"Стресс и способы его преодоления"
план-конспект занятия на тему

Агеева Елена Павловна

Данная разработка знакомит с понятием стресса и способами его преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Профилактика стресса и его регуляция»

Цель урока:

Методическая – показать целесообразность использования в ходе урока традиционной и альтернативной психологии для формирования успешной личности.

Обучающая – познакомить учащихся с психологией и физиологией стресса; раскрыть суть «вреда» и «полезности» эмоционального стресса; дать понятие о симптомах стрессового состояния; научить традиционным и нетрадиционным способам выхода из стрессового состояния.

Развивающая – способствовать развитию логического мышления; активизировать ранее полученные знания о способах выхода из стрессовой ситуации; нацеливать учащихся на постоянную работу по осмыслению происходящего на уроке, на анализ получаемой информации; развивать креативные способности; развивать коммуникативные способности.

Воспитательная – прививать интерес к работе в коллективе, к результатам труда своих товарищей; воспитывать выдержку, самообладание, умение слушать и слышать; прививать желание использовать полученные знания на уроке в обыденной жизни; способствовать формированию чувства внутренней устойчивости и доверия к самому себе.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: диалогический, эвристический.

Методы преподавания: объяснительно-стимулирующий, инструктивный.

Методы учения: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.

Методическое обеспечение: 

2.Наглядные пособия – плакат «Значение цветов по арт-терапии».

3.Дидактический материал – аутогенная тренировка, воздействие цвета на психоэмоциональное состояние человека, использование музыкальных средств в целях реабилитации учащихся, ксерокопия женских силуэтов для арт-терапии (стихографика) – использование некоторых элементов методики.

4.Раздаточный материал – кисточки, краски акварельные, банки с водой.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Ознакомление учеников с целью и планом урока
  3. Объяснение новой темы.
  1. Психология стресса.
  2. Симптомы стрессовых состояний.
  3. Методы выхода из стрессового состояния:

- музыкотерапия;

- аутогенная терапия;

- медитация;

- либропсихотерапия («лечение» чтением);

- элементы арт-терапии (стихографика).

4. Подведение итога урока, выводы, оценка работы учащихся.

Ход урока

  1. Предлагается сформулировать тему учащимся.
  2. Чтение сказки.

Сказка А.А. Рухманова «Охотник и его сыновья»

(Сказка  поможет подросткам расширить свои представления о стрессе  и его преодолении. Работу по содержанию сказки «Охотник и его сыновья», написанную А.А. Рухмановым  можно  проводить и в системе психотерапевтической работы со взрослыми).

Жил-был в некотором царстве охотник. Нелегкой была его жизнь. С трудом добывал он свой кусок хлеба. Сколько, бывало, верст пройдет по лесу, прежде чем встретится какая-то живность. Бывало, что и счастье привалит - крупная добыча попадется: и мясо, и шкура неплохая. Снесет на базар, глядишь, и есть чем семью кормить.

А какая радость была, когда сын родился. Счастливей его не было на свете человека. Но черное горе ходило рядом - задрал,  косолапый сына. Не было пределов печали несчастного отца.

Идет как-то охотник по лесу, силы проверяет. Видит, попался ему серый заяц. «Неплохо, - подумал охотник, - нынче и заяц добыча». Взял он серого за уши, хотел было его в сумку бросить, и вдруг заговорил косой человеческим, голосом:

-        Отпусти меня, добрый охотник. Что  хочешь  проси, любой откуп.
Подивился охотник чуду:

-        Сколько лет живу, а такого чуда не видывал. Будь что будет, заяц - не медведь. А вдруг и вправду, что спрошу, то и сделает.

Стал думать, что у зайца просить. Вспомнил про своего несчастного сына, вспомнил про свою радость при его рождении и печаль после гибели, подумал про свою горемычную жизнь и сказал:

- Ладно, серый, беги. Только сделай так, чтобы сын у меня второй родился, чтоб здоров был, чтоб жизнь прожил спокойную-преспокойную, чтоб не было у него никаких забот и никаких волнений.

Сказал и отпустил зайца.

- Все будет,  как ты хочешь, - молвил заяц и скрылся в кустах.
Только и слышал охотник, как зашумели ветки вслед убежавшему чудному зверю.

