Программа ОП 04. Основы дизайна и композиции и КТП.
рабочая программа
Программа учебной дисциплины «Основы дизайна и композиции» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.01.10. «Художник росписи по дереву», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 672, с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренных ФГОС СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 179 КБ |
![]() | 261 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Сергиево - Посадский колледж»
Утверждена приказом директора ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» |
№ _______ от ___________________ |
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 04 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ
г. Сергиев Посад
2019 г.
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | |
на заседании ЦК компьютерно - информационных, художественных и швейных технологий Протокол №_____ «____» __________ 2019 г. Председатель ЦК ____________ Е. Ю. Усова | Зам.директора по УМР «____» ___________ 2019 г. Председатель МС _____________ Н.В.Ильина |
Программа учебной дисциплины «Основы дизайна и композиции» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 54.01.10. «Художник росписи по дереву», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. № 672, с учетом запросов работодателей на дополнительные результаты освоения образовательной программы подготовки специалистов среднего звена, не предусмотренных ФГОС СПО.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Сергиево-Посадский колледж»
Автор-разработчик:
Галицына В. И., преподаватель ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 11 |
| 12 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04. «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА И КОМПОЗИЦИИ»
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по профессии 54.01.10. Художник росписи по дереву.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна;
- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна;
- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования;
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды;
- выдерживать соотношение размеров;
- соблюдать закономерности соподчинения элементов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды;
- принципы и законы композиции;
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс;
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.;
- принципы создания симметричных и асимметричных композиций;
- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания;
- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними;
- свойства теплых и холодных тонов;
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, световые градации.
Обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Художник росписи по дереву должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
Художник росписи по дереву должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПМ. 01. Подготовка материалов и построение эскизов для рисунка и живописи:
ПК 1.1. Выбирать материалы для художественной росписи по дереву.
ПК 1.2. Осуществлять композиционное построение эскизов с использованием национальных традиций росписи по дереву.
ПК 1.3. Разрабатывать эскизы орнаментального оформления деревянных изделий с использованием сведений из истории орнамента.
ПМ. 02. Художественная роспись деревянных изделий:
ПК 2.1. Осуществлять выбор красителей для художественной росписи деревянных изделий.
ПК 2.2. Составлять цветовые растворы из готовых красителей (2-3 цвета).
ПК 2.3. Производить художественную роспись деревянных изделий с использованием различных техник и приемов художественной росписи дерева.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 100 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часа;
- самостоятельной работы обучающегося 26 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 100 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 74 |
в том числе: | |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 26 |
в том числе: | |
внеаудиторной самостоятельной работы | 26 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП 04. «Основы дизайна и композиции»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1. | Основы композиции | 1 | ||
Тема 1.1. Основные сведения о дизайне и композиции. | Содержание учебного материала | 16 | 1 | |
1 | Основные графические элементы в композиции. Основной закон композиции. Основные свойства композиции - выразительность, целостность, законченность, уравновешенность. Схемы построения простейших композиций. Два основных вида композиции в дизайне: плоскостная и объемно-пространственная. | 4 | ||
2 | Подобие. Силуэт и контур. Простые подобные геометрические фигуры. Значение силуэта и контура в композиции. | 4 | ||
3 | Равновесие. Простые геометрические фигуры. Соотношение форм между фигурами. Пропорции и масштаб. | 4 | ||
4 | Композиционный центр. Доминанта. Композиционная пауза. Варианты организации доминанты: сгущение элементов, контрастность форм, увеличение в размерах. Композиции с двумя композиционными центрами. | 4 | ||
Лабораторные работы | 1 | 2 | ||
1 | Изучить особенности материалов в композиции: черной темперы и черной гуаши. | |||
Практические занятия | 7 | 2 | ||
1 | Создать композицию из точек, имеющих заданное расположение на плоскости. | |||
