Программа ОП 04. Основы дизайна и композиции и КТП.
рабочая программа

Галицына Валентина Ивановна

Программа учебной дисциплины «Основы дизайна и композиции»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования   по специальности 54.01.10. «Художник росписи по дереву»,  утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г.  № 672, с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренных ФГОС СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение  Московской области

«Сергиево - Посадский  колледж»

Утверждена приказом директора

 ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

№ _______ от ___________________

 ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 04 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ

г. Сергиев Посад

2019 г.

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ЦК

компьютерно - информационных, художественных и швейных технологий 

Протокол №_____

«____» __________ 2019 г.

Председатель ЦК

____________ Е. Ю. Усова

Зам.директора по УМР

«____» ___________ 2019 г.

Председатель МС

_____________ Н.В.Ильина

Программа учебной дисциплины «Основы дизайна и композиции»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования   по специальности 54.01.10. «Художник росписи по дереву»,  утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г.  № 672, с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренных ФГОС СПО.

 

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж»

Автор-разработчик:

Галицына В. И., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»

                                                                                                       

                                             

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии  54.01.10.  Художник росписи по дереву.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения  дисциплины обучающийся должен уметь:

- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;

- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;

- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;

- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;

- выдерживать соотношение размеров;

- соблюдать закономерности соподчинения элементов.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;

- принципы и законы композиции;

- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;

- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;

- принципы создания симметричных и асимметричных композиций;

- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;

- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;

- свойства теплых и холодных тонов;

- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, световые градации.

Обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

Художник росписи по дереву должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Художник росписи по дереву должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

ПМ. 01. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи:

ПК 1.1. Выбирать материалы для художественной росписи по дереву.

ПК 1.2. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций росписи по дереву.

ПК 1.3. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления деревянных изделий с использованием сведений из истории орнамента.

ПМ. 02. Художественная роспись деревянных изделий:

ПК 2.1. Осуществлять выбор красителей для художественной росписи деревянных изделий.

ПК 2.2. Составлять цветовые растворы из готовых красителей (2-3 цвета).

ПК 2.3. Производить художественную роспись деревянных изделий с использованием различных техник и приемов художественной росписи дерева.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  100 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  74  часа;
  • самостоятельной работы обучающегося  26  часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

100

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

74

в том числе:

     практические занятия

24

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

26

в том числе:

    внеаудиторной самостоятельной работы

26

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 04. «Основы дизайна и композиции»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

Раздел 1.

Основы композиции

1

Тема 1.1. Основные сведения о дизайне и композиции.

Содержание учебного материала

16

1

1

Основные графические элементы в композиции. Основной закон композиции. Основные свойства композиции - выразительность, целостность, законченность, уравновешенность. Схемы построения простейших композиций. Два основных вида композиции в дизайне: плоскостная и объемно-пространственная.

4

2

Подобие. Силуэт и контур. Простые подобные геометрические фигуры. Значение силуэта и контура в композиции.  

4

3

Равновесие. Простые геометрические фигуры. Соотношение форм между фигурами. Пропорции и масштаб.

4

4

Композиционный центр. Доминанта. Композиционная пауза. Варианты организации доминанты: сгущение элементов, контрастность форм, увеличение в размерах. Композиции с двумя композиционными центрами.

4

Лабораторные работы

1

2

1

Изучить особенности материалов в композиции: черной темперы и черной гуаши.

Практические занятия

7

2

1

Создать композицию из точек, имеющих заданное расположение на плоскости.

2

Создать композицию из линий разной толщины в квадрате.

3

Создать композицию на основе контраста пятна и линии.

4

Создать композицию в квадрате из подобных геометрических фигур. Контур. Силуэт.

5

Создать композицию в квадрате на равновесие по схемам, используя круг, квадрат, треугольник.

6

Создать композицию из геометрических элементов с выделенным композиционным центром.

7

Создать композицию  из абстрактных элементов с композиционной паузой.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполнение композиций в графике (тушь, перо).

