Рабочая программа по материаловедению
рабочая программа

Голубина Марина Анатольевна

Рабочая программа по материаловедению для специальности 23.02.07.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_met-_tr18.docx54.23 КБ

Предварительный просмотр:

ИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ «МОСКОВИЯ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.04 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ   23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка)

2019

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка), входящей в состав укрупненной группы специальностей 190000 Транспортные средства.

 

от 22 апреля 2014 г. N 383

ОДОБРЕНА

на заседании предметной (цикловой)

комиссии №__,

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /____________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /______________/

УТВЕРЖДЕНА

Методическим Советом колледжа

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель ______________ /_____________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель _____________ /______________/

протокол №___, от _________________ 201__г.

Председатель _____________ /______________/

Составитель: Голубина Марина Анатольевна, преподаватель Государственного автономного профессионального образовательного учреждения  Московской области «Профессиональный колледж «Московия».

Рецензент:


СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

4

2. Структура и содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

14


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Материаловедение______________

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования специальности технического профиля 23.02.07. Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (базовая подготовка).

Данная рабочая программа разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта вышеназванной специальности, является основным документом нормативного компонента комплексного методического обеспечения по дисциплине и служит основой для разработки календарно-тематического плана.

Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) работников по обеспечению организации технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина относится к обязательным общепрофессиональным дисциплинам профессионального цикла.

Содержание учебной дисциплины направлено на формирование:

- общих компетенций, включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

- профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:

Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта.

ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.

ПК 1.2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.

ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.

 Организация деятельности коллектива исполнителей.

ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.

ПК 2.3. Организовывать безопасное ведение работ при техническом обслуживании и ремонте автотранспорта

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины, требования к результатам освоения учебной дисциплины

Целью изучения дисциплины является формирование общих и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен:

   - уметь:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения;  

- выбирать способы соединения материалов;

- обрабатывать детали из основных материалов;

   - знать:

- строение и свойства машиностроительных материалов;

- методы оценки свойств машиностроительных материалов;

-  области применения материалов;

- классификацию и маркировку основных материалов;

- методы защиты от коррозии;

- способы обработки материалов.

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 92 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 92 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – не предусмотрена.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

92

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

92        

в том числе:

практические занятия

12      

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

Не предусмотрена    

в том числе:

Итоговая аттестация  контрольная работа, 4 семестр

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы,

самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

  1. Понятие и основные разделы «Материаловедения». Связь с другими профессиональными дисциплинами. Классификация конструкционных материалов.

2

1

Раздел 1. Закономерности формирования структуры материалов

30

Тема 1.1. Структура и свойства материалов

  1. Атомно-кристаллическое строение металлов. Типы кристаллических решеток.

2

1

  1. Дефекты кристаллических решеток: точечные, линейные, поверхностные, объемные.

2

1

  1. Фазовый состав сплавов: жидкие растворы, твердые растворы, химические соединения, механические смеси. Структура сплавов: эвтектика, перетектика.

2

1

  1. Свойства металлов и методы их испытаний: статические, динамические. Испытания на усталость, ползучесть и износ.

2

1

  1. Практическое занятие №1. Строение металлов.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: не предусмотрена

Тема 1.2.Формирование структуры литых материалов

  1. Процесс кристаллизации металлов и сплавов: первичная и вторичная кристаллизация. Метод модифицирования. Дендритная кристаллизация.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 1.3. Диаграммы состояния металлов и сплавов

  1. Понятие о сплавах. Классификация и структура металлов и сплавов.

2

1

  1. Диаграммы фазового равновесия двойных сплавов. Правило фаз. Равновесие в двухкомпонентных системах. Диаграмма состояния сплавов, образующих неограниченные твердые растворы.

2

1

  1. Диаграмма состояния железоуглеродистых сплавов. Влияние легирующих элементов на равновесную структуру сталей.

2

1

  1. Практическое занятие №2. Диаграмма состояния «железо – цементит».

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 1.4. Формирование структуры деформированных металлов и сплавов

  1. Пластическая (остаточная) деформация. Двойникование.  Диаграмма растяжения. Возврат и рекристаллизация

2

1

  1. Обработка металлов и сплавов давлением.

2

1

Тема 1.5. Термическая обработка металлов и сплавов

  1. Назначение, сущность и виды термической обработки сталей и сплавов.

           Термоциклическая обработка сталей.

2

1

  1. Назначение, сущность и виды химико-термической обработки металлов и сплавов.

        Методы диффузионной металлизации: алитирование, хромирование, силицирование.