2 | Создать композицию из линий разной толщины в квадрате. | |||
3 | Создать композицию на основе контраста пятна и линии. | |||
4 | Создать композицию в квадрате из подобных геометрических фигур. Контур. Силуэт. | |||
5 | Создать композицию в квадрате на равновесие по схемам, используя круг, квадрат, треугольник. | |||
6 | Создать композицию из геометрических элементов с выделенным композиционным центром. | |||
7 | Создать композицию из абстрактных элементов с композиционной паузой. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение композиций в графике (тушь, перо). Выполнение композиций на равновесие и подобие. Выполнение абстрактных композиций. Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | 10 | 2 | ||
Тема 1.2. Основные средства формальной композиции. | Содержание учебного материала | 16 | 1 | |
1 | Ритм и метр в композиции. Понятие ритма. Повторение и чередование в композиции. Ритмическая организация мотивов. | 2 | ||
2 | Понятие симметрии и асимметрии. Виды симметрии: зеркальная, центрально-осевая, подобия и т. д. Применение их в композиции. | 4 | ||
3 | Статика и динамика. Виды равновесия: статическое и динамическое. Расположение фигур в пространстве. | 4 | ||
4 | Хроматические и ахроматические цвета. Две основные группы цветов. Стилизация природных форм в графике. Понятие стилизации и стиля. Декоративное обобщение изображаемых объектов с помощью ряда условных приемов и изменения формы. | 6 | ||
Лабораторные работы | 2 | 2 | ||
1 | Исследовать особенности ахроматической гаммы. | |||
2 | Изучение особенностей материалов в композиции. | |||
Практические занятия | 6 | 2 | ||
1 | Создать метрический ряд из геометрических элементов. | |||
2 | Создать симметричную композицию из геометрических элементов. | |||
3 | Создать композицию из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя. | |||
4 | Создать композицию их 5-7 геометрических фигур в движении. | |||
5 | Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного тонального контраста. | |||
6 | Зарисовка растения с натуры (копии). Выразить форму растения силуэтом. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 1.2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение композиций в графике (тушь, перо). Выполнение ритмических и метрических композиций. Выполнение зарисовок растений и стилизация природных форм. Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | 5 | 2 | ||
Раздел 2. | Цветоведение и колористика. | 1 | ||
Тема 2.1. Выразительность формальной композиции. | Содержание учебного материала | 18 | 1 | |
1 | Цветовой круг. Определение понятия «цвет». Цветовой круг как замкнутый спектр. Круг И. Ньютона. Цветовые системы Матюшина и Шугуева. Основные и дополнительные цвета. | 4 | ||
2 | Декоративная стилизация в натюрморте. Натюрморт из фруктов. Заполнение декором. Сбор материала по теме. | 4 | ||
3 | Членение плоскости на части. Явление оверлеппинга и его роль в композиции. Свободное членение. | 4 | ||
4 | Декоративный натюрморт, ахроматическая гамма. Теплая и холодная гамма. Отрисовка деталей. Стилизация природных форм. | 6 | ||
Лабораторные работы | 1 | 2 | ||
1 | Исследование различных способов заполнения декором предметов в композиции. | |||
Практические занятия | 7 | 2 | ||
1 | Создать уравновешенную композицию из геометрических фигур, различных по величине и форме, используя основные цвета. | |||
2 | Создать композицию из изобразительных элементов, используя дополнительные цвета. | |||
3 | Создать композицию из изобразительных элементов в теплом колорите. | |||
4 | Создать композицию из изобразительных элементов в холодном колорите. | |||
5 | Создать композицию из изобразительных элементов на основе ярко выраженного цветового контраста. | |||
6 | Выполнить стилизацию растения с обобщением формы и отказом от деталей в цвете. | |||
7 | Выполнить декоративную стилизацию растения с насыщением его орнаментом. | |||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по теме 2.1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Выполнение композиций в цвете. Выполнение композиций в теплой и холодной гамме, в контрасте и нюансе. Выполнение зарисовок и стилизации растений в цвете. Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | 11 | 2 | ||
Всего: | 74 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия лаборатории:
- дизайна и композиции.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории «Дизайна и композиции»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- лампы дневного освещения (настольные);
Мультимедийная аппаратура:
- компьютеры, принтеры, сканеры, проектор, экран, ТВ, DVD плеер,
- программное обеспечение общего и профессионального назначения,
- комплект учебно-методической документации.
3.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. М., Академия, 2015.
Дополнительные источники:
1. Кильпе М. В. Композиция.- М., 2012.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция.- М., ВЛАДОС, 2011.
3. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М., 1976.
4. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. – М., 1965.
5. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 2 - Основы живописи. Обнинск.: Титул, 1998. 80 с.
6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 3-Основы композиции. Обнинск.: Титул, 1998. 80 с.
7. Чернышев О.В. Формальная композиция. Творческий практикум. – Мн.: Харвест, 1999. – 312 с.
