методическая разработка теоретического занятия по физической культуре
методическая разработка

Малафеева Елена Валерьевна

методическая разработа теоретического занятия по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_2_zanyatiya_malafeeva.docx113.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

теоретического занятия

по Физической культуре

Разработал преподаватель:

Малафеева Е.В.

                                                                                         

г. Нижний Новгород, 2020


Пояснительная записка

       Методическая разработка теоретического занятия составлена на основании рабочей программы ОУД.05 Физическая культура «Общеобразовательного цикла» и включает в себя следующие разделы: информационную карту, технологическую карту занятия, список литературы и приложения. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС и предназначена для проведения теоретического занятия по теме «Основы здорового образа жизни».

     

        Методической целью разработки является изучение нового материала. Методические задачи разработки являются:

- познакомить обучающихся с основами здорового образа жизни;

- воспитание у обучающихся индивидуальной системы поведения, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие реальной и окружающей среде.

- формировать навыки успешно реализовывать свои планы, справляться с трудностями и перегрузками.

Особенностью проведения занятия является применение преподавателем технологии опережающего задания.

В соответствии с ФГОС в методической разработке теоретического занятия прописана самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Методическая разработка содержит теоретический материал и задания для самостоятельной работы.

В методической разработке используются методы по источникам знаний: словесный (беседа, объяснение, рассказ), наглядный (иллюстрация, наблюдение студентов), видео метод (просмотр видеоматериалов), по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, показ,), частично-поисковый (наблюдение), проблемный.

По формам деятельности применяется лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, диспут, выполнение группового задания, просмотр видеоматериалов, что позволяет более рационально организовать проведение занятия.

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ

Тема: Основы здорового образа жизни

Продолжительность занятия: 90 мин.

Тип занятия: изучение нового материала

Цели занятия: Формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни, понимания изначальности и необходимости здоровья, обучение способам его сохранения и укрепления.

Задача занятия:

- обучающие: Содействовать формированию у обучающихся понятия “здоровый образ жизни”, а также сознательного отношения к своему здоровью;

- развивающие: Сформировать у обучающих мотивацию к двигательной активности и способности к самоорганизации в деятельности, развитие двигательных качеств.

- воспитательные: воспитание активной жизненной позиции, ответственное отношение к своему здоровью;

Место проведения: лекционный кабинет

Оснащение занятия: компьютер, мультимедийное оборудование.

Междисциплинарные связи: биология

Методы и формы деятельности:

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический

По характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.

Формы деятельности: лекция с элементами беседы, самостоятельная работа, диспут, выполнение группового задания, просмотр видеоматериалов.

                 

Ход занятия

№ п/п

Название и содержание этапа теоретического занятия

Методы, формы деятельности

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

1.

Организационный этап

Словесный,

Беседа

2 мин

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих, оценивает внешний вид.

Приветствуют преподавателя стоя, староста называет отсутствующих.

2.

Формулирование темы и постановка целей занятия. Мотивация учебной деятельности

Словесный,

Беседа

5 мин

Сообщение темы, целей, плана занятия.

Настраиваются на изучение темы.

3.

Проверка домашнего задания

Письменная работа;

10 мин

Проверка домашнего задания:

1.Организует самостоятельную деятельность студентов.

2. Организует деятельность студентов по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания студентов.

Письменно по вариантам отвечают на вопросы

(Приложение 1)

4.

Ознакомление с новым материалом и первичное его осмысление

Словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный.

Формы деятельности: лекция, демонстрация, просмотр видеоматериалов, самостоятельная работа.

50

мин

1.Лекция с элементами беседы с использованием презентации по теме занятия. Приложение 3,4

Осмысливают новый материал

записывают лекцию в тетрадь.

5.

Первичное закрепление нового материала

Учебная работа под руководством и без участия преподавателя

Самостоятельная работа студентов:

-письменная работа;

-выполнение группового задания и др.

15 мин

Организует работу студентов в малых группах по заданиям.

Работают в малых группах по 4-5 человек. (Приложение 5)

От каждой малой группы с ответом выступает один представитель.

6.

Рефлексия (оценка деятельности студентов, подведение итогов)

Словесный,

Беседа

5 мин

Спрашивает мнение студентов о том, достигнуты ли цели занятия

поощряет наиболее активных студентов

отвечает на вопросы студентов, если они возникают

делают выводы.

