Дополнительное образование детей
презентация к уроку

Анастасия Игоревна Виноградова

История возникновения и развития дополнительного образования детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dopolnitelnoe_obrazovanie_detey.ppt1.95 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА Виноградова Анастасия Игоревна Методист ГБНОУ Дворец учащейся молодежи Санкт-Петербурга

Слайд 2

1992 год Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15.01.96 г. Федеральным законом от 13.01.96 г. № 12-ФЗ с изменениями на 22.08.2004 г.) 1995 год ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.03.1995 г. № 233 с изменениями и дополнениями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.02.1997 г. № 212)

Слайд 3

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ Внешкольное воспитание Внешкольное образование

Слайд 4

Первые формы внешкольной работы 30-е годы XVIII столетия - организован литературный кружок в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге. Воспитанники издают журнал «Праздное время, в пользу употребленное».

Слайд 5

Первые формы внешкольной работы 30-е годы XVIII столетия - организован литературный кружок в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге. Воспитанники издают журнал «Праздное время, в пользу употребленное». 1897 г. - Пречистинские рабочие курсы (И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов и др.) конец XVIII столетия – создан первый детский парк по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I

Слайд 6

Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история создания детских парков. Первый детский парк был создан по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Слайд 7

Первые формы внешкольной работы Конец XVIII столетия – создан первый детский парк по приказу Екатерины II для ее внука, будущего императора России Александра I.

Слайд 8

Первые детские массовые мероприятия В апреле 1898 года в харьковском парке провели первый в России школьный праздник древонасаждения, в котором участвовали 28 народных училищ города.

Слайд 9

Первые теоретические работы по внешкольному образованию Просветительская деятельность общественных организаций и частных лиц (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, К.Н. Венцель, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, Е.Н.Медынский и др. ). Первой теоретической разработкой внешкольного образования стала книга Василий Порфирьевич Вахтерова "Внешкольное образование народа ", вышедшая в 1896 году. Наиболее последовательную работу по систематизации всей имеющейся информации по внешкольному образованию проделал В.И. Чарнолуский . К.Д. Ушинский Н.И. Пирогов В. П. Вахтерова В.И. Чарнолуский.

Слайд 10

Первые внешкольные объединения (клубы) любителей естествознания, искусства и техники возникали только по "величайшему повелению"… «... более в употреблении кружки. Это некоторым образом, произведения нашего национального характера, который еще дичится общественной жизни и смотрит домой…» (Ф.М. Достоевский) * * * *1904 г. - клуб для детей (техническое творчество) *1905 году - кружок интеллигентов "Детский труд и отдых"

Слайд 11

Воскресные школы – в них изучали более широкий круг предметов, чем в казенных школах. Рабочие курсы – программы обучения соответствовали низшей средней и высшей школе, например, Пречистинские курсы. Народные чтения – преобладала религиозно-нравственная, историческая, военная проблематика. Формы внешкольного образования в России (60-70-е гг. 19 века):

Слайд 12

Первые формы внешкольной работы 1897 г. – Пречистинские рабочие курсы (И.М. Сеченов, И.Е. Репин, Е.Б. Вахтангов, АЛ.В.Собинов и др.)

Слайд 13

1918 г. - Станция юных любителей природы (г. Москва) Для истории дополнительного образования детей в России огромное значение имели педагогические концепции создателей первых экспериментальных внешкольных учреждений - С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко.

Слайд 14

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934), – известный педагог экспериментатор, автор многих трудов по проблемам воспитания. Роль С. Т. Шацкого и А. У. Зеленко в становлении форм внешкольной работы с детьми. Александр Устинович Зеленко (18711953) — русский и советский инженер-архитектор и педагог. Сотрудничал с С. Т. Шацким в организации подростковых клубов. После 1917 года — организатор музеев, просветитель.

