СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ
статья

ШКРУДНЕВА ТАМАРА ВИКТОРОВНА

Цель обучения – выпускник (учащийся) должен быть инициативным, самостоятельным, способным к самоконтролю и самооценке, ответственным.

Основной задачей преподавателя является развитие у учащихся формирования обще учебных умений и навыков , самостоятельной контрольно- оценочной деятельности, о чем говориться в стандартах второго поколения. В связи с этим, ставится задача объективного измерения результатов обучения, способная выработать современные формы оценочной деятельности, т.е. эффективные формы проверки преподавателем и контрольно - оценочной деятельностью учащихся.

         Необходимы задания, которые будут конкретизировать требования стандартов и смогут проверить как знания, так и умения. А так же нужны четкие критерии оценок работ, соответствующих концепции образования, образовательному стандарту второго поколения и требованиям к уровню подготовки учащихся.

         В рамках такого подхода6 оценочную деятельность преподавателя можно рассматривать, как новую профессиональную задачу, овладение которой происходит на всех этапах педагогической деятельности. Так как новые Федеральные образовательные стандарты направлены на обеспечение качества Российского образования, значит и оценочная деятельность преподавателя и учащегося, в процессе их сотрудничества, должна успешно развиваться, если:

  1. она становится обязательной частью  всех этапов учебного процесса, а не заключительным этапом;

2   формирует у учащихся умение и навыки адекватной оценки;

3   происходит стимуляция активности самих учащихся.

        Отличительной особенностью оценочной деятельности в новом образовательном стандарте:

  • включение учащихся в контрольно – оценочную деятельность;

-  субъективные и объективные методы оценивания;

-  стандартизированные методы оценки и использование не стандартных методов (творческие работы);

   - формирование осознанности каждым учащимся особенностей          своего собственного процесса обучения;

- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

        Контроль со стороны преподавателя – это его оценочная деятельность. Он может быть: текущий, тематический, итоговый.

          Все это может стать помощником преподавателю сегодня в реализации ведущего принципа стандарта – от традиционной отметки к современной оценке.

           Контроль и оценка – важнейшие компоненты учебной деятельности, которые помогают учащемуся осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а так же постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки , что является основой самоконтроля и самооценки.

           Контроль – это процедура, которая обеспечивает обратную связь в получении информации о деятельности и ее результатах.

         Оценка – это процесс соотнесения результата учебного труда с эталонами, что бы выявить качество знаний и определить пути их дальнейшего совершенствования. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, сказывается на мотивах и становится стимулом деятельности и поведения в бедующем. Под проверкой и оценкой знаний понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.

           Слова оценка и отметка – не являются синонимами. Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего либо. Отметка – это установленное Государственными стандартами обозначение степени знаний учащихся. Оценить – значит определить степень, уровень и качество задач, поставленных в процессе обучения. Преподаватель, оценивая  учащегося, высказывает свое личное мнение о конкретной работе. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке.  Эффективность отметки возрастает, если учащийся внутренне согласен с ней.  

          В процессе контроля за знаниями и умениями, учащиеся одновременно вырабатывают самоконтроль, т. е. самостоятельно сопоставляют свои знания и умения с ответами и действиями товарищей, с требованием преподавателя.

        Переход на новые принципы и системы оценивания – это процесс вовлекающий в себя всех членов педагогического коллектива. Оценка – это показатель роста, если она точна и достоверна. Она формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно- познавательной деятельности. Воспитывает прилежание и трудолюбие. Система оценивания при этом, не должна травмировать характер учащихся, а должна сохранить интерес к обучению.

         Реформы в образовании направлены на воспитание подрастающего поколения, которое должно будет жить в гармонии с миром и другими людьми.  Главной задачей образования является помощь в становлении и развитии творческой индивидуальности. Основным принципом обучения является внимание к внутреннему миру учащихся, их интересам и потребностям. Новые подходы к организации деятельности преподавателя должны акцентироваться на развитии и реализации всех талантов и творческих способностей. Учебно - познавательную деятельность не возможно организовать без оценивания работ учащихся., так как оценка один из компонентов деятельности, ее регулятор и показатель результативности.   В прежней системе оценивания отсутствовало мнение самого учащегося и поэтому не решалась самая главная проблема – отсутствие устойчивой мотивации к получению и овладению знаниями. Новый подход дает возможность сделать оценку деятельности учащегося доступной его пониманию, что способствует включению его устойчивых мотивов в учебную деятельность. Учащийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности, о познавательных результатах, а так же должен понимать , что самооценка нужна для того, что бы процесс его обучения становился сознательным, а значит более эффективным.  Учительская оценка должна следовать за самооценкой. Она не должна быть «убийственной», для тех, «…кто старался, но у него пока не получилось…».

      Для развития навыков самооценки преподавателю нужно: посвятить учащихся в механизм оценивания, объяснить им критерии оценивания различных видов учебной деятельности, выработать систему параметров и критериев.

     Основной ценностью становится освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и не стандартных ситуациях.

 

Шкруднева Тамара Викторовна

Преподаватель СПб ГБПОУ КПМ

Санкт - Петербург

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ КОНТРОЛЬНО– ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

       Цель обучения – выпускник (учащийся) должен быть инициативным, самостоятельным, способным к самоконтролю и самооценке, ответственным.

Основной задачей преподавателя является развитие у учащихся формирования обще учебных умений и навыков , самостоятельной контрольно- оценочной деятельности, о чем говориться в стандартах второго поколения. В связи с этим, ставится задача объективного измерения результатов обучения, способная выработать современные формы оценочной деятельности, т.е. эффективные формы проверки преподавателем и контрольно - оценочной деятельностью учащихся.

