Проявление сценического волнения у скрипачей в младшем возрасте
статья

Сценическое волнение и методы работы над его устранением у скрипачей младших классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявление сценического волнения у скрипачей в младшем возрасте.

    Выступление на публике часто сопровождается излишним волнением, тревожностью, повышенной возбудимостью, а иногда даже апатией, которые зачастую проявляются   не только  у учеников детских музыкальных школ, но и у студентов училищ и даже у совсем взрослых музыкантов. И конечно очень часто на сцене выявляются профессиональные проблемы, связанные с зажатостью рук, неправильной постановкой рук и т.д. В связи с вышеизложенным, особенно трепетно надо относиться к самым юным скрипачам, только начинающим свой музыкальный и сценический  путь. От преподавателя зависит очень многое, ведь от первого опыта выступления на сцене, зависит дальнейшее отношение ученика к выступлениям на публике. На первых концертах юных скрипачей очень важен позитивный настрой ученика, отношение к концерту как к празднику. Преподавателю ни в коем случае нельзя делать замечания ученику на генеральном прогоне в день концерта, накануне, и конечно после выступления. Даже если ученик сделал многое не правильно, надо обязательно похвалить, чтобы в дальнейшем у ученика было ощущение, что концерт - это праздник, и праздник не только для слушателей, но и для него. Это  психологическая сторона выступлений.

Но есть еще и профессиональные нюансы в игре на скрипке, которые надо учитывать. Когда юный скрипач на сцене - неизбежна легкая зажатость во всем теле. Но чаще она проявляется в хватательном рефлексе в левой руке, а у самых маленьких даже и в правой. Отсюда нечистая интонация, скрипучий звук. И бывает, что сами юные скрипачи, стоя на сцене, не могут  скрыть удивления, откуда у них неверные ноты и почему скрипка плохо звучит. Поэтому самая важная задача преподавателя добиваться максимальной свободы рук на уроках. Для этого необходимо контролировать каждое движение ученика, но при этом ученик не должен знать о сложностях и нюансах, которыми занят преподаватель. Для ученика на первых порах при поставке рук все должно казаться гораздо легче, чем это есть на самом деле. Педагогу надо очень постараться, чтобы избавиться от хватательных рефлексов как можно скорее, ведь от этого в первую очередь зависит свобода рук, особенно на сцене. Существует огромное количество различных упражнений для свободы правой руки. Ученик  не должен  «вцепляться» в смычок, а, наоборот, держать его очень легко. Сразу же надо употреблять правильные выражения, например, мы не «держим» смычок, а,  наоборот, - пальцы «лежат «на смычке. Иногда я прошу и вовсе пробежаться всеми пальцами по смычку, чтобы создать свободу и избавиться от излишнего напряжения в пальцах. Иногда прошу поднять какой-нибудь палец и «помахать» им. И многое другое, направленное на легкое держание смычка. Что касается левой руки, то мы на уроке «подвешиваем» в воздухе левую руку как со скрипкой, так и без нее, чтобы у ученика складывались правильные ощущения и легкость во всем. Пальцы только «падают» и активно поднимаются. Ни в коем случаем мы не «нажимаем» ноту, не давим. Бывает так, что у ученика совсем легкие и слабые  от природы пальцы, и струны вначале не до конца прижимается, чаще всего «ре» и «соль». И тогда ученик старается посильнее надавить на струну. Необходимо немедленно выявить и ликвидировать такую манеру. В таком случае, следует  обратить внимание на активное поднятие пальчика повыше, тогда легче будет его «уронить» на струну. Как правило, такие сложности исчезают очень быстро. 

И еще хотелось бы отметить один существенный момент, который проявляется излишней зажатостью  скрипача на сцене - это боязнь уронить скрипку. Маленькие дети часто  роняют  скрипку от невнимательности, даже когда  не играют на ней, потом это у них это откладывается в памяти, и  складывается впечатление, что ее надо как можно крепче держать как головой, так и левой рукой. И конечно такой страх особенно вылезает на сцене. Еще Даниэль Баренбойм рассказывал, что    в возрасте трех лет начал учиться играть на скрипке и когда однажды, в возрасте четырех лет, узнал, что у рояля есть три ноги, которые его «поддерживают», он моментально передумал играть на скрипке. И конечно, все зависит от мастерства преподавателя на первых уроках, от умения находить правильные слова и выражения для объяснения маленькому скрипачу. Опять же, мы рассказываем ученику, что скрипку мы не «держим», а она сама свободно «лежит». Надо избегать давления головы на подбородник, следить, чтобы шея оставалась ровной, а голова могла свободно поворачиваться. Хороший  показатель, когда ученик может пройтись по классу со скрипкой, отвечает на вопросы, может что - то рассказать, стоя с инструментом. Тогда мы можем сделать вывод, что скрипка  держится легко и непринужденно. И еще одного повода для волнения на сцене мы можем избежать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по теме: "Развивающие игры для детей младшего возраста"

Учебно-методическое пособие.Развивающие игры для детей раннего возраста и младшего возраста.     Бурячек Ирина ВладимировнаВоспитатель ГБДОУ №36Игра – основной вид деяте...

"Весенние мотивы" музыкальный праздник в детском саду для детей младшего возраста

Цель - познакомить детей с фольклором, и народными традициями встречи весны.Задачи- Развить у детей навыки слушиния музыки, вызвать интерес к родной культуре и доставить удовольствие от праздника.Геро...

Музыкальное восприятие и образное мышление детей младшего возраста.

Музыкальное восприятие – это то, с чего начинается весь процесс познания музыкального искусства. Первое знакомство с музыкой, первое музыкальное восприятие играет большую роль в понимании музыки, а в ...

Педагогическое руководство игровой деятельностью ребёнка на разных возрастных этапах и в течение дня (младший возраст)

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством воспитания, формирования многих качеств, которые необходимы в дальнейшей жизни....

Методическое сообщение "Сценическое волнение исполнителя и способы его преодоления"

Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в муз...

Методы преодоления сценического волнения у обучающихся в объединении эстрадного вокала

Основной целью методической разработки является поиск путей для оптимизации сценического поведения и самочувствия обучающихся в процессе открытых публичных выступлений (концерты, конкурсы, фестивали)....

Проблема сценического волнения начинающего эстрадного певца

научная статья в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции "Теоретические и практические аспекты образования в сфере культуры и искусства" (г. Сургут, 2013)...