Урок русского языка "Сложные слова"
план-конспект урока

Лагутина Марина Владимировна

Урок предназначен для обучающихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_slozhnye_slova.docx53.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложные слова.

Учитель: Лагутина М.В.

Класс: 8а

Тема урока

Сложные слова

Тип урока

Открытие новых знаний

Технология построения урока

Урок-исследование

Цель

Формирование умения находить, образовывать, разбирать сложные слова.

Задачи:

Образовательные:

-ознакомление  обучающихся со способом образования сложных слов;

-расширение знаний о составе слова.

Коррекционно-развивающие:

-развитие навыков исследовательской деятельности, коммуникативных умений и творческих способностей через исследовательскую деятельность;

- развитие орфографической зоркости, обогащение письменной и устной речи обучающихся

Воспитывающие:

-воспитание нравственных качеств обучающихся.

Планируемый

    результат

Предметные умения

Базовые учебные действия (БУД)

Воспитывающие:

— воспитывать интерес к языку, слову, нравственные качества.

  Планируемые результаты:

Предметные:

— знакомить со способом образования сложных слов;

— расширять знания о составе слова — формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные.

личностные БУД:

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к учебе;

— оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

—  определять общие для всех правила поведения;

— определять правила работы  в группах;

— устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные

Регулятивные БУД:

 — определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— формулировать учебные задачи;

— учить планировать свою деятельность на уроке;

— отличать верно выполненное задание от неверного;

— осуществлять самоконтроль;

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные БУД:

— находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт;

— развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— строить речевое высказывание в устной форме;

— выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

—  моделировать информацию;

— уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные БУД:

 — слушать и понимать речь других;

— формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

—  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Основные понятия

сложное слово, части слова, значение слова, родственные слова

Межпредметные связи

Русский язык – развитие речи –  чтение

Ресурсы:

- основные

-дополнительные

Н.Г.Галунчикова. Русский язык. Учебник для 8 класса.

Презентация к  уроку русского языка «Сложные слова»

 индивидуальные карточки, карточки для самооценки,  разноуровневые карочки

Карточки «Рефлексия урока»

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.

Технологии

Исследовательская, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная, здоровьесберегающая

Технологическая карта урока

п/

п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность обучающихся

ОЭР

Формируемые базовые учебные действия

1

Организационный    

Добрый день!
Землю обогнули тоненькие нити,

Нити параллелей и зелёных рек,

Протяните руку, руку протяните,

Надо, чтобы в счастье верил человек.

Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

Ведь от слова доброго тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и весёлым хмурый человек.

Проверяют готовность к уроку

музыка

Регулятивные: формирование положительного настроя на работу.

Личностные: иметь познавательный интерес к работе со словом, его значением, происхождением

Умение чётко формулировать свои мысли.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности 

- Ребята, отчего человек может быть хмурым?

 -Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду?

— Кто из вас считает себя добрым, поднимите руки.

ДОБРЫЙ (карточка на доске)

— Кто из вас жизнерадостный?

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ (карточка на доске)

— Кто любознательный?

ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ (карточка на доске)

— Что вы видите на доске?

Как вы думаете, можно от слова ДОБРЫЙ образовать сложные слова?

— Вы знаете, что любое исследование проводится по плану. Составьте  план:                     

Дети высказывают своё мнение

— Выполняют разбор по составу маркером, подбирают подходящую схему, прикрепляют рядом со словом.

Делают вывод

— Слова ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ, ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ,  – сложные слова, потому что имеют 2 корня, слово ДОБРЫЙ – не сложное

Предположение

1.Выдвижение гипотезы (предположения или догадки)

2. Исследование

3. Вывод                     

Работают на маркерной доске

слайд

личностные БУД:

— устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

Познавательные БУД:

Выдвигать гипотезу

делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

3

Постановка темы и цели урока

Сформулировать тему и цель

Тема: Сложные слова

Цель: исследовать, можно ли от слов добро, добрый образовать сложные слова.

Регулятивные БУД:

 — определять и формулировать цель деятельности на уроке;

— формулировать учебные задачи;

— учить планировать свою деятельность на уроке;

4

Формирова-ние новых знаний и способов действий

- Прочитайте рассказ Юрия Ермолаева «Лучший друг».

— Почему Коля смутился?

-— Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам?

-Как нужно вести себя с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно?

-— Встретилось ли в тексте сложное слово?

— Запишите его и выполните  разбор по составу (морфемный).

— Какую схему образования сложного слова можно построить?

Чтение рассказа

Ему стало стыдно.

Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой.

