Библиотека созвучная времени
статья

Ситникова Ольга Петровна

В статье рассматриваются вопросы воспитания  гармонично  развитой  и  социально   ответственной личности   на   основе   духовно-нравственных   ценностей библиотеки. В этом аспекте большое значение приобретают нестандартные мероприятия, организованные преподавателями в плане реализации проекта «Библиотека созвучная времени», которые направлены на  повышение общего образовательного и культурного уровня пользователей библиотеки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biblioteka_sozvuchnaya_vremeni.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

О.П. Ситникова, Е.Е.Никишкина

Библиотека созвучная времени

        Когда говоришь о библиотеке,  всегда представляешь тишину и покой, который сопровождается общением с миром книг! Так было раньше, когда книга вызывала неподдельный интерес, желание ее купить или найти в библиотеке. Время изменилось, и сейчас наши студенты сразу же обращаются к интернету в поиске нужного источника.

        Привить интерес к очному знакомству с книгой, желание подержать ее в руках, найти нужный литературный аргумент с помощью перелистывания страниц – вот задача, которая стоит перед преподавателем литературы.

        Особое значение для развития читательского интереса  и формирования творческой активности имеют инновационные формы организации открытых мероприятий по литературе. Их достаточно много, но в плане развития  интереса к чтению  проведение таких мероприятий целесообразно проводить в библиотеке, в окружении книг.

        Преподаватели  Пензенского колледжа искусств  разрабатывают сценарии  новых деятельностных  форм взаимодействия с обучающимися. В основе таких мероприятий лежит  активизация работы с книгой, ставится цель  - повысить интерес к литературе и работе с «живыми»  источниками знаний во внеинтернетном пространстве библиотеки.

        Наш проект «Библиотека  созвучная времени» направлен на разработку современных внеурочных мероприятий, которые привлекут внимание посетителей-студентов к  библиотеке и чтению не только интернет ресурсами, интерактивными формами проведения, но и культурными, досуговыми, просветительскими встречами. Проект рассчитан на три года и включает   мероприятия, приуроченные к юбилеям классиков русской литературы. Среди них: «Квест-ориентирование, посвященный 235-летию В.А. Жуковского»,  «Литературный суд (по произведению И.С. Тургенева «Отцы и дети»)», посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева,  «Литературный квиз», посвященный  220 летию со дня рождения А.С. Пушкина, «Библиокафе «Хороший вкус»» и др.

        Например, в квест-ориентировании студенты смогли найти нужную информацию, перелистывая журналы, изучая портреты писателей, вспоминая экранизации произведений. Литературный суд помог студентам побыть непосредственно в роли персонажей, почувствовать атмосферу того времени, глубже понять идеи И.С. Тургенева. Литературный квиз способствовал пониманию поэзии Пушкина, студенты вспомнили портретную живопись, классическую музыку. «Библиокафе «Хороший вкус»» объединило всех – преподавателей и студентов, которые  продемонстрировали знание литературных произведений и их авторов. Игровая форма проведения способствует более прочному усвоению материала,  развивает  важнейшие коммуникативные и лингвистические функции, прививает интерес к работе с дополнительной литературой.

        Думали ли мы, преподаватели, что придется столкнуться с такими фактами, как потеря интереса к книгам, библиотеке, оскудение активного словарного запаса студентов, семантической ущербностью словоупотребления? Теряется  интерес и к чтению вслух. Требуются усилия педагога, направленные на  повышение общего образовательного и культурного уровня пользователей библиотеки.

        Мы убеждены в том, что нестандартные формы обучения – это то, что поможет решить эти проблемы своей оригинальной, творческой направленностью, они способны поднять общий уровень информационной культуры, привлечь внимание учащихся к библиотеке, повысить  интерес к чтению.

Литература:

  1. Домаренко Е. В. Культурно-досуговая деятельность библиотеки: науч.-прак. пособие / Е. В. Домаренко – М.: Либерея-бибинформ, 2006. –80 с.
  2. Зобанова Т.В. Использование потенциала библиотеки для развития читательского вкуса и интереса к художественному слову https://multiurok.ru/index.php/files/ispol-zovaniie-potientsiala-bibliotieki-dlia-razvitiia-chitatiel-skogho-vkusa-i-intieriesa-k-khudozhiestviennomu-slovu.html
  3. Цыбульник Л.М. Нестандартные формы организации уроков литературы как средство стимулирования творческой активности обучающихся https://multiurok.ru/files/nestandartnye-formy-organizatsii-urokov-literatury.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс статей, заметок по теме «Семейное чтение». Конкурс эссе на тему «Присуди литературную премию…». Конкурс презентаций «Моя домашняя библиотека»

Конкурс статей, заметок по теме «Семейное чтение». Конкурс эссе на тему «Присуди литературную премию…». Конкурс презентаций «Моя домашняя библиотека»...

Расчёт среднего значения времени в наряде, процентов вечернего и ночного времени

Программа расчёта среднего значения времени в наряде, процентов вечернего и ночного времени для дипломного проекта по автобусным перевозкам...

Интегрированный урок немецкого языка "Час поэзии" совместно со школьной библиотекой

Данную разработку можно использовать на уроке немецкого языка  по теме "Фридрих Шиллер - романтик всея Руси" в 10-11 классах....

Методическая разработка занятия на английском языке к Международному дню школьных библиотек

Продолжительность занятия: 90 минутВозраст детей 13-15 летЦель занятия: - формирование творческих способностей и коммуникативной компетенции детей в области истории и культуры;- умение использовать зн...

Моя электронная библиотека

В своей работе я использую методическую литературу подобранную в электронном варианте...

Презентация "Библиотеки мира"

Презентация "Библиотеки мира" используется для ознакомления детей с мировыми библиотеками. Можно ипользовать для классных часов, для родителей....

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА, УСЛОВИЙ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ

Приказ Минтранса России от 16.10.2020 N424 "Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей". Начало действия документа -01.01.2021....