Выполнение композиций на равновесие и подобие.

Выполнение абстрактных композиций.

Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте.

10

2

Тема 1.2. Основные средства формальной композиции.

Содержание учебного материала

16

1

1

Ритм и метр в композиции. Понятие ритма. Повторение и чередование в композиции. Ритмическая организация мотивов.

2

2

Понятие симметрии и асимметрии. Виды симметрии: зеркальная, центрально-осевая, подобия и т. д. Применение их в композиции.

4

3

Статика и динамика. Виды равновесия: статическое и динамическое. Расположение фигур в пространстве.

4

4

 Хроматические и ахроматические цвета. Две основные группы цветов.

Стилизация природных форм в графике. Понятие стилизации и стиля. Декоративное обобщение

изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов и изменения формы.

6

Лабораторные работы

2

2

1

Исследовать особенности ахроматической гаммы.

2

Изучение особенностей материалов в композиции.

Практические занятия

6

2

1

Создать метрический ряд из геометрических элементов.

2

Создать симметричную композицию из геометрических элементов.

3

Создать композицию  из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя.

4

Создать композицию  их 5-7 геометрических фигур в движении.

5

Создать композицию  из изобразительных элементов на основе ярко выраженного тонального контраста.

6

Зарисовка растения с натуры (копии). Выразить форму растения силуэтом.

Самостоятельная работа обучающихся:  выполнение домашних заданий по теме 1.2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполнение композиций в графике (тушь, перо).

Выполнение ритмических и метрических композиций.

Выполнение зарисовок растений и стилизация природных форм.

Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте.

5

2

Раздел 2.

Цветоведение и колористика.

1

Тема 2.1. Выразительность формальной композиции.

Содержание учебного материала

18

1

1

Цветовой круг. Определение понятия «цвет». Цветовой круг как замкнутый спектр. Круг И. Ньютона. Цветовые системы Матюшина и Шугуева. Основные и дополнительные цвета.

4

2

Декоративная стилизация в натюрморте. Натюрморт из фруктов. Заполнение декором. Сбор материала по теме.

4

3

Членение плоскости на части. Явление оверлеппинга и его роль в композиции. Свободное членение.

4

4

Декоративный натюрморт, ахроматическая гамма. Теплая и холодная гамма. Отрисовка деталей.

Стилизация природных форм.

6

Лабораторные работы

1

2

1

Исследование различных способов заполнения декором предметов в композиции.

Практические занятия

7

2

1

Создать уравновешенную  композицию из геометрических фигур, различных по величине и форме, используя основные цвета.  

2

Создать композицию из изобразительных элементов, используя дополнительные цвета.

3

Создать композицию из изобразительных элементов в теплом колорите.

4

Создать композицию из изобразительных элементов в холодном колорите.

5

Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного цветового контраста.

6

Выполнить стилизацию растения с обобщением формы и отказом от деталей в цвете.

7

Выполнить декоративную стилизацию растения с насыщением его орнаментом.

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Выполнение композиций в цвете.

Выполнение композиций в теплой и холодной гамме, в контрасте и нюансе.

Выполнение зарисовок и стилизации растений в цвете.  

Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте.

11

2

Всего:

74

        Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация учебной дисциплины требует наличия   лаборатории:

- дизайна и композиции.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Дизайна и композиции»:

- рабочие места по количеству обучающихся;

- лампы дневного освещения (настольные);

 Мультимедийная аппаратура:

 - компьютеры, принтеры, сканеры, проектор, экран,  ТВ, DVD плеер,

 -  программное обеспечение общего и профессионального назначения,  

 -  комплект учебно-методической документации.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного  проектирования. М., Академия, 2015.

Дополнительные источники:

1.  Кильпе  М. В. Композиция.- М., 2012.

2.  Логвиненко Г.М. Декоративная композиция.- М., ВЛАДОС, 2011.

3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.

4. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. – М., 1965.

