Проблемы обучения взрослых
статья

Куликов Владимир Михайлович

Аннотация: данная статья рассматривает проблематику обучения взрослых, выбора средств и методов их обучения с целью повышения качества обучения в Учебно-производственном центре. Статья может быть использована преподавателями, реализующих дополнительное профессиональное образование.

Обучение взрослых — современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных компетенций и необходимостью их актуализации и развития.

Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_obucheniya_vzroslyh_kulikov_v_m.docx299.69 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-производственный центр – филиал

ООО «Газпром трансгаз Нижний Новгород

Автор:

Преподаватель учебного участка по промышленной и пожарной безопасности, эксплуатации и ремонта грузоподъемных механизмов и транспорта

Владимир Михайлович Куликов

Аннотация: данная статья рассматривает проблематику обучения взрослых, выбора средств и методов их обучения с целью повышения качества обучения в Учебно-производственном центре. Статья может быть использована преподавателями, реализующих дополнительное профессиональное образование.

Обучение взрослых — современная проблема, вызванная быстрым устареванием ранее приобретенных компетенций и необходимостью их актуализации и развития.

Перестройка системы образования предъявляет новые требования к личности педагога, методам и технологии преподавания. Формируется новая ситуация взаимодействия преподавателя и аудитории во всех видах учебно-познавательной деятельности.

А ДЛЯ ЧЕГО НАМ ЭТО…?

Взрослые обучающиеся более заинтересованы в конкретном решении практических проблем, нежели в получении общетеоретической информации. Если они понимают, что цели и содержание дисциплины соответствуют их потребностям, то они полностью принимают ответственность за обучение на себя. Также они становятся более мотивированными к обучению, если это отразится в оплате их будущего труда. Но что делать, если повышение квалификации не предусматривает увеличения заработной платы – прибывшие на обучение не имеют мотивации и заинтересованности в обучении и «просиживают» отведенное на обучение время, «натаскиваясь» на итоговую аттестацию, зрительно запоминая тестовые задания.

Для того чтобы понимать, как построить и эффективно реализовать образовательную программу для взрослых обучающихся, нужно правильно понимать особенности взрослого человека, его индивидуальность.

Особенности взрослого обучающегося

  • Взрослые более целенаправленны, чем другие студенты;
  • У взрослых имеется прошлый учебный опыт;
  • У взрослых устоявшиеся привычки;
  • У взрослых имеются мнения о том, чему их учат;
  • Взрослые имеют тенденцию связывать то, чему их учат, с тем, что они уже знают;
  • Взрослым нужно активно принимать участие в учебном процессе;
  • Взрослые боятся ошибиться в ответе на поставленный конкретно ему вопрос;
  • Взрослые учащиеся должны верить в компетентность преподавателя.

В то же время существует ряд проблем обучения взрослой аудитории, так как они не всегда адекватно воспринимают информацию из–за следующих причин:

  • Сложившиеся стереотипы;
  • Навык «захватывания» коммуникативного пространства, доминирования в группе, соперничества друг с другом;
  • Отсутствия навыков рефлексивного слушания;
  • Боязнь задавать вопросы или неумение их формулировать;
  • Неразвитая культура коллективного взаимодействия;
  • Боязнь «общественного мнения»

Важнейшим аспектом обучения является индивидуальный подход к личности обучаемого, понимание мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания обучения.

ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ… И ЧТО?

Люди отличаются друг от друга. Одни предпочитают проводить время в компании, другие – работать с книгой. Кому-то важнее факты, другому – интуиция.

Не все люди воспринимают информацию одинаково. Одни предпочитают слушать, другие – смотреть. Результаты тестов показывают, что обычно 55% аудитории визуалы, 35% – аудиалы и 10% – киностетики (тактилы).

Получается, что лекции в основном для аудиалов, а в аудитории большинство – визуалы. Как им помочь? Рекомендуется рисовать картинки, использовать на лекциях слайды, презентации. Аудиалы хорошо воспринимают информацию со слуха. Людям с тактильным восприятием (киностетикам) лучше всего использовать при чтении карандаш или маркер. Им необходимо записывать. Такие люди очень любят обучающие фильмы, все то, что наполнено движением.

Мы часто ошибаемся, предполагая, что все люди похожи на нас. Возможно, вы поступили неправильно, потому что не учли, что вы анализатор, а человек, который сидит напротив вас – персонализатор. Или вы – интроверт, а ваша аудитория состоит почти целиком из экстравертов.

ЗНАЮ ПО СЕБЕ…

Хочу привести пример из своей практики.

