Методическая разработка музейного урока "Неугасима память поколений"
методическая разработка

Кобелева Юлия Владимировна

Музейный урок посвящен выпускникам учебного заведения, Героям Советсткого Союза. Использование материалов личных архивов, материалов музея истории учебного заведения дает положительный эффект в воспитании патриотизма современной молодежи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Липецкой области

ГОБПОУ «Усманский многопрофильный колледж»

Методическая разработка

музейного внеклассного мероприятия

на тему: «Неугасима память поколений»

Классный руководитель 21 МЧС групы

Кобелева Ю.В.

Актуальность.Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современных образовательных учреждений, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у воспитанников любви к своей Родине. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Цели мероприятия: -воспитание патриотизма, любви к своей Родине, к героической истории и гордости за подвиги советского народа в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками;

 -сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества;

 -привлечение молодежи к патриотической работе и развитие потребности у подрастающего поколения к изучению истории и культуры своего Отечества, родного края и истории учебного заведения;

-популяризация деятельности музея истории колледжа среди студентов.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточные материалы для писем.

Ход мероприятия.

Звучит песня «От героев былых времен»

К стенду, на котором изображены Герои Советского Союза М.П.Кон-стантинов, М.П.Васильев, В.А Беляев. выходят экскурсоводы.

Экскурсовод 1. Время героев, обычно ты кажешься прошлым: Главные битвы приходят из книг и кино, Главные даты отлиты в газетные строки, Главные судьбы историей стали давно. Экскурсовод 2. Сегодня - день воспоминаний И в сердце тесно от высоких слов. Сегодня - день напоминаний О подвиге и доблести отцов.

Экскурсовод 1.

В мае 2005 г. на фасаде здания нашего колледжа была установлена мемориальная доска, посвященная выпускникам - Героям Советского Союза.

Неугасима память поколений И память тех, кого мы свято чтим, Давайте, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим. Почтим светлую память всех, кто ковал победу в Великой Отечественной войне.

Экскурсовод 2. А теперь давайте перенесемся в 1941 год.

Звучит Школьный вальс 1941 года.

Девушка:

Что случилось, скажи мне, ветер?

Что за боль у тебя в глазах?

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах?

Юноша:

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза?

Девушка и юноша (вместе):

Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели это – война?!

Звучит 7 симфония Д.Шостаковича.

Парень уходит на фронт.

Девушка:

Ранним, солнечным утром в июне,

В час, когда пробуждалась страна.

Прозвучало впервые для юных

Это страшное слово «война».

Чтоб дойти до тебя, сорок пятый,

Сквозь лишения, боль и беду,

Уходили из детства ребята

В сорок первом, далёком году.

Пауза. Девушка уходит за кулисы.

Экскурсовод 3. В июне 1941 г. педучилище сделало последний предвоенный выпуск специалистов и прервало свою работу на семь месяцев. С началом войны многие преподаватели и студенты ушли на фронт.

10 июня 1942 г. педучилище переехало в дом № 105 по улице Радищева, а свое здание предоставило госпиталю. Для раненых бойцов силами учащихся было проведено несколько вечеров самодеятельности, собраны средства для приобретения новогодних подарков (конвертов, открыток, табака, курительной бумаги).

Экскурсовод 4.С 1 мая 1942 г. педучилище взяло шефство над детским домом. В течение военных лет учащиеся неоднократно принимали участие в оборонных работах и уборке урожая. Затем в здании педучилища располагался Воронежский сельскохозяйственный институт.

Звучит песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Фронтовые письма»

Студент в образе почтальона.

Кто был на фронте, на переднем крае,

Тот оправдает и поймёт бойца,

Который смерть и пули, презирая,

Готов плясать при виде письмеца.

Морозом и жарою опалённый

Четыре года, шёл войной боец,

А следом фронтовые почтальоны,

Несли приветы от родных сердец.

Выходит девушка и читает письма с фронта.

Письма Героя Советского Союза Г. Г. Телегина к своей жене:

«8/2-43 г. Здравствуй,милая Нина!

Сегодня получил долгожданное твоё письмо, за которое благодарю. Освобождение Воронежа, и других населенных пунктов на моей родине вызвало во мне чувство радости с одной стороны, а с другой - глубокую печаль за судьбу моей мамы и братишки Лени. Где они сейчас и что с ними? Да, тебе с дочками трудно приходится жить, да и мне нелегко. Весь народ переживает лишения, вызванные войной, и ещё много придётся пережить. Но близок час окончательной расплаты за жертвы и лишения нашего народа. Близок час окончательного изгнания немцев с нашей священной, обагренной кровью земли. Сейчас рана заживает, и в конце этого месяца выпишусь из госпиталя. Общее состояние здоровья неплохое. Чувствую себя хорошо. Ответ не давай, он меня не застанет».

