Тренинговое занятие с использованием арт-терапии «Путешествие по радуге»
план-конспект занятия

Организованная совместная деятельность взрослых и детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_volshebnye_kraski.docx87.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие с использованием арт-терапии

«Путешествие по радуге» (дети, педагоги).

Цель: развитие эмоциональной устойчивости участников  через творческое отражение субъективных ощущений.

Задачи: организовать совместную деятельность взрослого и ребёнка; развивать воображение, мелкую моторику рук, снятие эмоционального напряжения; стимулировать самовыражение эмоционального состояния посредством метода арт-терапии; повысить компетентность педагогов в области взаимодействия в системе «педагог –    ребенок» через проведение совместного занятия; установить доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.

Оборудование: правила на стенде, листы А4 (3), ручки, гуашевые краски, изображение радуги на ватмане, музыкальная колонка, ритмичная  мелодия для разминки, шаблон солнца (круг и лучи жёлтого цвета), картон зелёного цвета на каждую семью, простые или цветные карандаши, кисточки, стакан-непроливайка, клей ПВА, влажные салфетки, релаксационная мелодия моря.

Ход занятия

Вводная часть

Педагог-психолог: Добрый день! Уважаемые участники нашего тренинга, сегодня мы встретились с вами, чтобы поделиться своим настроением,  подарить друг другу радость общения. Прежде чем мы приступим к нашему занятию, обратите внимание на стенд с правилами, думаю, что некоторые из вас уже с ними знакомы, принимая эти правила, мы услышим и увидим друг друга, поделимся творческим опытом (правила прописаны на стенде).

Упражнение: «Приветствие» (5-10 мин)

Педагог-психолог: Начиная наше занятие, давайте поприветствуем друг  друга и выполним необычную разминку, выполнять движения будут только те участники, которые обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

Поднимите правую руку, кто любит по утрам смотреться в  зеркало;

Поднимите левую руку, кто любит природу и животных;

Руки в стороны у кого бывают интересные сны;

Руки за голову кто по утрам любит поспать;

 Поднимите обе руки, кто занимается спортом;

Закройте руками глаза, кто любит мечтать;

 Наклонитесь вправо, кто любит читать книги;

Сложите руки в замок, кто любит  комнатные цветы;

Пошевелите пальцами те, кто хорошо владеет компьютером;

Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета;

Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты;

Похлопайте в ладоши все те, у кого сегодня хорошее настроение!

Педагог-психолог: Молодцы! вот мы с вами и разогрелись, а сейчас давайте поделимся на подгруппы: группа детей и группа взрослых.

 Основная часть

Упражнение: «Моё настроение» (10 мин)

Педагог - психолог: любое настроение можно сравнивать с цветом, с жизненными моментами. Настроение может быть разным, когда грустно мы скучаем, плачем, когда весело мы смеёмся и радуемся. Уважаемые участники, как вы думаете, что влияет на наше настроение? (ответы).

Педагог-психолог: Действительно существуют разные причины, которые влияют на наше настроение. Сейчас каждая команда подумает и  напишет на листочках 5 отрицательных причин или моментов, которые  влияют на настроение негативно, и озвучит (участники выполняют и озвучивают).

Педагог-психолог: Теперь команды поменяйтесь вашими листочками между собой,  подумайте, как можно исправить эти негативные моменты, напротив негативных, запишите положительные факторы, образно говоря - добавьте краски  для  улучшения настроения.

(участники выполняют и озвучивают).

Педагог–психолог: Легко ли было исправить минусы на плюсы? (ответы).

Вот так и в жизни происходит, в любой ситуации надо искать положительный момент, стараться не унывать, поднимать себе настроение любым способом, ведь негативное настроение живёт в наших мыслях, пагубно влияет на здоровье. Поэтому мы сегодня предлагаем вам научиться применять позитивные мысли в любой негативной ситуации.

Упражнение: «Жизнь, как радуга цветная» (3-5 мин)

Педагог-психолог:  Очень часто мы слышим фразу – «Жизнь как зебра то чёрная полоса, то белая». Давайте мы попробуем переименовать эту стандартную  фразу (участники предлагают свои варианты). Спасибо, очень интересные ваши высказывания, а мы хотим вам предложить такой вариант «Жизнь как радуга, цветная!» принимаем такое утверждение? (ответы).

