Технология познавательного развития детей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников"
методическая разработка

Коваль Анна Сергеевна

Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Это направление выступает приоритетным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Знания, полученные ребенком самостоятельно, во время проведения опытов и экспериментов запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, исследования, эксперименты, учился добывать знания и самостоятельно решать различные задачи.

Комплексная работа по изучению свойств различных веществ имеет большое значение для развития исследовательских способностей ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

 Новизна заключается в сути самой идеи – использовать игры-эксперименты в интеграции с другими видами деятельности с учетом всех образовательных областей. Интеграция исследовательских задач в содержание познавательного, речевого, художественно-эстетического образования ребенка выступает новым направлением в работе педагога.

Результаты диагностики исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой) представлены в диаграмме.

      

 

В результате внедрения данной технологии у детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. Дети научились ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, проводить элементарные опыты, быть ответственными партнёрами, уважать мнение собеседника.

 С высоким уровнем развития - 67% - дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем 31% - в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития 2% - включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Работа с родителями помогла повысилась их компетентность в экологическом образовании дошкольников. Способствовала формированию доверительных детско-родительских взаимоотношений, привлечению родителей к взаимодействию с педагогом и ДОО, раскрытию творческого потенциала родителей и привлечению их к единому творческому процессу с детьми.

Помимо этого, обогатилась развивающая среда группы, появились новые методические разработки, необходимые в педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

от 1 до 3 лет

“Топчем дорожки”, ” Шли по дороге”

 Мама вместе с малышом шагают по песку, оставляя следы, при этом можно использовать слова такой потешки: “Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!” Взрослый и ребёнок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.

 “Норки для мышки”

 Ребёнок вместе со взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем мама обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, мама берет игрушечную мышку в руки, имитируя её писк. Затем ее “мышка-нарушка” пробирается в каждую норку и хвалит ребёнка за то, что он сделал для неё замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.

“Я пеку, пеку, пеку”

 Ребёнок “выпекает” из песка разнообразные изделия (булочки, пирожки, тортики). Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно “выпекать” и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребёнок “угощает” пирожками маму, папу, кукол.

 “Заборчики”

 Малыш руками лепит заборчики по кругу. За таким забором можно спрятать зайку от злого серого волка.

“Волшебные отпечатки на песке”

 Мама и малыш оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились весёлые мордочки, рыбки, осминожки, птички и т. д.

от 3 до 6 лет

Игра «Чей след?».

 На столе выставляется некоторое количество предметов. Песок в песочнице смачивается водой, чтобы видно было отпечатки. Один из детей отворачивается, а другой делает отпечаток на песке одним из предметов. Первый ребёнок, открыв глаза, должен отгадать предмет, которым был сделан отпечаток.

Игра-эстафета «Передай другому».

 Дети становятся в колонну. Последнему из них воспитатель «рисует» на спине любую букву или цифру, если дети их уже знают. Можно нарисовать геометрическую фигуру или что-то другое. Ребёнок  «рисует» это же изображение впередистоящему. Этот ребёнок – следующему. Самый первый должен изобразить этот рисунок на песке. Затем сравнивается с тем, который был задуман. Если дети встанут в две колонны и получат задание на скорость, то это будет уже эстафета.

 «Учимся рисовать песком».

Рисуем или переводим через копировальную бумагу какой-либо предмет. Берём кисточку с тонким кончиком, наносим ей по контуру рисунка клей ПВА, посыпаем это место песком и через1-2 минуты стряхиваем лишний песок обратно в ёмкость.

«Рисуем картинку песком».

 Для занятия используется песок разных природных оттенков, а так же и песок, окрашенный нами гуашью ( или песок с перетертыми цветными мелками) в разные цвета и высушенный. Поверхность картинки постепенно покрывается клеем и засыпается одним цветом песка. Только после того, когда стряхивается лишний песок, работа может быть продолжена песком другого цвета. И так до тех пор, пока картинка не будет готова.

Игра-забава «Песчаный пейнтбол»

 Создать игровое поле и катать по нему теннисные мячики. Сделать высокий холм из влажного песка на боковых сторонах, выкопать канавки-лабиринты  (или тоннели) в разных направлениях.

