Методическое сообщение "Сценическое волнение исполнителя и способы его преодоления"
методическая разработка на тему

Вожлакова Ирина Игоревна

Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в музыкальной педагогике, психологии и исполнительстве. Воспитание артистических качеств, в том числе эмоционально-регулятивных — одна из ключевых задач в развитии соответствия исполнительской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenicheskoe_volnenie.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:


ГОБУ СПО «Смоленское областное музыкальное училище им.М.И. Глинки»

Методическое сообщение

                                                              на тему:

«Сценическое волнение исполнителя

и способы его преодоления»

Преподаватель: Вожлакова И.И.

План

1.Введение

2.Самочувствие музыканта

3.Концертное волнение

4.Психологические  предпосылки  успешного  выступления   обучающихся на концертных  площадках

5.Заключение

6.Список литературы

Введение

Выступление на эстраде - это решающий момент в творческой жизни исполнителя, это итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, слышания, технических навыков, памяти, сосредоточенности в режиме работы над произведением и общей культуры.

Уже в период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление - это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед самим собой и перед своим педагогом, что вместе с тем это - праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение. Результаты публичных выступлений оказывают огромное влияние на психику ученика и в большой мере влияют на его дальнейшее продвижение и работу.

Несмотря на весь процесс воспитания, который проходит под сильнейшим контролем педагога, концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта. Поведение на эстраде, самочувствие во время игры, реакция на отношение аудитории - все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.

Зачастую на этом этапе происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы даже очень одаренным исполнителям, что подчас служит причиной их отказа от сценических выступлений.

Рассматривая причины срывов, происходящих с исполнителем на сцене, хочется подробнее остановиться на проблеме эстрадного волнения - проблеме внутреннего раскрепощения «на людях», умения освободиться от сковывающих пут нервной напряженности. К. Станиславский с тонкой психологической наблюдательностью описывает мучительное и противоестественное состояние, переживаемое актером на сцене: «Когда человек — артист выходит на сцену перед тысячной толпой, то он от испуга, застенчивости, ответственности, трудностей теряет самообладание. В эти минуты он не может по-человечески говорить, смотреть, слушать, мыслить, хотеть, чувствовать».

Волнение музыканта — исполнителя ничем не отличается от описанного самочувствия актера; сознание ответственности, непривычная обстановка, боязнь провала - все это дезорганизует творческие способности.

Для многих музыкантов и (тем более) обучающихся концертное исполнение является далеко не простым делом. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.

Г.Нейгауз в своей книге «Об искусстве фортепианной игры» вспоминает, как волновались перед концертами такие знаменитые артисты, как А. Рубинштейн, Л. Годовский и другие.А. Гольденвейзер пишет, что волнение перед выступлением было свойственно большинству великих артистов. Как о редчайшем исключении из этого правила говорит он об И. Гофмане, который совершенно не волновался перед концертом.

Самочувствие  исполнителя

Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в музыкальной педагогике, психологии и исполнительстве. Воспитание артистических качеств, в том числе эмоционально-регулятивных (умения владеть собой в момент выступления и побеждать эстрадное волнение) — одна из ключевых задач в развитии соответствия исполнительской деятельности. «Формировать исполнителя, — подчеркивает Г.П. Прокофьев (1883—1962), — это значит формировать умения и личностные качества, необходимые для человека, деятельность которого предполагает неоднократные ответственные выступления на эстраде».

Проблемам сценического волнения посвящены работы многих выдающихся психологов и педагогов-музыкантов А.Д. Алексеева, Л.Л. Бочкарева, Л.М. Ганелина, А.Л. Готсдинер, В.Ю. Григорьева, С.В. Клещева, Г.Г Нейгауза, В.И Петрушина, Г.П Прокофьева, К.С Станиславского, Е.Н Федорович, С.Е Фейенберга, Ю.А Цагарелли, Г.М Цыпина и др., но до сих проблема эстрадного самочувствия остается во многом неизученной, раскрытой в недостаточной степени.

Некоторые специалисты С.В Клещев, В.И Петрушин, А.Д Алексеев, Л.М Ганелин и др., считают эстрадное волнение негативным явлением. Представители другого направления понимают сущность эстрадного волнения более диалектично. Так, замечательный русский пианист и педагог Г.Г. Нейгауз (1888—1964) подчеркивает не только отрицательные, но и положительные стороны проявления эстрадного волнения. К отрицательным он относит чувство «страха и робости, которое часто владеет неоперившимися пианистами», к положительным — «высоко душевное напряжение, без которого немыслим человек», называя его «хорошим, нужным волнение».

