Методы преодоления сценического волнения у обучающихся в объединении эстрадного вокала
методическая разработка

Скобелева Ольга Владимировна

Основной целью методической разработки является поиск путей для оптимизации сценического поведения и самочувствия обучающихся в процессе открытых публичных выступлений (концерты, конкурсы, фестивали).

В методической разработке подробно описана симптоматика сценического волнения и раскрыты основные психологические причины появления страха на сцене – воспитание, застенчивость, агорафобия, конкуренция, темперамент, творческий опыт и др.

Преодоление сценического волнения рассматривается как комплексный процесс, включающий как внутреннюю психологическую тренировку, так и многие аспекты организации пространства, сценического костюма, репетиционной работы. В методической разработке даются наиболее общие рекомендации по снижению сценического волнения, универсальные для исполнителей всех жанров

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skobeleva_preodolenie_stsenicheskogo_volneniya.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СОЧИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ» ГОРОДА СОЧИ

МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ В  ОБЪЕДИНЕНИИ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BC%D0%B0-%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA-%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B6%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D1%8F-%D1%81-%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC-60365685.jpg

Автор-составитель:

Скобелева Ольга Владимировна,

педагог дополнительного образования

г. Сочи

2019

ВВЕДЕНИЕ

        Преодоление сценического волнения является одной из актуальных проблем музыкальной педагогики и исполнительства. Дефицит научных сведений о природе и сущности сценического волнения как одной из форм психического состояния личности обрекает педагогов и исполнителей на эмпирические поиски эффективных приёмов подготовки к конкурсным и концертным выступлениям. Многие педагоги предлагают ученикам рекомендации, основанные на личном опыте, на субъективных ощущениях. Часто учащиеся получают от своего преподавателя некий единый для всех рецепт аутотренинга, который абсолютно не учитывает индивидуальных особенностей личности. Зачастую рекомендации преподносятся в ультимативной форме: «Делай, как я!».

Целью данной методической разработки является определение причин появления сценического волнения у юного певца и поиск оптимальных путей его преодоления.

Материал методической разработки адресован педагогам дополнительного образования, реализующим программы по вокалу. Отдельные положения методической разработки могут быть использованы преподавателями хореографии и инструментального исполнительства.

        

Характеристика сценического волнения

и его психолого-физиологические показатели

В период обучения в объединении эстрадного вокала ученику постоянно приходится выступать перед аудиторией на открытых концертах, конкурсах и фестивалях. И здесь одним из самых существенных моментов является его поведение на сцене, его сценическое самочувствие.

Необходимо отметить, что сценическое волнение имеет место быть у всех вокалистов. Но, как показывает практика, может проявляться по-разному. У одних певцов сценическое волнение, будучи контролируемым, может стать толчком для вдохновения. У других, которые чрезмерно уделяют внимание страху, вызывает скованность всего тела, вследствие чего исполнитель может начать петь фальшиво, вяло артикулировать текст, неправильно пользоваться певческим дыханием. У третьих – значительную возбудимость, лихорадочность, суетливость, что также мешает скоординироваться на сцене и выражается в излишнем эмоциональном накале, ненужной жестикуляции и мимике.

В любом случае, в процессе сценического выступления исполнитель испытывает беспокойство. С точки зрения медицины – это состояние организма, характеризующееся ощущением внутреннего дискомфорта. Легкой формой данного состояния является волнение, а более тяжелой – тревога. Крайней реакцией является паника, которая может привести к летальному исходу. Для того чтобы избежать подобных последствий, необходимо знать элементарную симптоматику.

Основными симптомами волнения и тревожности являются: дрожь тела, ощущение нехватки воздуха, усиленное сердцебиение, сухость во рту, головокружение, боли в животе. Важно, что все указанные физиологические показатели обусловлены конечно же причинами психологического порядка.

Рассмотрим основные источники появления страха на сцене.

