СПЕЦИФИКА В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ
статья

В образовательном учреждении исправительной колонии взрослый человек на время превращается в ученика. Мастер производственного обучения выполняет роль педагога,  даже если не считает себя таковым. Роль ученика каждый из нас выполняет не один год, эта роль довольно хорошо известна,хотя и тут всё не так просто. В случае с ролью обучающего естественно возникает вопрос : является ли стаж работы мастера производственного обучения гарантией необходимых знаний?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_v_obuchenii_vzroslyh.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ №262 ФСИН

(ФКП образовательное учреждение № 262)

СПЕЦИФИКА В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ

Разработал: преподаватель Пинчук Юрий Владимирович

Кемерово.2019г.

В образовательном учреждении исправительной колонии взрослый человек на время превращается в ученика. Мастер производственного обучения выполняет роль педагога,  даже если не считает себя таковым. Роль ученика каждый из нас выполняет не один год, эта роль довольно хорошо известна ,хотя и тут всё не так просто. В случае с ролью обучающего естественно возникает вопрос : является ли стаж работы мастера производственного обучения гарантией необходимых знаний? А наличие собственных детей обеспечивает человеку педагогические  и профессиональные знания и умения? Правильно, не гарантирует и не обеспечивает. Чтобы стать хорошим педагогом нужно овладеть  специальными педагогическими  и психологическими  знаниями. Можно быть хорошим специалистом, но не уметь передать свои знания так, чтобы обучаемый стал профессионалом. В этой работе предлагаю глазами современной науки посмотреть на взрослого ученика: что собой представляет, какими обладает особенностями, что важно учитывать, чтобы обучение было более эффективным.

            Роль ученика взрослому человеку, как правило, не очень комфортна (именно потому, что хорошо известна). Правда,  современная жизнь всё чаще вынуждает взрослого учиться дополнительно к имеющемуся образованию: мир слишком быстро обновляет информацию, требования становятся жёстче, технологии усложняются, появляются новые возможности и соблазны. Кроме того, увеличен возраст выхода на пенсию, отмирает ряд профессий, что требует переучивания в любом возрасте. Образовательные потребности сегодня связаны с улучшением качества жизни, повышением компетенции собственной личности. Уже в 60-е годы прошлого века в Европе, а затем и в Америке получает распространение новое научное знание- андрогогика. Андрогогика-теория образования взрослых, обобщающая всю новейшую информацию о том, какими способами учится взрослый (и даже пожилой человек), как в этом ему помочь, чтобы результат был быстрым и качественным. Идеи андрогогики в Россию пришли в 90-е годы прошлого века, и отечественная наука вносит свой вклад в развитие этого направления. Современное профессиональное  образовательное учреждение не может пройти мимо этого знания, имея дело именно со взрослыми обучающимися.

              Итак, современный человек учится для того, чтобы усилить содержательность своей жизни, развить собственную личность, но при этом роль ученика для него может быть неуютна. В каких случаях взрослый переживает стрессовые состояния? Когда условия обучения не отвечают возрастным, психологическим особенностям. А раз так, то дискомфорт может быть снижен. Взрослый-это человек, обладающий физической, психологической, социальной зрелостью, экономической независимостью, жизненным опытом и самосознанием, достаточным для ответственного и самоуправляемого поведения. Мастер производственного обучения со стажем наблюдает разные случаи, когда формально взрослый человек отнюдь не всегда характеризуется достаточным для ответственного уровнем зрелости и ответственным самоуправляемым поведением. В этих обстоятельствах необходимы психолого-педагогические знания, чтобы педагогически грамотно построить обучение. Позицию взрослого человека в образовании определяют осмысленность и ответственность. Именно эти качества побуждают строить учебные взаимоотношения особым (отличным от обучения детей) образом. О чём именно идёт речь?

Не поучать

Во-первых, взрослому человеку  дискомфортно в ситуации, когда его поучают. Он готов признать своё незнание в узкой области, но в отношениях стремится быть на равных.  Мастер может обучать сварке, например, врача и ничего не смыслить в полостных операциях, но в личностном плане это не даёт преимуществ одному над другим. В конкретных обстоятельствах один к другому пришёл за услугой, но обстоятельства могут  измениться, не так ли? Уважительность, дружелюбие, принятие личности взрослого обучающегося как важной,  ценной,  уникальной (обладающей своим неповторимым жизненным опытом) выступает нормой при обучении.

