«Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога».
статья

Макарова Ольга Николаевна

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я» глазами коллег. 

    Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему «Профессионализм и педагогическое мастерство современного педагога».

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать.
Увы, не каждый раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить.
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в жизни молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.

Ф.И. Тютчев

Реализация  современной политики в образовании невозможна без педагога, владеющего высоким профессионализмом, творческим потенциалом, занимающего ведущие интеллектуальные позиции в обществе.

Современный педагог, работая над интеллектуальной насыщенностью содержания образования, высоким уровнем методики обучения, стремясь познать, полюбить ученика и помочь ему сотворить себя, продумывает степень своего участия в обновлении и развитии школы. Поэтому задача управленческой деятельности администрации школы не только формировать и развивать положительное мнение учителей о своих способностях, но и вовлекать их в различные виды инновационной педагогической деятельности, помочь педагогу оценить свое «Я» глазами коллег.  

    Учитель - профессионал - этот вопрос    всегда волновал детей и их родителей, так как хорошее образование является одной из значимых духовных ценностей современного общества.

Педагогический профессионализм определяется через понятие "педагогическое мастерство", которое может рассматриваться и как идеал педагогической деятельности, побуждающий педагогов к самосовершенствованию, и как эталон, содержащий оценку эффективности педагогического труда. (Слайд 1)

Педагогическое мастерство зачастую воспринимается как важнейшее профессиональное качество личности учителя и воспитателя.

Одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной педагогике считается результативность работы учителя, проявляющаяся в стопроцентной успеваемости школьников и таком же (стопроцентном) их интересе к предмету, то есть педагог - мастер, если умеет учить всех без исключения детей. Профессионализм педагога наиболее ярко проявляется в хороших результатах тех учеников, которых принято считать не желающими, не умеющими, не способными учиться.

При характеристике понятия "педагогическое мастерство" возникает ряд проблемных вопросов (Слайд 2): 
1. Может ли каждый учитель и воспитатель овладеть педагогическим мастерством?
2. Педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего?

3. Что является критериями педагогического мастерства?
4. Как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий.
        Большинство исследователей считают, что  необходимо в первую очередь  рассмотреть вопрос о
личности учителя, способной к педагогическому творчеству и обладающей педагогическим мастерством.  

Главными элементами, определяющими личность учителя принято считать (Слайд 3): профессионализм, компетентность, продуктивность, социально направленные личностные качества.

Личность педагога в традиционной системе обучения: (Слайд 4)

 При использовании данной технологии учитель основное внимание отводит трансляции готового учебного содержания.

Более всего при подготовке к урокам учитель озабочен поиском наиболее эффективных вариантов изложения нового материала и сопровождающей рассказ наглядности.

При этом преподнесение учащимся информации, определенной рамками программы, практически всегда происходит в форме монолога учителя. В связи с этим в учебном процессе возникает много проблем. Главными из них являются: низкий уровень навыков общения, невозможность получить развернутый ответ ученика с его собственной оценкой рассматриваемого вопроса. Педагог идет в класс с готовым знанием, он пытается включить ученика в свою деятельность, подчинить своему режиму. В такой системе имеется несоответствие установок учителя и ученика, установки учителя ориентированы на социальный заказ, на безусловное, прохождение программ.

Наблюдения  на уроках позволяют сделать вывод о том, что учителя за отношения сотрудничества часто принимают послушание, добросовестное выполнение учебных действий. Учащиеся под сотрудничеством понимают совместную деятельность по добыванию новых знаний, доверительность  в межличностных отношениях. Как уже отмечали раньше, учитель идет в класс с главной целью -изложить школьникам новую информацию Опытный педагог знает, что информация учителя - это еще не знание ученика.