Воспитание. Очень часто на улице или в общественных местах можно услышать слова родителей: «Не кричи, на нас все смотрят». Мало кто задумывается, когда родитель запрещает своему ребенку кричать и громко говорить в обществе, впоследствии он, при выходе на большую аудиторию, начинает сильно волноваться, трястись, обливаться потом, его голос искажается и меняет свою тембральную окраску. Зафиксироваться нехороший опыт может в подростковом возрасте негативными отзывами учителей, сверстников. Именно в этом возрасте формируются социальные страхи.

Застенчивость – боязнь неблагоприятной отметки со стороны окружающих. Считается, что застенчивость – распространенное явление среди детей, поскольку взрослым удается преодолеть ее. На самом деле это миф, потому что нам проще разглядеть ее в детях. Постоянной первопричиной застенчивости является страх перед людьми. Что касается детей, то в основном они испытывают застенчивость, в силу нехватки социальных умений и решительности. Они боятся завести разговор, спросить что-либо, ответить на вопрос педагога, даже если знают ответ. И наконец, есть категория детей, которые являются хронически застенчивыми. Каждый раз, когда им нужно что-то сделать на глазах у остальных, их наполняет дикий ужас. Такую стеснительность весьма сложно побороть и в редких случаях она проходит с годами.

Страх большого пространства и большого количества людей. Данная боязнь называется агорафобией – «навязчивый страх открытых пространств – площадей, широких улиц; больших залов, боязнь оказаться в неловком положении, находясь в общественных местах, среди людей».

Беспокойство за свою репутацию, конкуренция. Для юных вокалистов, в особенности – подростков, большое значение имеет утверждение среди сверстников. Каждый пытается показать свое «я» и в чем-то преобладать. Очень часто после выступления ученик, услышав негативную оценку своей работы от товарищей, в дальнейшем, выступая снова, чувствует себя скованно, неловко, возникает тревога и страх. Такой психофизиологический процесс очень сложно привести в норму.

Во многом страх сцены может быть обусловлен неудачами в предшествующих концертных выступлениях.

Одной из самых распространенных причин появления сценического волнения, которая актуальна для людей творческих и публичных профессий, является боязнь забыть произведение или текст.

Отличительные черты психических процессов – исполнительское внимание, слуховые представления, приемлемый уровень эмоциональной активизации.

Характерные черты высшей нервной деятельности, темперамент. Взаимосвязь типов темперамента и форм проявления сценического волнения представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Типы темперамента и сценическое волнение

Тип темперамента

Характеристика

1

Флегматик

Типу свойственны медлительность, неторопливость, сдержанность, рассудительность. Не принимает поспешных решений, тщательно подходит к выбору музыкального материала. Черты лица на сцене очень серьезны, он держится спокойно и уравновешенно. Он не может бросить незаконченную работу, так как не любит незавершенных дел. Благодаря эмоциональной выносливости легко уживается с любым типом темперамента, что является плюсом в больших коллективах (ансамбли, хоры). Часто не хватает артистизма, небогатая сетка динамических оттенков, не любит быть инициатором при выборе произведения, партнера. Привыкает к однообразию и при резкой смене обстановки чувствует себя скованно и неловко. Внезапные перемены для данного типа темперамента не присущи. 

2

Сангвиник

Люди данного типа стрессоустойчивы и быстро находят выход из любой ситуации. Сангвиник на сцене чувствует себя раскрепощенно, у него огромный запас энергии, может работать над музыкальным произведением усердно и долго, но после выступления долго приходит в себя и относительно нелегко «берет себя в руки». Каждое выступление является большой ответственностью. Быстро приспосабливается к переменам, легко находит общий язык с партнерами, но ему в большинстве случаев «приедается» обыденность и для такого типа темперамента нужно часто менять репертуар. Если источник вдохновений иссякнет, то исполнитель расслабится и станет равнодушным. Поражение переносят сравнительно легко. 

