системно-деятельностный подход
статья

Никитина Светлана Михайловна

Прежде чем начать свой доклад, хотелось бы вспомнить одну известную восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-deyatelnostnyy_podhod.docx65.57 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая деятельность

и творческий подход —

вот лучшие учителя в

школе жизни.

Тельман

Прежде чем начать свой доклад, хотелось бы вспомнить одну известную восточную мудрость: «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь». Если провести «параллель» с педагогикой, то главная задача учителя заключается в организации учебно-познавательной деятельности учащихся так, чтобы знания стали результатом их собственной деятельности.

Понятие системно-деятельностного подхода было впервые введено в 1985 г. как особого рода понятие. Что значит "деятельность"? Во-первых, деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат. Во-вторых, результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь (коррекция, обратная ориентация). Важно увидеть, что все действия не разорваны. В-третьих, в деятельности надо учитывать психолого-возрастные и индивидуальные особенности развития личности ребенка и присущие этим особенностям формы деятельности. Таким образом, любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Использование системно–деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС

Жизнь не стоит на месте. Меняются дети, меняется школа. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Учитель в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять эти знания для решения жизненных проблем.
Потому так важно формировать у ребенка правильную гражданскую активную позицию, обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, учить его искать, думать, творить, делать. Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового поколения. В основу разработки новых стандартов положен 
системно-деятельностный подход. Главная задача которого: подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Как известно, традиционный подход в образовании ориентирует на объём знаний - чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использоватьполученные знания (с помощью ключевых компетенций информационных, коммуникативных, и др.). Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно – деятельностный подход.

Актуальность изучения и применения в педагогической практике элементов системно-деятельностного подхода объясняется постепенным введением ФГОС, отличительной особенностью которых является ориентация на результатыобразования, как раз рассматривающиеся на основе системно-деятельностного подхода. Применительно к учебному процессу это означает, на каждом этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – учебный процесс должен ориентироваться на развитие личности обучающихся, которое происходит на основе овладения учащимися обобщенными способами деятельности (УУД). Т. е., чтобы ребенок развивался, необходимо организовать его деятельность.

Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как следствия объединения системного подхода и деятельностного, доказывающего бесполезность самих знаний, умений и навыков, не реализующихся в деятельности.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования;

- ориентацию на ФГОС;

- признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

-разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из них является "Технология деятельностного метода обучения", разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г. Петерсон.

Целью деятельностного подхода является – воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели,

- решать задачи,

- отвечать за результаты.

Теоретико-методологической основой проектирования программы формирования УУД в целом являются системно-деятельностный подход. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом. По мнению Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега, деятельностный метод обучения является универсальным.

«Главная цель воспитателя должна заключаться в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...»

Каким же быть современному уроку, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков, и критерии оценивания урока и критерии результативности в рамках системно-деятельностного подхода.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

В чём же сущность деятельностного метода, являющегося ядром системно-деятельностного подхода ?

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Технология деятельностного метода  предполагает создание учителем специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.

Деятельностный подход органично сочетается с различными современными образовательными технологиями, такими как: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные  турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, проблемного обучения. Названные технологии способствует формированию у обучающихся универсальных учебных действий. Тем не менее, актуальна проблема поиска новых технологий обучения, так как нет, и не может быть какой-то одной, универсальной технологии.

Система дидактических принципов,

обеспечивающих системно – деятельностный подход.

1. Принцип деятельности (ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам: «когда я делаю сам, я получаю опыт и знания»)

2. Принцип непрерывности (преемственность между темами, разделами, курсами…)

3. Принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире, о себе, о роли и месте каждой науки в системе наук)

4. Принцип минимакса (школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне (государственного стандарта знаний: «даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь»)

5. Принцип психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, доброжелательная атмосфера)

6. Принцип вариативности (развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.

7. Принцип творчества (ситуация успеха, настрой на творческое дело)

Основной принцип деятельностного подхода состоит в том, что знания не преподносятся в готовом виде, учащиеся получают информацию, самостоятельно участвуя в исследовательской деятельности. Задача учителя при введении или отработке материала состоит не в том, чтобы все доступно объяснить и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу учеников, чтобы они сами нашли решения проблемы, отработали в речи грамматические и лексические структуры. Для активизации познавательной и практической деятельности учащихся на уроках иностранного языка можно использовать разнообразные приёмы, формы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Использование деятельностного подхода формирует мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, создаёт положительный эмоциональный фон урока. Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.