Говоря о причинах возникновения и методах преодоления эстрадного волнения, следует отметить, что профессия музыканта требует значительной физической и моральной выносливости, крепкого здоровья и работоспособности. Запоздалое развитие технических навыков, физическая и эмоциональная зажатость при исполнении сочинения, сценические «потери» далеко не всегда обусловлены методическими просчетами педагога или связаны со слабым профессиональным уровнем воспитания исполнительских способностей обучающегося. Причиной неудач часто оказываются психологические проблемы, зачастую нуждающиеся в специальной социально-психологической «проработке».

Значительную помощь в процессе подготовки к концертному выступлению может оказать искусственное моделирование состояния, близкого к сценическому. Создание искусственной стрессовой ситуации, безусловно, способствует укреплению воли исполнителя. Пример такого, так называемого метода «закаливания», применен и описан выдающейся французской пианисткой Маргарет Лонг (1874—1966). В 1932 году, концертируя по Европе совместно со своим соотечественником композитором Морисом Равелем (1875—1937), она ощущала дискомфорт из-за присутствия на ее выступлениях великого музыканта. Это не давало ей полностью раскрыть свои артистические способности и намерения на сцене. М. Лонг решила эту проблему следующим образом: рассадив детские куклы в пустом зале на кресла, имитируя присутствие зрителей, отрепетировала свой концерт. Причем, войдя в зал, она поздоровалась с ними со всеми и особо с одной куклой, которую она представляла для себя М Равелем. Ей пришлось несколько раз исполнить программу, каждое последующее проигрывание было более успешным, чем предыдущее. Постепенно она привыкла к осознанию того, что за ее исполнением следит сам Равель. После проведения таких психологических тренингов на концерте она выступила блестяще.

Практические рекомендации музыканту-исполнителю состоят в необходимости правильной психологической установки на успешное выступление в день концерта, оказывающей позитивное влияние на исполнение программы на сцене.

Н.К Метнер (1879—1951) считал, что перед концертом надо придерживаться следующих правил: «Не доводить руку и слух до утомления! Упражнять только удобство, легкость и гибкость рук, и главное — красоту звука».  Опытные музыканты советуют накануне концерта, предпочтительно утром, проиграть программу только один раз, не разделяя ее на части и не повторяя их отдельно, что может отрицательно сказаться на воспроизведении единства музыкальной ткани.

В день концерта важна каждая мелочь. Перед выходом из дома все следует делать спокойно, не торопясь, добираться до места выступления с большим временным запасом, не создавать дополнительных стимулов ситуаций беспокойства. Необходимо в разумной степени ограничить общение с окружающими людьми, которые могут стать источником волнений.

Непосредственно перед выступлением не следует вести бессодержательные разговоры, которые снижают настрой и уровень творческой активности. Предпочтительно посидеть в удобной позе, несколько расслабить мышцы, тренируя этим так необходимую для выступления волевую выдержку.

В последние минуты перед выходом на сцену следует категорически избегать лихорадочных повторений коротких эпизодов произведений программы и их поспешных исполнений «для закрепления в памяти». Кроме лишней нервозности такое поведение ничего не принесет. Лучше внутренне собраться, представить себе характер произведения, несколько раз вдохнуть и глубоко выдохнуть, и смело выходить на сцену.

При недостаточной уверенности музыканта, при появлении мыслей о возможном провале, можно воспользоваться маской уверенности; на первых порах искусственная и наигранная, она со временем становится частью его характера. Исполнитель, охватываемый волнением, ни себе, ни даже самому близкому человеку, не должен признаваться в том, что боится выступления. Следует повторять всем окружающим и себе самому: «Я с нетерпением жду концерта», «Я готов к выступлению».

Для установления необходимого игрового контакта пианиста с инструментом очень важно предварительно поиграть в зале, где предстоит концерт. Это позволит почувствовать атмосферу зала, «оставить часть волнения в пустом зале», как говорят некоторые исполнители. Если не было возможности заранее отрепетировать программу на концертном инструменте, не нужно впадать в беспокойство. Необходимо, начав играть, прислушаться к звучанию инструмента и постараться к нему приспособиться. Не последнюю роль также играют, освещенность зала и  удобство одежды и обуви.

Немаловажное значение имеет его сценическое поведение: выход и уход со сцены, поклоны, т. е. то, что называется артистизмом. Выходя на сцену и уходя с нее, исполнителю никогда не нужно торопиться. Ступать надо легко, голову не следует опускать вниз, а подбородок прижимать к груди. Мешковатая или сгорбленная фигура выглядит на сцене эстетически менее привлекательной. Стройная осанка показывает нечто большее, чем достойный вид: она обеспечивает более глубокое дыхание, лучшее самочувствие, а, следовательно, и большую уверенность исполнителя в себе.

Выйдя на сцену, исполнителю следует дождаться тишины в зале, одновременно с этим окончательно настраиваясь на выступление. Долгие приготовления нежелательны, они расхолаживают нетерпеливую, настороженную публику.