3

Холерик

У холериков процесс возбуждения доминирует над процессом торможения, они неуравновешенны, вспыльчивы, эмоциональны. Легко может выйти из себя в процессе изучения произведения. Часто выражает свое недовольство, что существенно затрудняет работу преподавателю, от чего случаются конфликты. Исполнителя-холерика всегда видно из всего коллектива благодаря своему сильному и яркому темпераменту. С ним лучше работать индивидуально, так как в коллективе он чувствует свое превосходство и всегда обращает на себя внимание. Его пение, зачастую, отличается своим высоким артистизмом. Старается петь экспрессивно и красочно. Часто ускоряет темп, недосчитывает длительности, сокращает паузы. У музыканта-холерика часто меняется настроение. От этого может пострадать его репертуар. «Сегодня мне это нравится, а завтра – нет» - довольно-таки распространенное мнение среди представителей данного темперамента. Не стоит ему указывать на ошибки в грубой форме, ибо можно спровоцировать скандал. К ним нужен особый подход. Но существенным плюсом является то, что музыкант-холерик привык к новизне и охотно проявляет инициативу во всех мероприятиях, конкурсах и прочих массовых сборах, где можно проявить себя. Достигает высот, причем довольно быстро, но крайне тяжело переживает собственные падения и неудачи.

4

Меланхолик

Атрибутами этого вида темперамента являются замкнутость, задумчивость и уязвимость. Меланхолик очень тщательно прорабатывает каждый свой ход, серьезно подходит к выступлению, длительное время может выбирать свой репертуар, к которому привыкает и не хочет менять. Ему не присущи перемены. Любит стабильность. Меланхолические личности преобладают ранимой натурой, тонким стилем, блестящим воображением. Нервная система этого типа не предназначена для сильных нагрузок, поэтому нужно все распределять равномерно. В коллективе, как правило, исполнитель не является лидером, может вносить и поправлять общее мнение. Раскрепощенность у него также не наблюдается и поэтому крайне сложно вызвать эмоциональность на сцене. К работе подходит неторопливо, безукоризненно все исполняет. Именно этому темпераменту особенно тяжело переносить негативные формы сценического волнения, от чего музыкант может впасть в депрессию и забросить свое дело. Весьма мучительно переживают неудачи.

Одним из ключевых факторов, влияющих на процесс сценического волнения является творческий опыт исполнителя, его профессиональные навыки.

Большую роль в вопросе преодоления сценического волнения играет предконцертная подготовка вокалиста. В данном случае главным показателем успеха является индивидуальная готовность к выступлению на публике. Это очень тонкий психологический момент, поскольку готовность материала – это одна составляющая, а готовность именно выступления – совершенно другая. Недоученный вокальный материал или какое- либо сценическое движение вызывает психологический дискомфорт и неуверенность. Боязнь ошибиться, знание о своей некомпетентности рождает сценическое волнение.

Уверенное владение материалом произведения не является фактором успешности выступления. Процесс выступления включает в себя несколько составляющих:

- техническая компетентность – это безупречное владение произведением, позволяющее исполнять его без ошибок;

- вокально-художественная компетентность – это умение передать художественный образ исполняемого произведения, прочувствовать его;

- артистическая компетентность – это умение управлять артистическим вдохновением, когда в условиях сцены произведение звучит лучше, чем на занятии. Артистическая компетентность приобретается исключительно на сцене, в результате получения практического опыта концертных выступлений.

Важнейшим психологическим аспектом в исполнительской деятельности является формирование мотивации, отношений и установок вокалиста. Среди положительных мотивов подготовки к концерту выделяются следующие:

1. мотивы, связанные с отношением исполнителя к произведениям, самоактуализацией;

2. мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности;

3. внешние мотивы – желание самоутвердиться через произведение, которое близко по духу и настроению;

4. внутренние мотивы – возможность найти в произведении то, что наиболее соответствует взглядам и вкусам исполнителя.

Одну из главных ролей в мотивации играет репертуар. Именно заинтересованность вокалиста в исполнении конкретного произведения способствует более глубокому переживанию, творческой работой над ним, проникновению в замысел автора, стимулирует формирование хорошего эстрадного самочувствия.

Комплекс методов и приемов по преодолению сценического волнения

у обучающегося в объединении эстрадного вокала

Преодоление сценического волнения, в силу сложности данного явления и многочисленности его составляющих и факторов, влияющих на психологическое состояние исполнителя перед выступлением, является комплексным процессом, включающим как внутреннюю психологическую тренировку, так и многие аспекты организации пространства, сценического костюма, репетиционной работы.