Применение ролевой игры предполагает самостоятельное языковое поведение, выбор лексики, интонаций и стиля поведения в заданной ситуации. Учащиеся выбирают роли, обыгрывая жизненные ситуации. Применима деловая игра (модель взаимодействия людей в процессе достижения некоторой цели) и дискуссия (спор, обсуждение, упорядоченный обмен мнениями).

В рамках деятельностного подхода на уроках иностранного языка целесообразно применять парную работу. Примеры методик парной работы:

1. Использование метода Ривина А.Г. Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее по частям в парах сменного состава. Названия частей записывается в тетрадь. После проработки всего текста учащиеся выступает по теме.

2. Обратная методика Ривина А.Г. можно использовать при составления тем или как подготовку к пересказу текста по плану.

Каждый ученик получает подробный план своей темы. Его задача – по плану восстановить содержание темы по текстам, которые имеют разные учащиеся.

3. Методика взаимопередачи тем предназначена для организации изучения теоретического учебного материала на основе работы учащихся в парах. 1 учащийся пары повторяет одно правило, 2 учащийся второе правило. Сначала 1 объясняет, напоминает, учит второго, проверяет уровень его понимания. Потом учащиеся меняются ролями.

4. Методика взаимотренажа. Эта методика предназначена для организации процессов повторения, закрепления, тренировки. На специальных карточках оформляются 5-6 упражнений с ответами. Один ученик имеет при себе карточку с ответами, а другой ученик – без ответов.

5. Методика взаимопроверки индивидуальных заданий. Индивидуальные задания представляют собой набор карточек, включающий все типы вопросов. Ученики, работая в парах, отвечают на вопросы. Первый ученик задаёт вопрос, второй отвечает. У первого ученика есть объяснения ответов.

Примеры методов групповой работы:

1. Метод “разрезанной информации”. Формируются команды учащихся, каждому из учеников предоставляется только часть информации, необходимой для выполнения какой-либо учебной задачи. Учащимся приходится по очереди учить друг друга и помогать друг другу.

2. Метод “учимся вместе”. В разнородных группах дети работают над темой или лексикой. После этого группы сравнивают результаты своей работы.

3. Метод проектов. Учащиеся ищут информацию, которая нужна им для выполнения и презентации своей работы.

Метод проектов несёт в себе большой потенциал, необходимый для формирования следующих групп умений у школьников, которые лежат в основе компетенций стандарта второго поколения:

  • Исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
  • Социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло) ;
  • Оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
  • Информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
  • Презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности) ;
  • Рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
  • Менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

В основе всех этих приёмов и методов лежат принципы деятельностного подхода:

Принцип минимакса – освоение материала на максимальном уровне и обеспечение усвоения на уровне минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип деятельности — заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а ищет их сам осознанно.

Принцип психологической комфортности – создание на уроках доброжелательной атмосферы, развитие диалогических и монологических форм общения.

Принцип вариативности – формирование учащимися способностей к выбору вариантов.

Принцип творчества – приобщение учеников к творческой деятельности.

Слова известного немецкого математика А. Дистервега гласят: “Настоящий учитель показывает своему ученику не готовое задание, над которым положены тысячелетия труда, но ведет его к разрабатыванию строительного материала, возводит здание с ним вместе, учит его строительству…”

Данные слова отражают функциональную суть деятельности учителя при использовании системно-деятельного похода. Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата. Процесс обучения в рамках коммуникативно-деятельностного подхода строится по модели коммуникации. В соответствии с этой моделью обучение максимально приближено к реальному общению. Поскольку обсуждаемые проблемы не имеют, как правило, однозначного решения, то обсуждающие их участники – учитель и ученики – равноправны как речевые партнеры. Поэтому основной чертой данного подхода является коммуникативность, которая включает в себя целый ряд характеристик, позволяющих осуществлять переход от первых социальных контактов к ситуациям. Коммуникативность предусматривает речевую направленность обучения, стимулирование речемыслительной активности, обеспечение индивидуализации, учет функциональности речи, создание ситуативности обучения, соблюдение принципа новизны и нешаблонности организации учебного процесса.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

  1. Моделирование и анализ жизненных ситуаций.
  2. Использование активных и интерактивных методик.
  3. Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности.
  4. Вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность, а также проектную  деятельность - обеспечивающих свободный поиск эффективного, отвечающего индивидуальности ребёнка, подхода к решению задачи.