Очень важно ощутить акустику зала и наладить контакт со слушателями. Исполнение должно быть эмоциональным, увлекающим публику.

Во время концерта могут появиться какие-то неожиданности. Важно научиться не придавать этому значения, уметь «забыть» любой промах во время исполнения, иначе из-за незначительной помарки можно провалить все выступление.

Главным условием совершенствования исполнительского мастерства музыканта является его чувство постоянной неудовлетворенности собой. Даже после успешного концерта не следует прекращать работу над собой, профессиональным репертуаром и почивать на лаврах, смакуя в памяти несомненные исполнительские удачи и восторженные слова. Нужно относиться к себе более требовательно, нежели публика. Настоящий артист сам себе самый строгий профессиональный судья.

Подводя итог сказанному, следует заметить, что профессиональные достижения музыканта оказываются обусловленными не только развитием и совершенствованием его способностей, и работой с ним профессиональных педагогов, но и в значительной мере наличием у него сильной воли, под которой чаще всего понимают способность человека к преодолению препятствий как внешнего, так и внутреннего порядка на пути движения к цели. Главное для исполнителя — понять, что сценическое выступление и связанное с ним эстрадное самочувствие — это не только испытание нервной системы на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост.

Музыкантам, прилежно занимающимся, но испытывающим страх перед сценой, следует прислушаться к словам популярного немецкого писателя XX столетия Альбрехта Шеффера: «Лодке в гавани безопаснее, чем в море, но она не для этого строилась».

Концертное   волнение

Проблему  концертного   волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики и психологии, и частных методик обучения игре на инструментах. Действительно, эта проблема, проблема эстрадного волнения, и такие вопросы — как избавиться от излишнего волнения во время концертного выступления, как работать над эстрадным волнением в период подготовки к выступлению — являются ключевыми в музыкальной педагогике и психологии. Так как воспитание артистических способностей, а в частности и способности владеть собой в момент выступления — одна из задач для педагога в формировании музыканта- исполнителя.

Концертное   волнение  нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности эстрадного волнения: «волнение- подъем» и «волнение-паника». Вследствие индивидуальных особенностей психической организации каждого исполнителя, состояние волнения по - разному отражается на качестве исполняемых произведений.

Одному волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу лишней энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата, у многих волнение доходит до болезненного состояния. Чаще всего это проявляется в нарушении скоростной регулировки, теряется чувство темпа, нередко исполнителю кажется, что он играет очень тихо, что его не слышно, и он начинает играть на нюанс выше. Бывает обратное: гаснет темперамент, игра становится бесцветной, беззвучной. Самое страшное, если вдруг отказывает память. Иногда это сказывается не только на двигательной памяти, но и на музыкальной. В первом случае может выручить музыкальная, а во втором — двигательная. Если этого не случается, — неизбежна остановка. Нередко, волнение-паника приводит к срывам, что приводит к душевной травме исполнителя. Это состояние называют «эстрадной болезнью». Неудачное исполнение рождает неуверенность в себе, в своих силах и возможностях, «боязнь» плохо сыграть, забыть текст, остановиться.

Психологические предпосылки успешного выступления учащихся на эстраде

Не секрет, что многие учащиеся очень волнуются на сцене и не могут преодолеть сценического волнения.

Качество выступления часто впрямую зависит от нервной системы человека. Волнение может быть таким сильным, что забывается нотный текст, допускаются спотыкания, берутся фальшивые ноты. При этом руки могут быть ледяными, потеть, трястись, в голове туман. Учащийся чувствует себя, как на эшафоте и думает - скорее бы кончился этот кошмар. Чем хуже подготовка - тем больше волнение. А у другого человека – наоборот. Чем больше ответственность за результат, тем больше волнение.

Чтобы выступление на эстраде было успешным, нужна психологическая настройка.

Надо понять, что подготовка к выступлению, прежде всего умственный процесс. Не только в пальцах, но и в первую очередь в голове отрабатываются умения.

Ученик должен ясно представлять цель, прежде всего звуковую, когда мысленная звуковая картина будет отчетливой, тогда пальцы должны и будут ей повиноваться. Но часто во время выступления  его внимание направлено не на музыку, а на его успех или не успех. Ученик должен понимать, что целостное представление о произведении выдвигается на первый план, что очень важно в начальной, а затем в конечной стадии работы над произведением. А в самый трудоемкий период разучивания, приходиться мысленно дробить произведение на более мелкие куски. Для этого следует пронумеровать каждый кусок и уметь начинать играть наизусть с любой цифры.

Для тренировки слухового воображения полезно разучивать произведение без инструмента по нотам. При этом очень хороший способ играть на крышке инструмента. Необходимо развивать память - резервуар воображения.

Носителем сильной музыкальной памяти является развитый активный слух. Надо не только слушать, но и слышать, как бы со стороны, свою игру. При занятиях музыкой ухо самый важный орган. Во время исполнения музыкант должен быть предельно сосредоточен на своей игре.