Прошел положенный срок - родился у охотника второй сын. Всем хорош малыш: и ростом, и лицом вышел, и растет крепеньким. Только уж слишком спокойный— не смеется, не плачет; ни гулять ему неохота, ни есть, ни пить. Растет себе и растет, а интересу никакого ни к чему не проявляет. За все детство ни разу шишку не набил, царапины не получил, не дрался ни с кем и ни с кем не дружил.

Вырос сын крепок, здоров, да вся жизнь как-то мимо него проходит. Горе где какое, или радость - ничто не трогает. Отец с матерью померли - не горевал; девушке приглянулся - не радовался; собирался жениться - да передумал.

Встретил как-то он серого зайца в лесу, а тот не убегает, говорит человеческим голосом:

-Ну что, брат, как живешь?  Доволен  спокойной жизнью? Может, по-другому жить хочешь?

Не удивился охотничий сын и говорящем зайцу.

  • Как хочешь,- отвечает.
    И сказал заяц:
  • Живи, как все люди живут,- а сам скрылся в лесу.

Огляделся молодой человек. Вокруг лес чудесный, красота первозданная.

-        Как раньше не замечал такого,— подумал он.

Затрепетало сердце от счастья, дух захватило. Только на это его и хватило. Упал он и ... умер.

Вопросы для обсуждения

  1. О чем эта история?
  2. Чему она учит?
  3. Как она может помочь в реальной жизни?

Вывод: История учит тому, что под стеклянным колпаком всю жизнь не проживешь, что жизнь без тревог и забот  – это не жизнь, что именно заботы и тревоги приносят человеку радость. Наша жизнь это радости и огорчения, удачи и неудачи, конфликты и примирения, заботы, в общем, сплошные проблемы. И каждый раз мы должны решать их.

Но прежде, чем обозначить цель нашей сегодняшней встречи, мне бы хотелось озвучить слова Сенека: «Умей спокойно относиться к тому, чего не в силах изменить».

Итак, если кратко обозначить цель нашего урока – научить вас некоторым способам снятия чрезмерного нервного напряжения.

  1. Понятие стресса 

Мы с вами живем в эпоху великих научно-технических открытий, серьезных достижений в науке. Практически прекратились эпидемии таких смертельно опасных инфекций, как чума, черная оспа, сыпной тиф; значительно снизилась смертность от многих других инфекционных заболеваний. Но! В целом заболеваемость не уменьшилась. Просто существенно изменилось структура заболеваемости. Место тяжелых инфекций заняли болезни, которые в быту называют «болезнями цивилизации»: гипертония, инсульты и инфаркты, опухоли, язва желудка… Этот перечень можно продолжать и продолжать.

Изменения, которые происходят при этих заболеваниях врачи связывают с более или менее длительным эмоциональным напряжением (в виде страха, ненависти, тоски, обиды, отчаяния и др.), возникающим в ответ на жизненные трудности и конфликты – как межличностные, так и внутренние.

Независимо от того, что каким причинам – внешним или внутренним – не удается удовлетворить актуальную потребность в чем-то, у человека возникает состояние стресса.

Слово «стресс» используется, по-видимому, чаще любого другого научного термина. Так что же такое стресс?

Концепция стресса разрабатывается с 1936 года выдающимся канадским физиологом Гансом Селье и его последователями во всех странах мира. Согласно его определения, стресс – это специфический ответ организма человека или животного на любое предъявляемое ему требование; этот ответ представляет собой напряжение (русский перевод английского слова «стресс») всех защитных сил организма, мобилизацию его ресурсов, и, прежде всего, вегетативной, нервной и гормональной систем для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникающих жизненных задач.

Г.Селье выделяет три фазы такого реагирования организма:

1.Реакция тревоги (мобилизация резерва организма).

2. Фаза сопротивления.

3.Фаза истощения (появляются явные признаки физического неблагополучия).

Но стресс не всегда оказывает отрицательное влияние. Это обязательный компонент жизни сопровождающий положительные и отрицательные эмоции, в том числе и страстную любовь, и творческий подъем. Эти эмоции приносят удовлетворение и защищают от ударов жизни. Стресс может не только снизить, но и повысить устойчивость организма. Но грань между положительным и отрицательным стрессом еще не определена. Над этим продолжают работать ученые.

