нашей страны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт проекта

Аннотация

В данном образовательном проекте рассматривается возможность организации сетевого взаимодействия, которое необходимо для индивидуальной поддержки учащихся младшего школьного возраста в зоне их ближайших познавательных интересов при изучении английского языка с целью формирования самообразовательной компетенции посредством знакомства со сказками Англии и сравнения их со сказочным богатством нашей страны.

Работа над проектом ведётся в полном соответствии с  Концепцией развития дополнительного образования детей, внедрением целевой модели регионального развития дополнительного образования детей на территории Саратовской области, дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Hello, the Fairyland of English!» («Здравствуй, Сказочная страна английского языка!»).

Проект рассчитан на 1 год 4 месяца и будет реализован с 01.02.2019 г. по 31.05.2020 г.

Материалы имеют практикоориентированный характер и могут быть полезны педагогам дополнительного образования, учителям иностранного языка, литературы и начальных классов.

Информационная характеристика проекта

Тема проекта: «Формирование самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка в рамках знакомства с аутентичными сказками Англии посредством организации сетевого взаимодействия»

Учреждение,  на базе которого разрабатывается проект: МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского р-на г. Саратова

Авторы: Морозова Л.В., педагог дополнительного образования

                Шувалова Ю.В., педагог дополнительного образования

Партнёры проекта: ***, учитель иностранного языка, МОУ «СОШ № ***»                               

Сроки реализации: февраль 2019 г. – май 2020 г.

Актуальность

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы обучения иностранному языку имеют в настоящее время особое значение и требуют создания такой образовательной среды, которая способствовала бы формированию творческой инициативы, самостоятельности обучаемых, конкурентоспособности и мобильности будущих специалистов. В связи с этим возникла необходимость развития у учащихся мотивации к получению знаний, непрерывному самообразованию, в нашем случае при изучении английского языка как средству общения и познания иной национальной культуры. При этом изучение английского языка и культур англоязычных стран способствует более глубокому осознанию ценности и красоты русского языка, культуры нашего народа и наиболее эффективно реализуется в условиях их дидактического соприкосновения в образовательном процессе в контексте диалога культур посредством проектной деятельности, использования ИКТ и участия в сетевом взаимодействии.

Разные уровни развития детей, их особенности заставляют педагогов осуществлять поиск оптимальных вариантов взаимодействия. Одним из них является сетевое взаимодействие как система работы педагогов с учащимися в условиях дополнительной образовательной среды посредством кооперирования идей, что обеспечивает возможность обмена информацией и достижения более высоких результатов.

Исходя из практического опыта обучения детей младшего школьного возраста английскому языку, были выявлены следующие противоречия между:

- социальным заказом общества на подготовку самостоятельной развивающейся личности, которая невозможна без использования современных образовательных технологий и отсутствием полноценного оснащения образовательного процесса и отработанного механизма реализации их возможностей в условиях УДО;

- необходимостью в регулярной языковой практике учащихся и малым количеством часов, предусмотренных программой для аудиторных занятий, а также приоритетом для них развлекательных занятий над учебными.

Таким образом, использование возможностей сетевого взаимодействия в образовательном процессе может стать необходимым условием развития более эффективных подходов к изучению учащимися английского языка и познанию ими иной языковой культуры с целью их поддержки в зоне ближайших познавательных интересов независимо от места и времени. В связи с этим, задача организации данного сетевого проекта состоит в том, чтобы интегрироваться в образовательный процесс, сделав его более увлекательным, насыщенным и результативным.

Сказка, будучи одним из самых распространенных и богатых жанров устно-поэтического творчества, является символом культуры той или иной страны. В её основе всегда лежат идеи, которые отражают реальные связи объективной действительности. Простота и доступность сказки, близость к внутреннему миру ребёнка помогает формировать и реализовывать его познавательный интерес к культуре, жизни и быту людей, традициям и праздникам, символике, одежде, музыке и т.д. Кроме того, она несёт  в себе весомый воспитательный потенциал. Передача морально-нравственного поведения происходит не через абстрактные теоретические концепции, а через непосредственные поступки сказочных героев, поведение которых прозрачно и значимо для учащихся. Именно поэтому сказка выступает одним из основных дидактических материалов при обучении младших школьников иностранному языку. 

Цель проекта: организация эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста  в процессе работы с аутентичным сказочным материалом при изучении английского языка.

Объект: образовательный процесс в объединениях ЦДТ «Начальное обучение английскому языку» и «Экспромт», направленный на формирование самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста.

Предмет: сетевое взаимодействие на основе кластерного подхода. 

Гипотеза: сформированная модель сетевого взаимодействия, включающая в себя использование кластерных технологий, будет способствовать становлению самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста  в процессе работы с аутентичным сказочным материалом при изучении английского языка.