 Запускать шарики сверху.

Игра-забава «Кладоискатели»

Закопать в песок маленькие пуговицы и другие мелкие предметы. С помощью сита, просеивая песок, отыскиваются «сокровища». 

«Песчаный сад, парк, город»

 Построить на песке различные строения, дороги, мосты, используя сухие палки, цветы, камушки. Создать настоящую композицию города, парка, сада.

«Отпечатки рук и ног»

 На ровной поверхности песка дети по очереди делают отпечатки кистей рук (внутренние и внешние) и оставляют следы стоп. Затем рассматривают их, находят сходство. Аналогично с кулачками, пальцами.

«Закорючка»

 Пальцем или веточкой рисуется закорючка. Другой ребёнок продолжает дорисовывать её так, чтобы получилось что-то осмысленное.

 Другой вариант: рисуется много закорючек, а дети соединяют их, после чего получается общая картина.

«Узнай на ощупь»

выложить на песке узор, дети на ощупь должны узнать его.

«Нарисуй пальчиком»

нарисовать на сыром песке любой рисунок.

 Мокрый песок позволяет лепить грандиозные фигуры без мелких деталей, но очень выразительные по силуэту. Из песка можно делать не только дворцы, но и машины, корабли, различные фигурки- скульптурки, украшая их камешками, ракушками, цветными бусинками

С детьми можно строить из песка даже модели знаменитых архитектурных сооружений. Для этого сначала песок сгребают в большую кучу, убирают лишнее, чтобы придать форму, похожую на оригинал. Сооружение для прочности прихлопывают со всех сторон ладонями. Далее приступают к отделке.

Чтобы сделать башни, например у готического собора, насыпьте влажный песок в бутылку из под лимонада с отрезанным дном (размер бутылки зависит от масштабов сооружения), утрамбуйте его, переверните бутылку на лопатку или фанерку и постучите по ней со всех сторон. Затем аккуратно, не снимая бутылки, поставьте всё это в нужное место постройки и сначала вытащите фанерку, а затем снимите бутылку.

Колонны можно сделать из толстых палочек. Окна и двери прорисовывают или выкладывают прутиками. Пока всё сооружение ещё не высохло, можно украсить его барельефами с помощью обычных формочек.

Вокруг получившегося здания сделайте дорожки, посадите деревья - воткните в песок прутики или травинки. А потом сбегайте за фотоаппаратом и сфотографируйте

ребенка на фоне этого ансамбля, чтобы позже, показывая снимок, с гордостью рассказывать бабушке, как вы вместе со своим чадом сделали это архитектурное чудо.

Детям нравится играть с песком и водой одновременно. Принесите полведра воды и, если песок сухой, полейте его при помощи лейки, чтобы вода разбрызгивалась равномерно. Если под рукой нет лейки, её легко можно сделать самому из цельной пластмассовой бутылки, проделав отверстия в крышке. Можно принести воду в тазике и закопать его в песок до основания, чтобы ребёнок насыпал песок прямо в тазик или брал из тазика воду.

Сделайте из песка холм или замок на холме, а вокруг него выройте ров и напустите туда воды. Ещё интереснее, если вы сделаете откидной мост из небольшой дощечки и пары кусочков верёвки. Можете заодно рассказать, что так в старину люди защищали себя от вражеских набегов.



Предварительный просмотр:

Возраст детей 3-4 года

Песок

Тема опыта, цель

Содержание и оборудование

«Я пеку, пеку, пеку деткам всем по колобку» экспериментируем с мокрым песком.

У детей разнообразные формочки, ведёрки, совочки.

Воспитатель предлагает слепить пирожки разной  формы.

« Сыпучий песок» - экспериментируем с сухим песком.

Воспитатель предлагает испечь пирожки из сухого песка. Что происходит? Предлагает взять песок в руки и пересыпать его струйкой.  Потом раздаёт детям кулёчки с отверстием и предлагает сыпать из них песок.

«Радужный песок» - научить детей получать разноцветный песок.