 Педагог-психолог: Уважаемые участники, давайте вспомним все цвета радуги (участники называют). Действительно радуга представляет из себя разноцветную дугу, обратите внимание на экран, здесь есть красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый (изображение радуги по середине ватмана).

C:\Users\ВАЛЕНТИНА\Desktop\KcjpGeAoi.png

Педагог-психолог:  Какие чувства вызывает у вас, такое количество цветных полос? (ответы)

Вы готовы отправиться в путешествие по краскам радуги? (ответы)

Тогда отправляемся, первый цвет, который нам встречается это красный – цвет  красоты и любви.

Упражнение: «Подари амулет» (5 мин)

Педагог-психолог: говорят любовь - творит чудеса, когда есть любовь, есть красота и здоровье, есть мечта и настроение. Уважаемые участники сегодня у вас есть возможность рассказать о своих симпатиях друг другу, с помощью красной нити. Красная нить — сильный оберег, который признан миллионами людей во всем мире, защищает от болезней, негатива и дурного глаза.  Действенность амулета проверена годами и огромной верой в то, что к человеку может прийти удача и везение.

   Носить красную нить может кто угодно на правом или левом запястье.  Если человек повяжет себе красную нить на руку самостоятельно, это его не убережет от недоброжелателей и негативной энергетики. Согласно поверью обвязать нить вокруг запястья руки может только человек, который желает вам добра или испытывает симпатию и любовь. Уважаемые участники выберите, кому вы хотите подарить красный амулет.

 (участники обмениваются красными нитями).

Педагог-психолог: следуем дальше по маршруту, следующий цвет который нас встречает это – оранжевый, цвет здоровья. Как вы думаете, что надо делать, что бы быть здоровыми? (ответы).

Правильно надо правильно питаться и заниматься спортом, сейчас мы с вами немножко разомнёмся.

Музыкальная разминка (5 мин)

(участники под музыку повторяют движения за ведущими)

Педагог-психолог: Уважаемые участники как настроение? Взбодрились? Освежились? Давайте поаплодируем друг другу, вы молодцы!

Следующий цвет нашей остановки жёлтый. С чем у вас оссоциируется этот цвет? (ответы)

Упражнение: «Солнце дружбы»

Педагог - психолог: Желтый цвет символизирует тепло, свет, радость, дружбу.  Мы живем с вами в очень активное время, с кем то знакомимся, с кем то перестаём общаться. Сегодня в ходе нашей встречи мы тепло общаемся, дарим друг другу комплименты, мы одна большая семья. Сейчас мы с вами создадим эмблему нашей семьи в виде необычного радужного солнца, у вас есть готовые  шаблоны лучи, вам предстоит только вписать своё имя, затем лучи клеем к готовому основанию (заранее приготовлен  круг – эмблема, лучи отдельно).

Педагог-психолог: Посмотрите, какое замечательное солнце у нас получилось, пусть это солнце символизирует нашу дружбу и единство.

Педагог-психолог: обратите внимание на нашу радугу, мы пришли к зелёному цвету, цвету спокойствия и жизни. Вы иногда задумываетесь, что такое жизнь? (ответы)

Очень часто мы слышим фразу «смысл жизни», и каждый из вас для себя понимает смысл своей жизни, думает о жизненных моментах, представляет, мечтает. Сейчас мы вам предлагаем создать коллективную картину жизни, перенести на бумагу ваши представления о жизни, с помощью красок и природных материалов.

Упражнение «Создай свою картину жизни» (10 мин)

Педагог-психолог: у каждой команды есть ватман, сейчас представьте себе картину жизни, что можно на ней изобразить, и с помощью природных материалов создайте свою картину.

Упражнение: «Поплавок в море» (5 мин)

Педагог-психолог: Голубой цвет символ чистоты, мечты. Что напоминает вам голубой цвет?

Да действительно голубой цвет напоминает море, волны. Давайте расслабимся и попробуем окунуться в атмосферу моря (включается релаксационная мелодия) сядьте удобно и закройте глаза. Представьте себя поплавком в море

Педагог-психолог читает текст, используя определенный тон, модуляцию, интонацию и темп голоса (можно использовать магнитофонную запись).

«Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане...

У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел...