Самокат

Записывают слово,

Выполняют морфемный разбор, строят схему: корень+о+корень

Рассказ на экране

Регулятивные БУД:

Осуществлять контроль

Познавательные БУД:

строить речевое высказывание в устной форме;

5

Применение знаний и формирова-ние умений и навыков

Работа в группах со словарями

Можно ли каждого из вас назвать добрыми?

Задание для 1 группы:

1. Как вы понимаете слово «доброта»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте.

2. Запишите сложные слова, используя словари – имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «доброта», используя схему КОРЕНЬ + О + КОРЕНЬ.

3. Выполните  разбор слов по составу. Что общего  в этих  словах?

4. Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

Задание для 2 группы.

1. Как вы понимаете слово «добрый»? Найдите значение в толковом словаре С. И. Ожегова, прочитайте.

2. Подберите синонимы к прилагательному «добрый», используя словари, запишите.

3. Выполните морфемный разбор этих слов. Что общего в этих словах?

4.  Сформулируйте вывод, подтвердилась ли гипотеза.

Каждая группа представляет результат своей работы.

Выступле-ние начинается с видеозаписи

 (видеосъем-ка обучающих-ся с размышлениями о доброте сделана заранее)

Коммуникативные:

- формулируют и аргументируют свое мнение и адекватно воспринимают мнение товарищей.

Регулятивные:

- учатся выделять учебные ориентиры и планировать свою деятельность;

- осуществляют самоанализ успешности в учебном процессе;

 Личностные БУД:

- анализируют текст, используя свой эмоциональный потенциал, опыт, знания, оценивают свои чувства;

- развивают речь, кругозор.

Познавательные БУД:

- используют речевые средства в соответствии с целями общения; отделяют знания от незнания.

6

Физминутка

Для глаз

Личностные БУД:  ценностное отношение к здоровому образу жизни.

7

 Включение в систему знаний и повторение

включение нового способа действий в систему знаний

Работа над лексическим значением слова:

Прочитайте слова

Благодетельный

Благожелательный

Благородный

Благотворительный

Благотворный

— Что заметили в этих словах?

— Как вы понимаете слово БЛАГО?

— А какое благое дело объединяет нас с вами?

Самостоятельная работа  по разноуровневым карточкам

- А как вы помогаете друг другу?

Одинаковая первая часть слов БЛАГО.

1 уровень: спишите 3 слова и выполните  разбор слов по составу.

2 уровень: составьте с этими словами 2 словосочетания ПРИЛ. + СУЩ, выполните  разбор  по составу сложных слов.

3 уровень: составьте предложение, используя данные слова.

4 уровень: работа с текстом рассказа Михаила Водопьянова «Один за всех и все за одного». Найти сложные слова, подчеркнуть их.

Дети выбирают уровень сложности, отмечают в тетрадях красным, желтым, зеленым, синим цветом круг, выполняют задание

Слова на слайде

Регулятивные БУД:

— формулировать учебные задачи;

— учить планировать свою деятельность на уроке;

— осуществлять самоконтроль;

Познавательные БУД:

— находить ответы на вопросы в словарях, используя свой жизненный опыт;

— развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

— строить речевое высказывание в устной форме;

— выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

—  моделировать информацию;

— уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные БУД

—  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

8

Рефлексия

Игра «Волшебный цветок».

-Подтвердилась гипотеза, выдвинутая в начале урока?

Все вы знаете сказку «Цветик-семицветик», если бы вам попался такой лепесток, куда бы вы его использовали?

Гипотеза подтвердилась: можно образовать сложные слова, характеризующие такое качество человека как доброта.

Высказывания детей.

Регулятивные БУД:

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные БУД:

— совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

9

Домашнее задание

Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас — ученым, артистом, инженером или врачом, — прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек.

С.39 упр.54

Приложение:    

Рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг»

Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушёл обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, — думает, — отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

— Знакомься, Игорёк, это мой лучший друг Коля.

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

— Что же вы на самокате-то не катаетесь…

Рассказ М.Водопьянова «Один за всех и все за одного»

Трудолюбивый, выдающийся математик Лев Семёнович Понтрягин ослеп, когда был ещё учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и  жизнерадостный мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Он был удручён настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твёрдо заявили, что они всем классом помогут ему. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух  учебники. Товарищи ходили с Левой на каток, в театр, на концерты, на лекции. С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. Он оказался талантливейшим математиком и в 23 годастал профессором и членом-корреспондентом Академии наук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Похвальное слово пунктуации"

Цель   урока:  - обобщить  и   углубить  знания  учащихся о знаках препинания,...

Урок русского языка 2 класс по теме:" Перенос слов".

Урок русского языка 2 класс по теме : "Перенос слов"...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...