Совместно с преподавателем анализируют достижения целей, слушают преподавателя, задают вопросы

оценивают занятия смайликами (Приложение 6)

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Словесный,

Беседа

3 мин

предлагает записать домашнее задание

Дает задание, сделать сообщения используя интернет ресурсы

записывают домашнее задание

задают вопросы

(Приложение 7)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ

ЛИТЕРАТУРЫ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

  1. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 64-71. О алкогольной и наркотической зависимости, лечение.
  2. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. – 2010. – № 1. – С. 32-39. О системе оздоровления.
  3. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. – 2010. – № 11. – С. 3.
  4. Веч, Г. «Защитить сердцем» / Г. Веч // НаркоНет. – 2010. – № 6. – С. 48-49. Профилактика наркомании.
  5. Генеральная уборка организма // Будь здоров. – 2010. – № 2. – С. 20-24. Очищение организма

Приложение 1

Проверка домашнего задания

Первые   Олимпийские игры были проведены:

 А) 1034 г. в США;

 Б) 776 г. до н.э. в Греции;

 В) 896 г. до н.э. в Риме;

 Г) 1428 г. в Праге.  

Первые  Олимпийские игры современности были проведены:

 А) 1896 в Греции

 Б) 1734 в Риме

 В) 1928 в Москве

 Г) 1900 в Китае 

Московская  Олимпиада была проведена:

 А) 1956 г.

 Б) 1938 г.

 В) 1972 г.

 Г) 1980 г.  

Дайте определение физической культуры:

 А) Физическая культура удовлетворяет  биологические потребности;

 Б) Физическая культура – средство отдыха;

 В) Физическая культура – специфический  процесс и результат  человеческой деятельности, средство и способ физического совершенствования личности;

 Г) Физическая культура – средство физической подготовки. 

Недостаток  двигательной активности людей называется:

 А) Гипертонией

 Б) Гипердинамией

 В) Гиподинамией

 Г) Гипотонией  

Недельной нормой двигательной активности студентов являются занятия физическими упражнениями в объеме:

 А) 4-6 ч.

 Б) 5-7 ч.

 В) 16 ч.

 Г) 10-12 ч. 
 

Процесс психофизической  подготовки к будущей  профессиональной деятельности называется:

 А) профессиональная подготовка;

 Б) профессионально-прикладная подготовка;

 В) профессионально-прикладная физическая подготовка;

 Г) спортивно – техническая подготовка. 

 

Понятие, отражающее прикладную направленность физического  воспитания:

 А) физическое воспитание;

 Б) физическое состояние;

 В) физическая подготовка;

 Г) физическая нагрузка. 

 

Контрольный тест по профессионально-прикладной физической подготовке независимо от пола:

 А) сгибание и разгибание рук в упоре  лежа на полу;

 Б) функциональная проба  на задержке дыхания (проба  Штанге);

 В) прыжок в длину с места;

 Г) подтягивание на перекладине хватом сверху. 

 


 
 


Приложение 2

Актуализация опорных  знаний и мотивация учебной деятельности:

Мозговой штурм «Что такое здоровье?».

 

На ватмане изображен рисунок солнца. Давайте представим, что это солнышко наше здоровье и на лучах этого солнца запишем ответы на наш вопрос.

Преподаватель записывает все варианты ответов.

Затем предлагает определение понятия здоровья Всемирной Организации Охраны Здоровья.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов.

 В применение к нам – это умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостояние внешним и внутренним «врагам» и болезням. 

Приложение 3

Материалы по теме лекции:
Здоровье – ни с чем несравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым. Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20% - от действия окружающей среды, 10% - от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль школы в этом вопросе.

Лекция с элементами беседы. Презентация

         Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Вообще, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном):

  • Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.
  • Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.
  • Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

•   полное физическое, духовное, умственное и социальное
благополучие;

•   нормальное функционирование организма в системе «человек — окружающая среда»;

•   умение приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;

•   отсутствие болезни;

•   способность к полноценному выполнению основных социальных функций.

Влияние выражено двумя группами: внутренними и внешними.

Внутренние – это влияние наследственности (генетический фактор) – 20%

Внешние – окружающая среда (20%), деятельность здравоохранения (10%)

Образ жизни на 50% влияет на наше здоровье! 

Все будет завесить от того, как мы распорядимся природным даром и, конечно, от того в каких условиях мы будем им распоряжаться.

Образ жизни – это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.

Факторы внешней среды бывают:

  • физические (давление, излучение, температура);
  • химические (пища, вода, ядовитые вещества);
  • биологические (растения, микроорганизмы, животные);
  • психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию).