Для того чтобы перевести информацию в знание, учитель должен «заставить» ученика проделать достаточно объемную работу самостоятельно как в классе, так и дома, проконтролировать и оценить ее результативность. Педагоги достигают того, что школьники выучивают новый материал, но при этом возникает целый блок негативных психологических последствий. Известно, что учителям начальных классов удается сформировать навык беглого чтения почти у всех школьников, но при этом очень часто из-за сильного внешнего принуждения отбивается всякое желание читать. Поэтому в подростковых и старших классах учителя с горечью отмечают, что значительная часть учащихся мало читает,  при этом допускают ошибки, а при обсуждении материала появляются затруднения в объяснении значений отдельных слов и выражений, фиксируется и непонимание смысла прочитанного, даже пересказ текста - труднейшая для многих задача. Не секрет, что именно этим и объясняется отставание многих детей в учении. Последствия принуждения проявляются  у школьников в безынициативности, нежелании включаться в какие бы то ни было виды работ, общей апатии.

Силы учителя уходят на преодоление нежелания детей учиться. Работа превращается в тяжелый, иногда непосильный труд.

Еще Д.И. Менделеев предлагал преподавателю, стремящемуся вбить |в голову студента максимально возможный объем учебного материала, не |забывать, что камин, доверху забитый дровами, не горит, а дымит. Вот как выглядит сравнительная таблица деятельности учителя в традиционной и развивающей технологии обучения:

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

Объяснительный способ обучения

Компоненты деятельности

Деятельностный способ обучения

Задается педагогом, может декларироваться лицом

1. Цель - модель желаемого будущего, предполагаемый результат

В процессе проблематизации обеспечивается внутреннее принятие учащимися цели предстоящей деятельности

Используются внешние мотивы деятельности

2. Мотивы - побудители к деятельности

Опора на внутренние мотивы деятельности

Выбираются педагогом, часто используются привычные, независимо от поставленной цели

3. Средства - способы, с помощью которых осуществляется деятельность

Совместный с учащимися выбор разнообразных обучающих средств, адекватных цели

Организуются инвариантные действия, предусмотренные учителем

4. Действия - основной элемент деятельности

Вариативность действий, создание ситуации выбора в соответствии с возможностями ученика

Отслеживается внешний результат, главным образом  уровень усвоения

5. Результат - материальный или духовный продукт

Главное - внутренние позитивные личностные изменения в процессе

Сравнение полученного результата с общепринятыми эталонами

6. Оценка - критерий достижения цели

Самооценка на основе применения индивидуальных эталонов

Таким образом, исследуя личность учителя как педагога-профессионала, творческую личность, можно обратиться к историческому опыту суфийского учения в арабской традиции.

Восемь обязанностей учителя в суфийском учении (Слайд 5)

(Суфий-мудрец, учитель)

1. «Первая обязанность учителя - симпатизировать ученикам и обращаться с ними, как с собственными детьми». (Учитель должен заботиться о благополучии своих учеников в такой же степени, как отец или мать пекутся о своих детях. Учитель должен всегда помнить об их слабостях, но, как родители, быть способным любить их и за эти слабости.)

2.«Вторая обязанность учителя - следовать примеру Дающего закон: он не должен ждать вознаграждения за, свою работу... не должен принимать ни платы, ни благодарности».

(Учитель обычно имеет определенное занятие, свое ремесло, так что не зависит от учеников материально. Учитель должен быть благодарен ученику за желание учиться. Видеть плоды собственного труда, работать на отдаленное будущее...)

3.        «Учитель никогда не должен отказывать ученику в совете и не
должен позволять ему работать на какой-либо ступени, пока он не готов
к этому».

4.        «Отговаривая ученика от дурных путей, учитель должен действовать скорее намеком, чем прямо, и с симпатией, а не грубыми попреками...»

  1. «Учитель, обучающий определенной науке, не должен пренебрежительно отзываться о других науках перед учениками».

(Как часто мы забываем эту истину, считая свой предмет самым важным, а своих коллег менее компетентными. И еще: не так важно то, чему учится ученик, как то, чтобы он чему-нибудь учился.)

  1. «Учитель должен ограничивать ученика тем, что тот способен понять, и не должен требовать от него ничего, чего его ум не способен постичь, опасаясь вызвать неприязнь к предмету занятий или смущение ума».
  2. «Учитель должен давать отстающим (неспособным) ученикам только то, что подходит их ограниченному пониманию…Обычно каждый считает себя способным овладеть любой наукой, как бы сложна она ни была. Даже самые скудоумные среди людей обычно радуются совершенству своего ума».