Интернет-источники:
1. Справочник по ремеслам. URL: http://www.moscow-vernisage.com/main/spravka (дата обращения: 26.05 2018).
2. Основы композиции URL: https://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php (дата обращения: 28.08.2018).
- Основы дизайна: учебное пособие. /под ред. Т. А. Писаренко/
http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302 (дата обращения: 28.08.2018).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения | Формы контроля обучения: |
- различать функциональную, конструктивную и эстетическую ценность объектов дизайна; | фронтальный контроль |
- создавать эскизы и наглядные изображения объектов дизайна; | индивидуальный контроль |
- использовать художественные средства композиции, цветоведения, светового дизайна для решения задач дизайнерского проектирования; | промежуточный контроль |
- выстраивать композиции с учетом перспективы и визуальных особенностей среды; | тематический контроль |
- выдерживать соотношение размеров; | индивидуальный контроль |
- соблюдать закономерности соподчинения элементов. | итоговый контроль |
Знания | Методы оценки результатов обучения: |
- основные приемы художественного проектирования эстетического облика среды; | контрольная работа, устный опрос |
- принципы и законы композиции; | тестирование, внеаудиторная самостоятельная работа |
- средства композиционного формообразования: пропорции, масштабность, ритм, контраст и нюанс; | лабораторные работы |
- специальные выразительные средства: план, ракурс, тональность, колорит, изобразительные акценты, фактуру и текстуру материалов и др.; | лабораторные работы |
- принципы создания симметричных и асимметричных композиций; | контрольная работа |
- основные и дополнительные цвета, принципы их сочетания; | контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
- ряды хроматических и ахроматических тонов и переходные между ними; | лабораторные работы |
- свойства теплых и холодных тонов; | лабораторные работы |
- особенности различных видов освещения, приемы светового решения в дизайне: световой каркас, блики, тени, световые градации. | практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий; итоговое зачетное занятие. |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской областиГ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Московской области
«Сергиево-Посадский колледж»
(наименование образовательной организации)
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
_____________ Панова С.Г.
«___»_____________201 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Преподаватель: _Галицына Валентина Ивановна__________________________
(фамилия, имя, отчество)
Учебная дисциплина: ОП. 04. Основы дизайна и композиции______________ ______________________________________________________________________
(индекс, наименование учебной дисциплины)
Специальность (профессия): _54.01.10 Художник росписи по дереву______
(код, наименование специальности (профессии))
Составлен в соответствии с программой учебной дисциплины, утвержденной директором ГБПОУ МО «Сергиево-Посадский колледж» (ФГОС 3+)
Группа:_ОД-93_______________________________________________
(шифр группы)
Рассмотрен на заседании цикловой комиссии _компьютерно-информационных, художественных и швейных технологий___________
(наименование цикловой комиссии)
Протокол от « » 201 г. №
Председатель цикловой комиссии ___________
(подпись) (расшифровка подписи)
Объем учебной дисциплины и виды работы
Таблица 1
Курс, семестр | Учебная нагрузка обучающихся (час.) | ||||||
Максимальная Учебная нагрузка | Самостоятельна работа обучающегося | Обязательная аудиторная нагрузка | |||||
Всего часов | в т.ч. | ||||||
теоретические занятия | лабораторные работы | практические занятия | курсовая работа (проект) (для СПО) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 курс 2 семестр | 59 | 15 | 44 | 34 | - | 10 | - |
2 курс 3 семестр | 41 | 11 | 30 | 16 | - | 14 | - |
Всего | 100 | 26 | 74 | 50 | - | 24 | - |
Таблица 2
Содержание обучения по учебной дисциплине
