Подготовка обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства — важная составляющая образовательного процесса
статья

В настоящее время для наших обучающихся участие в профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии. И задача педагогов подготовить их к участию в профессиональных конкурсах, подготовив их тем самым к условиям приближенным к работе на производстве.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка обучающихся к участию в конкурсах профессионального мастерства— важная составляющая образовательного процесса.

В настоящее время для наших обучающихся участие в профессиональных конкурсах является неотъемлемой частью на пути к освоению профессии. И задача педагогов подготовить их к участию в профессиональных конкурсах, подготовив их тем самым к условиям приближенным к работе на производстве.

Рассмотрим подготовку учащихся техникума к участию в профессиональных конкурсах по таким профессиям швейной промышленности как портной, закройщик, швея.

Конкурсы профессионального мастерства помогают успешно решать задачи повышения качества подготовки специалистов, совершенствуя профессиональные умения и навыки, развивают профессиональное и креативное мышление студентов, способствуют формированию опыта творческой деятельности в профессиональной сфере.

Основная цель любого профессионального конкурса: демонстрация профессионального мастерства и дальнейшее его совершенствование.

Подготавливая учащихся к профессиональным конкурсам по рабочим специальностям преподаватели тем самым формируют профессиональную готовность студентов к осуществлению ими трудовой деятельности по приобретаемой специальности.

Конкурс способствует как формированию творческого заинтересованного отношения к труду, применению полученных знаний в практической деятельности, так и повышает общий эмоциональный статус, то есть оказывает положительное влияние сразу на все компоненты профессиональной и мотивационной готовности: когнитивной, деятельностной и эмоциональной.

На начальном этапе рассмотрим организационно-педагогические условия подготовки к участию в конкурсе с целью максимального вовлечения студентов в специальность, закрепления практических профессиональных навыков. Участие позволяет учащимся применить полученные навыки, а также показать свое мастерство, что является прекрасным стимулом профессионального роста и положительным примером для остальных. В конкурентной борьбе у студентов возрастают показатели компонентов мотивационной готовности к дальнейшей работе по приобретаемой специальности.

В процессе подготовки к участию в конкурсе выявляются новые технологии, необходимые условия, появляются знакомства предполагающие дальнейшие сотрудничества. С конкурсантами работает педагог-психолог с целью снижения тревожности, развития воли к победе, обучения навыкам работы в ситуации стресса и т.п. Студенты имеют возможность подготовки к конкурсу в ходе теоретических и практических занятий, в профессиональных кружках, а также в процессе самоподготовки. Победителей можно назначать помощниками и выдвигать в наставники.

Практика применения наставничества в образовательном процессе показывает положительные результаты. Подростки легче и быстрее осваивают практические навыки, так как сверстники объясняют сложные вопросы более доступным языком, имеют возможность многократно повторить, показать на своем примере, рассказать о трудностях, с которыми сами сталкивались при приобретении данного профессионального навыка, а также об особенностях, важных при освоении профессии. Не следует упускать из виду и положительное влияние примера. Отобранные в конкурсе профессионального мастерства студенты поощряются морально и материально.

Студенты имеют возможность развивать и совершенствовать профессиональные компетенции по приобретаемой специальности и в процессе наставничества. Участвуя в профессиональных конкурсах студенты совершенствуют профессиональные навыки, приобретают необходимый опыт подготовки и участия в конкурсных программах, значительно повышается их самооценка, к ним обращаются с просьбами поделиться опытом.

Согласно опросу, победители пользуются авторитетом у сверстников, ситуация их успеха повышает стремление студентов техникума к освоению профессиональных навыков, что в итоге способствует формированию положительного отношения к труду как к ценности, желания самоутверждения посредством труда и психологическую установку на труд.

Таким образом, можно прийти к выводам: неоспоримые достоинства профессиональных конкурсов, их важная роль в формировании профессиональных компетенций и мотивационной готовности студентов к трудовой деятельности требуют устранения финансовых и организационных препятствий, принципиального решения вопроса об участии образовательных организаций в профессиональных конкурсах, возможно, выделения статьи расходов в бюджете учреждения. В настоящий момент финансирование не достаточное.

Несмотря на возникающие проблемы, профессиональные конкурсы являются действенным средством для выявления и создания организационно-педагогических условий подготовки учащихся техникума, для обмена опытом, формирования мотивационной готовности студентов к работе по профессии. Опыт успеха обладает огромной жизненной значимостью, он убеждается в собственной компетентности, способности решать сложные профессиональные задачи в условиях соревнования, что укрепляет его чувство самоуважения и служит основанием для уважения его со стороны не только сверстников, но и родителей, и педагогического коллектива. Чувство профессионального успеха выступает в данном возрасте ведущим эмоциональным компонентом мотивационной готовности к труду.

Проведение конкурсов профессионального мастерства способствует совершенствованию профессионального образования, внедрению новых форм и средств формирования и развития профессиональных компетенций. Профессиональные конкурсы оказывают благоприятное влияние и на престиж профессии, и на раскрытие новых возможностей для профессионального совершенствования, творчества. Само участие в конкурсах обогащает новыми практическими навыками, теоретическими знаниями, придает уверенность в своем мастерстве и открывает перспективы для дальнейшего профессионального роста и творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация участия в конкурсах профессионального мастерства, как перспективное условие выстраивания профессиональной карьеры

         Что приобретено за годы учебы? Прочные профессиональные знания, возможность заниматься исследовательской работой. Но самое главное: по окончании учебного завед...

Психолого-педагогическое сопровождение подготовки студентов к государственной итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена как важный аспект образовательного процесса и неотъемлемая составляющая профессиональных компетенций педагогов

Психолого-педагогическое сопровождение выпускников в период подготовкик государственной итоговой аттестации в формате демонстрационного экзамена является необходимым направлением работы и преподавател...

Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции

роль конкурсов  профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...

Е) Участие в конкурсах профессионального мастерства

2016 годПобедитель ежегодного внутришкольного конкурса педагогического мастерства "Тренер 2016 года" в номинации "Результативность"...

Совершенствование модели подготовки кадров в колледже посредством конкурсов профессионального мастерства

Конкурсы профессионального мастерства среди обучающихся, создают условия для формирования профессиональных компетенций и направлены на поготовку технически грамотных высококвалифицированных специалист...

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определени...