«17/6-43г. Часто вспоминаю лучшие минуты современной жизни и тот день, когда на перроне г. Воронежа провожал вас в Садовое. Помню, Люсенька заплакала, а я её спрашиваю:« Люсенька, о чем ты плачешь?» А она отвечает: «Да ты больше к нам не приедешь». Ой, как тяжело на сердце стало, услышав эти слова. Сейчас мне не хочется об этом думать ,но, я надеюсь - наступит тот день, когда мы снова встретимся и заживём счастливой и мирной жизнью в дружной и весёлой семье».

«28/6-43г. Получил письмо, из которого я узнал, что твой брат Александр убит 4 мая с.г. Вместе с вами переживаю и скорблю об Александре , как и о многих близких друзьях по службе. Моё сердце окаменело , чувства и мысли притупились к жалости,но зато чувства ненависти к врагу горят в моей груди.

Когда я смотрю в оптические приборы из машины, расстреливая в упор этих хищных двуногих зверей, и вижу раскроенные черепа их и исковерканные тела, я испытываю большую радость и смеюсь, как ребёнок, с сознанием того, что эти звери не воскреснут .

И вот последне письмо, которое пришло Нине Георгиевне от Григория Георгиевича.

«16.II-43г. Здравствуй,милая Нинок!

Очень рад, что ты и Люсенька с Аллочкой живы и здоровы, и чувствуете себя неплохо. Ты жалуешься на бессонницу. Прошло уже два года,настал -третий , как я с тобой расстался, и поэтому вполне тебе сочувствую и переживаю сам. Все это естественно и ничего предосудительного нет. Ни ты, ни я в этом не виноваты. Настанет тот час и день,когда мы будем вместе и тогда …

О, как счастливы мы будем тогда!!!

Просыпаясь рано утром,когда лучи майского солнца заливают светом комнату и согревающе нежно ласкают открытую грудь,ко мне из своей кроватки быстро карабкается, приветствуя с добрым утром своего папу, Аллочка, а за ней с потупленными глазенками, стесняясь, как более взрослая, и Люсенька. А затем танцуют и поют...

Нет лучше счастья, чем быть отцом любимых детей.

О себе. Праздник провёл хорошо. Здоров. Чувствую себя неплохо. Крепко целую вас всех. Твой Гриша».

Эксурсовод 4.Трое выпускников училища за свой ратный подвиг получили звание Героев Советского Союза. Это М.П.Константинов, М.П.Васильев, В.А Беляев.

Экскурсовод 3.Михаил Петрович Константинов окончил реальное училище. В армии с 1919г. Участник Гражданской войны. В 1926 г. окончил курсы усовершенствования командного состава. Участник Великой Отечественно войны с июля 1941г.

Экскурсовод 4.Михаил Петрович был командиром 7-го гвардейского кавалерийского корпуса на 1-м Белорусском фронте. Гвардии генерал-лейтенант Константинов участвовал в освобождении Польши. 6 апреля 1943 г. ему присвоено звание Героя Советского Союза.

В 1947 г. окончил высшие академические курсы при Военной академии Генштаба, затем находился на командных должностях. С 1964 г. генерал-полковник в запасе.

М.П.Константинов награждён 4 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2 степени, орденом Отечественной войны 2 степени, 3 орденами Красной Звезды.

Экскурсовод 3.Михаил Павлович Васильев окончил педучилище в 1940 г. Немного учительствовал в одной из начальных школ Воронежской области. Когда началась война, в августе 1941 года был призван в ряды Красной армии. Два с половиной месяца был курсантом артиллерийского полка в Воронеже. А со второй половины ноября началась его фронтовая жизнь. Воевал на Юго-Западном фронте, прикрывал подступы к Воронежу. В этих боях получил первое ранение. В декабре 1942 г. в тяжелом и неравном бою Михаил Павлович был снова тяжело ранен, пришлось долго лежать на госпитальной койке. Но, выйдя из госпиталя, он снова - на передовой. С начала апреля 1943 г. по март 1945 г. был командиром орудия 7-го Гвардейского кавалерийского корпуса генерала М.П. Константинова. Михаил Павлович Васильев - участник целого ряда военных операций - Черниговской, Ковельской, Мозырьской, Владимиро-Волынской, за участие в которых награжден различными орденами и медалями. 31 мая 1945 г. М.П. Васильеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