№ занятия | Наименование разделов тем, занятий | Обязательная учебная нагрузка | Материально-техническая и информационное обеспечение обучения (№ позиций из таблиц 2а, 2б, 2в) | Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся | Формы и методы контроля | Календар ные сроки (понедельно) | |||
Кол-во часов | Виды занятия | Вид занятия | информационное обеспечение (№ позиций из таблиц 2б, 2в) | Кол-во часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Тема 1.1. Основные сведения о дизайне и композиции. | 18 ч. | 6 ч. | |||||||
1. | Определение дизайна. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 3, ОИ 1 | 30.03- 03.04 | ||||
2. | Краткая история дизайна. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, ОИ 1 | 30.03- 03.04 | ||||
3. | Современное развитие дизайна. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-беседа. | 3, ОИ 1 | 30.03- 03.04 | ||||
4. | Основной закон композиции (2 работы). | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция. | 4, 5, ОИ 1, ОИ 3 | 06.04- 10.04 | ||||
5. | Точка, линия, пятно – основные графические элементы в композиции. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция. | 3, 5, ОИ 1, ОИ 3 | Доделать композицию из точек в квадрате. | ОИ 1, ДИ 1 Стр. 3-5 | 1 | Индивидуальная работа | 06.04- 10.04 |
6. | Композиция из точек (квадрат 6*6 (6 вариантов), формат А4, | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок - лекция | 4, 5, ОИ 2 | Выполнить композицию в графике (тушь, перо). | ОИ 2, ДИ 1 Стр.103-108 | 1 | Практическая работа | 06.04- 10.04 |
7. | Композиция из линий разной толщины в квадрате 6*6 (6 вариантов). | 1 | Урок практических работ | 4, 5, ОИ 2 | 13.04- 17.04 | ||||
8. | Подобие. Простые геометрические фигуры. (1 работа) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, 5, ОИ 2 | 13.04- 17.04 | ||||
9. | Композиция из подобных фигур . | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок -лекция | 3,5, ОИ 2 | 13.04- 17.04 | ||||
10. | Силуэт и контур. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 4, 6, ОИ 2 | 20.04- 24.04 | ||||
11. | Композиция из подобных фигур – Контур. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | Повторить по конспекту, подготовка к контрольной работе. | ОИ 3, ДИ 3 Стр.6-8 | 1 | Индивидуальная работа | 20.04- 24.04 |
12. | Равновесие. Простые геометрические фигуры. (4 работы) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3,4, ОИ 1 | Выполнить композицию на равновесие и подобие. | ОИ 3, ДИ 3 Стр. 8-10 | 1 | Проверочная работа | 20.04- 24.04 |
13. | Композиционный центр. Доминанта. Варианты организации доминанты: сгущение элементов, контрастность форм, увеличение в размерах. | 1 | Урок с использованием учебного кинофильма. | 2, 4, ОИ 2, ОИ 3 | 27.04- 01.05 | ||||
14. | Композиционная пауза. | 1 | Комбинированный урок. Урок -лекция | 4, 5, ОИ 1, ОИ 2 | Выполнить абстрактную композицию. | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 2 | 1 | Индивидуальная работа | 27.04- 01.05 |
15. | Композиция с двумя композиционными центрам. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок -лекция | 4, 5, ОИ 1, ОИ 2 | Выполнить абстрактную композицию. | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 2 | 1 | Индивидуальная работа | 27.04- 01.05 |
16. | Композиция из букв своих инициалов (ФИО) | 1 | Урок практических работ | 4,5, ОИ 1 | 04.05- 08.05 | ||||
17. | Изучение особенностей материалов | 1 | Урок практических работ | 1, 5, ОИ 1 | 04.05- 08.05 | ||||
18. | Карандаши, маркер, тушь. | 1 | Урок практических работ | 1, 5, ОИ 1 | 04.05- 08.05 | ||||
Тема 1.2. Основные средства формальной композиции. | 33 ч. | 10 ч. | |||||||
19. | Ритм и метр в композиции. (1 работа) | 1 | Урок с использованием учебного кинофильма. | 2 ОИ 2 | 11.05- 15.05 | ||||
20. | Метрический ряд из геометрических элементов в полосе. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 5, ОИ 2 | Создать метрический ряд из простых фигур. | ОИ 3, ДИ 4 Стр. 20-21 | 1 | Индивидуальная работа | 11.05- 15.05 |
21. | Понятие ритма. Повторение и чередование в композиции. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 1, 5, ОИ 2 | 11.05- 15.05 | ||||
22. | Понятие симметрии и асимметрии. (1 работа). | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 5, ОИ 1 | 18.05- 22.05 | ||||