Учащиеся:

- работают с источниками  информации, с современными средствами коммуникации;

- критически осмысляют актуальную социальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- анализируют современные общественные явления и события;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни (на уроках гуманитарного цикла);

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Показатели владения педагогом современными технологиями

  • Учит детей определять границы своих знаний, ставить проблему;
  • Учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями;
  • Организует учебное сотрудничество детей, совместно-распределенную деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе;
  • Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета ;
  • Использует современные информационные технологии для формирования способности самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве ;
  • Организует проектные и событийные формы работы ;
  • Организует совместно-распределенную деятельность детей во внеучебной работе ;
  • Обеспечивает включение детей в социально-значимые проекты ;
  • Обеспечивает включение родителей в событийную и проектную деятельность детей ;
  • Применяет информационные технологии в образовательном процессе.

Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.  

Представленные мною методы и приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора), на мой взгляд, дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы урока – целостность и структурность.

Остановимся на структуре урока, особенностях некоторых его этапов, также методических рекомендациях в разрезе технологии системно-деятельностного подхода

1.Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность. Учитель включает детей в деятельность. Происходит выделение содержательной области.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
  • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
  • самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.).

II. Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

2. Возникновение проблемной ситуации.

  • актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
  • создание проблемной ситуации;
  • выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя, пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это, возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в  процессе    первичного    закрепления примеры    решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В    процессе    первичного    закрепления примеры    решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Сегодня есть новый вид методической продукции – технологическая карта урока, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Структура технологической карты, включает в себя:

  • название темы с указанием часов;
  • цель освоения учебного содержания;
  • планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД);
  • метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  • основные понятия темы;
  • технология изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические и диагностические задания);
  • контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

И, в заключении, хотелось бы процитировать высказывание В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования выдвинул новые требования к формированию личности учащихся, к результатам освоения основных образовательных программ обучения иностранным языкам. Многие исследователи отмечают, что данное поколение образовательных стандартов, возможно, впервые создано на основе наиболее фундаментальных учений, наук о ребенке. Необходимо отметить, что все это стало возможным благодаря введению новой методологической основы стандартов общего образования нового поколения — системно-деятельностного подхода. Понятие системно-деятельностного подхода к обучению было впервые введено в 1985 г. Этим нововведением ученые попытались объединить взгляды на два подхода: системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, одной из основных характеристик которого всегда была системность (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи) [2, С. 18]. Становление системно-деятельностного подхода в педагогической науке основывается на исследованиях таких ученых как А. Г. Асмолова (нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности), П. К. Анохина и Н. А. Бернштейна (достижение результата при наличии обратной связи), Г. П. Щедровицкого (целевая предопределённость социальных явлений) и др. [1, с. 184]. В своих исследованиях системно-деятельностного подхода А. Г. Асмолов говорит о нацеленности подхода на развитие личности, формирование гражданской идентичности, отмечает возможность формирования ценностных ориентиров [2, с. 22]. Под системообразующей основой для развития личности в рамках системно-деятельностного подхода к реализации ФГОС понимается деятельность. Данное положение предлагает особую модель взаимодействия учителя и ученика. Знания больше не даются учителем в готовом виде. Учитель отвечает за организацию исследовательской работы детей таким образом, чтобы они сами могли найти решение поставленной проблемы и объяснить, как необходимо действовать в подобных условиях. Учебный материал более не выступает в роли результата, получаемого учащимися, а берет на себя роль образовательной среды, целью которой является создание условий для получения учениками собственного образовательного продукта [3, с. 36]. Как уже было отмечено, отечественные ученые пришли к понятию «системно-деятельностного подхода» благодаря попытке свести воедино два направления исследований в психологии и педагогике: системный и деятельностный походы. Развитие идей системного подхода или системной составляющей в рамках системно-деятельностного подхода основывается на положении о том, что вследствие увеличения количества информации преодоление противоречия между ее ростом и возможностями ее усвоения может быть достигнуто только с помощью системной организации знания. Системный подход направлен на раскрытие целостности изучаемого явления или процесса, определение его внутренних и внешних связей или взаимодействий, среди которых необходимо выявить наиболее существенную или, иными словами, системообразующую связь (например, системообразующими связями/компонентами учебного процесса выступают: целеполагание, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся) и его результат) [4, с. 11]. Деятельностная составляющая системно-деятельностного подхода направлена на анализ структуры учебной деятельности детей и изучение ее составляющих: предметного содержания; мотивов, побуждающих субъект к деятельности; цели, средств и результатов. Это предполагает проведение педагогом специальной работы по выбору и организации деятельности детей, по активизации их познавательной деятельности. При этом следует подчеркнуть, что выбор цели и планирование деятельности, ее организация и контроль осуществляется воспитанником сознательно, также проводится самоанализ и оценка результатов собственной деятельности [Там же, с. 11]. Учет вышесказанного имеет большое значение для работы учителя иностранного языка. Выступая в качестве методологической основы организации процесса обучения иностранному языку, системно-деятельностный подход позволяет наиболее точно подойти к организации учебной и внеурочной деятельности, что в свою очередь, обеспечивает их большую эффективность и результативность.
Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Папин И. Д., Шкабара И. Е. Учет особенностей системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 62-64. — URL https://moluch.ru/archive/111/28012/ (дата обращения: 31.03.2019).