Экскурсовод 4.Василий Александрович Беляев родился в 1918 г. Еще учась в школе, избрал профессию учителя. Поступил в педтехникум и окончил его. Затем работал учителем начальной школы. В 1939 г. его призвали в армию. С первых дней войны Василий Александрович - на передовых позициях. Сражался на Прибалтийском и 3 Белорусском фронтах. В июне 1942 г. был ранен. Командир огневого взвода артиллерийской батареи 61-го гвардейского стрелкового полка (19-я гвардейская стрелковая дивизия, 39-я армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии младший лейтенант Василий Беляев отличился в боях по уничтожению группировки немецко-фашистских войск на Земландском полуострове и овладению крупной гитлеровской военно-морской базой Пиллау (ныне - Балтийск), расположенной западнее столицы Восточной Пруссии города Кёнигсберг (ныне - Калининград).

Награжден многими орденами и медалями. Звание Героя Советского Союза присвоено Василию Александровичу Беляеву указом Верховного Совета СССР от 24 июня 1945 г.

Экскурсовод 1. Звучит фоном «Нам нужна одна победа» О подвигах - стихи слагают. О славе – песни создают. "Герои никогда не умирают, Герои в нашей памяти живут!”

Экскурсовод 2. Умирая, не умрет герой Мужество останется в веках Имя прославлял свое борьбой

И оно не смолкло на устах.

Мне кажется, что если бы они сейчас присутствовали на нашем мероприятии, им было бы что рассказать о тех страшных событиях. Неизвестные факты от лица самих Героев.

Выходят трое юношей.

Михаил Петрович Константинов.

Великая Отечественная война началась для меня в июле 1941г. на западной границе под городом Ломжа. 29 июля под местечком Россь разорвавшейся рядом гранатой ранило мне обе ноги и спину. Пять казаков несли меня по лесам и болотам.

После госпиталя отправился учиться в военную академию Генштаба и 6 октября 1943г. был назначен командиром 7-го гвардейского кавалерийского корпуса, с которым прошел от Днепра и до Берлина. За успешное выполнение операции по уничтожению радомско-томашувско-лодзинской группировки врага я был представлен к званию Героя Советского Союза. 7-й кавалерийский корпус под моим командованием принимал участие в Берлинской наступательной операции. И я с гордостью могу сказать, что это о моих конногвардейцах 2-го и 7-го корпусов поется в песне: «Едут, едут по Берлину наши казаки…»

Михаил Павлович Васильев.

В 1941 году призвали меня в ряды Красной Армии. Боевое крещение получил недалеко от родных мест-на подступах к Воронежу. В этих боях был ранен. Из госпиталя-снова в строй. Летом и осенью 1942 года были жаркие бои с гитлеровцами, рвавшимися к Волге. В апреле 1943 года принял командование артиллерийским корпусом. В ночь на 27 сентября установили орудие на плот и форсировали Днепр. Темнота и дождь скрывали нас, но у самого берега обнаружили и мы оказались в «мертвой зоне», несмотря ни на что не удалось им сбросить нас в Днепр. В феврале 1945 года пришлось отражать контрудар противника в Померании. Наши части дрались до последнего снаряда, до последней пули. Фашистские танки гусеницами давили пушки и расчеты. Наше орудие уцелело и мы ни на шаг не отступили. Сожгли два средних танка, самоходную установку, расстреляли много фашистов. И подоспела помощь, наши части восстановили прежнее

положение. А потом-наступление. 31 мая 1945 года было присвоено звание Герой Советского Союза.

Василий Александрович Беляев.

В 1939 году был призван в армию. С первых дней войны-на передовых позициях. Сражался на Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах. В июне 1942 года был ранен, после госпиталя снова в строю.

13 апреля 1945 года стрелковым батальонам 61-го гвардейского стрелкового полка 19-й гвардейской стрелковой дивизии пришлось неоднократно подниматься в атаку, но всё же удалось ворваться в деревню Коркенен. В этом им содействовали полковые артиллеристы, которые хладнокровно выкатывали пушки на прямую наводку и в упор расстреливали вражеские огневые точки.

Воины-артиллеристы, вверенного мне огневого взвода под пулемётным огнём неприятеля перетащили свои орудия через небольшую реку и расстреляли два вражеских пулемёта и орудие с тягачом, мешавшие продвижению пехоты.

Когда один расчёт полностью погиб, я сам встал за панораму и снайперским огнём заставил замолчать ещё одно орудие и два внезапно оживших пулемёта. Затем метким и внезапным огнём вынудил сдаться в плен экипаж гитлеровского бронепоезда.

24 июня 1945 года присвоено звание Герой Советского Союза.