8.        «Учитель должен делать то, чему он учит, и не давать своим делам изобличать во лжи свои слова». Учитель в первую очередь не источник информации, а живой пример эффективности учения.

А вот как могут звучать современные заповеди учителю.

Заповеди современного учителя самому себе (Слайд 6)

  1. Прими все то, что есть в ребенке, как естественное, сообразное его природе, пусть даже это и не соответствует твоим знаниям, культурным представлениям и нравственным установкам.

( Единственное исключение - неприятие в ребенке того, что угрожает здоровью людей и его здоровью)

  1. Сопроводи его позитивную самореализацию, приняв все проявления ребенка, как положительные, так и отрицательные.

( Если всячески помогать и одобрять труд ребенка, стимулировать его творческие идеи, то именно они будут расти в нем и развиваться)

  1. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам. Тогда ребенок, находясь с тобой, будет всегда видеть, чувствовать и знать, как можно учиться. На занятиях живописью рисуй сам, если все сочиняют сказку - сочиняй и ты, на математике решай задачи вместе со всеми.
  2. Ищи истину вместе с ними. Не задавай детям вопросов, на которые знаешь ответы (ты думаешь, что знаешь). (Иногда можно применить проблемную ситуацию с известным тебе решением, но в итоге всегда стремись оказаться вместе с детьми в одинаковом неведении. Ощути радость совместного с ними творчества и открытия).
  3. Искренне восхищайся всем красивым, что видишь вокруг.

(Находи прекрасное в природе, в искусстве, в поступках людей. Пусть дети будут подражать тебе в таком восторге. Через подражание в чувствах им откроется и сам источник красивого)

Исходя из предназначения школы, можно выделить такие

 Направления работы педагогов.

Интеллектуальное развитие

обучение их основам наук и развитие предметных компетенций.

Социальное развитие

 передача социальных знаний,  формирование социального опыта решения задач

Эмоциональное развитие

умения адекватно реагировать на окружающих  выражать свои  эмоции.

Учитель может стать профессионалом, если он обладает комплексом способностей и компетенций, берущим на себя ответственность за результаты своей работы. В реальной практике именно во владении педагогической техникой выражается мастерство и профессионализм учителя. Выделяют такие компоненты педагогической техники: (Слайд 7)

  1. Умение управлять собой: владение эмоциональным состоянием, физическое здоровье, социальная чувствительность, техника речи.
  2. Умение взаимодействовать с личностью: организаторские , коммуникативные и оценочные умения.

Несколько примеров  развития педагогической техники учителя:

1.Элементы мастерства в деятельности педагога.

Учителя- профессионалы, мастера своего дела – не просто заимствуют формы и приемы работы коллег, а овладевают ими творчески.

Мастерство учителя проявляется в умении находить наилучшую форму для выражения содержания обучения и воспитания.

Первым условием (Слайд 8) режиссуры урока и создания целостного произведения является наличие у педагога творческого замысла урока на основе:

а)        осознания и анализа общих методологических и теоретических
позиций учителя (подходов, теорий, методологических принципов, тех
нологий);

б)        учета психологических особенностей учащихся и их особенно
стей как субъектов обучения;

в)        планирования во времени (темпа, ритма отдельных частей урока);

г)        пространственного решения (компоновки учеников в зависимо
сти от целей урока и его частей, возможностей и необходимости пере
движения по классу);

д)        использования необходимого наглядного и звукового оформления.

Современные технологии преподавания основаны на том, что учитель не боится перемещать учеников в пространстве класса в соответствии с целями и формой урока. Помочь учителю могут несложные правила:

 а) чем теснее круг детей, тем более неформально будет их общение друг с другом;

б) парты и любые другие преграды разъединяют людей, поэтому их использование приведет к большей формализации общения

Второе условие режиссуры урока учителем (Слайд 9) - продумывание им целей, которых он хочет достичь в работе с классом или отдельным учеником. Цель становится связующей идеей замысла. Именно она вместе с желанием педагога выразить себя в работе, потребностью в творчестве, приводит к тому, что все элементы замысла урока вырастают из единого общего корня.