Здоровый образ жизни — это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития.

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у молодежи.

Правильное питание — это важнейшее условие здоровья человека, его работоспособности и долголетия. Что значит питаться правильно? Это значит получать с пищей в достаточном количестве и в правильном соотношении необходимые организму вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины и воду.

Режим – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание, отдых и сон.

Вопрос:  Можно ли  считать здоровый образ жизни «индивидуальной системой поведения»?

Каждый человек индивидуален и неповторим. Он индивидуален по своим наследственным качествам и по своим стремлениям и возможностям. В определенной степени окружающая человека среда (дом, семья и т. д.) носит индивидуальный характер, значит, система его жизненных установок, и реализация замыслов носит индивидуальный характер. Все могут не курить, но многие курят; все могут заниматься спортом, но занимается им сравнительно мало людей; все могут соблюдать рациональный режим питания, но делают это единицы.

Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создает свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, душевного и социального благополучия.

Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, доброжелательные отношения с окружающими.

Необходимо также учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя и наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка.

Вопрос: Как вы думаете какие факторы мешают заниматься здоровьем?

Легенда.

Когда-то в древнем Китае жил очень умный и гордый знатный вельможа. Однажды по всей стране прошел слух, что на границе живет мудрец, самый умный и мудрый на свете. Об этом узнал вельможа. Он очень рассердился: кто может назвать монаха самым умным? Вельможа приказал пригласить этого монаха к себе. Сам же придумал ему загадку: «Я возьму в руки бабочку, и спрячу за спиной, а затем спрошу, что у меня в руках живое или мертвое. Если он скажет, что живое – я раздавлю бабочку. Если скажет мертвое – я раскрою руку и бабочка взлетит». И вот настал день встречи. В зале собралось много людей послушать словесный поединок двух наимудрейших людей. Вельможа сидел на высоком троне и держал бабочку за спиной, с нетерпением ждал монаха. Двери открылись, и в зал вошел небольшого роста худенький человек. Монах поприветствовал вельможу и сказал, что он готов отвечать на его вопросы. И тогда, улыбаясь, вельможа спросил: «Скажи мне, что у меня в руке – живое или мертвое?» Мудрец немного подумал, улыбнулся и ответил: «ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ!». Вельможа растерялся и выпустил бабочку, которая, почувствовав свободу, радостно махая своими прекрасными крыльями, улетела.

Уже сегодня вы держите в своих руках свое будущее. И только вы сами ответственны за него.

От тебя сегодняшнего и от твоих сегодняшних решений зависит, каким будешь ты завтра и ты – в будущем.

Приложение 5

Задание для коллективной работы малыми группами

Ответить на вопросы

  • Здоровье –это….
  • Какие бывают виды здоровья?
  • Перечислите основные факторы, которые влияют на здоровье.
  • Какие выводы вы для себя сделали в процессе обсуждения темы сегодняшнего урока?
  • Можно ли заставить человека захотеть быть здоровым?

Приложение 6

Рефлексия.

Покажите на смайлике ваше настроение на занятии.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0831/00007d60-a708ed6c/hello_html_265bc434.png                    занятие понравилось        

    C:\Users\Сучкова\Desktop\0e52f888e457c944b100838e0d8aa565.jpg                   занятие не понравилось

C:\Users\Сучкова\Desktop\decohex-003.jpg                другое

https://img2.freepng.ru/20180510/dae/kisspng-emotion-sadness-feeling-alot-inc-mood-5af3c58beb2c70.9961840715259252599633.jpg 

Приложение 7

Домашнее задание

  1. К следующему занятию выучить материалы лекции: «Основы здорового образа жизни».
  2. Составьте режим своего дня, который вы считаете наиболее эффективным; укажите основные причины, отрицательно влияющие на состояние вашего здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физической культуре <<В спортзал за здоровьем!>>

Методическая разработка внеклассного мероприятия по физической культуре <<В спортзал за здоровьем !>>. Автор учитель физической культуры МКОУ СОШ №6 имени Героя России Шерстянникова А.Н. У...

Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"

Методическая разработка "Проектирование современного урока физической культуры"...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя. Тема занятия: «Энтеральный способ введения лекарственных средств» Специальность: Сестринское дело

Данная методическая разработка составлена на основании требований ФГОС III поколения, на основании рабочей программы, КТП.ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за бол...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине « Общественное здоровье здравоохранение» Тема занятия: Оплата труда в здравоохранении

Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда. Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по дисциплине ...