  1. Упражнение “Пересадка сердца” (15 мин.)

Задачи упражнения:

- развитие толерантности при ответственном выборе,

- развитие саморегуляции эмоционального фона в стрессовой ситуации во время принятия ответственного решения.

Инструкция: “Разделитесь на группы. Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список кандидатов:

  1. Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
  2. Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
  3. Священник, 27 лет.
  4. Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.
  5. Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
  6. Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
  7. Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.
  8. Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
  9. Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
  10. Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

По окончании обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его”.

Резюме.

При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили “оценку” каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках.

Также бывает в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Нам могут не нравиться их поступки, их стиль жизни. Мы даже можем решить, что не хотим дружить с ними, но мы не можем судить их.

Если нам не нравятся их привычки, мы будем вести себя по-другому. Если нам не нравится, как человек строит свою жизнь, мы будем строить свою жизнь по-другому. Но это нам не нравится. А они имеют право.

Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и толерантными к разным людям.

Каждый человек подвержен стрессу. Очень важно знать о причинах стресса и уметь бороться с отрицательными последствиями стресса.

  1. Стрессоры.

Что же с нами происходит, если нас что-то не устраивает, если возникает некий дискомфорт? Какова физиология стресса?

Определенные стрессоры являются толчком к возникновению в мозге очага возбудимости – доминанты.

Что может быть стрессором? (ответы учащихся).   

Итак:

1.Физические стрессоры: жар, холод, шум, огонь, уличное движение, насилие, болезни, плохие условия работы и т.д.

2.Социальные стрессоры: общественные, экономические и политические; семейные; связанные с работой, карьерой; межличностные стрессоры.

3. Семейные стрессоры: распределение обязанностей, ревность, различие в системах ценностей, болезни (смерть в семье и т.д.).

Стресс обычно вызывается кратковременными и долговременными стрессорами. К кратковременным относятся неудачи, отвлечения внимания, страхи, боли, дефицит времени; к долговременным — конфликтные ситуации, сражения, долговременная изоляция, опасная работа, длительные нервно-психические перегрузки. Признаки стресса, т. е. нервного напряжения, могут быть физическими (нарушение сна, бессонница, нарушение памяти), поведенческими (излишняя суета, повторение одного и того же действия) и психологическими (конфликты, частые эмоциональные срывы, от которых больше всего страдают наши близкие). На первом месте среди факторов риска стоит ускорение темпа жизни, на втором — информационные перегрузки. Сутолока крупных городов — это мощный стрессовый фактор. К нему надо добавить малую подвижность горожан. Современные продукты вкусные, но ненатуральные. Из-за перегрузок в школе и постоянного сидения у компьютеров 80% детей нарушают нормальные физиологические функции сердца, дыхания, пищеварения.

Британские ученые установили, что стресс ухудшает у детей аппетит. В состоянии стресса 11-летние дети чаще питаются нездоровыми видами пищи, одновременно употребляя меньше полезных продуктов. Исследователи показали, что стресс в первую очередь вызывает потребление жирных продуктов. Самые подверженные стрессу учащиеся съедают их в два раза больше, чем ведущие самый спокойный образ жизни. Возникающий у подростков избыточный вес часто сохраняется и во взрослой жизни, увеличивая риск сердечных заболеваний и диабета.

Итак, повторю, что под воздействием значимого стрессора выделяется адреналин. Если этот круг не прекращается длительное время, человек входит в стадию чрезмерного стрессового напряжения.

  1. Симптомы стрессовых состояний:
  1. Постоянная раздражительность в общении с людьми.
  2. Чувство, что вы не справляетесь со своими обязанностями.
  3. Потеря интереса к жизни.
  4. Страх заболеть (постоянный или возникающий иногда).
  5. Постоянное ожидание неудачи.
  6. Я - плохой, ненависть к себе.
  7. Трудности с принятием решения.
  8. Потеря интереса к другим людям.
  9. Утрата чувства юмора.

  1. Проводится тест «Мой уровень стресса»

Варианты ответов на вопросы: очень, не особенно, ни в коем случае.

Раздражает ли вас:

— смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать?

— женщина «в летах», одетая, как молоденькая девушка?

— чрезмерная близость собеседника (допустим, в трамвае в час пик)?

— курящая на улице женщина?

— когда какой-то человек кашляет в вашу сторону?