Аннотация. Статья посвящена описанию системно-деятельностного подхода и его роли в современной образовательной системе обучения иностранному языку. В статье приводятся примеры основных форм системно деятельностного подхода, успешно используемых на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. Приведен однозначный вывод эффективности использования системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка с целью обучения школьников иноязычному общению.

Ключевые слова: проблемное обучениесистемно-деятельностный подходролевая игракритическое мышление,обучение в сотрудничествеустное иноязычное общение

Полный текст статьи

 Печать

Термин подход к обучению (англ. approach – подход, подступ) впервые в научную литературу был введен английским методистом А. Энтони для обозначения основных положений, которыми пользуется исследователь для изучения природы языка и способов овладения им.

Являясь одним из компонентов системы обучения подход представлен как методологическая основа обучения иностранному языку, характеризующая точки зрения на предмет обучения (язык) и возможности овладения им в процессе обучения. А.А. Леонтьев и М.В. Ляховский определяют подход как стратегию обучения иностранному языку, включающую три основных компонента: основные понятия, принципы, методы и приемы построения образовательного процесса [4].

Развитие общества и системы образования на современном этапе предъявляют новые требования к системе обучения иностранному языку в общеобразовательной школе. На первый план выдвигается задача на формирование образа «человека-деятеля», готового к принятию ответственных решений в постоянно меняющихся условиях и готового к свободному выбору и творчеству. Одним из механизмов формирования «человека-деятеля» признан системно-деятельностный подход, который ориентирован на обучающегося и предполагает организацию уроков как учебной деятельности, направленной на постановку и решение школьниками конкретных учебных задач.

Основы системно-деятельностного подхода к обучению были заложены в работах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, рассматривающей деятельность в качестве основы и движущей силы развития личности. Системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ФГОС второго поколения общего образования, отражает требования личностно-ориентированной парадигмы. Это значит, что каждый участник образовательного процесса создает свой продукт, проектирует что-то новое.

В методике преподавания иностранных языков системно-деятельностный подход получил свое воплощение в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, предложенного И.А. Зимней (1991) и разработанного в трудах И.Л. Бим (2002). Суть такого подхода означает, что организация обучения иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на уроках иностранного языка осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которой участники общения стремятся решить реальные и воображаемые задачи. Средствами осуществления такой деятельности являются задания следующих видов.