Для достижения цели проекта и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

- изучить основы использования сетевого взаимодействия в условиях УДО, включив в процесс педагогов, учащихся, родителей (законных представителей);

- провести диагностику:

а) уровня готовности учащихся и их родителей (законных представителей) к участию в сетевом проекте и использованию ИКТ;

б) уровня организации самообразовательной деятельности учащихся при изучении английского языка;

- выбрать тему проекта и рассмотреть её теоретические аспекты;

- подобрать и при необходимости разработать комплекс образовательных ресурсов по формированию самообразовательной траектории развития учащегося как участника сетевого взаимодействия;

- организовать педагогическое сопровождение учащихся в процессе работы над сетевым проектом;

- проанализировать сформированность самообразовательной компетенции учащихся и подвести итоги работы, проделанной в ходе реализации сетевого проекта;

- организовать распространение положительного опыта по использованию возможностей сетевого взаимодействия.

Для решения поставленных задач применены следующие методы:

- теоретические: анализ источников по теории вопроса; проектирование и моделирование образовательного процесса в рамках сетевого проекта; сравнительный анализ; систематизация и обобщение результатов; прогнозирование;

- эмпирические: опросные методы (анкетирование, беседа); наблюдение; тестирование; изучение продуктов деятельности учащихся.

Характеристика основных ресурсов проекта

Кадровый: в проекте принимают участие педагоги дополнительного образования МУ ДО «ЦДТ» и учитель иностранного языка МОУ «СОШ № ***»                

Информационный:

- нормативная база по вопросам организации образовательного процесса;

- Устав МУ ДО «ЦДТ»;

-  локальный акт МУ ДО «ЦДТ» об организации сетевого взаимодействия;

- Соглашение о сотрудничестве в рамках сетевого взаимодействия между МУ ДО «ЦДТ» и МОУ «СОШ № ***»;

- Договор в рамках Соглашения о сотрудничестве в рамках сетевого взаимодействия между МУ ДО «ЦДТ» и МОУ «СОШ № ***».

Технологический: мультимедийные технологии, электронная почта, телефония, мессенджер Viber.

Материально-технический: учебный кабинет, компьютер с доступом в Интернет, мультимедийный проектор, экран / телевизор Smart TV; компьютер с доступом в Интернет у каждого учащегося дома.

Этапы реализации

I Организационно-подготовительный (с 01.02.2019 по 30.04.2019)

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

Повышение квалификации в области использования сетевого взаимодействия

Прохождение КПК, составление перечня  и изучение пакета нормативно-правовых документов по вопросам информатизации образования, сетевого взаимодействия

2

Изучение нормативно-правовых документов по вопросам информатизации образования, сетевого взаимодействия

3

3.1. Анализ готовности учащихся и их родителей (законных представителей) к участию в сетевом проекте и использованию ИКТ

3.2. Анализ уровня организации самообразовательной деятельности учащихся

Проведение диагностики учащихся и родителей (законных представителей)

4

Выбор наиболее интересных тем и способов их изучения

Определение темы проекта, цели, задач, объекта, предмета

5

Изучение вопроса использования  аутентичных сказок при изучении иностранного языка  в научной  и методической литературе

II Деятельностный (с 01.05.2019 по 30.04.2020)

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

1.1. Организация и проведение конкурсно-игровой программы для учащихся «В мире сказок»

1.2. Создание проектной группы на основе Viber

Разработка сценария, проведение конкурсно-игровой программы

Создание проектной группы, составление плана действий и мероприятий по реализации сетевого проекта

2

2.1. Организация сетевого проекта «Сходство в различии»:

- Акция «Читаем сказки летом»

- «Сказочные посиделки» 

- Презентация минипроектов «Сказочный  калейдоскоп»

- Email-тестирование «По страницам прочитанных сказок»

 - Праздник «Сходство в различии»

2.2. Подведение итогов с учащимися проектной группы

Составление списка сказок на английском языке для чтения летом, разработка Памятки для родителей, организация читательской деятельности учащихся

Разработка сценария мероприятия (по итогам летнего чтения), проведение посиделок, создание минигрупп, выбор вектора деятельности, определение стратегии и тактики

Организация и проведение презентации минипроектов 

Проведение тестирования, подведение итогов

Разработка сценария, проведение праздника по сказкам, знакомство с которыми состоялось в рамках реализации сетевого проекта «Сходство в различии»

Проведение рефлексии, награждение участников

3.

Диагностика результатов проектной деятельности

Обработка полученных данных

III Обобщающий (с 01.05.2020 по 31.05.2020)

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

1

1.1. Анализ результатов проектной деятельности

1.2. Внесение корректив в проект для дальнейшего внедрения в практику. Обобщение опыта

Составление аналитической справки по результатам реализации проекта

2

Обмен опытом работы по организации сетевого взаимодействия на методическом объединении «Школьники»

Представление опыта работы на методическом объединении «Школьники»

Описание деятельности

Сетевое взаимодействие создает оптимальную систему отношений между учащимися и педагогами, расширяет способы передачи информации, формируя самообразовательную компетентность, формирование которой начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые позже перерастают в собственный самообразовательный опыт.