— когда кто-то грызет ногти?

— когда кто-то смеется невпопад?

— когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать?

— когда любимая девушка (юноша) постоянно опаздывает?

— когда в кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма?

— когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть?

— когда вам дарят ненужные предметы?

— громкий разговор в общественном транспорте?

— слишком сильный запах духов?

— человек, который жестикулирует во время разговора?

— коллега, который часто употребляет иностранные слова?

За каждый ответ «очень» запишите 3 очка, за ответ «не особенно» — по 1 очку, за ответ «ни в коем случае» — 0.

Более 50 очков. Вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает все, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают и окружающие.

От 12 до 49 очков. Вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», достаточно легко забываете о них.

11 и менее очков. Вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь. Или этот тест недостаточно исчерпывающий, и ваши наиболее  уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого легко можно вывести из равновесия.

Как же избавиться от всего этого?

У вас, наверное, есть свои способы борьбы со стрессом. Назовите их (ответы детей).

  1. Пути преодоления стресса
  • Общение с людьми сильными, оптимистично настроенными, объединенными общими интересами.
  • Поддержка близких.
  • Внешние источники сил (природа, музыка, книги).
  • Переключись на что-нибудь хорошее, вспомни счастливые моменты.
  • Ставь посильные задачи, реально смотри на жизнь.
  • Занимайся физкультурой и спортом.
  • Правильно питайся, соблюдай режим дня.
  • Радуйся жизни.
  • Помни, мы сильны, когда верим в себя.

Сегодня мы с вами поговорим и о других способах, которые популярны у многих людей, а главное – они результативны, если в них верить.

На некоторых способах снятия психологического напряжения остановимся подробнее.

Способы

Использование музыкальных средств в целях реабилитации (беседа на фоне музыки).

Большую роль в переключении, разрядке и восстановлении душевного равновесия играет музыка. Она снижает активность доминанты, сформировавшейся во время конфликтной ситуации, разряжает накопившийся отрицательный потенциал. Кроме того, музыка формирует новую конкурирующую доминанту, особенно у людей с художественным типом высшей нервной деятельности (ВНД), а также музыка способна повысить общий тонус человека вялого, опечаленного, мобилизовать его энергию на достижение какой-либо цели. Приобщение к миру музыки, как полагают, повышает жизненную стойкость.

Условия, при которых музыка поможет восстановить равновесие:

  1. Она должна соответствовать и настроению, и вкусу (по ситуации хочется разного: нежного или бодрого).
  2. Музыка должна быть оптимальной по громкости: иногда хочется, чтобы она звучала на всю мощь, а иногда – тихо, ненавязчего (при подавленном настроении , обычно, более эффективна тихая музыка, мелодичная; при возбужденном – достаточно громкая, с подчеркнутым ритмом).
  3. Особенно сильное действие на психику оказывает активная музыкотерапия, т.е. когда человек сам играет (поет, насвистывает ) ту мелодию, которой соответствует его настроение.

Классическая музыка имеет особое влияние на человека:

  1. При переутомлении и нервном истощении – «Утро» Григ, «Полонез» Огинский.
  2. При угнетенном меланхолическом настроении – «К радости» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт.
  3. При выраженной раздражительности, гневности - «Хор пилигримов» Вагнер, «Сентиментальный вальс» Чайковский.
  4. При снижении сосредоточенности, внимании – «времена года» Чайковский, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шуман.
  5. Расслабляют – «Баркарола» Чайковский, «Пастораль» Бизе, «Лебедь» Сен-Санс.
  6. Тонизируют – «Чардаш» Монти, «Шербургские зонтики» Леграна.

Музыка позволяет наиболее эффективно построить и влияние аутогенной тренировки на личность. В ее основе лежит самовнушение.

Тренироваться нужно не менее трех раз в сутки по 5-10 минут и постепенно увеличивать это время (под музыку апробировать с детьми расслабляющую аутогенную тренировку).

Если сонливость сохраняется, сделать 3-4 глубоких вдоха и выдоха, 3-4 раза сильно зажмурить глаза, не поднимая век. При этом убеждать себя, что сонливость проходит, наступает чувство покоя, расслабления.