Приготовить гуашь, разведенную водой, и светлый песок. Показать детям, что можно красить не только бумагу, но и песок.

«Песочный замок» 

Мокрый песок может выливаться  из ладошек тонкой струйкой. Если ладошки держать на одном месте, то из струйки можно получить конус, который будет похож на замок. При высыхании песок твердеет, и получается крепкая постройка.

«А мы сеяли песок»

Научить детей сеять песок через сито. Рассмотреть, чем отличается просеянный песок от непросеянного.



Предварительный просмотр:

 

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. и родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем, насколько правы те, кто  строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Нам хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек  жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию поисково-исследовательской активности детей.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность .

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).



Предварительный просмотр:

Технология познавательного развития детей

«Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников».

Составила воспитатель Коваль А.С.

Актуальность технологии:  Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Это направление выступает приоритетным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Знания, полученные ребенком самостоятельно, во время проведения опытов и экспериментов запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, исследования, эксперименты, учился добывать знания и самостоятельно решать различные задачи.

Комплексная работа по изучению свойств различных веществ имеет большое значение для развития исследовательских способностей ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Смысл познавательной и опытно-экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества выступают как целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что в свою очередь будет влиять на развитие предпосылок универсальных учебных действий необходимых детям при поступлении в школу.

Цель: внедрение в работу с детьми дошкольного возраста форм и методов развития познавательно-экспериментальной деятельности, творческого потенциала детей.

Задачи:

1. Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста познавательного интереса, любознательности, стремления к опытно-экспериментальной деятельности.

2. Привлечь родителей к активному участию в создании и обогащении специальной среды: опытно-экспериментальных уголков в детском саду и дома.

3. Создать условия для творческого взаимодействия детей и их родителей (лиц их заменяющих), способствовать решению проблем межличностного общения в семьях воспитанников.

Задачи для детей:

- продолжать учить детей работать самостоятельно и в коллективе;

- совершенствовать навыки диалогической речи;

- учить детей отражать в речи: вопрос-действия-ответ;

- активизировать и обогащать словарный запас детей;

- расширять знания детей о предметном и природном мире;

- воспитывать любознательность;

- формировать заинтересованность в определении проблемы и успешном её решении, как совместным путём, так и самостоятельно;

- развивать навыки элементарной опытно- экспериментальной деятельности;

- закреплять знания о правилах безопасного поведения во время проведения опытно-экспериментальной деятельности;

- познакомить детей со свойствами песка (цвет, запах, сыпучесть, растворимость), дать расширенные представления о свойствах воздуха, воды, уточнить значение воды и воздуха для всего живого.

Методическая и практическая значимость данной технологии заключается в том, что подобранный комплекс методов, разработанные конспекты, картотеки помогут педагогам более грамотно организовывать опытно-экспериментальную деятельность с детьми дошкольного возраста.

Новизна заключается в сути самой идеи – использовать игры-эксперименты в интеграции с другими видами деятельности с учетом всех образовательных областей. Интеграция исследовательских задач в содержание познавательного, речевого, художественно-эстетического образования ребенка выступает новым направлением в работе педагога.

В процессе работы по данной технологии используются разнообразные формы работы: это и непосредственно опытническая деятельность детей, творческое исследование ребенка и родителя, досуг, игровая деятельность, сказки-путешествия.

Предполагаемые результаты внедрения технологии:

Методическая и практическая значимость.

- будет сформирована картотека элементарных опытов для детей дошкольного возраста,

- проработаны методы и приемы организации опытно-экспериментальной деятельности,

- выработаны единые подходы к опытно-экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста дома и в саду

- подготовлены консультации для педагогов и родителей, а так же подобраны анкеты.

Предполагаемые результаты достижения целевых ориентиров детьми:

        Проявляет инициативу и самостоятельность в знакомой опытно-экспериментальной, познавательно-исследовательской деятельности, знает свойства воды и способы их проверить, активно взаимодействует со сверстниками, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать, достаточно  владеет устной речью, умеет выражать свои мысли, проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, склонен экспериментировать.