Третье условие (Слайд 10) - ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Чтобы ответить на вопрос «как добиться, целостности урока?», сначала нужно ответить на вопросы:

  • «чего я хочу достичь?»
  •  «для чего я предпринимаю те или иные действия?»
  • Что хочет сказать учитель данным уроком (идея) и для чего ему это необходимо (сверхзадача)?

Только после того, как он даст четкий и ясный ответ на эти вопросы, будет легко найден и ответ на вопрос «как?»

2. Передача ответственности учащимся.

 Процесс передачи ответственности возможен не только в  социальной сфере, но и в учебе. Ответственность учеников за достижения в ней - мечта, наверное, всех учителей.  

Она состоит из нескольких этапов, следуя к учитель может установить контакт с ребенком, преодолеть возни него отрицательное отношение к учебе и добиться того, чтобы  он успешнее обучался по предмету и сам следил за своими успехами.

  1. Педагог должен пробудить у ребенка интерес к предмету,  предоставить ему возможность поверить в собственные силы и способность достичь успеха. (использовать  не личные качества учителя, но и всевозможные педагогические хитрости для того, чтобы у ребенка возникла вера в собственные силы)
  2. Учитель должен оценить, что известно, а что нет ученику по предмету, с тем чтобы разработать программу обучения. Оценка обычно проводится с помощью специальных тестовых заданий.
  3. Программу следует структурировать таким образом, чтобы она обеспечивала быстрое достижение успеха
  4. Учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии, обеспечивающем возможность обратной связи, благодаря которой они могут оценивать достижения и определять зоны трудностей.
  5. Должна быть установлена система поощрения за успех и выполнение задания.

Передавать детям ответственность - работа психологически тяжелая для учителя. Многие учителя испытывают сомнения по поводу разумности таких шагов и боятся, что дети выйдут из-под контроля. Происходит это потому, что учителя стремятся быть хорошими педагогами, а «хороший» в их понимании - тот, кто не дает детям ошибаться и всячески облегчает им жизнь.

Учителя ответственны и добросовестны. Именно поэтому они взваливают на себя ответственность не только за взросление детей, но и за все, что с ними может случиться в жизни. Передача ответственности – строится на доверии и уважении. И детям, и взрослым, в том числе и учителям, свойственно ошибаться. Пусть ребенок приобретает опыт ошибок и их решения в детстве, когда он не несет груза ответственности за окружающих его людей.

При разработке своей профессиональной концепции,  педагогу целесообразно учитывать показатели эффективности учебной деятельности.

Показатели эффективности учебной деятельности (Слайд 11-12)

  1.         диагностическое мастерство учителя: его умение поставить диагноз качества знаний, умений и навыков, определить уровень обучаемости детей,
  2.         организаторские данные учителя; организация познавательной деятельности учащихся таким образом, когда учебный материал становится предметом  их активных действий (А.Н. Леонтьев, Т.И. Шамова);
  3.         выбор методов и средств обучения таким образом, чтобы содержание учебного  материала максимально и полно учитывало способность детей к его усвоению и применению (Ю.К. Бабанский);
  4.         воспитательная эффективность учебных занятий: эффективное использование содержания, организации средств и методов обучения для управления психическим развитием детей, для воспитания у них познавательной самостоятельности, ответственности, требовательности к себе и другим (Коротов, Б.Т. Лисачев);
  5.         создание ориентировочной основы познания, при которой каждый учащийся
    знает, что и как изучать, что и где искать, какую информацию получать,
    применять, использовать, по каким показателям;
  6.         нравственно-психологическая атмосфера на уроке, стиль и тон отношений учителя с учениками и учащихся между собой;
  7.  активная позиция учащихся на уроке, самостоятельность, активность, отношение к учителю; умение, способность правильно судить о качестве усвоения изучаемого материала (самоанализ, самооценка);
  8. усвоение  ведущих идей науки, терминологии, понятийного аппарата.