2

1

  1. Практическое занятие №3. Термическая обработка сталей.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Раздел 2. Промышленные стали и сплавы.

38

Тема 2.1. Конструкционные материалы

  1. Классификация конструкционных материалов. Влияние углерода и посто-янных примесей на свойства сталей.

2

1

  1. Углеродистые стали: классификация, маркировка и применение. Влияние примесей на свойства сталей.

2

1

  1. Чугуны: классификация, маркировка и применение. Легированные чугуны.

2

2

  1. Легированные стали: классификация по числу введенных легирующих элементов, по суммарному массовому содержанию легирующих элементов, по взаимодействию легирующих элементов с железом и углеродом, по качеству, по назначению и применению. Маркировка и применение легированных сталей.

2

2

  1. Практическое занятие №4. Стали и чугуны.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 2.2. Материалы с особыми технологическими свойствами

  1. Автоматные стали. Мартенситно-стареющие стали.

2

1

  1. Мартенситно-стареющие стали. Твердые сплавы

2

2

  1. Медные сплавы: латуни, бронзы, медно-никелевые сплавы.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 2.3. Износостойкие  материалы

  1. Влияние химического состава на износостойкость стали.

2

1

  1. Антифрикционные материалы: назначение, состав, свойства, виды.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 2.4. Материалы с малой плотностью

  1. Легкие сплавы на основе алюминия.  

2

1

  1. Легкие сплавы на основе магния.

2

2

  1. Легкие сплавы на основе титана.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 2.5. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды

  1. Коррозионностойкие сплавы.

2

1

  1. Жаростойкие и жаропрочные сплавы.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 2.6. Неметаллические материалы

  1. Пластические массы: состав их, преимущества и недостатки их по сравнению с металлическими конструкционными материалами. Классификация пластмасс в зависимости от наполнителя.

2

1

  1. Резины. Натуральный и синтетический каучуки. Получение и состав резиновых материалов.

2

2

  1. Ситаллы (стеклокерамика): получение, состав, свойства, применение.

2

1

  1. Практическое занятие №5. Неметаллические конструкционные материалы

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Раздел 3. Материалы с особыми физическими свойствами

12

Тема 3.1. Материалы с особыми магнитными свойствами

  1. Основные характеристики магнитных сталей и сплавов. Классификация сплавов по магнитным характеристикам. Магнитотвердые и магнитомягкие стали и сплавы. Ферриты.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 3.2. Материалы с особыми тепловыми и электрическими свойствами

  1. Материалы с особыми тепловыми свойствами. Сплавы с высоким электросопротивле-нием: реостатные (для изготовления реостатов) и окалиностойкие сплавы высокого электросопротивления (для нагревательных элементов печей и электроприборов). Сплавы с заданным коэффициентом теплового расширения: инвар, ковар.

2

1

  1. Материалы с особыми электрическими свойствами. Материалы высокой проводимости (проводники). Сравнительная характеристика меди и алюминия. Материалы для электрических контактов.

2

2

  1. Полупроводники; свойства, классификация, применение.  

2

2

  1. Диэлектрики. Основные виды электроизоляционных материалов.

2

2

  1. Практическое занятие №6. Материалы с особыми электрическими свойствами.

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Раздел 4. Инструментальные материалы

4

  1. Стали для режущих и измерительного инструментов.

2

1

  1. Стали для инструментов холодной и горячей обработки давлением: (для штампов и пресс-форм).

2

2

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Раздел 5. Порошковые и композиционные материалы

4

Тема 5.1. Порошковые материалы

  1. Пористые порошковые материалы. Компактные порошковые материалы.

Композиционные материалы с металлической матрицей и   неметаллической матрицей.

2

1

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена

Тема 5.2. Композиционные материалы

  1. Композиционные материалы с металлической матрицей и   неметаллической матрицей.

2

1

Контрольная работа

  1. Контрольная работа.

2

2

ВСЕГО по дисциплине:

92

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия:

- учебного кабинета технологического оборудования отрасли;

3.1.1. Оборудование кабинета:

  • рабочее место преподавателя;
  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • объемные модели металлической кристаллической решетки;
  • образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
  • образцы неметаллических материалов;
  • комплект учебно-наглядных пособий по дисциплине;

3.1.2. Технические средства обучения:

- ПК с наличием лицензионного ПО;

- мультимедийный комплекс,

- экран;

- графопроектор с комплектом фоллий по курсу учебной дисциплины.

3.1.3. Программное обеспечение:

- сертифицированная ОС Windows XP Professional;

- офисный пакет приложений Microsoft Office Professional Plus 2007;

- информационно-справочные системы «Консультант Плюс», «Гарант»

- антивирусная программа Kaspersky Open Space Security Media pack.