5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 2 - Основы живописи. Обнинск.: Титул, 1998. 80 с.

6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 3-Основы композиции. Обнинск.: Титул, 1998. 80 с.

7. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн.:  Харвест, 1999. – 312 с.

Интернет-источники:

1. Справочник по ремеслам. URL: http://www.moscow-vernisage.com/main/spravka (дата обращения: 26.05 2018).

2. Основы композиции URL: https://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php (дата обращения: 28.08.2018).

  1. Основы дизайна: учебное пособие. /под ред. Т. А. Писаренко/

http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302 (дата обращения: 28.08.2018).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения

Формы контроля обучения:

- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;

фронтальный контроль

- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;

индивидуальный контроль

- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;

промежуточный контроль

- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;

тематический контроль

- выдерживать соотношение размеров;

индивидуальный контроль

- соблюдать закономерности соподчинения элементов.

итоговый контроль

Знания

Методы оценки результатов обучения:

- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;

контрольная работа, устный опрос

- принципы и законы композиции;

тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа

- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;

лабораторные работы

- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;

лабораторные работы

- принципы создания симметричных и асимметричных композиций;

контрольная работа

- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;

лабораторные работы

- свойства теплых и холодных тонов;

лабораторные работы

- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, световые градации.

практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий;

итоговое зачетное занятие.



Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской областиГ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Московской области

 «Сергиево-Посадский колледж»

(наименование образовательной организации)

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Панова С.Г.

       «___»_____________201    г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Преподаватель: _Галицына Валентина Ивановна__________________________

(фамилия, имя, отчество)

Учебная дисциплина: ОП. 04.  Основы дизайна и композиции______________ ______________________________________________________________________

(индекс, наименование учебной дисциплины)

Специальность (профессия): _54.01.10 Художник росписи по дереву______ 

                                                                          (код, наименование специальности (профессии))

Составлен в соответствии с программой учебной дисциплины, утвержденной директором ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» (ФГОС 3+)

Группа:_ОД-93_______________________________________________  

(шифр группы)

Рассмотрен на заседании цикловой комиссии _компьютерно-информационных, художественных и швейных технологий___________

(наименование цикловой комиссии)

Протокол от «      »                            201      г. №

Председатель цикловой комиссии                        ___________                        

                                                                                                            (подпись)                 (расшифровка подписи)

Объем учебной дисциплины и виды работы

   Таблица 1

Курс, семестр

Учебная нагрузка обучающихся (час.)

Максимальная

Учебная нагрузка

Самостоятельна работа обучающегося

Обязательная аудиторная нагрузка

Всего часов

в т.ч.

теоретические занятия

лабораторные работы

практические занятия

курсовая работа (проект)

(для СПО)

1

2

3

4

5

6

7

8

1 курс

2 семестр

59

15

44

34

-

10

-

2 курс

3 семестр

41

11

30

16

-

14

-

Всего

100

26

74

50

-

24

-

Таблица 2

Содержание обучения по учебной дисциплине

занятия

Наименование разделов тем,

занятий

Обязательная

учебная

нагрузка

Материально-техническая и информационное обеспечение обучения

(№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в)

Внеаудиторная самостоятельная работа

обучающихся

Формы и методы контроля

Календар

ные сроки

(понедельно)

Кол-во

часов

Виды

занятия

Вид занятия

информационное

обеспечение (№ позиций из таблиц 2б, 2в)

Кол-во часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Тема 1.1. Основные сведения о дизайне и композиции.

18 ч.

6 ч.

1.

Определение дизайна.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

1, 3, ОИ 1

30.03-

03.04

2.

Краткая история дизайна.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

3, ОИ 1

30.03-

03.04

3.

Современное развитие дизайна.

1

Урок изучения нового материала. Урок-беседа.

3, ОИ 1

30.03-

03.04

4.

Основной закон композиции (2 работы).

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция.

4, 5, ОИ 1,

ОИ 3

06.04-

10.04

5.