Планируя тематическое обучение по одному и тому же предмету (составляя план урока), я не задумывался о том, что разные группы по-разному воспринимают информацию, по-разному настраиваются на занятие, по-разному мотивируются. В плане урока все этапы имели одинаковое количество времени. И один тематический план урока я использовал для всех групп данного направления.

Со временем ко мне стало приходить осознание того, что в этих группах происходит стагнация качества обучения, либо его снижение. Проводя анализ происходящего, я выделил три основных проблемы:

  1. Возрастные отличия контингента обучающихся в различных группах;
  2. Психологические отличия контингента обучающихся в различных группах;
  3. Различные опорные (базовые) знания материальной части предмета.

Для более точного анализа мной были разработаны тесты входного контроля знаний матчасти и психологии, на основе которого я мог выделить тех или иных обучающихся, требующих повышенного внимания. Т.е. осуществлять в процессе обучения дифференцированный подход.

При проведении планирования обучения по одному и тому же предмету (оформляя план урока) для разных групп, необходимо учитывать распределение времени на разных этапах урока для разных типов личности.

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГОВ…

За время работы мне попадались группы, в которых преобладали активные типы темперамента.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг предложил четыре оси, с помощью которых можно описать особенности каждой личности. Для определения типа человека по этим осям используется опросник Кейрси (70 вопросов).

Первая ось: интроверт – экстраверт. Она говорит о том, где мы предпочитаем фокусировать свое внимание. Экстраверты фокусируют свое внимание на внешнем мире. Они любят общаться с людьми, подпитываться от них. Им легче разговаривать, чем писать. У интроверта весь мир сосредоточен внутри него. Интроверты держатся от других на расстоянии, предпочитают читать, а не разговаривать, или слушать преподавателя.

Вторая ось: ощущающие (сенситивы) – интуиты. Она определяет способ получения информации. Среди нас есть люди, которые ориентированы на факты: им надо все пощупать руками, прежде чем в это поверить. На другом полюсе находятся интуиты – они предпочитают видеть картину целиком. Им нужна хорошая теория, позволяющая объяснить все, что происходит.

Третья ось: анализаторы – персонализаторы (мыслящие – чувствующие). Анализаторы принимают решения на основании объективных данных. Они любят причинно-следственные связи, следуют законам и правилам, пытаются проанализировать, что происходит, и выбрать наилучшее решение. Персонализаторы принимают решения на основании субъективных ощущений. Они хотят, чтобы всем было хорошо. Если один руководитель говорит, что нужно делать все по книгам или все в соответствии с законом, а другой настаивает, что надо нарушить правила и срочно действовать, то первый – это анализатор. Среди мужчин чаще встречаются анализаторы, среди женщин – персонализаторы.

Четвертая ось: закрытые – открытые. Это ваш настрой по отношению к окружающему миру. Закрытые люди предпочитают жить в запланированном мире. Если есть планы, они должны быть выполнены. Вначале надо доделать одно дело, а потом начинать другое. Закрытые люди не выносят сразу нескольких незаконченных дел. Открытые люди любят делать несколько дел одновременно. Одно не завершили, другое начали – прекрасно. Начали или закончили не вовремя – тоже хорошо. Открытый человек живет текущим моментом.

Как отрицательное явление следует отметить, что процессы восприятия, запоминания, мышления у взрослого человека протекают, не столь продуктивно, как у ребенка или подростка. В связи с этим первостепенную важность приобретают методы, способы обучения.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ…

Основное положение андрагогики, в отличие от традиционной педагогики, заключается в том, что ведущую роль в процессе обучения играет не обучающий, а обучаемый. Функцией обучающего в этом случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении, систематизации, формализации личного опыта последнего, корректировке и пополнении его знаний. В этом случае происходит смена приоритетности методов обучения.

Бывает так, что наши любимые методы не всегда совпадают с теми, которые предпочитают наши обучающиеся. Андрагогика вместо лекционных предусматривает преимущественно практические занятия, зачастую экспериментального характера: дискуссии, круглые столы, тренинги, деловые игры, кейсы, решение конкретных производственных задач и проблем.

И опять из опыта…:

Одним из наиболее важным и проблемным этапом урока всегда является постановка цели и задач, т.к. цель должна быть всегда диагностична. Зачастую самому преподавателю не всегда по силам эта задача, да и поставив цель – она не всегда реально будет достижима.