В процессе обучения основным критерием эффективности педагогического труда является усвоение и уровень  применение учащимися ведущих идей науки на базе развития творческого и интеллектуального мышления.

Основными показателями эффективности деятельности учителя принято считать (Слайд 13):

  • совершенствование учебного процесса
  • уровень сформированности предметных компетенций учащихся
  • повышение уровня воспитанности детей
  •  мастерство и педагогический профессионализм учителя

В этих показателях отражаются те положительные изменения, которые происходят при

овладении учащимися основами наук, определенными познавательными, интеллектуальными, практическими компетенциями.

Фиксированное наблюдение за реакциями учащихся при изучении их отношений с учителями

Действия учителя

Реакция учащихся

если учитель пользуется авторитетом

при нейтральном отношении к учителю

при отрицательном отношении к учителю

Просьба

Проявление радости

Согласие выполнить без обязательности

Согласие без выполнения

Совет

Обязательность   выполнения

Выполнение при наличии своих интересов

Игнорирование

Требование

Качественное, добросовестное выполнение

Формальное выполнение

Уход от выполнения требования

Угроза

Чувство вины перед учителем

Самооправдание поведения

Пренебрежение к угрозе

Наказание

Исправление

Приспособленчество

Озлобление

Поощрение

Повышение ответственности и требовательности к себе

Самодовольство

Презрение к учителю

Обещание

Помощь учителю в выполнении обещанного им

Сомнение, скептицизм к обещанному

Принижение значения выполненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения

Ошибки

Помощь учителю в его работе

Повышение критичности к учителю

Усиление негативного отношения к учителю

Пожелание всем присутствующим: (Слайд 14) 

1. Быть преданными ученикам и делу обучения

2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство

3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями

4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.

Четыре свечи
Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли... Было так тихо, что слышалось, как они разговаривают.

Первая сказала:

Я - Спокойствие.

"К сожалению, люди не умеют меня хранить.
Думаю, не остаётся ничего другого, как погаснуть!"
И огонёк свечи погас.

Вторая сказала:

 Я – Вера

."К сожалению, я никому не нужна.
Люди не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше."
Едва произнеся это, подул лёгкий ветерок и  загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла:

Я - Любовь.

"У меня нет сил  гореть дальше.
Люди не ценят меня и не понимают.
Они ненавидят тех, которые любят их больше всего - своих близких."

Долго не ждав, эта свеча угасла.

Вдруг в комнату зашёл ребёнок. И увидел три  потухшие свечки.

Испугавшись, он закричал:
"Что вы делаете?! Вы должны гореть!
Я боюсь темноты!!!"

 Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвёртая свеча произнесла:
"Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно
зажечь и другие три свечи.
Я - НАДЕЖДА.

Мы надеемся, что реализация требований новых стандартов образования позволит учащимся быть готовыми к учебе и жизни в современном информационном обществе.

Главное! По каким бы стандартам ни учился ребенок, любовь и внимание учителя необходимы ему, для того чтобы он был счастлив, успешен в учебе. Любите ребенка сегодня таким, какой он есть, помогайте ему, берегите его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Информационно-методическое объединение педагогов «Эволюция».Всероссийский дистанционный педагогический конкурс с международным участием «Педагогическое мастерство преподавателя на занятиях в НПО, СПО. Творческий проект: «Анализ издержек обращения»

Информационно-методическое объединение педагогов «Эволюция»  Участие во Всероссийском дистанционном педагогическом конкурсе с международным участием «Педагогическое мастерство преподава...

Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"

Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются  симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...

Школа педагогического мастерства, доклад на тему: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"

Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: "Кейс-метод как современная педагогическая технологи"...

Программа «Современные педагогические технологии – как инструмент совершенствования методов обучения ,воспитания и педагогического мастерства»

Подготовка высококвалифицированного специалиста, востребованного в условиях рынка, способного самостоятельно принимать решения в рамках профессиональной компетентности – главная задача преподава...

Педагогические чтения "Современный педагог - творческая личность"

Выступление на педагогических чтениях "Современный педагог - творческая личность"...