Уважать жизненную позицию

Во-вторых, уважать жизненную позицию взрослого обучающегося, сохранять условия для свободы мнений, отказаться от критики. Это ещё одна норма преподавателя профессионального образовательного учреждения. Перечисленное не имеет ничего общего с попустительством, безразличием, вседозволенностью. Преподаватель или мастер производственного обучения должен знать и уметь выполнять все операции, предусмотренные программой обучения, критерии их правильности, чтобы по условиям она   могла быть завершена в отведённые сроки и результативно. Перечисленные выше нормы задают тон в отношениях взрослого человека и педагога: переубеждать, настаивать, требовать, побуждать, помня, что взрослый обучающийся самодостаточная личность, с непростыми, как правило, жизненными обстоятельствами, что он ценен сам по себе, независимо от успехов и ошибок в процессе обучения.

Поддерживать в стремлении к совершенствованию.

                    В-третьих, оказывать взрослым обучающимся помощь в преодолении затруднений, вызванных уровнем подготовки, поддерживать их в стремлении к совершенствованию (желание делать ещё лучше, понять что-либо глубже, добиться ясности и т.д.). Способствовать тому, чтобы между обучающимися  и мастерами устанавливались отношения взаимного доверия и поддержки, предотвращая возникновение конкуренции и критики. Последняя обладает свойством ухудшать учебные ресурсы. В условиях критики, соперничества потенциально способный взрослый обучающийся показывает худшие результаты, склонен избегать трудности, чтобы сохранить самоуважение (в том числе признавая свою якобы «неспособность», лишь бы не страдать от критики). Критика имеет мало отношения к педагогическому анализу допущенных ошибок.

Вовлекать в совместный процесс определения целей обучения.

                     В-четвёртых, принимая во внимание потребности взрослых обучающихся, учитывая их мотивы, вовлекать в совместный процесс определения целей обучения. Осмысленность и ответственность, присущие взрослому, предполагают, что он знает чему именно он хочет научиться, и что ему нужно знать. Цель обучения-это запланированный результат. Своя цель есть у того, кто пришёл учиться в учреждение профессионального образования. И цель есть у мастера или преподавателя: что он считает необходимым обучающемуся знать и уметь, т. е. то, что изложено в проф. стандартах. Однако если при обучении ребёнка определяет цель и объём содержания взрослый, то при обучении взрослого этот процесс должен быть совместным. Взрослый обучающийся стремится к достижению поставленной им цели и в этом его действия достаточно волевые. У ребёнка нет ясной цели, поэтому он подчиняется авторитету взрослого. Для взрослого обучающегося тот, кто его чему-то обучает, не обязательно обладает авторитетом. А потому согласование целей должно осуществляться совместно, в диалоге, при взаимном уважении и готовности к коррекции своих изначальных установок. Искусство педагогического общения- это отдельная тема разговора.

Создание условий, стимулирующих зрелость, ответственность, самостоятельность.

                 Можно справедливо заметить, что соблюдение андрогенного подхода возможно только со взрослыми, обладающими перечисленными свойствами. С точки зрения психологии, взросление- это процесс. Способствует взрослению создание условий, стимулирующих зрелость, ответственность, самостоятельность. Организация таких условий является профессиональным умением педагога. Именно такая работа- «соль» педагогической работы, потому что передать знания может книга, интернет, сосед. Выработать навык может помочь тренажёр, модель и т.п. Но создать условия для развития может только грамотный профессионал-педагог.

Установки

    Если поведение взрослого характеризует не только социальная зрелость, жизненный опыт, самосознание, ответственное самоуправляемое поведение,то что ещё отличает взрослого обучающегося? Установки. Под установкой в психологии понимают предрасположенность, готовность действовать, думать определённым образом, предвосхищающей появление какого-либо объекта, ситуации. Установки человек зачастую не осознаёт. В этом есть смысл: они обладают механизмом приспособления, адаптации. Но когда меняются обстоятельства, некоторые из установок вполне способны обнаружить свою косность, инертность, стать фактором, затрудняющим приспособление к новым ситуациям.

                     Какие  установки на обучение можно обнаружить у взрослого? Распространена, например, установка на образование как атрибут детства («Я не маленький, чтобы учиться». «Я и так всё знаю», и другие). Образование может не иметь самостоятельной ценности для личности (в детстве имел неуспешный опыт, не научили получать радость от познания, установка на бессмысленность наращивания своего образования, в определённой среде не требуется новый уровень образованности). В этом случае отношение к обучению может стать формальным (отбыть, отсидеть, или «купить корочки», лишь бы не трогала администрация). Такое обучение хочется прогулять, сократить всеми доступными способами. Профессиональный педагог должен изменить негативную установку на удовольствие от процесса обучения, выявить его  преимущества, показать эффект от результата обучения.