Слайд 15

С. Т. Шацкий и А.У. 3еленко создали в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад, которые носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). «Дневной приют для приходящих детей»

Слайд 16

Культурно-просветительное общество « Сеттльмент » С осени 1907 г. клубы помещались в специально выстроенном по проекту А.У. Зеленко здании.

Слайд 17

Общество « Сеттльмент » Цель общества: удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Педагогическая концепция : необходимость создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью; усвоение практически значимых для жизни детей знаний; отношения между педагогами и детьми как отношения между старшими и младшими товарищами; воспитание товарищества, солидарности, коллективизма; организация детского самоуправления. B 1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей.

Слайд 18

Изначально внешкольное образование детей и взрослых не входило в государственную систему народного образования и объединяло такие формы как публичные лекции, вечерние школы, народные библиотеки и театры, народные университеты, профессиональные курсы, повторительные классы, т.е. – все, что связано с просветительской деятельностью .

Слайд 19

Кредо российского педагогического сообщества конца Х I Х - начала ХХ веков признание ребенка высшей ценностью педагогической деятельности; направленность образования и воспитания на самоактуализацию, саморазвитие и самоорганизацию учащегося в различных видах деятельности (познавательной, трудовой, эстетической); трактовка интересов развивающейся личности как приоритетных образовательных целей, носящих характер "самодостаточной самобытности"; ориентация на субъект - субъектные отношения между педагогом и учащимися; акцентирование важности расширения границ свободы развивающегося субъекта с учетом его изменяющихся по мере взросления прав и жизненных перспектив; подчеркивание активно - деятельностной роли учащегося в многообразном процессе учения и обучения, включение в познавательную деятельность целостной детской личности в ее духовных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлениях.

Слайд 20

Реализация этих принципов возможна в педагогической среде, где доминирует право ребенка на свободный выбор и самоопределение "...Только при свободе можно избежать обычного явления: вызывания отвращения к предметам, которые в свое время и свободно были бы любимы. Только при свободе возможно узнать, к какой специальности ученик имеет склонность, только свобода не нарушает воспитательного влияния" (Л. Толстой).

Слайд 21

Детский сад на Большой Пироговской, 1910-1912, Архитектор - А.У. Зеленко

Слайд 22

Детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» В 1911 г. была открыта летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (под Калугой). . Уборка сена в колонии «Бодрая жизнь» в 1925 году / Здание колонии Бодрая жизнь. Ныне не сохранилось

Слайд 23

Детская летняя трудовая колония «Бодрая жизнь» В организации этой колонии активное участие принимала Валентина Николаевна Шацкая. С.Т.Шацкий с колонистами колонии "Бодрая жизнь" в Калужской области.

Слайд 24

На рисунке Юрия Николаевича Скаткина изобажены постройки периода1920-1930гг.

Слайд 26

Константин Николаевич Венцель (1857-1947) Педагог, теоретик и пропагандист свободной школы и свободного воспитания: вера в творческие силы ребенка, в его внутреннее устремление к раскрытию своих сил; стремление к освобождению ребенка от всякого внешнего воздействия; представление полного простора самодеятельности и инициативы ребенка; преобразование дисциплинарной жесткости, однообразия и формализма школьного режима обучения во благо развития каждого ребенка: "ребенок должен получать столько знаний, сколько желает и приобретать их тогда, когда в этом почувствует необходимость." В русле педоцентризма разрабатывал основы свободного воспитания и пытался реализовать их в Московском "Доме свободного ребёнка" (1906-09). Общечеловеческие ценности ставил выше классовых, считал, что школа не должна служить орудием осуществления политических задач. Написал "Декларацию прав ребёнка" (одну из первых в мире, 1917), где провозгласил для детей равные со взрослыми свободы и права. В 1917-22 разрабатывал принципы построения единой трудовой школы РСФСР. С начала 20-х гг. отошёл от педагогической деятельности. В 20-30-е гг. создал новое направление - "космическую педагогику", высшая цель которой - воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