1. Проблемное обучение, с помощью которого организуется учебное общение, предполагает создание в сознании обучающихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности обучающихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение ЗУН и развитие мыслительных способностей [6]. В обучении иностранному языку проблемное обучение имеет место при работе над всеми видами речевой деятельности и применяется в вопросно-ответном ходе размышления и дискуссии по какой-либо проблеме. Например, при работе над темой урока по иностранному языку «A Healthy way of life» формулируется проблема: Children don't pay enough attention to their health, проблемный вопрос: How do people can keep their health? Варианты решения: 1) to take food in a correctly way; 2) to refuse from bad habits; 3) to be active. Тезис: «My health is in my hands». На данном уроке предлагается одно из заданий, направленное на развитие диалогических умений, например, Make up dialogue «At the doctor's». Проблемные ситуации основаны на критическом рассуждении, на предложении, на догадке, интерпретации фактов, на умозаключении.

2. Развитие критического мышления, которое рассматривается не как негативность суждений или критика, а как разумное рассмотрение разнообразия подходов. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям [5]. Методика развития критического мышления позволяет создать условия на уроке иностранного языка, в которых обучающихся работает самостоятельно, порождает, а затем обосновывает свои идеи, задает себе и другим вопросы, осуществляет рефлексию своей деятельности и деятельности других людей [1]. Данная методика реализуется на практике в следующих заданиях: «Warming-up»; «What do you know?»; «Look at the picture and say. – What is the text about? What is the situation of communication? What can children speak in this situation? Can you predict their conversation? – Make up the dialogue, using given situation»; «Make up the dialogue, using information from the texts»; «What does the picture tell you about......? – Find in 2 minutes the information that supports your prediction». Развитие критического мышления на уроках иностранного языка дает возможность обучающимся находить, устанавливать, наблюдать, отличать, оценивать, критически анализировать, принимать обдуманные решения, делать выводы.

3. Ролевая игра. Учебное общение предполагает наличие активных субъектов общения, которые стремятся не только воспринять сообщение и отреагировать на него, а стараются выразить свое отношение к происходящему в соответствии со своей ролью, т.е. проявляют свои личностные характеристики. Поэтому очень важно учитывать личностные свойства и психологические особенности обучаемых. По мнению М.Л. Вайсбурда и Л.Н. Пустосмеховой, игровая деятельность должна быть соотнесена с реальными условиями, это поможет найти эталоны поведения в деятельности и средства описания речевых намерений. По мере работы над учебным материалом ролевые игры с жесткой заданностью условий и речевых средств (этап тренировки в общении) как средство развития творческих способностей перерастают в ролевые игры, предполагающие относительную свободу и импровизацию в исполнении роли и выборе формы и содержания высказывания (этап практики и общения) [2]. О.В. Калимулина констатирует, что ролевые игры могут быть представлены различными формами работы: этюдами, обсуждениями, дискуссиями, беседами за «круглыми столами» и различными формами общения: в форме диад, триад, четверок, команд, групп. Практика показывает, что последовательное исполнение ролевых игр на всех этапах обучения иностранному языку способствует эффективности процесса за счет роста мотивации и интереса к изучаемому предмету, формирования навыков познавать, сотрудничать, самостоятельно принимать решения.

4. Обучение в сотрудничестве базируется на идее взаимодействия учащихся в группе занятий, идеи взаимного обучения, при котором обучающиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач. Обучение через сотрудничество (cooperative learning) – один из наиболее эффективных путей объединения обучающихся разного уровня языковой подготовленности, что способствует обучению всех учеников [3]. В результате систематической и целенаправленной работы в сотрудничестве удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке. В современном образовании все больший акцент делается на работу с информацией. Ученикам важно уметь самостоятельно добывать дополнительный материал, критически осмысливать получаемую информацию и усваивать ее.

Таким образом, методическим содержанием системно-деятельностного подхода в рамках обучения иностранному языку являются способы организации учебной деятельности, связанные с широким использованием в урочной деятельности коллективных форм работы, с решением проблемных задач, с сотрудничеством преподавателя и обучающихся. Суть подхода сводится не столько к созданию условий, в которых обучающимся предстоит действовать, сколько к самой деятельности в предполагаемых ситуациях.

Системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам.

Как мы уже знаем, методологической основой школьного стандарта являются Стратегия 2020, Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальное ядро содержания общего образования и системно-деятельностный подход.

