Актуальные проблемы проектирования урока производственного обучения в лицее
статья

Бембеев Иван Васильевич

     Урок является основной формой организации педагогического процесса в школе и училище. В основном на уроке осуществляется обучение. В свою очередь, обучение есть процесс познания человеком себя и окружающего мира.

     Урок — это определенным образом организованное общение педагога и учащихся, учащихся между собой. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование отношений и творческой деятельности успешнее протекает в общении людей. Общение — универсальный источник формирования знаний и умений человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бембеев И.В., мастер производственного обучения

ГБПОУ «Индустриально – судостроительный лицей»

Кировского района  Санкт – Петербурга

Актуальные проблемы проектирования урока производственного обучения в лицее

     Урок является основной формой организации педагогического процесса в школе и училище. В основном на уроке осуществляется обучение. В свою очередь, обучение есть процесс познания человеком себя и окружающего мира.

     Урок — это определенным образом организованное общение педагога и учащихся, учащихся между собой. Усвоение знаний, навыков и умений, формирование отношений и творческой деятельности успешнее протекает в общении людей. Общение — универсальный источник формирования знаний и умений человека.

     Еще начиная с педагогической деятельности Яна Амоса Коменского, т. е. с XVI века, урок прочно вошел в теорию и практику педагогики и сегодня считается традиционным.     Основное время и силы уходят именно на работу по подготовке и проведению урока.

Оттачиваясь веками, урок стал незаменимой формой организации педагогического процесса. Его достоинства несомненны.

     Во-первых, урок экономичен. Преподаватель одновременно учит группу учащихся одного возраста и одного уровня подготовки.

     Во-вторых, урок имеет четкие временные рамки, поэтому из уроков легко составлять расписание и планировать весь учебный день.

     В-третьих, урок достаточно гибок, в рамках урока можно использовать многие педагогические теории.

     В-четвертых, урок может поглощать другие формы организации обучения. Именно поэтому появились урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия. Есть у него и другие достоинства, но есть и недостатки. Все чаще возникает сомнение: может ли урок отвечать запросам нашего времени?

     К недостаткам урока относят:

  • чрезвычайную педагогическую сложность (чтобы подготовить и провести урок, надо знать всю теорию педагогики);
  • отсутствие условий для связи теории и практики;
  • жесткую регламентацию во времени;
  • консерватизм cтpyктypы урока;
  • сложность реализации индивидуального подхода к учащимся.

     Эти достоинства и недостатки урока, с одной стороны, убеждают в его еще не исчерпанных возможностях, с другой — побуждают к его совершенствованию.

Для проектирования педагогу следует знать об уроке все.

     Во-первых, его функции. Воспитательная функция урока заключается в направлении его содержания, методов и средств на достижение целей развития личностного потенциала учащихся. Образовательная функция урока состоит в его способности формировать у учащихся знания, навыки, умения, составляющие содержание профессионального потенциала будущих рабочих. Развивающая функция — нацеленность урока на развитие духовных и психологических качеств учащихся. Эти функции урока характеризуют его широкие педагогические возможности, что в конечном итоге сказывается на его проектировании.

     Во-вторых, любой педагог должен знать типы уроков, выделяемые на основе ведущих дидактических задач организации познавательного процесса учащихся.

     В-третьих, необходимо знать виды уроков. Видов уроков очень много, из них наиболее распространенными в теоретическом обучении являются: урок-лекция, урок-дискуссия, урок-семинар, урок-экскурсия и др., а в производственном обучении— уроки-тренинги, уроки - лабораторные работы, уроки-конкурсы профессионального мастерства и др.    

     В-четвертых, педагогу следует знать об учебной деятельности и ее формах. Учебная деятельность предполагает: а) выполнение учащимися соответствующих действий с учебным материалом; б) превращение усваиваемого материала в прямую цель этих действий.