Слайд 27

Венцель К.Н. статья "Идеальная школа будущего" Сформулирован основной педагогический метод: «метод освобождения в ребенке творческих сил», «творческой воли ребенка или сознательной творческой активности». «Идеал школы был бы достигнут, если бы ребенок мог переходить от одного предмета к другому по собственному усмотрению и желанию и брать сколько ему понадобиться»

Слайд 28

«Дом свободного ребенка» - учреждение нового типа с основным предназначением организации жизнедеятельности ребенка в пространстве культуры Ребенок приходил бы туда для того, "чтобы жить полной жизнью", для труда, игры, "свободного общения с товарищами и взрослыми, которые могут поделиться с ним знаниями и духовными сокровищами, которыми они располагают, для свободного искания истины путем самостоятельного занятия наукой, для свободного воплощения красоты путем самостоятельной работы в области художественного творчества и для свободной работы над самим собой и над маленькой общиной, чтобы и он, и эта община становились все выше в нравственном отношении, лучше и совершеннее." Это учреждение "серьезного, торжественного отношения к жизни и ее задачам", где ребенок "приучится работать над задачами жизни", где интеллектуальное образование, учение стоят не на первом месте, а «входят только как часть, как второстепенный и подчиненный элемент».

Слайд 29

Декларации прав ребенка (25 сентября 1917 г.) Каждый ребенок, вне зависимости от его социального положения, имеет право на существование, на гарантированную совокупность жизненных условий. Заботу о ребенке должны разделить между собой родители и государство. Каждый ребенок имеет право на бесплатное воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью. Каждый ребенок есть самостоятельная личность. Каждый ребенок имеет право выбирать себе воспитателей. Ребенок в свой свободе и правах равен со взрослым совершеннолетним человеком. Свобода ребенка заключается в возможности делать все, что не вредит другим людям. Ни один ребенок не может быть насильственно принуждаем к посещению того или другого воспитательного или образовательного учреждения. Религиозное воспитание детей должно быть свободно. Каждый ребенок пользуется правом создавать с другими детьми или взрослыми те или другие союзы, кружки и тому подобные общественные соединения в той же мере, в какой это право принадлежит и взрослым. Ни один ребенок не может быть подвергнут лишению свободы, кроме тех случаем, которые точно сформулированных в законе.

Слайд 30

Вахтеров Василий Порфирьевич (1853-1924) педагог, деятель народного образования разработчик рациональной педагогики : все составляющие части и вопросы педагогики связаны в одно целое на основе идеи развития . ключевая идея новой педагогики - развитие личности воспитанника на основе его собственного стремления: «ни один ребенок не тождественен с другими. Каждый из них не копия, а оригинал»…

Слайд 31

Павел Петрович Блонский (1884-1941) педагог и психолог, ведущий теоретик педологии Идеальный образ будущей народной школы: школа «должна быть ярко - гуманитарной школой, школой человечности в полном смысле этого слова. Ее задача - создать чуткого к человеческой жизни человека, который хотел бы и умел бы видеть жизнь своих братьев. Она должна говорить человеку о человеке». Построить педагогический процесс нельзя без знания: возрастных, индивидуальных возможностей детей, уважения к личности ребенка, его потребностям и интересам, двух главных принципов - поэтапного, последовательного развития и целостного подхода к ребенку .

Слайд 32

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) 1. Все неудачи в работе с детьми связаны с невнимательным отношением к природным свойствам каждого ребенка и незнанием детской среды. 2. Создание особой детской среды (КЛУБ). 3. Составляющая детской среды – ИГРА. 4. Идея трудовой школы. 5. Разработка новых образовательных программ. 1905 – создал первые в России клубы для детей 1906 - организовал общество "Сеттльмент" 1909 - руководил обществом «Детский труд и отдых» 1911 - организовал летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" 1919-32 руководил работой 1-й Опытной станции по народному образованию НКП РСФСР 1932-34 директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР

Слайд 33

Новаторский опыт С.Т. Шацкого Новаторский опыт С.Т. Шацкого – это идеи о том, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Детская жизнь во внешкольных учреждения должна основываться на интересах детей.