Теоретические основы системно-деятельностного подхода разработаны авторами Л.С.Выгодским (развивающее обучение), А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным (об игровой и познавательной деятельности ребенка), П.Я.Гальперин (личностно-ориентированное обучение), Л.В.Занков (развивающее обучение), В.В.Давыдов, А.Г.Рубцов, Беспалько (о формах самостоятельной деятельности школьников, в т. ч. о тестовом контроле)

Основным результатом, который предполагает системно-деятельностный подход, является развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. В этом случае главной педагогической задачей учителя является не передача учебной информации, как это было ранее, а создание и организация условий, инициирующих детское действие.

В новых условиях встают три главных вопроса: чему учить (требует обновления содержания учебного материала), ради чего учить (во главе угла стоит мотивационная сфера образования и общечеловеческие ценности в воспитании) и как учить (необходимо обновление средств обучения).

Каким образом реализуется деятельностный подход?

  1. в самом определении целей образования, а, значит, и в требованиях к результатам образования (уровень сформированности познавательных и личностных способностей)
  2. формирование и развитие УУД как результата образовательного процесса и как условие усвоение знаний, умений и компетентностей.
  3. в требованиях к содержанию учебных программ
  4. в требованиях к организации учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов, выбор определенных методов и приемов обучения, организацию таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Не первый десяток лет главной задачей в обучении иностранному языку является осуществление деятельностного подхода на практике. Целью обучения иностранным языкам является не система языка, а иноязычная речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Процесс обучения иностранному языку - деятельность в высшей степени индивидуально окрашенная. Более того: наши реалии пока еще не в полной мере позволяют преподавать иностранный язык так, как это было бы в идеале: через непосредственное и постоянное общение с коренными носителями этого языка. В любом случае думаю, что лучшей методикой можно считать ту, которая вызывает у учащихся любовь к изучаемому предмету, а худшей ту, которая наводит на них тоску. Как хорошо, что в нынешнее время учителю дано достаточно свободы для реализации собственного понимания процесса обучения, потому что только так можно выполнять свою работу с энтузиазмом и радостью.

Системно-деятельностный подход в изучении ИЯ - это сотрудничество, в процессе которого учитель и учащиеся работают вместе. Здесь необходима атмосфера радостного соучастия, партнерстваЭто и создание учебных языковых ситуаций, инсценирование диалогов и полилогов. Не первый десяток лет главной задачей в обучении иностранному языку является осуществление деятельностного подхода на практике. Огромную популярность в последнее время приобрел метод проектов. Метод проектов позволяет творчески применить языковой материал, превратить уроки иностранного языка в дискуссию, исследование. Он позволяет учащимся проявить себя сразу в нескольких областях. С первых лет обучения обучающиеся применяют свои знания на практике, выполняя творческие работы по пройденной тематике. Это создание альбомов, книжек, коллажей, стенгазет. В последние пять лет, в связи с успехами в области информатизации, учащиеся с 8 по 11 классы все чаще обращаются к созданию презентаций с использованием материалов глобальной сети Интернет.

Об использовании проектной технологии на уроках немецкого языка, классификации проектов и этапах работы над их созданием я неоднократно рассказывала на заседаниях районного методического объединения учителей иностранного языка.

Мы с учащимися пошли несколько дальше. Ученики старших классов увлеклись созданием видеороликов на иностранном языке. Например, видеоролик Греб Ксении к тексту учебника Ворониной «Дойч. Контакты.» по теме «Живопись» создан под впечатлением анализа рисунка Пауля Клее «Ангелус Новус».

Большой простор для развития творческой фантазии дает работа над темой «Музыка». В этом году мы создали несколько видеоклипов. Не секрет, что зачастую видеосюжет аутентичного музыкального клипа не соответствуют содержанию текстов. Поэтому при работе над проектом в первую очередь проводится перевод и анализ содержания текста песни. Сравнение с переводами, данными в Интернете, подчас шокируют. Учащиеся анализируют оригинальный видеоряд и в результате, у них возникает желание внести свои коррективы в видеоклип. Ученики 11го класса создали свои видеоклипы на основе песни «Mutter» группы “Rammstein”. Ими была проведена художественная обработка текста песни:

Слезы маленьких бомжей намотаю на кулак,

Что живут без матерей, и не вырвутся никак.

Я родился без любви, без тепла и колыбельных.