Точка, линия, пятно – основные графические элементы в композиции.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция.

3, 5, ОИ 1,

ОИ 3

Доделать композицию из точек в квадрате.

ОИ 1, ДИ 1

Стр. 3-5

1

Индивидуальная работа

06.04-

10.04

6.

Композиция из точек (квадрат 6*6 (6 вариантов), формат А4,

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок - лекция

4, 5, ОИ 2

Выполнить композицию в графике (тушь, перо).

ОИ 2, ДИ 1

Стр.103-108

1

Практическая работа

06.04-

10.04

7.

Композиция из линий разной толщины  в квадрате 6*6 (6 вариантов).

1

Урок практических работ

4, 5, ОИ 2

13.04-

17.04

8.

Подобие. Простые  геометрические фигуры. (1 работа)

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

3, 5, ОИ 2

13.04-

17.04

9.

Композиция из подобных фигур .

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок -лекция

3,5, ОИ 2

13.04-

17.04

10.

Силуэт и контур.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа

4, 6, ОИ 2

20.04-

24.04

11.

Композиция из подобных фигур – Контур.

1

Урок практических работ

4, 6, ОИ 1

Повторить по конспекту, подготовка к контрольной работе.

ОИ 3, ДИ 3

Стр.6-8

1

Индивидуальная работа

20.04-

24.04

12.

Равновесие. Простые геометрические фигуры. (4 работы)

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

3,4, ОИ 1

Выполнить композицию на равновесие и подобие.

ОИ 3, ДИ 3

Стр. 8-10

1

Проверочная работа

20.04-

24.04

13.

Композиционный центр. Доминанта. Варианты организации доминанты: сгущение элементов, контрастность форм, увеличение в размерах.

1

Урок с использованием учебного кинофильма.

2, 4, ОИ 2,

ОИ 3

27.04-

01.05

14.

Композиционная пауза.

1

Комбинированный урок. Урок -лекция

4, 5, ОИ 1,

ОИ 2

Выполнить абстрактную композицию.

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 2

1

Индивидуальная работа

27.04-

01.05

15.

Композиция с двумя композиционными центрам.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок -лекция

4, 5, ОИ 1,

ОИ 2

Выполнить абстрактную композицию.

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 2

1

Индивидуальная работа

27.04-

01.05

16.

Композиция из букв своих инициалов (ФИО) 

1

Урок практических работ

4,5, ОИ 1

04.05-

08.05

17.

Изучение особенностей материалов  

1

Урок практических работ

1, 5, ОИ 1

04.05-

08.05

18.

Карандаши, маркер, тушь.

 1

Урок практических работ

1, 5, ОИ 1

04.05-

08.05

Тема 1.2. Основные средства формальной композиции.

33 ч.

10 ч.

19.

Ритм и метр в композиции. (1 работа)

1

Урок с использованием учебного кинофильма.

2 ОИ 2

11.05-

15.05

20.

Метрический ряд из геометрических элементов в полосе.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

1, 5, ОИ 2

Создать метрический ряд из простых фигур.

ОИ 3, ДИ 4

Стр. 20-21

1

Индивидуальная работа

11.05-

15.05

21.

Понятие ритма. Повторение и чередование в композиции.  

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа

1, 5, ОИ 2

11.05-

15.05

22.

Понятие симметрии и асимметрии. (1 работа).

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

1, 5, ОИ 1

18.05-

22.05

23.

Композиция на симметрию, асимметрию, дисиметрию.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

1, 5, ОИ 1

18.05-

22.05

24.

Применение симметрии в композиции.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа

2, 5, ОИ 1

18.05-

22.05

25.

Копирование симметричных  композиций.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок –лекция работ

4, 6, ОИ 1

Создать симметричную  композицию в круге.

ОИ 1, ДИ 5 Стр.29-32

1

Проверочная работа – коллективный  просмотр

18.05-

22.05

26.