3.2. Учебно-методический комплекс по дисциплине, систематизированный по компонентам

3.2.1. Нормативный компонент:

  • извлечение из ФГОС СПО по специальности;
  • рабочая программа учебной дисциплины;
  • календарно-тематический план.

3.2.2. Общеметодический компонент:

Методические рекомендации:

  • по выполнению практических заданий;

          Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов.

3.2.3. Методический компонент по темам учебной дисциплины:

  • план-конспект учебного занятия;
  • задания для самостоятельной работы студентов на занятиях (варианты);
  • домашние задания;
  • руководство по подготовке и проведению практических занятий;
  • основная и дополнительная литература для изучения темы;
  • перечень тем рефератов, устных сообщений.

3.2.4. Методический компонент системы контроля знаний и умений студентов:

- варианты тестов по курсу;

- перечень вопросов и варианты контрольной работы;

- перечень контрольных вопросов к зачету;

- варианты заданий для дифференцированного зачета.

3.3 Информационно-коммуникационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

3.3.1. Основная литература

  1. Солнцев Ю.П., Вологжанина С.А., Иголкин А.Ф. Материаловедение, М., ИЦ «Академия», 2016
  2. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение, М.: ИЦ Академия, 2014
  3. Моряков О.С. Материаловедение, М., издательский центр «Академия», 2008 год

3. Никифоров В.М. Технология металлов и конструкционные материалы», Л.: «Политехника», 2003 год

4. Кузьмин Б.А. и др. Металлургия, материаловедение и конструкционные материалы», М.: Высшая школа, 1997.

3.3.2. Дополнительная литература

  1. Арзамасов Б.Н. Конструкционные материалы», М.: Машиностроение,1990.
  2. Лахтин Ю.Н. Материаловедение и термическая обработка металлов, М.6 Металлургия, 1994.

3.3.3. Интернет – источники:

  1. Кристаллизация металлов. -  Режим доступа: http://window.edu.ru;
  2. Металлургия, металлообработка. - Режим доступа: http://fcior.edu.ru;
  3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – Режим доступа: http://fcior.edu.ru 
  4. Естественнонаучный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru ;

5. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru .

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения аудиторных занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных и групповых заданий, практических, самостоятельных, проверочных и контрольных работ.

Оценка качества освоения учебной программы включает:

Текущий контроль – после изучения тем – устный опрос, контрольные работы, проверочные тесты (тематические), выполнение практических заданий.

Формами текущего контроля являются так же участие студентов в проектной деятельности, тестировании, подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем, оценка результатов самостоятельной работы.

Итоговый контроль – дифференцированный зачет, экзамен.

Методическое обеспечение в виде перечня вопросов для собеседования, рубежного контроля, примерной тематики и содержания контрольных работ, тестовых заданий, рефератов, вопросов к экзамену отражено в учебно-методическом комплексе дисциплины.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

3

умения:

- выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

Текущий контроль:

- устный опрос

- проверочные тесты

- подготовка мультимедийной

  презентации

- выполнение практических  

  заданий

- оценка результатов самостоятельной работы

Рубежный контроль:

- контрольное тестирование

- контрольная работа

- выбирать способы соединения материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

- обрабатывать детали из основных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

знания:

- строение и свойства машиностроительных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

Текущий контроль:

- устный опрос

- проверочные тесты

- подготовка мультимедийной презентации

- выполнение практических заданий

Рубежный контроль:

- контрольное тестирование

- контрольная работа

Итоговый контроль: контрольная работа,

4 семестр

- методы оценки свойств машиностроительных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

- области применения материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

- классификацию и маркировку основных материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.2

- методы защиты от коррозии

ОК 1-5

ПК 1.3, 2.3

- способы обработки материалов

ОК 1-5

ПК 1.1 – 1.3,

ПК 2.2, 2.3

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии универсальной шкалой (критериальная шкала)

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

85 -100

5

отлично

65-84

4

хорошо

50-64

3

удовлетворительно

Менее 49

2

неудовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации  в форме дифференцированного контроля по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы материаловедения" по специальности 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии начального профессионального образования (...

Рабочая программа по материаловедению

Рабочая программа по материаловедению...

Рабочая программа по материаловедению

Рабочая программа по материаловедению...

Рабочая программа "Основы материаловедения"

Программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по программам СПО подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профес...

Рабочая программа "Основы материаловедения"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)Рабочая прогр...