Наиболее важным в организации  данной работы является понимание и применение дидактических требований, среди которых основными являются:

- элементарная коммуникативная компетенция учащихся, формирующаяся посредством изучения английских аутентичных сказок;

- их мыслительные навыки и «поисковая активность»;

- мотивация к дальнейшему овладению английским языком и иноязычной культурой;

-  понимание значимости русского языка и культуры русского народа;

- самостоятельность;

- владение ИКТ.

Процесс формирования самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста  в процессе работы с аутентичным сказочным материалом при изучении английского языка в сетевом взаимодействии включает 3 этапа:

- адаптационный;

- этап накопления личностного опыта в самообразовательной деятельности;

- этап овладения самообразовательной компетентностью.  

На организационно-подготовительном этапе проекта  планируется провести диагностику готовности детей и их родителей (законных представителей) к участию в сетевом проекте и использованию ИКТ, а также проанализировать уровень организации самообразовательной деятельности учащихся.

Сетевой проект будет опираться на разные формы деятельности и сотрудничества. В самом начале деятельностного этапа планируется организация и проведение конкурсно-игровой программы для учащихся «В мире сказок», позволяющей выявить наиболее активных участников, из которых предполагается создать проектную группу. В дальнейшем эта группа преобразуется в несколько интеллектуально-творческих минигрупп, сформированных на основе кластерного подхода к реализации сетевого взаимодействия, которое будет осуществляться как очно, так и на базе мессенджера Viber, телефонии, электронной почты.

В ходе работы над ученическим проектом «Сходство в различии» пройдут следующие мероприятия:

- Акция «Читаем сказки летом»;

- «Сказочные посиделки»;

- Презентация минипроектов «Сказочный  калейдоскоп»;

- Email-тестирование «По страницам прочитанных сказок»;

- Праздник «Сходство в различии».

Педагоги-участники сетевого взаимодействия будут сопровождать учащихся в рамках проекта и оказывать им очную и дистанционную индивидуальную поддержку, что создаст для них комфортную психологическую среду для формирования самообразовательной компетентности. 

Считаем, что реализуемый проект «Формирование самообразовательной компетенции учащихся младшего школьного возраста при изучении английского языка в рамках знакомства с аутентичными сказками Англии посредством организации сетевого взаимодействия» позволит расширить образовательные границы, выстроить индивидуальную образовательную траекторию каждого учащегося в условиях дополнительного образования и оказать положительное влияние на развитие его самообразовательной компетентности.

Литература и интернет-источники

  1. Капнист Н.Н. Мультимедийные технологии в обучении английскому языку учащихся младшего школьного возраста в учреждении дополнительного образования // Научно-исследовательские публикации, 2013, № 2. – С. 124–131.
  2. Капнист Н.Н. Структура проектной деятельности в учреждениях дополнительного образования //Научные дискуссии. 2015. Т. 2. С. 30–34.
  3. Лазарев Т.В. Образовательные технологии новых стандартов: настольная книга современного педагога. Ч.1:Технология АМО. – Петрозаводск: Verso, 2012.
  4. Никитина Л.Л. Использование ИКТ (Microsoft PowerPoint) для формирования универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения английскому языку / Л.Л. Никитина // Иностранные языки в школе. – 2013. – № 5. – С. 33–40.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Плахова О. А. Английские сказки в этнолингвистическом аспекте : дис. кандидата филол. наук : 10.02.04 / Плахова Ольга Александровна. – Нижний Новгород, 2007.
  7.  Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. Заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  8. Поливанова К.Н. «Проектная деятельность школьников». Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2011.
  9. Рыжова Л.В. Методика работы со сказкой: методическое пособие. – СПб: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012.
  10.  Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. –Ярославль, 2004.
  11.  «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/
  12.  Буйлин А. Кластер, кто ты? URL: http://avbuilin.wordpress.com/2011/04/30/
  13.  Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». – 2007. – Вып.1. – [электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm
  14. Мелешко А. В. Сказка как содержательная основа обучения иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 26. – С. 476–480. – URL: https://e-koncept.ru/2014/64396.htm
  15. https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota_effektivnost_izucheniya_skazok_na_angliyskom_yazyke-313378.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование характера в младшем школьном возрасте.

Актуальность работы состоит в том, что необходимым условием становления характера является формирование общественно ценных черт характера, то есть такая организация игровой, учебной, трудовой де...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом «Вехи истории»

Формирование коммуникативной компетенции учащихсяв процессе работы над школьным журналом «Вехи истории» Tell me and I forget. Teach me and I remember. Involve me and I learn.BenjaminFrankli...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Курсовая работа «Театральная игра как способ изучения английского языка детьми младшего школьного возраста в условиях школьной площадки»

 Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но...

Порядок организации взаимодействия слабовидящих детей и их здоровых сверстников младшего школьного возраста в рамках инклюзивного урока по физической культуре

В методической разработке представлены схемы организации инклюзивных уроков по физической культуре. В этих схемах присутствует следующие обозначения: В- вместе (предполагается совместная работа здоров...

Статья: "Особенности обучения детей младшего школьного возраста навыкам английского языка"

Статья: "Особенности обучения детей младшего школьного возраста навыкам английского языка"...