Статика и динамика. (1 работа)

1

Урок с использованием учебного кинофильма

2, ОИ 1

25.05-

29.05

27.

Композиция  из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя (в квадрате 15*15.)

1

Урок практических работ

4, 5, ОИ 2,

ОИ 3

25.05-

29.05

28.

Композиция  из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя (в квадрате 15*15.)

1

Урок практических работ

4, 5, ОИ 2,

ОИ 3

Составить доклад: «Динамичная композиция».

ОИ 1, ДИ 5

Стр. 23-24

1

Индивидуальная работа

25.05-

29.05

29.

Виды равновесия: статическое и динамическое.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

4, 5,  ОИ 1

Создать статичную композиция в полосе.

ОИ 1, ДИ 5

Стр. 23-24

1

Письменный опрос

25.05-

29.05

30.

Анализ работ известных художников на динамику и статику.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция

4, 5, ОИ 1

01.06-

05.06

31.

Расположение фигур в пространстве.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция

4. 5, ОИ 1

01.06-

05.06

32.  

Тон. Хроматические и ахроматические цвета.

1

Урок изучения нового материала. Урок-беседа

2, 6, ОИ 1,

ОИ 2

01.06-

05.06

33.

Композиция на тему «Утро, день, вечер» .

1

Комбинированный урок. Урок -лекция

2, 3, 4, ОИ 1,

ОИ 2

Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гаммев квадрате

ОИ 3, ДИ 3

 Стр. 54-56

1

Самостоятельная работа

08.06-

12.06

34.

Композиция на тему «Утро, день, вечер»  в ахроматической гамме. (Отрисовка деталей.).

1

Урок практических работ

2, 3, 4,  ОИ 2

Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гамме.

ОИ 3, ДИ 3

Стр. 54-56

1

Индивидуальная работа

08.06-

12.06

35.

Композиция на тему «Утро, день, вечер»  в ахроматической гамме. (Чистовой вариант.)

1

Урок практических работ

4, ОИ 2,  

ОИ 3

Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гамме.

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 3

1

Практическая работа

08.06-

12.06

36.

 Композиция на тему «Буква-образ».

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция

6,  ОИ 1

15.06-

19.06

37.

Светлота – одно из основных свойств цвета.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

4, 5, ОИ 1

15.06-

19.06

38.

Контрольная работа

1

Урок контрольных учета и оценки знаний, умений и навыков

6, ОИ 1

15.06-

19.06

39.

Стилизация природных форм в графике. (3 работы).

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

6,  ОИ 2

22.06-

26.06

40.

Зарисовка растения с натуры. (Копии садовых  и полевых цветов.)

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция

4, 6,  ОИ 2

22.06-

26.06

41.

Понятие стилизации и стиля.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция

6, ОИ 2

Выполнить композицию в графике (тушь, перо).

ОИ 3, ДИ 1

Стр. 91-94

1

Письменный опрос

22.06-

26.06

42.

Стилизация растения. Линии и точки.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция

4,  ОИ 2

Выполнить зарисовки растений и  природных форм.

ОИ 1,

ОИ 2

1

Проверочная работа

22.06-

26.06

43.

Стилизация растения. Линии и точки. (Чистовой вариант).

1

Урок практических работ

4,  ОИ 1, ОИ 3

29.06-

30.06

44.

Форма растения. Силуэт.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция

5, 6,  ОИ 1

29.06-

30.06

45.

Форма растения. Контур.

1

Комбинированный урок. Урок-лекция

3, 6, ОИ 1

01.09-

04.09

46.

Декоративное обобщение изображаемых объектов.

1

Комбинированный урок. Урок-лекция

3, 6,  ОИ 2

Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте.

ОИ 3, ДИ 1

 Стр. 94-106

1

Проверочная работа - просмотр работ

01.09-

04.09

47.

Стилизация растения с насыщением его декором.

1

Урок практических работ

6, ОИ 2

07.09-

11.09

48.