     Все это относится преимущественно к урокам теоретического обучения. На уроках производственного обучения основными являются практические навыки и умения.   Мастер производственного обучения несколько иначе проектирует урок. Он имеет дело с практической деятельностью, а следовательно, и с ее проектированием. При этом целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • адекватного (соответствующего) перевода формируемой трудовой деятельности в систему конкретных профессиональных навыков и умений и наоборот;
  • отражающего формирования ориентировочной (нормативной) основы профессиональных умений, соответствующих профессиональной трудовой деятельности;
  • поэтапного формирования профессиональной деятельности;
  • оперативного непрерывного контроля формируемых навыков и умений как составных частей целостной профессиональной трудовой деятельности.

     При проектировании уроков производственного обучения рекомендуется учитывать определенные требования, которым должна отвечать практическая деятельность учащихся. Она должна:

  • воспроизводить продукт заданного образца в соответствии с чертежами и техническим описанием;
  • раскладываться на такие действия и операции, которые учитывали бы технологию

производственного процесса, предписываемую технологическими картами;

  • отвечать установленной норме производительности (количество продукта в единицу времени);
  • быть сознательной;
  • носить обобщенный характер и строиться на системе специфических теоретических понятий;
  • выполняться с известной мерой навыка: легко, свободно, в быстром темпе и со значительной степенью автоматизации.

    Урок производственного обучения проектируется так же, как и другие сложные организационные формы педагогического процесса, но его проектирование имеет свою специфику. При проектировании урока производственного обучения формируются цели и задачи деятельности как анализ и выделение заданных характеристик продукта. Далее анализируются предмет и средства труда с точки зрения возможностей получить заданный продукт деятельности. Тщательному анализу подвергаются трудовые действия учащихся и их последовательность. На этой базе идет создание общей структуры педагогического процесса на уроке.

     Методическая структура урока производственного обучения строится на анализе технологии изготовления продукта, состава и последовательности технологических операций, на определении места контроля и коррекции деятельности по ходу выполнения. Поэтому в уроки производственного обучения включены обходы и инструктажи. Учебная деятельность каждого учащегося регулируется учебной картой, которая, в свою очередь, является продуктом деятельности учащегося на уроке.

     Формы проектирования урока: план, конспект или методическая разработка

     План урока является кратким изложением методической структуры урока с элементами его педагогической структуры. В плане фиксируются цель и задачи урока, его тип, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы. Основное место занимает перечень этапов урока и обозначение ведущей деятельности педагога и учащихся.

     Конспект урока — подробное проектирование урока. В нем не только фиксируется все, что есть в плане урока, но и подробно излагаются содержание, приемы и методы каждого этапа урока, вся деятельность педагога и учащихся.

     Методическая разработка — это комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока. В ней есть план или конспект урока. Объяснение многих позиций, методическое обеспечение данного урока (или серии уроков).

     Педагогу самому предстоит выбирать, в какой из этих форм он будет проектировать тот или иной урок. Однако в практике колледжей сложилось такое положение, когда и формы проектов уроков, и их внутренняя структура преподавателю предписываются.  Регламентируются темы уроков и порядок их изучения, до сих пор существуют инструкции, определяющие время, отводимое для опроса, объяснения, закрепления материала. В результате все уроки стали одинаковым, на них учащиеся перестали практически действовать и даже говорить.

     Широко известны новации, направленные на возвращение уроку творческого характера, природою присущих ему компонентов. Предлагается проектировать урок с учетом специфики усваиваемого содержания и в соответствии с содержанием менять продолжительность урока, вести урок как "погружение" и т. д.

     При проектировании урока преподавателю важно избавиться от боязни отступить от нормативов, инструкций и больше доверять своей интуиции, переориентироваться с методической и педагогической структур урока на психологическую, отдав ей приоритет, стремиться к удовлетворению и развитию познавательных интересов учащихся, к формированию у них ответственного отношения к учению и будущей профессиональной деятельности.

     Раздельное проектирование уроков теоретического и производственного обучения весьма условно, чаще проектирование происходит более целостно и органично. Как при теоретическом, так и при практическом обучении рабочих сказывается влияние, по крайней мере, трех факторов.

     Первый — соединение обучения с производительным трудом учащихся.

     Второй — взаимосвязь общего среднего и профессионального образования.

     Третий — приход компьютера в учебный процесс.