Вы движетесь туда, куда несут вас ветер и океанские волны...

Большая волна может на некоторое время накрыть вас, но вы вновь выныриваете на поверхность...

Попытайтесь ощутить эти толчки и выныривания...

Ощутите движение волны... тепло солнца... капли дождя... подушку моря под вами, поддерживающую вас...

Послушайте, какие еще ощущения возникают у вас, когда вы представляете себя маленьким поплавком в большом море...»

Далее в течение 2-3 минут можно просто послушать мелодию

Педагог-психолог: опишите свои ощущения, какие образы возникли у вас во время этого упражнения? (ответы).

Было легко вообразить себя поплавком в море? (ответы).

Педагог-психолог: Путешествие наше продолжается, и мы с вами встречаем синий цвет радуги.  С чем можно сравнить синий цвет? (ответы)

Синий цвет – цвет доброты, мудрости. Наша жизнь не возможна без общения. Благодаря взаимодействию друг с другом мы познаём мир, развиваемся. Добрые слова поднимают нам настроение, мудрые слова заставляют нас задуматься о смысле жизни.

Упражнение: «Продолжи предложение» (5 мин).

Педагог-психолог: сейчас и мы с вами попробуем задуматься о смысле жизни, уважаемые участники подумайте и продолжите мудрые высказывания:

(педагог-психолог читает начало, участники продолжают)

Умные мысли приходят лишь тогда, ……. когда глупости уже сделаны

Жизнь прожить — не поле …………перейти.

Единственное правило в жизни, по которому нужно жить – оставаться человеком в любых ситуациях. (Аристотель)

Жить — …………………….родине служить.

Поживи подольше, узнаешь …………побольше.

И встретишь ты, когда не ждешь. И обретешь, не там где ищешь.

Педагог-психолог: в жизни очень много встречается мудрых фраз и советов, думаю, что те мудрые высказывания, которые прозвучали сегодня, вам пригодятся в дальнейшей жизни.

Заключительная часть

Упражнение: «Коллаж ладонь дружбы» (5-10 мин)

Педагог-психолог: Наше путешествие подходит к концу, остался последний цвет радуги – фиолетовый. Фиолетовый цвет символизирует ваши желания, настроение. Мы с вами сегодня говорили о любви, о жизни, о настроении, вы  многое узнали о цветовой гамме радуги. Сейчас мы вам предлагаем выбрать любой цвет, который похож на ваше настроения. И оставить свой отпечаток ладони на нашем стенде,  можно  перевоплотить отпечаток ладони в любую фигуру и подписать.

Рефлексия:

Педагог-психолог: Уважаемые участники,  нам было очень приятно с вами общаться, а вам понравилась наша встреча? 

Тогда оцените нашу встречу аплодисментами.

Игра «Продолжи предложение»

«Мне сегодня понравилось…..»

«Я сегодня узнал……»

«Меня удивило……»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» для занятий с воспитанниками летнего лагеря МБУДОД ЦВР "Радуга"

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся в условиях нахождения в летнем лагере детей МБУДОД ЦВР «Радуга». Программа раз...

Тренинговое занятие "Необитаемый остров"

Это занятие хорошо проводить на 1 курсе, когда преподаватель еще не совсем хорошо знает ребят. В процессе игры сразу видно какую позицию занимает ребонок в группе, как к нему относятся и как он сам ...

Использование арт-терапии в работе со студентами. Мастер-класс для педагогов

В современном обществе все больше возрастает интерес к арт-терапии, она активно развивается как за рубежом, так и в нашей стране. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психо...

Тренинговое занятие «Вперед к победе!»

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...

Тренинговое занятие «Вперед к победе!»

Тренинговое занятие «Вперед к победе!» Автор-составитель Вознесенская Татьяна БорисовнаПедагог-психолог ГБОУ СПО МО «УОР по гандболу» Цель тренинга: сплочение команды, развитие умения общать...

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования "Радуга в стакане"

Даже если на улице пасмурно и сыро, в нашей группе всегда светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Но солны...

Тренинговое занятие с элементами арт-терапии для студентов выпускных групп «ЭТИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ»

Возможностями данного тренингового занятия являются:вооружение знаниями о специфике этики деловых отношений;подготовка к самостоятельной профессиональной жизни;формирование и развитие коммуникативной ...