Стилизация растения с насыщением его декором. Чистовой вариант.

1

Урок практических работ

6, ОИ 2

07.09-

11.09

49.

Стилизация растения с насыщением его декором

1

Урок практических работ

6, ОИ 2

14.09-

18.09

50.

Сравнительный анализ разных видов стилизации.

1

Урок практических работ

3, 4 ,6 ОИ 1,

ОИ 3

14.09-

18.09

51.

Повторение по теме «Стилизация»

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция

3, 4 ,6 ОИ 1,

ОИ 3

21.09-

25.09

Тема 2.1. Выразительность формальной композиции. (10 работ)

23 ч.

10 ч.

Цветовые отношения в композиции.

6 ч.

52

Цветовой круг. Определение понятия «цвет». Цветовой круг как замкнутый спектр. Круг И. Ньютона.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

2, ОИ 1

21.09-

25.09

53

Цветовые системы (Матюшина и Шугуевая)  (правило треугольника)

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

6, ОИ 1

Составить конспект по теме

ОИ 1

Стр. 65- 68 (2)

1

Устный опрос

28.09-

02.10

54

Основные и дополнительные цвета.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа

3, ОИ 1

28.09-

02.10

55

Композиция из изобразительных элементов в квадрате.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция

3, 4,  ОИ 2

Сделать копии растений с образцов.

ОИ 1

Стр. 65- 68 (2)

1

Письменный опрос

05.10-

09.10

56

Исследование способов заполнения декором предметов в композиции.

1

Урок практических работ

3, 4, ОИ 2

05.10-

09.10

57

Исследование способов заполнение декором предметов в композиции.

1

Урок практических работ

3,4, ОИ 2,  

ОИ 3

12.10-

16.10

Членение плоскости на части.

5 ч.

58

Членение плоскости на части.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

2,  ОИ 1

12.10-

16.10

59

Явление оверлеппинга.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

4,  ОИ 1

Сделать презентацию по теме

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 3

1

Устный опрос

19.10-

23.10

60

Композиция в квадрате. Свободное членение.

1

Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция

4,  ОИ 1

Сделать презентацию по теме

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 3

1

Самостоятельная работа

19.10-

23.10

61

Композиция в квадрате. Свободное членение.

1

Урок практических работ

5,  ОИ 1

Сделать презентацию по теме

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 3

1

Индивидуальная работа

26.10-

30.10

62

Свободное членение. Чистовой вариант.

1

Урок практических работ

3, 5,  ОИ 1

Сделать презентацию по теме

ОИ 1,

ОИ 2

1

Проверочная работа-просмотр работ

26.10-

30.10

Декоративный натюрморт.

12 ч.

63

Декоративный натюрморт, (членение плоскости)

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

3, 4,  ОИ 2

02.11-06.11

64

Декоративный натюрморт, оверлеппинг.

1

Урок изучения нового материала. Урок-лекция

3, 4,  ОИ 2

02.11-06.11

65

 Декоративный натюрморт из фруктов.

1

Урок обобщения и систематизации. Урок -лекция

3, 4, ОИ 2

Составить конспект по теме

ОИ 1 Стр.154 (2)

1

Устный опрос

09.11-13.11

66

Декоративный натюрморт, теплая гамма.

1

Комбинированный урок. Урок-лекция

4, 6,  ОИ 2,

 ОИ 3

.

09.11-13.11

67

Декоративный натюрморт, теплая гамма. Детали.

1

Урок практических работ

4, 6, ОИ 1,

ОИ 2

Сделать натюрморт в черно-белой графике

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 6

1

Самостоятельная работа

16.11-20.11

68

Декоративный натюрморт. Передача фактуры.

1

Урок практических работ

4.6 ОИ 1,

ОИ 2

Сделать натюрморт в черно-белой графике

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 6

1

Индивидуальная работа

16.11-20.11

69

Декоративный натюрморт, Эскиз.