Задачи работы с детьми:

  • Познакомить детей со свойствами воды, воздуха и песка;
  • Учить различать состояния воды: вода - лед – пар; песка: сухой-мокрый; воздуха: холодный – теплый, звучание.
  • Познакомиться со свойствами  воздуха и воды в опытно-экспериментальной деятельности;
  • Развивать интерес к объектам природы и любознательность в процессе экспериментирования;
  • Формировать навыки мыслительных действий, умение анализировать, делать выводы;
  • Повысить воспитательную компетентность родителей в экологическом воспитании дошкольников.

Основные теоретические положения.

Как доказал Н.Н. Поддьяков, академик Российской академии образования, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребенка, на способности обучаться в дальнейшем. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у детей: "фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все виды детской деятельности, в том числе и игровую.

 Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования. Однако долгое время это не учитывалось системой дошкольного образования, а самостоятельные инициативы детей расценивались как нарушение дисциплины, поскольку не подверженные контролю, они на самом деле чреваты негативными последствиями. Родители, не осознавшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают и наказывают.

 Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так, и лишает его права на ошибку, не позволят ему самому открыть истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что его естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. Детское экспериментирование представляет собой различные формы выражения одной и той же мысли: позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом путем самостоятельного исследования мира. Но это, как понимал Ж.Ж. Руссо, может сделать деятельность детей чересчур убыточной. Какой же выход из положения? Выход в одном - в широком внедрении метода организованного и контролированного детского экспериментирования - дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.

 Теория вопроса разработана Н.Н. Поддьяковым, содержание отдельных опытов в последние годы активно разрабатывается и теоретиками и практиками дошкольного образования.

 Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет непростой, а многоуровневый эксперимент:

- физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;

 - природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;

 - социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека, формы взаимодействия людей друг с другом;

 - познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;

 - лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т.е. экспериментирует со словами.

 - личностный: узнает свои личные возможности;

 - волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;

 - поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.

Методические рекомендации к организации экспериментирования.

Метод детского экспериментирования не труден; он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования.

 Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы.

 Например: Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего, надо попросить ребенка помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более, что он действительно окажет вам помощь. Если вы делайте посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло, мы его польем водой и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый росточек, вот такой". (При этом показать какую-нибудь травинку).

 Если высаживайте рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руку сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет ни одного плода, он сломался, но давай попробуем все же его посадить". Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет.

А главное - он начнет думать, анализировать!

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников. Главным отличием можно назвать генетическое родство детского экспериментирования с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые служат у детей важнейшими способами познания мира:

1. Детское экспериментирование свободно от обязательности.

Мы не можем обязать ребёнка ставить опыты, как поступили бы с учениками в школе. Во время любого эксперимента у ребёнка должно сохраниться ощущение внутренней свободы.

Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта.

Если ребёнок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведённое по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал. Его можно прекратить. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносит вред животным и растениям.

2. В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана.

Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия. Например, при изучении свойств магнита я запланировала выяснить, какие материалы притягиваются магнитом и как влияют на его свойства преграды. Дети положили скрепки в ящик и стали передвигать с помощью магнита, помещённого под дно ящика. Я поддерживаю инициативу: «Сделай из скрепок поезд и проведи его под мостом» (используя деталь из строительного набора). Если мы радуемся открытиям своих питомцев, одобряем их попытки мыслить самостоятельно, в группе создаётся творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей.

3. Дети не могут работать не разговаривая.

Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, является естественной потребностью любого творческого человека. Лишение детей возможности обращаться друг с другом не только затрудняет условие материала, но и наносит ущерб личности в целом. Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

4. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми.

Имеет смысл позволить интересующимся экспериментировать чаще. В тоже время не стоит неволить тех, у которых особых склонностей к исследовательской работе нет. Они могут в это время заниматься чем-то другим. Единственное, чего нельзя делать – это позволять им ничего не делать.

5. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

Несмотря на то, что фиксирование результатов приносит огромную пользу, злоупотреблять этим не следует. Это является дополнительной нагрузкой для ребёнка, не все дети дошкольного возраста способны осознать смысл этой процедуры.

