Современные формы реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности
статья

Силенок Наталья Александровна

Разработка и реализация разноуровневых модульных дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме, направленных на формирование инженерных компетенций - позволяет создавать систему механизмов объединения ресурсов образовательных учреждений разного уровня и предприятий.

Именно такие формы взаимодействия, организации образовательной деятельности позволяют сделать научно-техническое творчество более востребованным, доступным и перспективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл silenok_sovremennye_formy_realizatsii_op_do.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

 «Современные формы реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности»

Автор: Силенок Наталья Александровна, старший методист ГБУ ДО КО ЦТТ.

        Согласно «Концепции развития дополнительного образования детей» в основе которой лежит Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 нужно стремиться воспитывать ребенка так, чтобы из него мог вырасти инженер или любой другой специалист технического профиля, отвечающий интересам общества, личности и работодателя. Стране нужны кадры высокого уровня, способные к инновационной работе.

Перед системой дополнительного образования детей стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

        Проблемы и приоритеты развития системы детского технического творчества связаны с его специфичностью. Для полноценной реализации научно-технических направлений, таких как судовое, авиационное моделирование, компьютерное моделирование, робототехника и другие необходимо определенное техническое оснащение и специальное сопровождение.

        Поэтому, среди проблемных вопросов детского технического творчества в дополнительном образовании можно особо отметить:

  • Недостаточное материально-техническое обеспечение большей части учреждений дополнительного образования, реализующих программы научно-технической направленности. Отсюда и отсутствие высокотехнологического оборудования, необходимого для современного научно-практического обучения и проектной деятельности учащихся и отсутствие механизма оперативного приобретения специфических расходных материалов и комплектующих изделий для реализации творческих проектов детей
  • Нехватка специалистов в образовательных учреждениях, способных вести интересные и современные программы технического творчества здесь же и отсутствие притока молодых кадров в техническое творчество
  • Недостаточное количество программ модельного творчества в большинстве учреждений (судо-, авиа-, ракето-, автомоделирование) и современных образовательных программ, востребованных подростками (такие, как робототехника, 3-D моделирование, IT — технологии и др.)
  • Слабая связь с профильными предприятиями
  • Отсутствие единой системы в организации и проведении конкурсов научно-технической направленности

        Система дополнительного образования нуждается в обновлении содержания образовательных программ, разработке новых, отвечающих современным требованиям, открытии новых направлений. Современные программы должны акцентировать внимание на изучение новинок в области науки, техники, производства, быть направлены на развитие интереса учащихся к экспериментально-исследовательской деятельности, открывать детям многообразие инженерных профессий.

        Для педагогов, разрабатывающих данные программы, это представляет определенную сложность, т.к. требуются специальные методические навыки и знания. Поэтому здесь необходима помощь квалифицированных методических работников учреждения и информационно-методического центра. А сами педагоги должны быть готовы к постоянному самообразованию и саморазвитию. Ведь формирование интереса учащихся к науке возникает тогда, когда педагог не стоит на месте, учится, развивается, использует современные инновационные методы, способы и приемы обучения.

        Технические дисциплины – достаточно сложные науки, которые мало вызывают интерес у учащихся. Для сознательного и мотивированного усвоения материала необходимо использовать не только систему занятий, но и различные виды эксперимента, научного творчества, практические занятия, способствующие раскрытию связи полученных знаний с практическим применением в жизни.

        Но, несмотря на имеющиеся проблемы, техническое творчество в дополнительных образовательных учреждениях выходит на новый уровень и имеет хорошие перспективы в развитии. Ведь самое главное - это дети, увлеченные наукой, стремящиеся получить наилучшее образование и быть полезными своей стране.

        В Нашем Центре техническое творчество представлено разнообразными программами для детей различных возрастов. Опытные педагоги проводят занятия в оборудованных кабинетах и лабораториях начального транспортного моделирования, судового и авиационного моделирования, картинга, компьютерного моделирования. Проводят соревнования, тренировки, конкурсы и показательные мероприятия с различными партнерами. Многие из них – в прошлом обучающиеся Центра технического творчества и сегодня активно участвуют в еедеятельности.

На основании Приказа Департамента образования и науки Костромской области от 17 августа 2018 года   № 1306 «Об открытии региональных инновационных площадок» на базе Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Центр технического творчества» открыта региональная инновационная площадка «Разработка и апробация модульных разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ, реализующихся в сетевой форме образовательными организациями разных типов, направленных на формирование инженерных компетенций».

Цель этого проекта: Разработка механизмов объединения ресурсов образовательных учреждений разного уровня и предприятий для реализации разно уровневых модульных дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме, направленных на формирование инженерных компетенций.