Учащемуся необходимо воспитывать в себе трудолюбие при подготовке к выступлению, не ожидая прихода вдохновения. Известно, чем больше ученик трудится, тем успешнее результат. Выступление на сцене будет для него праздником, и ученик с не терпением, будет ждать следующего выхода на эстраду. У него должна быть сформирована установка: удивить, восхитить, потрясти слушателей и самому получать удовольствие от собственного выступления.

Родителям же надо быть заинтересованными в учебе своего ребенка. Чаще ходить с ним на концерты исполнителей высокого класса, на художественные выставки, музеи, театры.

Перед выступлением своего ученика преподавателю нельзя его ругать, менять аппликатуру или динамику в произведении. Преподавателю важно всяческим образом подбадривать учащегося, вселять в него уверенность. А разбор полетов проводить после выступления в доброжелательной форме. Перед выходом на сцену можно сделать несколько дыхательных упражнений. Чтобы у учащегося была хорошая сценическая выдержка и уверенность для этого необходимо его заразить выступлениями и ему чаще требуется играть на различных площадках.

Если все предложенные рекомендации будут выполнены, то у ученика останется только творческое волнение, которое поможет ему успешно выступать на сцене, иметь хорошую эстрадную выдержку и прекрасное психоэмоциональное состояние.

Заключение

Исполнение программы на сцене – конечный итог кропотливой работы в течение долгого времени. Проверить себя можно лишь на эстраде. Порой бывает так: за что больше всего боишься, играешь хорошо, и вдруг клякса там, где ее меньше всего ожидаешь. Рвется, как это ни странно, не там, где тонко, а там, где все было крепко сделано и, казалось бы, достаточно прочно. Вот на эстраде и проявляется то, о чем даже не задумывался.

Исполнитель часто забывает ту истину, что каков человек, таковы его дела. А. Гольденвейзер советовал: «Работать надо не над ноктюрном Шопена, а над собой. Надо расширять свой кругозор, воспитывать себя как человека. Нельзя думать, что человек, будучи ничтожеством, может хорошо играть Бетховена. Ничего из этого получиться не может».

Музыкант-исполнитель должен стремиться к тому, чтобы стать на уровень духовной культуры и внутренней значимости соавтора-композитора. Как бы хорошо исполнитель ни овладел мастерством, если сам он незначительный человек и ему самому нечего сказать слушателю, то и его воздействие на слушателей будет ничтожно.

В заключении отметим, что, конечно, приобретение уверенности на сцене — это длительная работа музыканта. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», - снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.

 Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой   детали и жажда выявить это в реальном звучании — вот путь преодоления сценического страха.

Список литературы

  1. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада / В.Ю. Григорьев М., Издательский дом «Классика-XXI», 2006. — 156 с.
  2. Земцова, Т.Н. Влияние эстрадного волнения на качество публичных выступлений. /Среднее профессиональное образование / Т.Н.Земцова.— 2010.—  № 1. — 63—65 с.
  3. Маккиннон, Л. Игра наизусть / Л. Маккиннон.—   Л., Музыка, 1967. — 144 с.
  4. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-е изд. /Г.Г.Нейгауз. — М., Музыка, 1982. — 300 с.
  5. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека. /Никифоров Г.С.  — Л., Изд-во ЛГУ, 1989. —192 с.
  6. Прокофьев, Г.П. Формирование музыканта-исполнителя / Г.П.Прокофьев. — М.,Изд-во АПН РСФСР, 1956.— 480 с.
  7. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. Учебное пособие /Ю.А.Цагарелли. — СПб. Композит        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Столкновение ценностей преподавателя и обучающегося и возможные способы их преодоления"

В данной статье описаны эффективные способы решения проблемы столкновения ценностей преподавателей и обучающихся...

Статья на тему: "Компьютерная зависимость как угроза здоровью обучающихся и способы её преодоления"

Статья студента ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Терехова С.С. для выступления на научно - практической конференции: "Здоровая молодеж - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусл...

Методическая разработка занятия "Стресс. Способы выхода из стресса"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Причины эстрадного волнения и способы его преодоления

Часть моей дипломной работы о причинах эстрадного волнения и способах его преодоления. Работа написана на основании личного опыта....

"Стресс и способы его преодоления"

Данная разработка знакомит с понятием стресса и способами его преодоления....

Коммуникативный барьер и способы его преодоления

Статья для преподавателей системы СПО...

Методическая разработка результатов исследования способов изучения прогнозирования климата. Доклад и презентация Цифровое моделирование климата.

Методическая разработка результатов исследования способов изучения прогнозирования климата. Доклад и презентация Цифровое моделирование климата. Творческая работа проводилась с целью участия в X регио...