Сценарий командной игры "Наши права и обязанности"
методическая разработка

Кодочигова Елена Алексеевна

Цели игры в рамках правового проекта "Я гражданин России":  обобщить знания детей об основных правах ребёнка; развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; способствовать воспитанию уважения к высказываниям одноклассников, их правам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий командной игры22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий командной игры «Наши права и обязанности» в рамках городского проекта «Я – гражданин России»

Руководитель проекта

Кодочигова Елена Алексеевна

МАОУ ДО «ДДТ»

Цели:

  • обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
  • развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам.

Оборудование:

  • карточки-картинки, которые отражают правовые статьи Декларации прав человека;
  • воздушные шарики по количеству участников;
  • на ватмане – «словарный» кроссворд.

Ход занятия

I. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

Ведущая: Радостно от того, что мы снова собрались вместе для серьёзного разговора. Ребята, как вы думаете, в каком значении употреблено выражение «думать о себе и о других»? (Думать – размышлять; думать - заботиться о ком-то).

II. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный? (Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

Ведущая: Ребята, как вы понимаете последние слова в услышанном стихотворении? (Ответы детей.) Вы согласитесь со мной, что ежегодно декабрь месяц богат событиями и эти события очень важны для всей страны, для всех её жителей? (Ответы детей.) Именно в этот период года проходит месячник правовой культуры. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)  Правильно! Потому что в декабре появлялись все важнейшие документы, определяющие, какой должна быть жизнь человека – это «Декларация прав человека», «Конституция Российской Федерации», «Конвенция по правам ребёнка» - в ноябре. Именно 20 ноября по правовому календарю – Всемирный день прав ребёнка. И наш разговор сегодня пойдёт том, какие права ребёнка вы знаете, как вы их понимаете. Помните героя книги Андрея Усачёва сказочного маленького человечка, за что он боролся? (Несомненно, он боролся за права людей). Ребята, а кто мне подскажет, что означает термин право? (Конечно - это совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.) Скажите, пожалуйста, зачем вообще нужно знать какие-то права людям? (Правильно, чтобы человек точно знал, на что он может рассчитывать в жизни.)

Игра «Подари свои знания человеку»

Ведущая: Сейчас каждому из вас нужно будет посмотреть картинки и прочитать содержание статьи, которая отражает то или иное право. Я думаю, вам будет не трудно справиться с этим заданием. Пожалуйста, возьмите карточки, рассмотрите их внимательно и, прочитайте громко, какие права в них отражены.
(Увлекательная работа с карточками см. Приложение.)

Ведущая: В книге о маленьком человечке есть отрывок, где говорится, как наш герой решил лететь на международную конференцию на воздушных шариках, чтобы люди всей Земли видели, какие права для них существуют. Я предлагаю каждому взять в руки по шарику, которые лежат на ваших столах. Положить в шарики свои свёрнутые картинки. А затем шарики надуть.
(
Весёлый процесс надувания шаров.)

Ведущая: Эти «правовые» шарики вы можете взять с собой и подарить любому человеку, который встретиться вам по пути домой или в школу. Пусть ваши права продолжают путешествовать везде. А где именно? (По школе, по городу). А теперь, все вместе громко назовите свои имена. (Каждый участник называет своё имя в общем хоре). Вспомните, какое право вы можете вспомнить и назвать? (Право на имя.)        

Разведение понятий «права» и «обязанности»

        Ведущая: Дорогие друзья, Ст.29 Конвенции гласит, что человек имеет, не только права, но и обязанности, а что такое обязанность? (Это круг действий, возложенных на кого-либо и обязательных для выполнения.)

        Вопросы для беседы

  1. Какие правила действуют в вашей семье? Расскажите о них.
  2. О каком правиле забыл мальчик в стихотворении Эдуарда Успенского?
    Мама приходит с работы,
    Мама снимает боты,
    Мама проходит в дом,
    Мама глядит кругом.
    - Был на квартиру налёт?
    - Нет!
    - К нам заходил бегемот?
    - Нет!
    - Может быть, дом не наш?
    - Наш!
    - Может не наш этаж?
    - Наш!
    - Просто приходил Серёжка,
     Мы поиграли немножко.
  3. Зачем в семье нужны правила?
  4. Нужно ли обязанности по дому делить на мужские и женские?
  5. Кто выполняет эти обязанности в вашей семье?
    Если был бы я девчонкой -
    Я бы время не терял!
    Я б на улице не прыгал,
    Я б рубашки постирал,
    Я бы вымыл в кухне пол,
    Я бы в комнате подмёл,
    Перемыл бы чашки, ложки,
    Сам начистил бы картошки,
    Все свои игрушки сам
    Я расставил по местам.
  6. Теперь, я вам предлагаю назвать обязанности учащихся средней образовательной школы, а я на ватмане яркими буквами их запишу. (Ответы детей.) Молодцы! Скажите, пожалуйста, где вы можете подробнее прочитать и узнать такую информацию в школе? (В Уставе школы.)

