Особенности рефлексии, как основного условия формирования профессионального становления личности студентов колледжа экономики и финансов.
статья

В настоящее время экономическая, политическая, социальная сфера жизни общества находятся в постоянном движении и изменении. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, ориентируясь на внешние нормы, правила, требования, но и быть способным выстраивать собственную линию поведения, изменять ситуацию, изменяясь и развиваясь при этом сам. Формирование личности будущего специалиста, способного к самопознанию, саморазвитию и саморегуляции становится важной задачей в период обучения. Возникает необходимость разработки и применения эффективных методов, средств, приемов, направленных на повышение уровня профессионального самосознания как основного условия профессионального развития.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что рефлексия, с одной стороны, признаётся как качество, необходимое профессионалу, поскольку она позволяет наиболее эффективно и адекватно реализовать себя и свои способности, обеспечивая процесс развития и саморазвития, способствуя творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности; а с другой стороны – сущность рефлексии, благодаря которой осуществляется профессиональное становление и развитие личности студента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:


Особенности рефлексии, как основного условия формирования профессионального становления личности студентов колледжа экономики и финансов.

Образовательный процесс в колледже организуется таким образом, чтобы студент мог самостоятельно решить познавательные, организационные, коммуникативные и нравственные задачи, которые образуют содержание профессионального образования. Понимание собственного внутреннего мира, самоорганизацию внутренних состояний и осмысленность профессиональной деятельности обеспечивает специалисту именно рефлексия.

В психологии рефлексию понимают, как особые процессы и структурные образования, связывающие сферы сознания и мышления.

Анализ психолого-педагогической литературы и имеющихся исследований по проблеме показал, что рефлексия, с одной стороны, признаётся как качество, необходимое профессионалу, поскольку она позволяет наиболее эффективно и адекватно реализовать себя и свои способности, обеспечивая процесс развития и саморазвития, способствуя творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности; а с другой стороны - сущность рефлексии, благодаря которой осуществляется профессиональное становление и развитие личности, недостаточно изучены в педагогической психологии.

В современной педагогике под рефлексией понимают:

  • осознание смысла и способа собственной деятельности;
  • объективная оценка своих результатов;
  • обнаружение проблем.
  • физическую (успел – не успел, легко – тяжело);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно, интересно – скучно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Все, что делается на занятиях по организации профессиональной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Современные технологии предусматривают, что студент должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, научиться выбирать наиболее рациональные. «Что я сделал? С какой целью? Почему я делаю это именно так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?» — вот те вопросы, которые задают себе обучающиеся, использующие рефлексию, то есть умеющие осознавать свою деятельность.

Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на занятиях – это совместная деятельность обучающихся и преподавателя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого студента.

Одна из задач рефлексии – выяснить, что же на самом деле происходило на занятии. Действительно ли это то, что было задумано, или то, что считает тот или иной участник урока. Рефлексия достаточно субъектна, т.е. для разных субъектов урока могут быть видны разные смыслы одного и того же действия или деятельности. Именно нахождение различий в таком понимании – одна из движущих сил рефлексии – её инструмент влияния на учебный процесс, на согласование пониманий разных его субъектов. Важен психологический подход к организации рефлексии ученика. Задача педагога создать для ученика такие условия, чтобы он захотел говорить о проведенном уроке или своей деятельности.

Рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление себя и своих отношений, называют личностной. Такая рефлексия отражает человеческую сущность. По содержанию - устная и письменная.
Следует учитывать, что духовная рефлексия допускает лишь письменную, индивидуальную форму проверки без огласки результатов.
Письменная рефлексия позволит студентам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т.е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Синквейн».

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.
Рефлексия может осуществляться по итогам не только года, но и других временных отрезков: изучения темы, семестра, года и т.п.

На основе функций распространена такая схема классификации рефлексии:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Выбирая тот или иной вид рефлексии, учитывают цель урока, содержание и сложность учебного материала, тип урока, способы и методы обучения, психологические особенности обучающихся.

Личность студента  колледжа должна быть включена в проникнутые гуманизмом профессионально-этические отношения и непосредственно связана с обновляющейся философией и практикой образования, культурой профессиональной деятельности.

Разработка проблемы формирования профессиональной рефлексии у студентов колледжа экономики и финансов имеет важное значение, а именно:

• социальное значение (формирует ценностные отношения, определяющие гуманистическую направленность профессиональной деятельности);

• научное значение (служит средством познания профессиональных возможностей студентов);

• практическое значение (формирует у студентов индивидуальный стиль деятельности на основе "образа Я-профессионал").