         Необходимы задания, которые будут конкретизировать требования стандартов и смогут проверить как знания, так и умения. А так же нужны четкие критерии оценок работ, соответствующих концепции образования, образовательному стандарту второго поколения и требованиям к уровню подготовки учащихся.

         В рамках такого подхода6 оценочную деятельность преподавателя можно рассматривать, как новую профессиональную задачу, овладение которой происходит на всех этапах педагогической деятельности. Так как новые Федеральные образовательные стандарты направлены на обеспечение качества Российского образования, значит и оценочная деятельность преподавателя и учащегося, в процессе их сотрудничества, должна успешно развиваться, если:

  1. она становится обязательной частью  всех этапов учебного процесса, а не заключительным этапом;

2   формирует у учащихся умение и навыки адекватной оценки;

3   происходит стимуляция активности самих учащихся.

        Отличительной особенностью оценочной деятельности в новом образовательном стандарте:

  • включение учащихся в контрольно – оценочную деятельность;

-  субъективные и объективные методы оценивания;

-  стандартизированные методы оценки и использование не стандартных методов (творческие работы);

   - формирование осознанности каждым учащимся особенностей          своего собственного процесса обучения;

- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.

        Контроль со стороны преподавателя – это его оценочная деятельность. Он может быть: текущий, тематический, итоговый.

          Все это может стать помощником преподавателю сегодня в реализации ведущего принципа стандарта – от традиционной отметки к современной оценке.

           Контроль и оценка – важнейшие компоненты учебной деятельности, которые помогают учащемуся осмыслить изученное, утвердиться в правильности своих знаний и умений, понять зависимость результатов учения от вложенного труда, а так же постепенно овладеть приемами контроля и критериями оценки , что является основой самоконтроля и самооценки.

           Контроль – это процедура, которая обеспечивает обратную связь в получении информации о деятельности и ее результатах.

         Оценка – это процесс соотнесения результата учебного труда с эталонами, что бы выявить качество знаний и определить пути их дальнейшего совершенствования. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, сказывается на мотивах и становится стимулом деятельности и поведения в бедующем. Под проверкой и оценкой знаний понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.

           Слова оценка и отметка – не являются синонимами. Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего либо. Отметка – это установленное Государственными стандартами обозначение степени знаний учащихся. Оценить – значит определить степень, уровень и качество задач, поставленных в процессе обучения. Преподаватель, оценивая  учащегося, высказывает свое личное мнение о конкретной работе. Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке.  Эффективность отметки возрастает, если учащийся внутренне согласен с ней.  

          В процессе контроля за знаниями и умениями, учащиеся одновременно вырабатывают самоконтроль, т. е. самостоятельно сопоставляют свои знания и умения с ответами и действиями товарищей, с требованием преподавателя.

        Переход на новые принципы и системы оценивания – это процесс вовлекающий в себя всех членов педагогического коллектива. Оценка – это показатель роста, если она точна и достоверна. Она формирует у учащихся положительную мотивацию к учебно- познавательной деятельности. Воспитывает прилежание и трудолюбие. Система оценивания при этом, не должна травмировать характер учащихся, а должна сохранить интерес к обучению.

         Реформы в образовании направлены на воспитание подрастающего поколения, которое должно будет жить в гармонии с миром и другими людьми.  Главной задачей образования является помощь в становлении и развитии творческой индивидуальности. Основным принципом обучения является внимание к внутреннему миру учащихся, их интересам и потребностям. Новые подходы к организации деятельности преподавателя должны акцентироваться на развитии и реализации всех талантов и творческих способностей. Учебно - познавательную деятельность не возможно организовать без оценивания работ учащихся., так как оценка один из компонентов деятельности, ее регулятор и показатель результативности.   В прежней системе оценивания отсутствовало мнение самого учащегося и поэтому не решалась самая главная проблема – отсутствие устойчивой мотивации к получению и овладению знаниями. Новый подход дает возможность сделать оценку деятельности учащегося доступной его пониманию, что способствует включению его устойчивых мотивов в учебную деятельность. Учащийся должен иметь четкое представление о цели учебной деятельности, о познавательных результатах, а так же должен понимать , что самооценка нужна для того, что бы процесс его обучения становился сознательным, а значит более эффективным.  Учительская оценка должна следовать за самооценкой. Она не должна быть «убийственной», для тех, «…кто старался, но у него пока не получилось…».

      Для развития навыков самооценки преподавателю нужно: посвятить учащихся в механизм оценивания, объяснить им критерии оценивания различных видов учебной деятельности, выработать систему параметров и критериев.

     Основной ценностью становится освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и не стандартных ситуациях.

Шкруднева Тамара Викторовна

Преподаватель СПб ГБПОУ КПМ

Санкт - Петербург



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в условиях реализации федеральных образовательных стандартов НПО и СПО

Стандарт профессионального образования третьего поколения (ФГОС) имеет ряд особенностей: он построен на основе компетентностного подхода.Для формирования  общих компетенций, усвоения и закреплени...

Программа курсов повышения квалификации "Современные методики и технологии начального общего образования в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

Программа курса «Современные методики и технологии начального общего образования» (в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования) разработа...

Статья на тему: Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Рассматриваются некоторые вопросы организации научно-исследовательской деятельности обучающихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов: содержание, направления и ...

Проектирование современного урока иностранного языка в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

В работе предложены условия проектирования современного урока иностранного языка, представлен образец технологической карты урока и методические рекомендации к ее разработке...

«Организация эффективной контрольно-оценочной деятельности. Технология оценивания образовательных достижений учащихся в рамках при реализации ФГОС».

Контрольно–оценочная деятельность – это оценка качества усвоения обучающимся содержания конкретного предмета в процессе или по окончании его изучения по результатам проверки....