Звучит песня «Журавли»

Экскурсовод 1. Война разгорелась в стране, Погиб земляк наш В той страшной войне. На колледжной стене Доска установлена В память о нем Живые цветы ему мы несем.

Экскурсовод 2. Человек живёт во имя жизни,

Любит мир, и близких, и друзей,

Остаётся память у Отчизны

Из поступков, подвигов, идей,

И, неся цветы к мемориалу, -

Средь забот житейской суеты -

Верим - будут доброму началом

Символ нашей памяти - цветы!

А теперь предлагаем вам возложить цветы к мемориальной доске, посвященной нашим доблестным выпускникам - Героям Советского Союза- М.П.Константинову, М.П.Васильеву, В.А Беляеву.

Дорогие друзья предлагаем пройти к мемориальной доске.

Рефлексия. После возложения цветов, все участники вновь собираются в музее. Для того, чтобы пересмотреть свое отношение к историческим событиям или выразить благодарность всем участникам Великой

Отечественной войны, а также дать своеобразное обещание по укреплению и развитию своей Родины необходимо написать ПИСЬМО СОЛДАТУ.

Заключение. В результате проведенного мероприятия цели по воспитанию патриотизма, любви к истории,сохранению преемственности поколений , а также популяризации патриотической и музейной работы были достигнуты, о чем свидетельствует большое количество положительных отзывов студентов и их стремление к изучению истории учебного заведения, родного края, своего Отечества.

Список литературы.

1. Викторов Н.Н. Торжественное событие // Новая жизнь [Усманский район]. – 1995. – 28 сент. – С. 2.

2. Помнит мир спасённый… : перекличка: как встретим День Победы? : [в том числе информация Ю. Шайдулина из Усмани об открытии аллеи Героев земляков–усманцев] // Липецкая газета. – 1996. – 7 мая. – С. 1.

3. Максимюк В.А. В одном строю и генерал и рядовой : [о подготовке к открытию аллеи Героев] // Новая жизнь [Усманский район]. – 1996. – 8 мая. – С. 4.

4. Комяков Д.Н. Богатыри земли Усманской : [о 16 усманских Героях Советского Союза] // Новая жизнь [Усманский район]. – 1996. – 8 мая. – С. 4-5.

5. Великая Победа 51 год спустя : [в том числе информация из Усмани об открытии аллеи Героев земляков–усманцев] // Липецкая газета. – 1996. – 13 мая. – С. 1 : фот.

6. Максимюк В.А. Слава героям! Слава! : [об открытии аллеи Героев на площади имени Ленина] // Новая жизнь [Усманский район]. – 1996. – 14 мая. – С. 1, 2. Продолжение страница 2.

7. Закурдаев В.А. Аллея Героев : [стихотворение] // Новая жизнь [Усманский район]. – 2001. – 8 мая. – С. 7.

8. Китаев А.С. Вклад усманцев в Победу // Новая жизнь [Усманский район]. – 2010. – 8 мая.

9. Китаев А.С.Имя твое-Усмань.- Липецк, 2012

10. Максимюк В.А. Величие подвига бессмертно // Новая жизнь [Усманский район]. – 2010. – 13 мая. – С. 1 : фот.

11. Богатыри земли Усманской : [о 16 усманских Героях Советского Союза] // Новая жизнь [Усманский район]. – 2015. – 7 мая. – С. 8-9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА посвященного проведению месячника патриотического воспитания молодёжи «Наша память не зыблема, и подвиг их вечен, они ковали победу ради мирной жизни будущих поколений!!!»

В данной методической разработке представлена методика проведения классного часа посвященного проведению месячника патриотического воспитания  студентов ГБПОУ  КК «БАК» с использованием...

Презинтация: Память поколений

студенты о своих родственниках - участниках ВОВ...

Методическая разработка "Музейный квест 2016"

В данной разработке представлен материал по проведению музейного квеста, положение, в котором отражены основные требования к проведению квеста, разъяснены правила для каждой группы участников....

Социальный проект "Память поколений"

Материал представляет собой социальный проект "Память поколений" в рамках областного проекта на премию Губернатора Московской области "Наше Подмосковье"...

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе «Холокост – память поколений».

Презентация предназначена для проведения внеклассного мероприятия по дисциплине "Литература" в качестве ознакомительного материала с трагедией Холокоста, как одного из примеров бесчеловечной...

Методическая разработка на тему Память

Методическая разработка практического занятия...

Методическая разработка мероприятия «Нам память о них дорога бесконечно»

Мероприятие посвящено описанию ратного подвига преподавателей и обучающихся "Краснодарского музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова" в период Великой Отечественной войны...