Медитация – интенсивное, проникающее вглубь размышление, погружение умом в предмет, идею, достигаемое путем сосредоточения на одном объекте и устранение всех факторов, рассеивающих внимание, как внешние, так и внутренние (доклад учащегося по технологии медитации).

Либропсихотерапия («лечебное» чтение) – этот прием предложен еще В.М.Бехтеревым (доклад учащегося по технологии либропсихотерапии).

Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние человека при минимально затраченных средствах. В одних случаях книга отвлекает человека от дурного влияния и направляет его энергию на достижение положительных целей: избавляет от скуки, пробуждает интерес к познанию; в других случаях книги заставляют пересмотреть всю жизнь, изменить не только отношение к чему-либо, но и все поведение.

Но книги необходимо подбирать тщательно, в соответствии с задачами, которые встали перед человеком, и обязательно с учетом его индивидуальных особенностей, так как одно и тоже художественное произведение может вызвать у разных людей совершенно разные реакции.

Использование цвета. Для профилактики нервного напряжения следует учитывать и характер воздействия цвета на человека. Экспериментальные исследования Е.Б.Рабкина позволили установить диапазон оптимальных цветов, наиболее благотворно влияющие на человека: это зеленые, желто-зеленые, зелено-голубые цвета. Помимо физических свойств цвета, то есть длины волны, необходимо учитывать его качество и эстетическое значение. Цвет черпает свою значимость из реальной действительности, его воздействие определяется целой суммой факторов, куда входит и социальный опыт человека.

Снять психическое напряжение позволяет не только цветовое оформление помещений, где находятся люди, но и сам процесс рисования, позволяющий снять внутреннее напряжение (доклад учащегося по технологии арт-терапии).

Важно помнить, что у каждого человека имеется свое более или менее отчетливое отношение к тому или иному цвету, и их различным комбинациям (задание учащимся: вспомнить какие цвета в одежде, их сочетание чаще всего предпочитаете). Это отношение может существенно меняться под воздействием самых различных факторов. Но устойчивые предпочтения чаще всего сохраняются, они составляют «личную цветовую шкалу», как одно из проявлений индивидуальности (работа с женскими силуэтами – их раскрашивание. Последующий анализ полученных работ. Рефлексия).

  1. Подведение итога урока, выводы, оценка работы учащихся.

Вот и подошел к концу наш урок. Совместными усилиями мы не просто узнали новые способы работы со своим нервным напряжением, но и поделились своим опытом. Вы узнали, как возникает в нашем организме стресс и каковы его симптомы. Но главное, чтобы вы запомнили способы борьбы со стрессом и полученными знаниями поделились со своими друзьями и родственниками.

Литература

  1. Грецов А., Бедарева Т. Психологические игры для старшеклассников и студентов. – СПб.: Питер, 2008. – 190 с.
  2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
  3. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. – СПб.: Речь, 2008. – 192 с.
  4. Родионов В., Ступницкая М., Ступницкая К. Антистресс. // Школьный психолог, № 20-24, 2005 г.; № 1, 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Столкновение ценностей преподавателя и обучающегося и возможные способы их преодоления"

В данной статье описаны эффективные способы решения проблемы столкновения ценностей преподавателей и обучающихся...

Статья на тему: "Компьютерная зависимость как угроза здоровью обучающихся и способы её преодоления"

Статья студента ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Терехова С.С. для выступления на научно - практической конференции: "Здоровая молодеж - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусл...

Статья на тему: "Стресс как фактор, влияющий на здоровье обучающихся и проблемы его преодоления"

Статья студентки ГБОУ СПО МО "Красногорский колледж" Абайхановой Л.Р. для научно - практической конференции "Здоровая молодежь - здоровое общество". Актуальность темы настоящей статьи обусловлена тем,...

Методическая разработка занятия "Стресс. Способы выхода из стресса"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Методическое сообщение "Сценическое волнение исполнителя и способы его преодоления"

Проблема эстрадного самочувствия музыканта-исполнителя занимает важное место в профессиональной деятельности представителей всех исполнительских специальностей. Она является одной из центральных в муз...

Причины эстрадного волнения и способы его преодоления

Часть моей дипломной работы о причинах эстрадного волнения и способах его преодоления. Работа написана на основании личного опыта....

Коммуникативный барьер и способы его преодоления

Статья для преподавателей системы СПО...