Слайд 34

Новаторский опыт С.Т. Шацкого С. Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А. А. Фортунатов, М. Н. Скаткин, Л. К. Шлегер, В. Н. Шацкая и др. С. Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством С. Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Слайд 35

Чарнолуский Владимир Иванович (1865-1941) В справочнике представлены: нормативные основы, инструкции, правила, список разнообразных просветительских обществ, публичных библиотек, музеев, народные театры и университеты фамилии частных лиц, которые в той или иной степени ставили для себя цели деятельности по удовлетворению образовательных запросов населения 1905 г. - справочник "Внешкольное образование" (Петербург)

Слайд 36

Евгений Николаевич Медынский (1885-1957) Внешкольная работа - это сфера образования взрослого человека на протяжении всей его жизни и она требует специального научного осмысления Медынский Е.Н. различает : - педагогику, как науку о воспитании детей в дошкольный период и время школьного обучения; - теорию внешкольного образования. ______________________________ 1913 - "Внешкольное образование, его организация, значение и техника« 1915 - "Методика внешкольного образования" 1923 - "Энциклопедия внешкольного образования"

Слайд 37

Евгений Николаевич Медынский "Внешкольное образование никакою школою заменено быть не может... чем выше обучение школьное, тем больше потребность внешкольного образования, и, следовательно, ни о какой замене и дополнении речи быть не может. Ведь логически ясно, что выше основание (в данном случае школа), тем менее оно требует дополнения, и если бы внешкольное образование было только заменой школы, то при наличности последней оно становилось бы ненужным, если бы оно было только дополнением школы, то школа высшая оставляла бы менее места для внешкольного образования, чем школа начальная и средняя."

Слайд 38

ПРИНЦИПЫ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ развитие, всеобщность и добровольность индивидуализация и дифференциация духовная самостоятельность широкая самодеятельность организационная самостоятельность общественность планомерность в создании сети учреждений адекватность условиям и потенциалу конкретной местности локализация и целостное изучение

Слайд 39

Профессиональные и личностные качества педагога "До сих пор внешкольные учреждения обслуживались самоучками..." - быть основательно знакомым с общей теорией внешкольного образования и ясно осознавать его задачи, сущность и значение; - знать основные методы внешкольной работы и уметь связать в стройную систему деятельность различных учреждений; - знать психологию для того, чтобы уметь отвечать запросам и интересам каждого, учитывать индивидуальность обучающегося; - иметь широкое общее образование и быть готовым ответить на любой вопрос, так как ему приходится руководить образованием большого количества людей, у которых степень развития и направление интересов различны; - владеть техникой и методикой проведения мероприятий.

Слайд 40

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА ПОСЛЕ 1917 г. На внешкольные учреждения переносится воспитательная работа с населением (детьми и взрослыми) в свободное от основной учебы или работы время: трудовое, нравственное, идеологическое, физическое. Макаренко А.С., Шацкий С.Т, Луначарский А.В., Крупская Н.К. и др.

Слайд 41

А.В. Луначарский «…есть дело создания и использования тех центров культуры, которые помогли бы человеку сделать жизнь свою не простым времяпрепровождением. ... Вот в чем заключается и к чему стремится так называемое внешкольное образование: музеи, библиотеки, театры, народные университеты, курсы, гимнастические общества и т.д., сделать все это доступным населению, чтобы оно могло учиться и учить тому, как нужно учиться, чтобы оно могло отдавать свою душу, отдавать все ценное в общую сокровищницу".

Слайд 42

Виктор Николаевич Сорока-Россинский (1882-1960) "Школа социально - индивидуального воспитания им. Ф.М. Достоевского для трудновоспитуемых" (1921 - 1925 гг.) - создание для воспитанников напряженной атмосферы творческой интеллектуальной познавательной деятельности. - принцип "эмоциональной насыщенности организованного воспитательного процесса" или обязательность органичного включения красочности, событийности, художественной выразительности всех педагогических средств с целью непосредственного воздействия на развитие чувств детей; - принцип свободы детей , развивающий их инициативу и самостоятельность.