Наиболее общие рекомендации по снижению сценического волнения, универсальные для исполнителей всех жанров, могут быть представлены в следующей схеме:

1. Рациональный подбор репертуара (оптимальный уровень исполнительской  сложности и личная заинтересованность ученика);

2. Отработка комплекса сценических ритуалов (выход, начало и завершение выступления, поклон, уход со сцены);

3. Предварительное исполнение подготовленного материала в различной обстановке (перед сверстниками, перед родителями, перед педагогами, запись на видео);

4. Изучение акустических возможностей сцены;

5. Выбор комфортного сценического костюма.

Когда репертуар уже выучен, необходимо застраховаться от случайных ошибок.  Этому помогает исполнение с помехами, которое требует предельной сосредоточенности и концентрации внимания. В качестве помехи можно использовать неожидаемые исполнителем звуковые шумы: шуршание бумагой, скрип стула, звонок мобильного телефона и т.п. На занятии помехой может послужить неожиданное восклицание педагога во время исполнения («ошибка», «кошмар»). Ученик при этом не должен ошибиться.

Для тренировки навыков комфортного пребывания на сцене ученику можно предложить подвигаться – побегать, попрыгать. И сразу же начинать исполнять репертуар. Похожее состояние возбуждения бывает перед выходом на сцену.

Важным моментом подготовки к сценическому выступлению является регуляция эмоционально-психического состояния ученика. Задача педагога – помочь своему воспитаннику избавиться от мышечного напряжения. В эстрадном вокале целесообразнее всего сочетать работу по преодолению мышечных зажимов с дыхательными упражнениями. Главный принцип этих упражнений: вдох активизирует, выдох расслабляет. Крайне важно выполнять эти упражнения в определенном ритме и с определенной частотой:

  1. Глубокий вдох – медленный выдох – пауза.
  2. Полное дыхание: глубокий  вдох – медленный выдох – пауза,  глубокий вдох – задержка дыхания – медленный выдох.
  3. Порционное дыхание – 4 коротких вдоха через нос, 4 коротких выдоха через рот, пауза.

Большую роль в процессе преодоления сценического волнения выполняют профилактические методы, направленные на сохранение оптимального рабочего самочувствия. По способу воздействия их можно разделить на внешние (убеждение, беседа на отвлеченную тему, разъяснение) и внутренние, связанные с самовнушением (различные приемы саморегуляции). Крайне важно, чтобы юный вокалист научился устранять внешние признаки психологической напряженности путем сознательного контроля за своим эмоциональным состоянием, переключать внимание от травмирующих факторов на сам процесс деятельности, овладел различными техниками самовнушения (самоубеждение, самоободрение, самоприказ, самоуспокоение).

С целью регуляции эмоционально-психического состояния можно применять различные формулы самовнушения. Они в трех – четырех словах представляют собой лаконичную образную характеристику исполняемой песни. Эти формулы можно придумывать совместно с учеником в процессе занятий, а затем использовать в репетиционной работе и при подготовке к концертному выступлению. На фоне проявляющегося сценического волнения привычный текст помогает сконцентрироваться, возникающее при этом позитивное эмоциональное состояние приобретает стабильный характер.