6. Следующим важным моментом, который необходимо учитывать – это право ребёнка на ошибку.

Учитывая наглядно-образный характер мышления, гораздо целесообразнее позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений. Такой методический приём не только сделает знания более реальными и осознанными, но и укрепит авторитет педагога. Целесообразно специально закладывать в методику эксперимента возможность совершения ошибки.

7. Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу.

Воспитатели всё время приходится решать задачу: как сделать, чтобы детям, у которых не сформированы трудовые навыки, казалось, что они работают самостоятельно. Приведу некоторые из них:

Работа руками детей.

Дробление процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам «Саша, держи растение, Женя подсыпай землю с этой стороны, Алина подсыпай с другой стороны. Молодцы, вы все хорошо сделали».

Совместная работа воспитателя и детей. «Я сейчас принесу землю, а вы тем временем вымойте горшочки и достаньте всё необходимое для посадки овса».

Помощь воспитателя детям. «Вика, давай я подержу растение, а ты обрывай сухие листочки»

В основе этих приёмов лежит непосредственное участие педагога в эксперименте, но таким хитрым образом, чтобы детям казалось будто они работают самостоятельно.

8. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности.

9. Следующей отличительной особенностью детского экспериментирования является способ введения ребёнка в целостный педагогический процесс.

 В детском саду эксперименты незаметно вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Например: гуляем на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем копнуть палочкой и убеждаемся, что земля твёрдая, а рядом (на обочине) рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через неё пробиться. Продолжаем прогулку. Эксперимент прошёл незаметно.

В детском саду не должно быть чёткой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром.

Очень ответственным является конечный этап – анализ результатов и формирование выводов. Дети пока мыслят образами, поэтому за частую не могут выразить словами то, что в общем, понимают неплохо. Например, знакомясь с магнитом, они быстро сообразят, как вытащить скрепку из стакана с водой, но наверняка будут испытывать затруднения при необходимости дать словесное описание свойств магнита. Отказаться же от формулировки выводов, невозможно, так как это лишает эксперимент его познавательной ценности. Лучше всего чтобы дети в непринуждённой форме поделились с воспитателем радостью открытия. Вот пример нетрадиционного подведения итогов эксперимента. Дети выращивали на окне лук, когда пришла пора его срезали, сделали салат и сели обедать. Воспитатель говорит: «Спасибо тем, кто приготовил нам такой вкусный салат. Ребята, а кому же спасибо?» В этот момент в мозгу детей вихрем проносятся образы-воспоминания, как они принесли из дома лук, попросили помощника сделать ящик, воспитатели приготовили землю, каждый посадил лукавицу, поливали лук, готовили салат. Кому же спасибо? Нам! Громко скажем спасибо! Это пример широкого обобщения. Таким образом, все «словесные» этапы экспериментирования – обоснование цели, отчёт об увиденном, формирование выводов – представляют собой категории, существующие только для воспитателя. Он помнит о них, ориентируется на них в своей работе, но дети об их существовании не подозревают. Они просто что-то делают, о чём-то рассказывают друг другу и взрослому в непринуждённой обстановке, во что-то играют.

При проведении опытов в старшем дошкольном возрасте работа осуществляется в 2 этапа: выслушав и выполнив одно задание, дети получают следующее. Шире применяются разнообразные формы фиксирование результатов: графические, гербаризация, объёмное засушивание и др. Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развёрнутый рассказ об увиденном. Роль воспитателя, внимательно выслушать ребёнка и ждать когда ребёнок сам обратится за помощью.

Проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывать методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают выводы. Роль воспитателя сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности.

Но, однако, сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребёнком, владеющим высокой культурной экспериментирования может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребёнка навыкам экспериментирования.

Примерное содержание работы по ознакомлению детей со свойствами воды.

Изучение наглядного материала: Рассматривание иллюстраций, альбомов, книг с изображением родников, озер, горных рек, водопадов, морей, океанов и их обитателей. Рассматривание предметных картинок с сюжетами использования воды. Рассматривание  картинок с водным транспортом.