Слайд 43

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) - создание детского коллектива как воспитательной среды , содружество ребят разного возраста, объединенных творческим производительным трудом, но с четкой сознательной дисциплиной; - создание у стойчивых отношений взаимопонимания и доброжелательности между воспитанниками и воспитателями; - создание коммунарской методики воспитания , направленной на формирование и творческое развитие коллектива в процессе совместной деятельности детей и взрослых; - создание детского самоуправления как школы развития личности.

Слайд 44

Крупской Н.К. проводилась мысль о необходимости контроля внешкольной работы со стороны школы и пионерской организации: "очень важно, чтобы школа за всем смотрела, чтобы внешкольное дело не шло каким - то самотеком..." "Внешкольник" № 4, 1929 "Внешкольную работу мы не можем рассматривать вне пионерской организации. Внешкольная работа только в том случае оправдывает свое назначение, когда она служит целям пионерского движения. ... Пионеры должны быть основными ее организаторами. Отдел народного образования не должен проводить никакой внешкольной работы, не согласованной с местным бюро юных пионеров. Отрядам же надо скорее искоренить имеющийся недостаток в чрезмерном замыкании на своей работе."

Слайд 45

ТЕОРЕТИКИ ВНЕШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Василий Александрович Сухомлинский - педагога и директора Павлышской средней школы Кировоградской области, ученого и гуманиста Иванов Игорь Петрович - инициатор коммунарской методики, доктора педагогических наук, профессора

Слайд 46

Обычно термином "дополнительное образование детей" характеризуют сферу неформального (по терминологии ЮНЕСКО) образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходит его обучение, воспитание и личностное развитие. По своему «местоположению» в системе образования это вся та область образовательной и воспитательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта , включая изучение тех областей культуры и науки, которые не представлены в школьных программах. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ

Слайд 47

Дополнительное образование детей вчера и сегодня: Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы сеть УДОД (в Российской Федерации насчитывается 18 тысяч таких учреждений различной ведомственной принадлежности, в том числе 8,7 тыс. учреждений системы образования); занятые дополнительным образованием дети (более 8 млн. детей); работающие специалисты (270 тысяч педагогических работников - педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, тренеров-преподавателей, социальных педагогов, воспитателей, вожатых, методистов); профессиональные конкурсы («Сердце отдаю детям» и др.); периодические издания (журналы «Внешкольник», «Дополнительное образование» и др.).

Слайд 48

Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.02.97 N 212) регулирует деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений ДОД Статья 2. Образовательное учреждение дополнительного образования детей (далее – учреждение) — тип образовательного учреждения, основное предназначение которого - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения : обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга

Слайд 49

Являясь частью социокультурной среды, внешкольные объединения всегда своей деятельностью реализовывали принцип связи образования с жизнью, активно откликаясь на все изменения, как в потребностях самого ребенка, так и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

«Исполнительская деятельность как процесс личностно-творческой самореализации обучающихся в учреждении дополнительного образования детей» (обобщение опыта по музыкально-эстетическому воспитаю детей, возраст участников-7-14 лет)

В культуре, как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоен...

«Взаимодействие основного и дополнительного образования детей через реализацию проекта «Красная книга природы Санкт-Петербурга и Ленинградской области глазами детей»

Зачетная работа по курсам повышения квалификации «Инновационная и экспериментально-исследовательская деятельностьв дополнительно образовании»Данная разработка может быть полезна в работе учителям нача...

Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»

Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена  на создание условий для развития инновационного опыта,...

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Данная программа  поможет обучить слушателей планированию и  реализации научно-исследовательской  деятельности.  В  дальнейшем,  в профессиональной  работе,  ...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...