 Необходимо отметить, что рефлексивный анализ самоопределения студентов проходит следующие этапы:

1. Определение степени возможного соответствия (несоответствия) требованиям к личностным качествам профессионального специалиста в конкретной деятельности.

2. Осознанное понимание критериев, определяющих профессионала в данной деятельности.

3. Субъективное моделирование профессионального совершенствования.

Приобщение к познанию, самообразованию, работа над собой, критичная оценка собственных достижений, ощущение потребности в профессионально-личностном росте – все это складывается через рефлексивное осознание себя как личности.

Если взять данные психологических исследований и успеваемости по колледжу за 2017-2018 учебный год то можно сделать следующие общие выводы: низкий уровень рефлексии представлен примерно у 50% обучающихся на первом курсе, у студентов второго курса он составляет около 40%.

Данные лица в меньшей степени задумываются над собственной деятельностью и поступками других людей, выясняют причины и следствия своих действий как в прошлом, так и в настоящем и будущем.

Эти обучающиеся характеризуются:

– ситуативной мотивацией учения;

– отсутствием стремления к профессиональному совершенствованию;

– незаинтересованностью в получении новой информации;

– затруднениями в определении сущности процесса обучения;

 – отсутствием потребности в профессиональных знаниях;

 – отсутствием стремления к осмыслению и анализу явлений собственного сознания и профессиональной деятельности.

Средний уровень рефлексии выявлен у 46% студентов третьего курса. Группе с показателем данного уровня рефлексии свойственно анализировать и обдумывать свои поступки и при желании тщательно планировать свою деятельность. Также они могут посмотреть на себя со стороны и оценить себя в глазах другого человека. Но не всегда пользуются этим или пользуются не в полной мере. Данным студентам свойственно:

– присутствие как внутренней, так и внешней мотивации в учебной и профессиональной деятельности, мотивации на получение хороших отметок;

– положительно окрашенное отношение к карьере;

– ситуативность включения в получение знаний;

 – убежденность в значимости процесса, но не понимание путей его достижения;

 – поверхностные знания;

– присутствие элементов самостоятельности в «добывании» знаний;

– попытки проектирования, самоанализа и самооценки своих действий относительно профессии.

Таким образом, можно говорить о том, что уровень рефлексии к третьему курсу у студентов колледжа повышается, что может свидетельствовать о сознательном подходе к обучению, тщательном и вдумчивом отношении к изучаемым специальным дисциплинам и своей профессиональной деятельности. В связи с этим необходимо развивать рефлексию студентов колледжа как в процессе учебной деятельности, так и во внеучебной  деятельности, так как именно внеучебная деятельность априори является более благоприятной, мотивационно привлекательной и психологически комфортной для студента.

В заключении хочется сказать, что организация рефлексии на уроке обязательна. Она способствует повышению мотивации студентов. А учебная мотивация-залог повышения качества образования, одна из ведущих задач Концепции модернизации российского образования. Умение рефлексировать пригодится молодому человеку не только в процессе учебной деятельности, но и в течение всей жизни. Поможет ему выразить собственные мысли, суметь принять решения, осознать свои возможности, и, если возникнет необходимость, то и вовремя переобучиться, идти в ногу со временем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное становление личности студента на уроках литературы

В данной монографии описывается проведение уроков литературы на усвоение материалов современной литературы (В. Шукшина, В. Распутина)....

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Традиционная система подготовки педкадров формирует фундаментальные знания, а также не отвечающие потребностям практики способности, воспроизводящее мышление будущих учителей. Использование инновацион...

Доклад "Формирование исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета Якутского торгово-экономического колледжа потребительской кооперации"

Цель исследования - обобщить опыт формирования исследовательских компетенций у студентов кафедры экономики и бухгалтерского учета.Исследовательская компетенция - это такая совокупность знаний, исследо...

Применение метода ситуационного анализа как условие формирования профессиональных компетенций студентов медицинского колледжа.

Профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена, формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалистов в стенах учебного заведения. Становится важно не столько то, ч...

Международное сотрудничество как условие формирования профессиональных компетенций студентов колледжа (на примере проекта "ConEct"

Формирование профессиональных компетенций студентов при помощи международных проектов...

«Ранняя профориентация школьников как важнейшее направление профессионального становления личности»

Ранняя профориентация школьников важна, так как является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, труд...

«Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»

laquo;Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента СПО как важное условие личностно-профессионального становления»...