     Соединение обучения с производительным трудам практически превращает педагогический процесс в колледже в учебно-производственный. Труд учащихся порождает потребность в самой широкой политехнизации обучения как средства противодействия узкому прагматизму, что свойственно почти любому труду. Кроме того, усиливается прикладная практическая направленность уроков теоретического обучения, в них все чаще включаются практические действия учащихся, используются формы деятельности, применяемые на производстве.

     Взаимосвязь общего среднего и профессионального образования тоже влияет на уроки. Если при изучении общеобразовательных дисциплин у учащихся не формируются профессиональное мышление и профессионально значимые качества личности, если эти дисциплины не создают политехнической ориентации, то их изучение легко превращается в самоцель. Поэтому уроки теоретического обучения, особенно уроки по общеобразовательным дисциплинам, в колледже приобретают профессиональную направленность, политехнизм, большую проблемность. В этих условиях меняются и уроки производственного обучения. На них преподаватели шире используют теоретические знания для объяснения тех или иных фактов для развития творческих компонентов деятельности.

     Использование компьютера на уроках значительно меняет их. Компьютер упрощает дифференциацию и индивидуализацию обучения. Контроль знаний, навыков и умений становится не только систематическим, но и, что очень важно, соединяется с самоконтролем. Взаимодействие со сложной техникой интеллектуализирует учащихся, приучает их к принципиально новым средствам и орудиям труда, способствует мотивации учения. Применение компьютера резко меняет местами проектирование урока и процесс его проведения. Первое место по значимости и затратам времени занимает процесс проектирования урока. Его проведение уходит на второй план. Имея педагогические программные средства, провести урок становится легче.

Какие педагогические требования предъявляются к современному уроку производственного обучения?

  1. Четкое и однозначное определение целей и задач каждого урока производственного обучения учебного занятия с учетом специфики и возможностей обучаемых.
  2. Оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей обучаемых.
  3. Обеспечение условий для полноценной учебной деятельности;
  4. Внедрение новейших педагогических технологий;
  5. Целесообразное использование разнообразных видов, форм и методов совместной деятельности.
  6. Творческий подход к формированию структуры учебного занятия.
  7. Сочетание различных форм коллективной деятельности и самостоятельной работы обучаемых.
  8. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.
  9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом обучаемых.
  10. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики при проектировании и реализации урока производственного обучения.

     Мастерство мастера производственного обучения на уроке заключается главным образом в умелом владении методикой обучения и воспитания, творческом применении современных педагогических технологий и передового педагогического опыта, рациональном руководстве познавательной и практической деятельностью студентов, их интеллектуальным развитием.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Горькаева Е. Ю. Проблемы организации образовательного процесса в колледже [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 225-227.
  3. Электронный журнал: Вопросы интернет образования. Режим доступа: http://vio.uchim.info/Vio_22/cd_site/articles/art_1_2.htm
  4. Исаева К. Р., Баязова Б. Т. Педагогическая проблема подготовки творческой активности учащихся колледжа. Вестник КарГУ. Караганда, 2017, с. 13–18.
  5. Лазарев, Г.И. Куда ведут ступени профессионального образования? [Текст] / Г. Лазарев // Высшее образование в России. — 2008. — N 7. — С. 3–12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского метода обучения. Педагогический мастер-класс

В методической разработке мастер-класса по теме: «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках производственного обучения и практических занятиях через применение исследовательского м...

Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»

Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...

План – конспект открытого урока производственного обучения По профессии «Повар, кондитер» - 1 курс Урок производственного обучения.

План – конспект открытого урока производственного обученияПо профессии «Повар, кондитер» - 1 курсУрок производственного обучения....

План-конспект урока производственного обучения "Комбинированные стрижки для двух типов лица"

Данный материал представляет собой конспект проведения занятия для студентов специальности 43.01.02 Парикмахер...

Технологическая карта урока производственного обучения «Выполнение производственных работ 2-3 разряда. Изготовление детали «Ключ для трехкулачкового патрона»

Цель урока:1) закрепить  знания обучающихся по разработке технологического процесса изготовления детали «Ключ для трехкулачкового патрона»; овладеть рациональными приемами труда при в...