23. | Композиция на симметрию, асимметрию, дисиметрию. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 1, 5, ОИ 1 | 18.05- 22.05 | ||||
24. | Применение симметрии в композиции. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 2, 5, ОИ 1 | 18.05- 22.05 | ||||
25. | Копирование симметричных композиций. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок –лекция работ | 4, 6, ОИ 1 | Создать симметричную композицию в круге. | ОИ 1, ДИ 5 Стр.29-32 | 1 | Проверочная работа – коллективный просмотр | 18.05- 22.05 |
26. | Статика и динамика. (1 работа) | 1 | Урок с использованием учебного кинофильма | 2, ОИ 1 | 25.05- 29.05 | ||||
27. | Композиция из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя (в квадрате 15*15.) | 1 | Урок практических работ | 4, 5, ОИ 2, ОИ 3 | 25.05- 29.05 | ||||
28. | Композиция из 5-7 геометрических фигур в состоянии покоя (в квадрате 15*15.) | 1 | Урок практических работ | 4, 5, ОИ 2, ОИ 3 | Составить доклад: «Динамичная композиция». | ОИ 1, ДИ 5 Стр. 23-24 | 1 | Индивидуальная работа | 25.05- 29.05 |
29. | Виды равновесия: статическое и динамическое. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | Создать статичную композиция в полосе. | ОИ 1, ДИ 5 Стр. 23-24 | 1 | Письменный опрос | 25.05- 29.05 |
30. | Анализ работ известных художников на динамику и статику. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | 01.06- 05.06 | ||||
31. | Расположение фигур в пространстве. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4. 5, ОИ 1 | 01.06- 05.06 | ||||
32. | Тон. Хроматические и ахроматические цвета. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-беседа | 2, 6, ОИ 1, ОИ 2 | 01.06- 05.06 | ||||
33. | Композиция на тему «Утро, день, вечер» . | 1 | Комбинированный урок. Урок -лекция | 2, 3, 4, ОИ 1, ОИ 2 | Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гаммев квадрате | ОИ 3, ДИ 3 Стр. 54-56 | 1 | Самостоятельная работа | 08.06- 12.06 |
34. | Композиция на тему «Утро, день, вечер» в ахроматической гамме. (Отрисовка деталей.). | 1 | Урок практических работ | 2, 3, 4, ОИ 2 | Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гамме. | ОИ 3, ДИ 3 Стр. 54-56 | 1 | Индивидуальная работа | 08.06- 12.06 |
35. | Композиция на тему «Утро, день, вечер» в ахроматической гамме. (Чистовой вариант.) | 1 | Урок практических работ | 4, ОИ 2, ОИ 3 | Придумать композицию из геометрических фигур в ахроматической гамме. | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Практическая работа | 08.06- 12.06 |
36. | Композиция на тему «Буква-образ». | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 6, ОИ 1 | 15.06- 19.06 | ||||
37. | Светлота – одно из основных свойств цвета. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | 15.06- 19.06 | ||||
38. | Контрольная работа | 1 | Урок контрольных учета и оценки знаний, умений и навыков | 6, ОИ 1 | 15.06- 19.06 | ||||
39. | Стилизация природных форм в графике. (3 работы). | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 6, ОИ 2 | 22.06- 26.06 | ||||
40. | Зарисовка растения с натуры. (Копии садовых и полевых цветов.) | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4, 6, ОИ 2 | 22.06- 26.06 | ||||
41. | Понятие стилизации и стиля. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 6, ОИ 2 | Выполнить композицию в графике (тушь, перо). | ОИ 3, ДИ 1 Стр. 91-94 | 1 | Письменный опрос | 22.06- 26.06 |
42. | Стилизация растения. Линии и точки. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 4, ОИ 2 | Выполнить зарисовки растений и природных форм. | ОИ 1, ОИ 2 | 1 | Проверочная работа | 22.06- 26.06 |
43. | Стилизация растения. Линии и точки. (Чистовой вариант). | 1 | Урок практических работ | 4, ОИ 1, ОИ 3 | 29.06- 30.06 | ||||
44. | Форма растения. Силуэт. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 5, 6, ОИ 1 | 29.06- 30.06 | ||||
45. | Форма растения. Контур. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция | 3, 6, ОИ 1 | 01.09- 04.09 | ||||
46. | Декоративное обобщение изображаемых объектов. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция | 3, 6, ОИ 2 | Отработка аудиторных заданий в чистовом варианте. | ОИ 3, ДИ 1 Стр. 94-106 | 1 | Проверочная работа - просмотр работ | 01.09- 04.09 |