               Установка «взрослый всему необходимому может научиться сам» порождает недисциплинированность, пренебрежение к труду педагога, переоценку собственных учебных умений. Интересен вывод, полученный отечественным психологом профессором Галиной Сергеевной Абрамовой: «умение учиться само собой не возникает». Уместна здесь и мысль, выраженная В.И. Лениным на 2 съезде РКСМ: «Чему учиться и как учиться?».Об этом свидетельствуют особенности мышления взрослых:

-недостаточно хорошо умеют выявлять существенные признаки в понятиях;

-затрудняются сформулировать мыслительную задачу как задачу логическую, независимую от конкретных свойств материала, с которым они имеют дело;

- нарушают логические правила;

- не умеют отвечать на поставленный перед ними вопрос мыслительной задачи, стремясь подменить его своим вариантом;

-нечувствительны к противоречиям;

-стремятся объяснить (т.е. мыслить) в житейских, а не в логических категориях;

- не осознают приёмов, способов своего мышления;

- в решении мыслительных задач больше полагаются на личный опыт, а не на логику;

-знают о существовании истины в мыслительной деятельности, но редко стремятся к ней;

-излишне внушаемы или критичны.

              Безусловно, отдельные взрослые обладают развитой способностью учиться самостоятельно и продуктивно. Но перечисленные особенности мышления часто являются причиной трудностей обучения: неправильно применяют правила к отдельным ситуациям, руководствуются в учебных типовых ситуациях не правилами, а собственным пониманием задачи; не понимают, что именно трудно, с ошибками усваивают. Всё говорит в пользу необходимости взрослому учиться, причём лучше под руководством профессионального педагога, владеющего методикой обучения и знаниями по педагогике и психологии.

                Взрослым может быть присуща установка на себя как сложившихся, неизменяющихся («Мне поздно меняться», «Учить надо было, пока поперёк лавки лежал», «Старую кошку новым фокусам не выучишь», «В моём возрасте уже голова не та»). Такие установки получили название мифологизации  возраста. Это своего рода ограничения проявлений индивидуальности человека, мнения, закрывающие возможность изменений в отношении себя и других. Подобные мнения могут порождаться самыми разными причинами:

- нечувствительность к признакам развития, изменений в себе как результат отсутствия опыта самонаблюдения, самоанализа;

- ошибочное отождествление роста и развития;

-глубинный, часто неосознаваемый страх («потерять лицо», страх нового, сравнения, неуспеха, боязнь уронить статус, не соответствовать имиджу), неверие в себя, боязнь оценки.

- нежелание трудиться над собой, «тратиться» прилагать усилия, преодолевать себя.

                  Чуткий педагог должен уметь разглядеть причину, породившую установку и направить  усилия на снижение её влияния, поощрить и поддержать развитие взрослого, снабдить его необходимыми критериями и методами, которые помогли бы взрослому человеку выяснить собственные потребности в обучении. Это важно потому, что понимание пользы, приобретаемой благодаря новым знаниям и умениям, ответственность за результат обучения- необходимые условия качественного и эффективного обучения.

                   Итак, специфика обучения взрослых в образовательных учреждениях системы ФСИН заключается в знании психологических и возрастных особенностей обучающегося, с одной стороны. С другой- в готовности специа-2 листа образовательного учреждения работать в рамках андрогогического подхода, принципиально отличающегося от традиционной педагогической модели. Отличие заключается, в первую очередь, в создании атмосферы партнёрства, взаимопомощи и поддержки, вовлечении взрослого обучающегося в деятельность по планированию, оцениванию учебного процесса. Это предъявляет повышенные требования к педагогическому мастерству и компетентности специалистов, отвечающих за подготовку обучающихся в учреждениях профессионального образования закрытого типа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

Формирование личности студента, как будущего специалиста в сфере экономики довольно часто и в значительной степени, зависит от педагога, который его учит и воспитывает....

Специфика организации внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по заочной форме обучения

В  докладе излагается об актуальности требований к личным качества обучающихся и повышении роли самостоятельной работы обучающихся над учебным материалом, а также о повышении ответственности преп...

Статья "Специфика изучения практического курса "Хоровая аранжировка" в условиях инклюзивного обучения студентов с ОВЗ"

https://nsportal.ru/sites/default/files/2019/03/11/statya_horovaya_aranzhirovka.pdf - Статья посвящена вопросам организации занятий по хоровой аранжировке со студентами с ограниченными возможностями з...

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ "СПЕЦИФИКА И ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ  ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ  В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ "...

Организация обучения взрослого населения компьютерной грамотности

Демографический кризис и процесс старения населения неизбежно ведет к необходимости включения в социальную и трудовую деятельность лиц пенсионного возраста. Президент Российской Федерации В.В.Путин 1 ...

Проблемы обучения взрослых

Аннотация: данная статья рассматривает проблематику обучения взрослых, выбора средств и методов их обучения с целью повышения качества обучения в Учебно-производственном центре. Статья может быть испо...

Специфика неформального образования взрослых

Специфика неформального образования взрослых. Эта статья будет полезна преподавателям СПО...