Беседы о воде: «Волшебный мир воды», «Вода вокруг нас», «Всем нужна чистая вода», «Почему вода  в море соленая?», «Свойства воды», «Вода в природных явлениях», «Вечная слава воде».

Беседы по ОБЖ: «Правила поведения на воде», «Берегите воду»

Чтение художественных произведений: Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели»; К. Чуковский «Мойдодыр»; В. Г. Квашин «Как море заселилось»; Н. А. Рыжова «История одного пруда».

Разучивание стихов: стихи А. С. Пушкина «О море», Т. Жиброва «Ручеёк», В Минькова «Дождик», «Стихи о правилах безопасности а воде», Лев Квитко «Ручеек», С. Олегова «Что такое вода?», А. Тараскин «Сколько знаю я дождей»

Загадки, пословицы,  поговорки и песни по теме.

Артикуляционная гимнастика: «Рыбка шевелит губами», «Лодочка», «Лодочка качается на волнах», «Рыбки разговаривают», «Акулы».

Дыхательная гимнастика: «Буль-бульки», «Кораблики», «Мыльные пузыри».

Пальчиковая гимнастика: «Рыбки», «Кораблики», «Ладошки», «Вышел дождик на прогулку», «Подводный мир», «Какие бывают рыбы?».

Организация игровой деятельности.

Дидактические игры: «Кто что любит», «Угадай на ощупь», « Какой бывает вода», «Плавает не плавает», «Знаем, знаем», «Что мы знаем о воде?», «Капитан укладывает чемодан», «Отвечай быстро».

Подвижные игры: « Барсук и дети», «Море волнуется раз», « Крокодилы», «Как приятно в лодке плавать», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Таня брызгалку нашла», «Переправа», «Кто быстрее вытащит рыбку», «Берег, море, парус».

Сюжетно-ролевые: «На речке», «Отдых на море», «Путешествие в подводное царство», «Пароход». «Моряки».

Настольные игры: «Разрезные картинки», «Лабиринт», «Пазлы», «Парные картинки», «Узнай, что изменилось», «Найди отличия», «Лото», «Соедини точки».

Организация опытно-исследовательской деятельности: «Твердая вода», «Разноцветная вода», «Тонет не тонет», « Вода горячая-холодная», «Вода не имеет ни вкуса, ни запаха», «Куда вода исчезла?», «Растения пьют воду».

Художественно-изобразительная деятельность.

Рисование: «Морские обитатели», «Кораллы», «Кораблик по морю гуляет» (с элементами аппликации).

Поделки из бросового материала: «Рыбка из ракушек и пластилина», «Корабль из ракушек»  (коллективная работа)

Аппликация: «Озорные рыбки», «Лягушонок», «Морской мир» (коллективная работа).

Ручной труд, природный материал: «Миниатюрный сад в раковине»

Проведен комплекс закаливающих процедур. 

Просмотр видеоматериалов по теме проекта.

Оформление консультаций для родительского уголка: «Изучаем свойства воды, играем с водой», «Безопасность а воде», «Детское экспериментирование», «Закаливание первый шаг на пути к здоровью», «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья».

На заключительном этапе работы была проведена беседа с детьми о свойствах воды, организована выставка детских работ. Результатом все проектной деятельности выступило Совместное с родителями развлечение «Волшебная вода» и а презентация проекта «Волшебный мир воды» на родительском «Вечере встреч».

В подобном плане выстраивается работа по ознакомлению детей со свойствами воздуха и песка.

Методы определения исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Диагностика исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования проводится по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой.

 Что исследуется, изучается

1 Выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные для них разновидности данной деятельности.

2 Выявить особенности экспериментирования в условиях взаимодействия Содержание диагностической ситуации «Что мне интересно?» (О.В.Афанасьева)

Ребенку предъявляются предметы и материалы, допускающие возможность их использования как по функциональному назначению, так и для экспериментирования: вода, мокрый песок, сосуды разной вместимости, пластилин, кисточка, карандаш, краски, несколько сортов бумаги, цветной полиэтилен, кусочки бечевки. До начала экспериментирования ведется разговор с детьми: Что можно сделать с этими предметами? Сможешь ли ты их использовать еще интереснее, по-своему? После этого ребенку предлагается действовать с предметами по - своему усмотрению. После завершения ему задают дополнительные вопросы: Что ты делал? Интересно ли тебе было? Почему ты выбрал именно это занятие? Что ты сегодня узнал?