Одной из составляющих эстрадного волнения является боязнь ученика дезориентироваться в сценическом пространстве, особенно при большом скоплении народа (агорафобия). Помочь преодолеть эту проблему может помочь выбор так называемой «рабочей точки», в которую исполнитель постоянно смотрит при пении. Это может быть как лицо конкретного человека в зрительном зале или на открытой площадке, так и любой неодушевленный предмет (светильник, картина, часы, плакат, монумент и т.д.). Главное условие, чтобы рабочая точка располагалась как можно дальше от исполнителя. Правильное применение этого приема создает уникальный коммуникативный эффект: если исполнитель, сосредоточив взгляд на рабочей точке, перемещается в пространстве сцены, то у каждого присутствующего в зале зрителя складывается впечатление, что певец обращается именно к нему. Установление психологического контакта с аудиторией также является ключом к преодолению сценического волнения. Только важно помнить, что психологический контакт не должен подменяться визуальным, иначе эффект будет прямо противоположным. Эту ошибку часто допускают юные певцы во время выступлений на конкурсах, пытаясь установить подобный визуальный контакт с членами жюри. Надеясь встретить в их взглядах моральную поддержку, одобрение, позитивные эмоции, исполнитель видит полное равнодушие, скепсис, либо вообще член жюри не смотрит на сцену и что-то пишет, это может совершенно вывести исполнителя из равновесия и его волнение лишь усилится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все обозначенные методы и приемы позволили выработать организационно-педагогические условия по преодолению сценического волнения в объединениях эстрадного вокала:

1. Организация действий педагога, направленных на устранение психологических барьеров ученика. Работа с учащимся над концертным номером и ясное представление о произведении как о едином целом и о развитии музыкальной мысли.

2. Подготовка учащегося к сцене путём создания концертной обстановки в условиях класса, многократные репетиции со знакомыми и затем с посторонними зрителями. Работа над технически сложными эпизодами в песне.

3. Выбор песни, соответствующей возможностям и интересам учащегося. Разучивание учащимся концертной песни наизусть. Допуск к концертному выступлению учащегося только с хорошо выученным и отрепетированным номером. При этом необходимо установить целесообразное отношение между сознанием и разучивания «на автомате», что зависит от степени сложности текста и самого концертного номера.

4. Проведение репетиций перед публикой, которая обеспечивает сосредоточенность, самообладание, смелость. Многократные репетиции в костюме, с реквизитом для минимизации возможности возникновения неудобства, непривычных сценических ощущений.

5. Выбор методов преодоления негативного сценического волнения на основе качеств внутренней и внешней среды с учётом индивидуальности каждого ученика. Обеспечение физического комфорта перед выходом на сцену (соблюдение режима труда и отдыха).

Список литературы

  1. Бочкарев, Л.Л.Психология музыкальной деятельности / Л.Л. Бочкарев. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 352 с.
  2. Гонтаренко, Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства / Н.Б. Гонтаренко. – М.: Феникс, 2007. – 155 с.
  3. Готсдинер А.Л.Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. – М.: NB Магистр, 1993. – 190 с.
  4. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев. – М.: Классика-XXI, 2006. – 156 с.
  5. Дрындин В.А. Самоконтроль и волевая регуляция как приемы, направленные на преодоление сценического волнения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://smrgaki.ru/8/4/1.htm 
  6. Петрушин, В.И. Музыкальная психология и психотерапия / В.И. Петрушин. – М.: МУЗЫКА И ОБЩЕСТВО, 2009. – 76 с.
  7. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности / Ю.А. Цагарелли. – СПб.: Композитор, 2008. – 367 с.
  8. Цыпин, Г.М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности / Г.М. Цыпин. – М.: Музыка, 2011. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сообщение "Сценическое волнение исполнителя и способы его преодоления"

Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в муз...

Образовательная программа "Сольное пение (эстрадный вокал))" 2018-2019 уч.год.

Образовательная программа" Сольное пение (эстрадный вокал) 2018-2019 уч.год....

Тестовые задания для проведения мониторинговых работ в объединениях эстрадного вокала учреждений дополнительного образования детей

Данная методическая разработка имеет целью систематизацию методов оценки образовательных результатов обучающихся в объединении эстрадного вокала. В методической разработке представлен комплекс специал...

Методы вокального обучения в классе эстрадного вокала

Слово вокал происходит от итальянского "воче" - голос. Но голос служит толькоинструментом, само же искусство пения гораздо сложнее одного звуковедения. Онорисует нам образы, отражает эмоцион...

Проявление сценического волнения у скрипачей в младшем возрасте

Сценическое волнение и методы работы над его устранением у скрипачей младших классов....

Проблема сценического волнения начинающего эстрадного певца

научная статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" (г. Сургут, 2013)...