На своих занятиях я применяю метод совместной постановки задач на урок для достижения единой цели! Это способствует мотивации и активизации совместной деятельности на учебном занятии. Как пример: цель учебного занятия – научиться устранять неисправности системы питания. По достижению каких задач, по вашему мнению, мы достигнем поставленной цели? Я фиксирую все названные обучающимися задачи, а при проведении рефлексивного момента обучающиеся сами уточняют какие задачи ими действительно правильно были поставлены.

Таким образом, мной в основном применяются активные методы обучения.

ПОДВОДЯ ИТОГИ…

С помощью активных методов обучения можно развить у обучающихся способность работать в команде, осуществлять совместную проектную и исследовательскую деятельность, отстаивать свои позиции, обосновывать собственное мнение и толерантно относиться к чужому, принимать ответственность за себя и команду.

Преимущество игровых технологий заключается в том, что обучающиеся не получает готовые знания и компетентность, а сами приходят к ней в силу своей активности. В групповом взаимодействии оттачиваются коммуникативные умения, апробируется выбор стратегий взаимодействия, отрабатывается собственный коммуникативный репертуар, основные сценарии общения с разными типами людей. Нашей задачей является лишь правильная постановка проблемы.

Программа обучения, построенная на игровом моделировании, меняет принцип «сядь и прочитай это/посмотри на это» на «сделай это и научись».

Исследования показали, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20% информации, в то время как в дискуссионном обучении 75%, а в деловой игре 90%.

На игровых занятиях преподавателю довольно легко определить формальных и неформальных лидеров, интеллектуальных и конкурентоспособных партнеров, пассивных и индифферентных участников, мотивированных и безразличных, опытных и начинающих и т. п., их достоинства и недостатки, проявляющиеся при взаимодействии, индивидуальный стиль общения.

Следует отметить, что наши работодатели заинтересованы учить своих сотрудников. Они ждут от нас не «специалиста – исполнителя», а компетентного «профессионала – исследователя», способного эффективно трудиться и приносить Обществу пользу.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: компетентность преподавателя, методы обучения и индивидуальный подход к обучающемуся – вот те три кита, на которых должна строиться организация учебного процесса.

Мы должны завоевать доверие аудитории, разрушить психологические барьеры, демонстрировать теплоту и искренность в отношениях, донести до сознания учащихся, что лучше задавать глупые вопросы во время обучения, чем совершать глупые ошибки в процессе профессиональной деятельности.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

1. Аронова Г. А. - ведущий методист. Организация: НОУ СПО Новоуренгойский техникум газовой промышленности ОАО «Газпром». Методика обучения взрослых.

2. Дресвянников B. A. - кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента Всероссийского заочного финансово-экономического института в г. Пензе. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. http://www.elitarium.ru/

3. Королёва А. В. – преподаватель Колледжа туризма Санкт-Петербурга Статья «Обучение взрослых: проблемы и перспективы».

4. Плавинский С.Л. – доктор медицинских наук. Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования. Статья «Основные принципы обучения взрослых».

5. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. М.: Академия, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И НЕОБХОДИМОСТЬ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Основные тенденции роста инвалидности среди молодого поколения в РФ в настоящий период определяются неблагоприятными изменениями демографической структуры населения, ростом заболеваемости, ухудшением ...

Статья "Проблемы обучения английскому языку в колледже".

Данная статья отражает актуальные проблемы обучения английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях. Выделяются ключевые трудности в обучении, и предлагаются  пути...

Проблемы обучения аудированию англоязычной речи в сфере профессионального общения студентов технических специальностей.

Понимание иноязычной речи является важным умением и одним из основных способов получения информации. В процессе устной иноязычнойкоммуникации в сфере профессионального общения осуществляется передача ...

Презентация. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания студентов медицинского колледжа

В презентации представлены: основные факторы, участвующие в формировании личсности современных студентов, основные причины, способствующие затруднениям в обучении студентов, подходы к решению проблемы...

СПЕЦИФИКА В ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ

В образовательном учреждении исправительной колонии взрослый человек на время превращается в ученика. Мастер производственного обучения выполняет роль педагога,  даже если не считает себя таковым...

Организация обучения взрослого населения компьютерной грамотности

Демографический кризис и процесс старения населения неизбежно ведет к необходимости включения в социальную и трудовую деятельность лиц пенсионного возраста. Президент Российской Федерации В.В.Путин 1 ...

Методики обучения взрослых: эффективные подходы к образованию

Обучение взрослых имеет свои особенности и требует особых методик, чтобы быть наиболее эффективным. Взрослые обучающиеся имеют опыт и знания, которые могут быть использованы в образовательном процессе...