«Что нам интересно?» (О.В.Афанасьева) Группе детей предъявляют те же предметы что и в первом задании. Проводится беседа: кто, что делал с этими предметами в прошлый раз? Что при этом узнал? Кто Критерии оценки проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание продолжить экспериментирование, проявляет творчество. 2 балла у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу. проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, желание

3 с детьми. другими использовал эти предметы необычно? После этого детям предлагается самостоятельно экспериментировать с предметами. Каждый из детей по своему желанию может прервать деятельность. После прекращения деятельности всеми детьми каждому из них индивидуально задаются вопросы: с кем ты играл? Что вы сегодня сделали? Кто придумал это делать? А почему этим хотел заниматься ты? Когда тебе было интереснее в прошлый раз, когда ты играл сам, или сегодня? Что ты нового узнал? продолжить экспериментирование, проявляет творчество. 2 балла у ребенка отсутствует целенаправленность, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность и инициативу.

3 Выявить экспериментальным путем уровень растворимости различных веществ в воде. «Кораблекрушение» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева) Перед детьми стоит макет корабля, тазик с водой, мешочки, наполненные сахаром, солью, красками, песком, пустая миска. Корабль перевозил груз, но во время шторма корабль перевернулся, когда моряки достали мешки из воды, некоторые из них были пустыми. Как ты думаешь, какие вещества исчезли из мешка и почему? Ребенку предлагается самостоятельно провести эксперимент и разрешить данную проблему. проявляет интерес к экспериментированию, выражает эмоциональное удовлетворение, выдвигает гипотезы, самостоятельно использует предметы для проверки своей гипотезы, делает выводы. 2 балла у ребенка отсутствует целенаправленность, затрудняется в выдвижении гипотез, достигает результата с помощью воспитателя; 1 балл ребенок не проявляет инициативы, боится проявить самостоятельность, не выдвигает гипотез, действует по инструкции воспитателя.

4 Выявить знания детей о плавучести предметов. Исследовательская задача ребенка определить степень плавучести различных предметов в воде. «Перевертыши» (Т.И.Бабаева, О.В.Киреева) 1 часть ситуации (провести на практике эксперимент и разрешить данную проблему) ребенку предъявляется картинка с изображением аквариума и материалов, находящихся в нем: камень, железный гвоздь, бумага плавают на поверхности аквариума; деревянный кораблик, пустая пластмассовая банка, тяжелая машина на дне аквариума. Инструкция: посмотри, что здесь нарисовано? Что правильно, а что неправильно? Почему ты так думаешь? Задача ребенка провести на практике эксперимент и разрешить заданную проблему, воспользовавшись предметами, лежащими на столе: деревянным корабликом, гвоздем, камнем, бумагой, тяжелой машинкой, пластмассовой банкой, тазом с водой. 2 часть ситуации (выявить устойчивость интереса к экспериментированию, умения переносить полученные знания в новые условия). Инструкция: на другом столе есть еще предметы. Ты хотел бы узнать, что из них плавает, а что тонет? Незнайке очень нужно перебраться на другой берег реки, но он не умеет плавать. Что ж ему делать? Он решил построить плот и переправиться на нем. Только вот беда он не знает, из чего делать плот. На берегу лежат дерево, камни, железо, бумага, пластмасса, глина. Ты можешь помочь Незнайке? 3 часть ситуации (выявить осознание ребенком результатов экспериментирования). С этой целью проводится индивидуальная беседа: расскажи, что ты сейчас делал? Что перепутал художник? Как ты помогал Незнайке? Из чего нужно сделать плот? Что на самом деле плавает, а что тонет? разрешает проблему самостоятельно с помощью экспериментирования, 2 балла ребенку дается подсказка: «Посмотри, перед тобой таз с водой и предметы, как ты думаешь, могут они нам помочь узнать, что плавает, а что тонет» и он разрешает проблему. 1 балл ребенок действует вместе с воспитателем. проявляет интерес к экспериментированию, самостоятельно решает проблему; 2 балла ребенок справляется с заданием с помощью воспитателя; 1 балл ребенок затрудняется в переносе полученных знаний в новые условия. рассуждает, аргументирует свои собственные выводы; 2 балла ребенок справляется с заданием с помощью наводящих вопросов воспитателя;