Я без мамы был все дни, что прожил в сырых котельных.

Холод в сердце у нее, равнодушие в глазах,

Я не знал ее любви, ненависть стучит в висках.

Брошен ею словно тряпка. Подвалы мать мне заменили.

Я голодал, болел и плакал! Почему не защитила?

Дав мне жизнь, добра лишила, без души оставив тело.

С черной злобою я выжил. Местью сердце закипело.

Мать! Тебя я ненавижу! Я готов тебя ударить,

Уничтожить, сжечь, повесить, утопить и ад отправить!

Мать! Мать… Мама… мамочка… дай мне силы…

Новая ступень в работе над проектами – это создание озвученных видеороликов по изученной тематике. Причем озвучивание производится тоже самими школьниками. В качестве примера приведем видеоролик Ивановой Татьяны (11 класс) о жизни и творчестве немецкого писателя Теодора Фонтане.

Подобные озвученные видеоролики созданы о творчестве Врубеля, Макса Фриша, Лукаса Кранаха, Альбрехта Дюрера. Конечно, на создание подобного фильма уходит огромное количество времени как ученика, так и учителя, особенно на озвучивание видеоролика, но это окупается интересом и сформированной мотивацией при работе на уроках, развитием информационных компетенций и прикладных.

Что дает нам создание видеоролика помимо того, что видео, как комплексное аудиовизуальное техническое средство, способно вызвать интерес? Любая наглядность, в данном случае «движущаяся озвученная картинка» в силу своей увлекательности играет большую роль в мотивации учащихся.

Видео, как новейшая организационная форма обучения немецкому языку в средней школе, соответствует нормативным требованиям к организации и осуществлению образовательного процесса. На уроках его можно использовать в качестве цифрового образовательного ресурса на уроках аудирования. Причем, один видеоролик можно создать в трех видах: только с титрами, с титрами и озвучиванием одновременно, с полным озвучиванием без титров.

В результате эмоционального воздействия, а также возможности воссоздания жизненных ситуаций, видео дает большие стимулы для высказывания, а главное – оно обеспечивает гораздо лучшее и более прочное усвоение языкового материала.

Этапы работы с видео

При работе с видео определены следующие этапы работы.

1-ый этап- «Перед просмотром» учащиеся выполняют различные задания, направленные на введение в сюжет видеофильма, на снятие лексических и грамматических трудностей.

2-ой этап «Во время просмотра» учащиеся выполняют задания на глобальное, поисковое и детальное понимание видеосюжета: различные тестовые задания, ответы на вопросы, заполнение пропусков, поиск русских эквивалентов и т.д.

Заключительный этап видеоурока «После просмотра» является самым важным, так как именно здесь учащиеся выходят в монологическую, диалогическую речь. Данный этап предполагает следующие задания: дополнить предложение, соединить правильно начало и конец предложения, ответить на вопросы, составить мини-диалог и другие.

Систематическое использование работы над проектами данного вида предусматривает поэтапность, динамичность, мобилизационность, новизну, сочетание на занятиях различных организационных форм работы (индивидуальной, парной, групповой), дифференциацию в обучении, а самое главное – творческую конкретную насыщенную эмоциями самостоятельную деятельность подростков.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что практическое использование системно-деятельностного подхода дает возможность разнообразить формы организации урока, делает процесс обучения динамичным, интересным и более эффективным.

Системно - деятельностный подход в обучении иностранным языкам в начальной школе.

Начальная школа – важный этап становления личности ребёнка. Формирование личностных качеств детей начинается с создания в классе атмосферы доброжелательности, такой образовательной среды, в которой обеспечивается потребность ребёнка в «общении, любви и принадлежности» (Р.Маслоу).

Системно- деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им, наряду с развитием вычислительных навыков, навыков черчения и чистописания, эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, требуют творческого участия («придумать», «найти», «составить», «выбрать», «нарисовать» и др.), развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялись на основе системного подхода. В основе стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

- ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД).

Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:

  1. ставить цели;

2. решать задачи;

3. отвечать за результаты.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

- урок открытия нового знания;

- урок рефлексии;

- урок построения системы знаний;

- урок развивающего контроля.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность школьника к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность действий обучающегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций обучающегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.

Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

Учебное действие – действие по созданию образа.

Образ – слово, рисунок, схема, план.

Оценочное действие – я умею! У меня получится!

Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.

С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).

2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и пробное учебное действие

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;

2) тренировку соответствующих мыслительных операций;

3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;

4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;

2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.

5. Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение

1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).

2) Актуализация и пробное учебное действие.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Используя требования (Приложение 1) к составлению плана урока, можно приготовить занятие в соответствии с другими уровнями деятельностного метода обучения.

Мы живем в быстро меняющемся мире: что было хорошо вчера, сегодня уже неактуально. Когда информация становится стратегическим ресурсом общества, а знания относительны и ненадежны, так как быстро устаревают, становится очевидным, что современное образование должно измениться. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, они мобильны и конструктивны, готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию. «Как учить детей?» - этот вопрос волнует и государство, и учителей, и родителей.

Перспективное развитие школы нового века ориентировано на системно-деятельностный подход. При этом подходе вытекают требования к процессу обучения: научить школьников учиться, т.е. овладеть универсальными учебными действиями или компетенциями.

Я как учитель английского языка считаю, что предмет «Иностранный язык» имеет большой потенциал воспитательного воздействия на учащихся, одновременно формируя и развивая их коммуникативную компетенцию, одну из ключевых компетенций. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.

Системно – деятельностный подход выдвигает на первое место не информированность ученика (не предметно - знаниевое образование), а умения разрешать проблемы, возникающие в разных ситуациях: 1) в познании и объяснении явлений действительности; 2) при освоении современной техники и технологий; 3) во взаимоотношениях людей, в этических нормах, при оценке собственных поступков и т.д. Таким образом, предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых (т.е. относящихся ко многим социальным сферам) функций, социальных ролей, компетенций.

Естественно, что на каждой ступени обучения и цели и задачи, и содержание образования, и методы, и приемы обучения разные, но непременным требованием является коммуникативный подход, принцип коммуникативно-ориентированного обучения.

На начальной ступени, я считаю, основным видом деятельности для учащихся должна быть творческая, дидактическая, ролевая игра. Она служит своеобразным общим языком для всех ребят. Использование игры как одного из приемов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Практика показывает, что во время дидактической игры усвоение языкового материала осуществляется в практической деятельности. Игра позволяет организовать обучение как увлекательный процесс решения коммуникативных задач, реализующих игровые мотивы и цели каждого речевого и неречевого действия. Важно помнить, что коммуникативная задача стимулирует активность ребят, только в том случае, если она интересна и говорящему и слушающему.

На средней и старшей ступени, когда учащиеся владеют достаточным запасом слов, грамматическими и речевыми умениями, наиболее подходящим представляется метод проектов. Метод проектов способствует активизации всех сфер личности школьника – его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а также позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Именно она нацелена в наибольшей степени на развитие личности школьника. В процессе проектной деятельности расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес, естественным становится участие в диалоге при обсуждении актуальных жизненных проблем.

В старших классах нужно больше использовать такие современные технологии обучения: метод проектов, обучение в сотрудничестве, информационные Интернет технологии. Если ученик получит в школе навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, сопоставлять, делать выводы и научится самостоятельно добывать знания, то во взрослой жизни он будет образован, информирован и сможет принимать собственные решения, сохранит свою индивидуальность.

В целом коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения.

Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.

Таким образом, модернизация современного российского образования – это необходимость, веление времени. Она направлена в будущее, в котором были бы реализованы интересы личности и общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплины «иностранный язык

"Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность" Б.ШоуИзучая данную тему, я обнаружила, что эта тема не только актуальна, но и является предметом споров, дискуссий, конференций, как среди сред...

Семинар Мастер-класс «Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России».

«Применение элементов технологии продуктивного чтения и элементы проектной деятельности в системно-деятельностном  подходе при обучении младших школьников по системе «Школа России»....

системно-деятельностный подход при обучении математике

Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта позволяет по новому посмотреть на образовательный процесс...

Презентация системно -деятельностный подход в обучении математике

презентация к статье системно деятельностный подход...

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно - деятельностный подход в обучении математике

В условиях перехода общеобразовательных учреждений на новые стандарты  перед преподавателями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных уч...