Целепологание на уроке: реализация требований ФГОС
статья

В данной статье рассматривается реализация требований ФГОС по проектированию урока в колледже по определению целей и задач, даются практические рекомендации по целепологанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sitnikova_o.n._1.docx18.74 КБ

Предварительный просмотр:

Ситникова Ольга Николаевна

Мастер производственного обучения;

Преподаватель

СПБ ГБПОУ «Невский колледж им. А.Г. Неболсина

Целепологание на уроке «Технология изготовления конструкций для размещения электрооборудования» в колледже: реализация требований ФГОС

Проектирование урока предполагает деятельность по определению целей занятия, планированию форм, методов, средств обучения, организации взаимодействия преподавателя и обучающихся для реализации поставленных целей.

В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (преподавателя и обучающегося), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Цель урока - это предполагаемый, заранее планируемый результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.

В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении  личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования.

Результат сегодня определяется сформированными компетенциями, поэтому цель урока или другого вида учебного занятия формулируется как развитие или формирование определенной общей (ОК) или профессиональной компетенции (ПК). Компетентностная постановка цели урока предполагает совместное целеполагание на уроке преподавателя и обучающихся, согласование их целей, постепенную передачу функции целеполагание от преподавателя к обучающимся.

Задачи  урока – шаги по направлению  к цели: что нужно сделать для достижения результата.  обучающиеся учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.

Формирование компетенций как результат обучения не отрицает знания, важно, чтобы эти знания не были абстрактными, а являлись основой для освоения умений, способов действий, были бы в дальнейшем востребованы в профессиональной деятельности и жизни.

Образовательная (обучающая) цель направлена на формирование у обучающихся практического опыта деятельности, овладение обучающимися практическими умениями, знаниями, необходимыми для освоения общих и профессиональных компетенций.

Обучающиеся должны уметь анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, называть, давать определение, проиллюстрировать, написать, перечислить, выполнить, систематизировать, уметь раскрыть способ выполнения задания планировать учебную работу, работать с учебником (пользоваться оглавлением, находить в учебнике нужный текст, разбивать его на смысловые части, самостоятельно изучать новый материал), работать с таблицами, справочной литературой, самостоятельно проверять правильность выполнения упражнений, усвоение материала и т. д.

Развивающая цель урока - связана с формированием мотивационно-ценностного компонента компетенции, обеспечение условий и средств для формирования личностных качеств и отношений, необходимых для владения данной компетенцией;

Результат развития проявляется не сразу, т.к. обучающийся развивается медленнее, чем процесс его обучения. Развивающий аспект цели - формирование общеучебных и специальных умений; совершенствование мыслительных операций; развитие эмоциональной сферы, речи обучающихся (умения вести монолог и диалог), коммуникативной культуры; развитие умений самоконтроля и самооценки, то есть эта цель предполагает формирование и развитие у обучающихся интеллектуальной и индивидуальной сферы личности.

Воспитательная цель урока связана с содействием формированию или развитию социально-психологических и нравственных качества личности и отношений. Урок - это не просто «форма организации образовательного процесса», а часть жизни обучающегося и педагога и прежде всего общение, урок обладает возможностями влиять на становление многих качеств личности обучающихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности обучающихся. Но воспитание - процесс, организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Формирование соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов, развитие эмоциональной и волевой сфер личности, общих и специальных способностей, обеспечивающих решение профессиональных и познавательных задач.

На своих уроках, учитываю, что цели должны быть:

- реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы;

- сформулированы продуктивно, т.е. «от студента», с прогнозированием образовательного результата;

- соотносимы с типом и содержанием урока;

- личностно ориентированы.

При этом обязательно учитываю:

- уровень знаний и опыта обучающихся;

- доступность, т.е. разрешимая степень трудности;

-толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных;

- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.

Например:

Называю тему урока и предлагаю учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.

Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно  сформулировать вопросы, учить учащихся не только отвечать на них, но и  придумывать свои

Цель записывается на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Затем необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.

Успешность современного урока зависит от личности преподавателя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к обучающимся, компетентности в использовании различных средств ИКТ, а также умений в целеполагании и проектировании современного учебного занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный урок в условиях реализации требований ФГОС общего образования

В статье рассматриваются особенности подготовки и проведения урока начальной школы в рамках Федерального государственного образовательного стандарта ....

Проект на тему "Реализация требований ФГОС на уроках истории и обществознания через исследовательскую деятельность студентов "

"Учебный процесс в условиях введения ФГОС на примере  уроков истории и обществознания". Прилагается теоретическая часть и презентация....

Методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже: реализация требований ФГОС к современному уроку.

В статье перечислены дидактические подходы к уроку, педагогические техники. Дан ответ на вопрос, как формируется методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже....

статья "О реализации требований ФГОС на уроках физики в системе среднего профессионального образования"

Описаны основные требования современного ФГОС на уроках физики и особенности учебного процесса в системе СПО.Отмечены возникающие в учебном процессе проблемы и предложены пути их разрешения....

«Метапредметный подход к проектированию урока английского языка. Реализация требований ФГОС».

В этой статье учитель делится опытом проектирования урока с использованием ресурсов Интернета, учебного пособия "Метапредметный портфель" в целях внедрения метапредметного подхода к обучению...