Игра «Что я знаю хорошо и что я знаю хуже»

Ведущая: Вот мы и обозначили ваши главные права и обязанности. А так ли хорошо вы умеете их различать? Сейчас, вашему вниманию будут представлены диалоги, прослушав их вы, можете высказать свои мнения, кто прав в данной ситуации, а кто нет и почему.

III. Анализ ситуаций

Командир:- Вася, ты сегодня дежурный, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Вася: - Сашка, не имеешь права! Конвенцией ребёнка запрещён труд ребёнка.

Ваня: - Вика, я мыл-мыл доску, а ты её разрисовала!

Вика: - Ну и что здесь плохого! Я имею право на занятие любимым делом!

Мария Степановна: - Миша, сегодня понедельник и ты снова не готов к уроку!

Миша: - Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

Первоклассник (обращаясь к «учителю второго класса»): - Меня обидел ваш ученик, вот этот.

Учитель: - Успокойся, не плачь. Расскажи, в чём дело.

Первоклассник: - Он подставил мне подножку.

Второклассник: - А он не имеет право унижать моё достоинство, показывая мне свои глупые рожицы.

Ведущая: Ребята, как вы думаете, какие права хорошо усвоены этими учащимися? (Дети высказывают своё мнение.)

IV. Итог занятия

Ведущая: Перед вами «словарный» кроссворд. Вспомните качества, помогающие людям не нарушать права, и не забывать обязанности. Ваша задача, назвать их вслух, чтобы мы с вами заполнили пустые клеточки в кроссворде.

1. Качество человека, который поступает с людьми по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе.

П о р я д о ч н о с т ь

2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим.

с п Р а в е д л и в о с т ь

3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.

р А з у м н о с т ь

4. Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия.

В о с п и т а н н о с т ь

5. И тогда такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются ……»

О Б Я З А Н Н О С Т И

V. Творческое домашнее задание:         

Ведущая: Некоторые ребята трудно приживаются в школе, т.к. они думают, что в школе одни запреты. И вправду, нельзя то, нельзя другое.

Задание: Все запрещающие правила прописать или прорисовать для таких учащихся «по-другому», т.е. со словом МОЖНО и НУЖНО.

VI. Рефлексия: 

Ведущая: Катится, катится клубок, как ручеёк вьётся, а за ним и мысли вслух о занятии льются (высказывания каждого учащегося).

Педагог вручает каждому учащемуся визитку - символ маленького человечка с надписью: «Живи по закону, поступай по совести».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа объединения «МОИ ПРАВА, МОИ ОБЯЗАННОСТИ», направление: «изучение правил дорожного движения, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»

Предмет изучения – Правила Дорожного Движения. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся начальной и средней школы, разработана в рамках Федерального закона № 196-ФЗ о...

Образовательная программа объединения «Мои права, мои обязанности» «ПРАВОВЕД – ЮНИОР».

Предмет изучения – право. Настоящая программа подготовлена для дополнительного образования учащихся средней школы, разработана в рамках Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образ...

Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"

Памятка "Права ребенка - обязанности родителей"...

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"

Технологическая карта урока "Права и обязанности граждан"...

Методическая разработка бинарного урока по дисциплинам "Право","Обществознание","История" Тема:« «Труд: право или обязанность.(Трудовые права несовершеннолетних)»

Сценарий деловой игры предполагает создание трехступенчатой системы участия в ней обучающихся.В методической разработке описаны все три ступени системы участия обучающихся и преподавателей,а также соз...

Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.

Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...

Сценарий командного экологического турнира «Моя профессия - эколог»

Содержание заданий Турнира позволяет школьникам познакомиться с экологом – как специалистом, изучающим закономерности взаимодействия общества и окружающей среды. Количество участников коман...