1

Урок практических работ

4, 6, ОИ 1

Сделать натюрморт в черно-белой графике

ОИ 1,

ОИ 2, ДИ 6

1

Практическая работа

23.11-27.11

70

Декоративный натюрморт, теплая гамма.

1

Урок практических работ

4, 6, ОИ 1

23.11-27.11

71

Декоративный натюрморт, Отрисовка деталей.

1

Урок практических работ

4, 6, ОИ 1

30.11-

04.12

72

 Завершение работы

1

Урок практических работ

4, 6, ОИ 1

30.11-

04.12

73

Подведение итогов по теме «Декоративный натюрморт».

1

Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция

4, 5, ОИ 1

07.12-

11.12

74

Дифференцированный зачет

1

5, ОИ 1

07.12-

11.12

Таблица 2а

Материально-техническое обеспечение обучения

п/п

Материально- техническое обеспечение обучения

1

2

3

1

В-1.

Авторская видео презентация «Дизайн», «Симметрия», «Хроматические и ахроматические цвета».

2

В-2.

Видео фильмы:  «Композиция», «Ритм в композиции», «Статика и динамика», «Цветовой круг», «Членение плоскости на части», «Контраст и нюанс», «Породы деревьев»

3

Ф-1

Фотографии и репродукции фото по темам

4

О-1

Образцы композиций из точек, линий, подобных фигур, раздаточный материал

5

Т-1

Методическая таблица «Подобные фигуры», «Композиционный центр», «Виды симметрии», «Силуэт и контур».

6

П-1

Плакаты: «Цветовой круг», «Правило треугольника», «Теплая цветовая гамма», «Холодная цветовая гамма»

Таблица 2б

Информационное обеспечение обучения

     Основные источники (ОИ):

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ОИ 1

Основы изобразительного искусства и художественного      проектирования.

Беляева С.Е.

М., Академия, 2015. (25 шт.)

ОИ 2

Композиция.

Кильпе. М.В.  

М., 2016. (1 шт.)

ОИ 3

Декоративная композиция.

Логвиненко. Г.М.

М., ВЛАДОС, 2015 (1 шт.)

Таблица 2в

Дополнительные источники (ДИ):

№ п/п

Наименование

Автор (ы)

Издательство, год издания

ДИ 1

Образность в искусстве

Лейзеров Н.Л.

М., 1974.

ДИ 2

Проблема символа и реалистическое искусство.

Лосев А.Ф.

М., 1976.

ДИ 3

Эстетическое и художественное.

Поспелов Г.Н.

М., 1965.

ДИ 4

 Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 2 -Основы живописи.

Сокольникова Н. М.

Обнинск.: Титул, 1998. 80 с.

ДИ 5

Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 3-Основы композиции.

Сокольникова Н. М.

Обнинск.: Титул, 1996. 80 с.

ДИ 6

Формальная композиция. Творческий практикум.

Чернышев О.В.

Харвест, 1999.  312 с.

Интернет-источники:

ИР -1. Справочник по ремеслам. URL: http://www.moscow-vernisage.com/main/spravka (дата обращения: 26.05 2018).

ИР -2. Основы композиции URL: https://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php (дата обращения: 28.08.2018).

ИР -3. Основы дизайна: учебное пособие. /под ред. Т. А. Писаренко/ http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302 (дата  

обращения: 28.08.2018).

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна"

Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна" по ПМ.02 Разработка  и администрирование баз данных для студентов СПО специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черче...

Основы Дизайна и Композиции.

Презентация освоения Основ дизайна и композиции.Тема: Правило единства. Правило простоты. Аспекты композицииНаправление: Грамотное пользование правилами композиции. Бонус: 10 правил успешной...

Промежуточная аттестация по курсу "Основы дизайна и композиции" Профессия 54.01.20 "Графический дизайнер"

Согласно рабочей программе по курсу в конце каждого семестра проводится дифференцированный зачет продолжительностью 1 час. Предлагаю вашему вниманию методические указания для его проведения....