47. | Стилизация растения с насыщением его декором. | 1 | Урок практических работ | 6, ОИ 2 | 07.09- 11.09 | ||||
48. | Стилизация растения с насыщением его декором. Чистовой вариант. | 1 | Урок практических работ | 6, ОИ 2 | 07.09- 11.09 | ||||
49. | Стилизация растения с насыщением его декором | 1 | Урок практических работ | 6, ОИ 2 | 14.09- 18.09 | ||||
50. | Сравнительный анализ разных видов стилизации. | 1 | Урок практических работ | 3, 4 ,6 ОИ 1, ОИ 3 | 14.09- 18.09 | ||||
51. | Повторение по теме «Стилизация» | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 3, 4 ,6 ОИ 1, ОИ 3 | 21.09- 25.09 | ||||
Тема 2.1. Выразительность формальной композиции. (10 работ) | 23 ч. | 10 ч. | |||||||
Цветовые отношения в композиции. | 6 ч. | ||||||||
52 | Цветовой круг. Определение понятия «цвет». Цветовой круг как замкнутый спектр. Круг И. Ньютона. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 2, ОИ 1 | 21.09- 25.09 | ||||
53 | Цветовые системы (Матюшина и Шугуевая) (правило треугольника) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 6, ОИ 1 | Составить конспект по теме | ОИ 1 Стр. 65- 68 (2) | 1 | Устный опрос | 28.09- 02.10 |
54 | Основные и дополнительные цвета. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-беседа | 3, ОИ 1 | 28.09- 02.10 | ||||
55 | Композиция из изобразительных элементов в квадрате. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 3, 4, ОИ 2 | Сделать копии растений с образцов. | ОИ 1 Стр. 65- 68 (2) | 1 | Письменный опрос | 05.10- 09.10 |
56 | Исследование способов заполнения декором предметов в композиции. | 1 | Урок практических работ | 3, 4, ОИ 2 | 05.10- 09.10 | ||||
57 | Исследование способов заполнение декором предметов в композиции. | 1 | Урок практических работ | 3,4, ОИ 2, ОИ 3 | 12.10- 16.10 | ||||
Членение плоскости на части. | 5 ч. | ||||||||
58 | Членение плоскости на части. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 2, ОИ 1 | 12.10- 16.10 | ||||
59 | Явление оверлеппинга. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 4, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Устный опрос | 19.10- 23.10 |
60 | Композиция в квадрате. Свободное членение. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков. Урок-лекция | 4, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Самостоятельная работа | 19.10- 23.10 |
61 | Композиция в квадрате. Свободное членение. | 1 | Урок практических работ | 5, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 3 | 1 | Индивидуальная работа | 26.10- 30.10 |
62 | Свободное членение. Чистовой вариант. | 1 | Урок практических работ | 3, 5, ОИ 1 | Сделать презентацию по теме | ОИ 1, ОИ 2 | 1 | Проверочная работа-просмотр работ | 26.10- 30.10 |
Декоративный натюрморт. | 12 ч. | ||||||||
63 | Декоративный натюрморт, (членение плоскости) | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, 4, ОИ 2 | 02.11-06.11 | ||||
64 | Декоративный натюрморт, оверлеппинг. | 1 | Урок изучения нового материала. Урок-лекция | 3, 4, ОИ 2 | 02.11-06.11 | ||||
65 | Декоративный натюрморт из фруктов. | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок -лекция | 3, 4, ОИ 2 | Составить конспект по теме | ОИ 1 Стр.154 (2) | 1 | Устный опрос | 09.11-13.11 |
66 | Декоративный натюрморт, теплая гамма. | 1 | Комбинированный урок. Урок-лекция | 4, 6, ОИ 2, ОИ 3 | . | 09.11-13.11 | |||
67 | Декоративный натюрморт, теплая гамма. Детали. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1, ОИ 2 | Сделать натюрморт в черно-белой графике | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 6 | 1 | Самостоятельная работа | 16.11-20.11 |
68 | Декоративный натюрморт. Передача фактуры. | 1 | Урок практических работ | 4.6 ОИ 1, ОИ 2 | Сделать натюрморт в черно-белой графике | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 6 | 1 | Индивидуальная работа | 16.11-20.11 |
69 | Декоративный натюрморт, Эскиз. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | Сделать натюрморт в черно-белой графике | ОИ 1, ОИ 2, ДИ 6 | 1 | Практическая работа | 23.11-27.11 |
70 | Декоративный натюрморт, теплая гамма. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | 23.11-27.11 | ||||