Задачи:

  1. Разработка и апробация модульных разноуровневых дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме включая дистанционные образовательные технологии с использованием современных средств коммуникаций.
  2. Разработка и апробация механизмов, форм, методов сетевого взаимодействия между субъектами образовательного процесса, направленных на формирование инженерных компетенций.
  3. Организация методического обеспечения внедрения в системе дополнительного образования детей современных программ, технологий, оборудования;
  4. Развитие системы учебно-исследовательских, научно-технических мероприятий в целях повышения мотивации детей к изобретательской и рационализаторской деятельности.

Сейчас разрабатываются две программы технической направленности:

- Техническое моделирование,

- Автоматизация в судовом моделировании.

Актуальность данных программ определена государственным заказом, согласно Концепции развития дополнительного образования детей. Их отличительной особенностью является комплексность: модульная, разноуровневая, реализуемая в сетевой форме. Разноуровневость программ и модульный подход в обучении помогает максимально эффективно использовать время занятий, работу в групповом и индивидуальном режимах. А сочетание сетевых форм реализации обогащает содержание программ, наполняет их разными мероприятиями и событиями.

Модульность образовательных программ – еще одно новое качественное решение их реализации. Как конструктор из блоков-модулей, строится пирамида знаний – от базовых – к углубленным.

В качестве партнеров определены следующие образовательные организации города, совместно с которыми разрабатываются договоры о сетевом взаимодействии:

1. ФГБОУВО Костромской государственный университет

2. ОГБПОУ "Костромской колледж отраслевых технологий строительства и лесной промышленности"

3. ОГБПОУ "Костромской политехнический колледж"

4. Костромской судомеханический завод

5. ОГБПОУ «Костромской автотранспортный колледж»

Предполагаемым результатом каждой из программ, в частности, и построением сетевого взаимодействия, в целом, станет формирование мотивированного компетентного выпускника учреждения, обладающего базовым перечнем инженерных компетенций обучающимися и их ориентированностью на выбор инженерных профессий.

Именно такие формы взаимодействия, организации образовательной деятельности могут сделать научно-техническое творчество более востребованным, доступным и перспективным. Реализация подобных образовательных программ уже идет в различных направлениях деятельности, объединяя различные образовательные организации, уменьшая разрывы между этапами профориентационной работы, помогая осознавать детям, свое место в будущей профессиональной деятельности.

Для научно-технического творчества подобного рода образовательные программы – глоток свежего воздуха, новые силы, позволяющие детям «заглянуть в будущее», определить свои способности и сориентироваться в мире профессий. Все не смогут стать инженерами, но, если ребенок начал заниматься техническим творчеством, это поможет ему двигаться вперед, создаст платформу, основываясь на которой, он будет развиваться всю жизнь.

Необходимо отметить, что техническое творчество – огромный стимул к более широкому изучению отдельных блоков или предметов школьной программы. Ведь учиться нам приходится всю жизнь и очень важно донести это детям. И донести до их сознания, что видеть нужно не предел, а перспективы своего развития. Нужно ориентировать детей не только на знания, умения и навыки, как это было раньше, но и на творческую деятельность.

Обучение основам технического творчества способствует осознанному профессиональному самоопределению и поддержке научно-исследовательских интересов детей. При этом профессионализм педагога, его мотивация к самосовершенствованию и совершенствованию организуемого педагогического процесса являются залогом решения масштабных задач, которые стоят сегодня перед системой дополнительного образования в области развития технического творчества. И новые формы образовательных программ – отличная возможность показать детям все многообразие форм, методов и технологий образовательного процесса, его мобильность и доступность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  «ПРЕСС - ЦЕНТР» НАПРАВЛЕНИЕ: ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ...

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»

Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно - спортивной направленности по морскому делу «Гардемарины»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...

Дополнительная общеобразовательная программа научно-технической направленности (базовый уровень) «Векторная графика AutoCAD».

Дополнительная общеобразовательная программа «Векторная графика AutoCAD» имеет научно-техническую направленность. Основной направленностью программы является приобщение детей к изучению ко...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности “Транспортная логистика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности“Транспортная логистика”. Программа реализуется в рамках проекта по Дополнительному образованию учащи...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа технической направленности «Занимательное программирование и робототехника» 108ч, 2021

Программа «Занимательное программирование и робототехника» (далее – программа) предназначена для использования на занятиях по робототехнике в системе дополнительного образования дете...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Взгляд»

Образовательная программа «Взгляд» помогает воспитанникам определиться в выборе будущей профессии. Приобретая навык работы фотографирования и видеосъёмки, каждый ребенок получит не только ...