Методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже: реализация требований ФГОС к современному уроку.
статья на тему

В статье перечислены дидактические подходы к уроку, педагогические техники. Дан ответ на вопрос, как формируется методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчун В.В., методист структурного подразделения

«Центр психолого-педагогического сопровождения

 и профилактики негативных явлений в ПОУ»

ГБПОУ  педагогического колледжа №

1им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

Методическое обеспечение образовательной деятельности в колледже:

реализация требований ФГОС к современному уроку.

Одним из основных инструментов для организации эффективного образовательного процесса является методическое обеспечение, которое во многом способствует построению учебного процесса и, кроме того, дает достаточно полное представление об объеме содержания обучения.  Цель методического обеспечения  в создании  условий для реализации требований ФГОС через предоставление  полного комплекта учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебных дисциплин.  

Формирование методического обеспечения образовательного процесса в колледже  задача многоаспектная. Она предполагает:

  1. Наличие нормативной и учебно-методической документации, в соответствии с ФГОС.
  2. Наличие вариативных образовательным программам.
  3. Наличие качественных учебных пособий,  комплексного дидактического материала и  учебно-методических комплексов для всех видов учебной деятельности.

4. Высокий уровень квалификации педагогов.

5.Развитую материально-техническую базу образовательного учреждения.

6. Использование инновационных методов в обучении.

7. Наличие объективных методов контроля качества организации образовательного процесса.

     При проектировании учебно-методического обеспечения необходимо соблюдать некоторые условия, а именно: владение необходимыми знаниями в области современной дидактики, умение вести научно-методическую и учебно-методическую работы, разработка  учебных и воспитательных задач, умение грамотно (как письменно, так и устно) излагать  предметный материал, соответствие ФГОС учебно-методических и обучающих разработок преподавателей.

     Понятие современный урок тесно связано с понятием современный педагог, профессионал, умеющий  демонстрировать  универсальные и предметные способы действий,  консультировать  и корректировать  действия обучающихся,  находить способы включения в работу каждого подростка, применять  развивающие технологии; обладающий информационной компетентностью.

      Достижение нового образовательного результата возможно при реализации системно-деятельностного  подхода, который положен в основу Стандарта. В связи с этим  меняются функции участников образовательного процесса. Сегодня педагог должен не просто излагать новый материал, управлять процессом обучения. Обучающийся при этом становится  активным деятелем. Ему необходимо самостоятельно ставить цели, достигать их, перерабатывать информацию. применять свои знания  на практике.

         При реализации  ФГОС  педагогу важно понять, какие  новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. На первом месте стоят результаты освоения основной образовательной программы.  Образовательный процесс должен строиться на основе деятельностного подхода, цель которого - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Пассивное восприятие учебного материала сегодня недопустимо. Только собственное действие может стать основой формирования  самостоятельности ребёнка.

     Урок сегодня предполагает индивидуальные и групповые формы работы, что способствует  преодолению авторитарного стиля, который преобладал в общения между педагогом и обучающимся ранее. Современный урок должен быть проблемным и развивающим, нацеленным на сотрудничество. Педагогу необходимо организовать проблемные и поисковые ситуации, активизировать деятельность подростков, при этом прерогатива делать выводы должна быть у детей.

     Особое внимание следует уделить принципам педагогической техники. К ним можно отнести свободу выбора, деятельность, обратную связь. Необходимо понимать, что  современный урок должен быть направлен на формирование и развитие универсальных учебных действий. Готовясь к уроку, проектируя его,  многие педагоги составляют некую Технологическую Карту.

     Это один из видов методической продукции, который призван обеспечить эффективное и качественное преподавание, а также возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС. Обучение с использованием такой  карты позволяет обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений, что, безусловно, делает урок более эффективным.           Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и  системно, освоить  новые темы,  с учетом цели освоения курса, использовать эффективные приемы и формы работы с обучающимися, согласовывать действия педагога и детей, организовывать самостоятельную деятельность обучающихся, осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

      Таким образом, с помощью Технологической Карты педагог сможет, прежде всего, реализовать планируемые результаты ФГОС,  определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса, определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением, распланировать свою деятельность на четверть, полугодие, год, определить возможности реализации межпредметных знаний, реализовать метапредметные связи, обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса.

        Структура  современных   уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Педагогу необходимо поддерживать инициативу обучающегося в нужном направлении. Именно такой урок называется современным, где взрослый вместе с ребёнком  ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания. При таком подходе знание становится личностно значимым. Следовательно, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты.

     Успешное решение профессионально-значимых задач должно базироваться на прочном научном фундаменте, гарантирующем соблюдение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, использование интерактивных технологий обучения, освоение стратегий и технологий применения знаний, связь изучаемого материала с проблемами повседневной жизни.  Только проектирование и реализация образовательного процесса на основе комплексного осуществления учебно-методического обеспечения обеспечит высокую результативность обучения.

Литература:

 1. Методическое руководство по разработке учебно-методического обеспечения основных профессиональных образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования / [Текст]: сост. В. В. Майер [др.]. — Тюмень: Издательский центр БИК ТюмГНГУ 2012. — 88 с.

2.Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 538-539. — URL https://moluch.ru/archive/77/13124/ (дата обращения: 07.05.2018).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса для СПО по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Методическая разработка "Рабочая программа профессионального модуля ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса"  адресована для преподавателей СПО, реализующих препо...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...