71 | Декоративный натюрморт, Отрисовка деталей. | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | 30.11- 04.12 | ||||
72 | Завершение работы | 1 | Урок практических работ | 4, 6, ОИ 1 | 30.11- 04.12 | ||||
73 | Подведение итогов по теме «Декоративный натюрморт». | 1 | Урок обобщения и систематизации. Урок-лекция | 4, 5, ОИ 1 | 07.12- 11.12 | ||||
74 | Дифференцированный зачет | 1 | 5, ОИ 1 | 07.12- 11.12 |
Таблица 2а
Материально-техническое обеспечение обучения
№ п/п | Материально- техническое обеспечение обучения | |
1 | 2 | 3 |
1 | В-1. | Авторская видео презентация «Дизайн», «Симметрия», «Хроматические и ахроматические цвета». |
2 | В-2. | Видео фильмы: «Композиция», «Ритм в композиции», «Статика и динамика», «Цветовой круг», «Членение плоскости на части», «Контраст и нюанс», «Породы деревьев» |
3 | Ф-1 | Фотографии и репродукции фото по темам |
4 | О-1 | Образцы композиций из точек, линий, подобных фигур, раздаточный материал |
5 | Т-1 | Методическая таблица «Подобные фигуры», «Композиционный центр», «Виды симметрии», «Силуэт и контур». |
6 | П-1 | Плакаты: «Цветовой круг», «Правило треугольника», «Теплая цветовая гамма», «Холодная цветовая гамма» |
Таблица 2б
Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ):
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ОИ 1 | Основы изобразительного искусства и художественного проектирования. | Беляева С.Е. | М., Академия, 2015. (25 шт.) |
ОИ 2 | Композиция. | Кильпе. М.В. | М., 2016. (1 шт.) |
ОИ 3 | Декоративная композиция. | Логвиненко. Г.М. | М., ВЛАДОС, 2015 (1 шт.) |
Таблица 2в
Дополнительные источники (ДИ):
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Издательство, год издания |
ДИ 1 | Образность в искусстве | Лейзеров Н.Л. | М., 1974. |
ДИ 2 | Проблема символа и реалистическое искусство. | Лосев А.Ф. | М., 1976. |
ДИ 3 | Эстетическое и художественное. | Поспелов Г.Н. | М., 1965. |
ДИ 4 | Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 2 -Основы живописи. | Сокольникова Н. М. | Обнинск.: Титул, 1998. 80 с. |
ДИ 5 | Изобразительное искусство. Учебник в 4 ч. Ч 3-Основы композиции. | Сокольникова Н. М. | Обнинск.: Титул, 1996. 80 с. |
ДИ 6 | Формальная композиция. Творческий практикум. | Чернышев О.В. | Харвест, 1999. 312 с. |
Интернет-источники:
ИР -1. Справочник по ремеслам. URL: http://www.moscow-vernisage.com/main/spravka (дата обращения: 26.05 2018).
ИР -2. Основы композиции URL: https://paintmaster.ru/osnovy-kompozitsiji.php (дата обращения: 28.08.2018).
ИР -3. Основы дизайна: учебное пособие. /под ред. Т. А. Писаренко/ http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/997/40997/18302 (дата
обращения: 28.08.2018).
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/28/picture-249579-1367136563.jpg)
Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна"
Рабочая программа учебной практики "Основы веб-дизайна" по ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных для студентов СПО специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
Рабочая программа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спецдисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-933374-1498358049.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ УД. 03. Основы дизайна по профессии СПО 19.01.17. Повар, кондитер
для спец дисциплин...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/19/picture-880029-1484810691.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.08 ОСНОВЫ ДИЗАЙНА
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 54.02.06 Изобразительное искусство и черче...
Основы Дизайна и Композиции.
Презентация освоения Основ дизайна и композиции.Тема: Правило единства. Правило простоты. Аспекты композицииНаправление: Грамотное пользование правилами композиции. Бонус: 10 правил успешной...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/05/picture-1483227-1693944574.jpg)
Промежуточная аттестация по курсу "Основы дизайна и композиции" Профессия 54.01.20 "Графический дизайнер"
Согласно рабочей программе по курсу в конце каждого семестра проводится дифференцированный зачет продолжительностью 1 час. Предлагаю вашему вниманию методические указания для его проведения....