5 Выявить умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки. сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы. Тебе понравилось решать эту задачу? 1 балл ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

«Сахар» (Л.Н.Прохорова) Инструкция: один мальчик очень любил, пить чай с сахаром. Один раз мама налила ему чашку чая, положила в нее два кусочка сахара. А мальчик не захотел пить чай, он 2 балла ребенок хотел достать ложкой сахар и съесть его.  Однако сахара в чашке не оказалось. Тогда мальчик заплакал и закричал: «Кто съел его сахар?». Вопросы: Кто взял сахар? Куда делся сахар? Если ребенок отвечает, что сахар растаял, следует спросить: «А как это проверить, был ли сахар?»; 1 балл ребенок затрудняется выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Результаты внедрения технологии. В результате комплексной работы с включением опытно-экспериментальной деятельности у детей были сформированы запланированные компетентности по теме свойств и охраны воды, свойств и значения песка, его использования, а так же воздуха. 

Результаты диагностики исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой) представлены в диаграмме (рис.1).

Рисунок 1.

В результате внедрения данной технологии у детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. Дети научились ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, проводить элементарные опыты, быть ответственными партнёрами, уважать мнение собеседника.

 С высоким уровнем развития - 67% - дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем 31% - в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития 2% - включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Работа с родителями помогла повысилась их компетентность в экологическом образовании дошкольников. Способствовала формированию доверительных детско-родительских взаимоотношений, привлечению родителей к взаимодействию с педагогом и ДОО, раскрытию творческого потенциала родителей и привлечению их к единому творческому процессу с детьми.

Помимо этого, обогатилась развивающая среда группы, появились новые методические разработки, необходимые в педагогической деятельности.

 Вывод:  

Эффективность познавательного развития, и в частности опытно-экспериментальной деятельности дошкольников, главным образом зависит от создания и правильного использования развивающей среды, и систематической работы с детьми.

С моей точки зрения, данная технология имеет прогрессивный характер и позволит не только познакомить детей со свойствами природных объектов и явлений, но и даст толчок для развития наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной и опытнической деятельности.

Список литературы.

  1. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  2. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  3. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  4. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  5. Николаева С.Н. «Юный эколог» М., 2009г.
  1. Рыжова Н.В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.
  2. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Область "Познания" Опытно - экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия необходимо...

Участие в проектно-исследовательской или опытно-экспериментальной деятельности "Формирование экономической компетенции посредством включенности студентов в проектно-творческую деятельность"

Вопрос экономической грамотности населения год от года становится все более актуальным. Такая ситуация связана с тем, что существующий экономический механизм включает в себя всех людей как отдел...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок».

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Сухой и влажный песок»....

Опытно-экспериментальная деятельность "«Организация и обеспечение образовательного процесса, ориентированного на формирование, сохранение и укрепление физического, духовного и социального здоровья обучающихся в условиях образовательного учреждения»

Специалисты по работе с подростками, государственные деятели все чаще отмечают, что  преподаватель может сделать для здоровья студентов гораздо больше, чем врач, поскольку основным фактором,...

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Где жевет вода?» Подготовила: воспитатель Байбара Е.Н.

Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе  «Царица – водица»...

«Опытно-экспериментальная деятельность при ознакомлении дошкольников с окружающим миром»

Что такое детское экспериментирование      Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог. Это позволяет детям и педагогам высказывать...

Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики

Опытно-экспериментальная работа по развитию общекультурной компетентности детей средствами музейной педагогики...