Содержание методического портфолио к МДК модулей специальности Дошкольное образование
учебно-методический материал

Мелехова Ольга Павловна

Содержание методического портфолио к МДК модулей специальности Дошкольное образование

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon soderzhanie_metodicheskogo_portfolio_k_mdk.zip56.7 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал Областного государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове

 

 

 

 

   МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО

ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44.02.01 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Методическое пособие разработано ПЦК психолого-педагогических

и дошкольных дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

Касимов

2019

        

Методические рекомендации по оформлению методического портфолио по профессиональным модулям по специальности 44.02.01 Дошкольное образование разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО)  44.02.01 Дошкольное образование среднего профессионального образования гуманитарного профиля (уровень подготовки – углубленный) укрупненной группы направлений подготовки и специальностей 44.00.00  ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ.

   

Организация-разработчик: Филиал ОГБОУ СПО РПК в г. Касимове

Разработчики:

Агжитова О.И. заведующая отделением профессиональной подготовки филиала ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове

Афонина Л. И., преподаватель филиала ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове

Буянова Е.А., председатель ПЦК психолого-педагогических и дошкольных дисциплин филиала ОГБОУ СПО РПК в    г. Касимове  

Кухарева Л. М., преподаватель филиала ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове

Мелехова О. П., преподаватель филиала ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове

Минеева С.В., преподаватель филиала ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове

Тищенко З. Л., преподаватель филиала ОГБОУ СПО РПК в г.Касимове

Рекомендована ПЦК ПЦК психолого-педагогических и дошкольных дисциплин филиала ОГБОУ СПО РПК в    г. Касимове

Протокол № ____ от «___» ________________ 2015 г.

Председатель ПЦК ________________________ Буянова Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО                  ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ        

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО                     ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ        

ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО                      ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        

ГЛАВА 4 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО                      ПМ. 04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ГЛАВА 5 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО  ПО                     ПМ. 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА         

ГЛАВА 6 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО                      ПМ. 06 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ

ГЛАВА 7 ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО        

ГЛАВА 8 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ГЛАВА 9 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

ПРИЛОЖЕНИЕ А Образец оформления титульного листа методического портфолио  по профессиональному модулю

ПРИЛОЖЕНИЕ Б Образец оформления содержания методического портфолио  по профессиональному модулю

        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данные методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, согласно которому обучающиеся должны представить документы, подтверждающие освоение компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности (профессиональных модулей).

        Методическое портфолио – это форма отчетности по итогам освоения профессионального модуля. Он включает перечень грамотно оформленных документов и материалов, собранных в ходе теоретического и практического обучения. За весь период обучения по специальности студент должен создать 6 предметных портфолио по 6 профессиональным модулям:

  1. Методическое портфолио по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.
  2. Методическое портфолио по ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей.
  3. Методическое портфолио по ПМ. 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.
  4. Методическое портфолио по ПМ. 04 Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.
  5. Методическое портфолио по ПМ. 05 Методическое обеспечение образовательного процесса.
  6. Методическое портфолио по ПМ. 06 Взаимодействие с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении.

        Формирование МЕТОДИЧЕСКОГО портфолио происходит в ходе теоретического изучения междисциплинарных курсов и в результате внеаудиторной самостоятельной работы. В конце портфолио составляется раздел «Приложения», в котором представлены дополнительные материалы по усмотрению студента: фотографии, эскизы, компьютерные презентации, видеоматериалы, таблицы и т.д. Составление МЕТОДИЧЕСКОГО портфолио студента рассматривается как вид учебной самостоятельной работы по профессиональным модулям профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на их изучение в течение всех лет обучения.

        Данные методические указания предназначены в помощь студентам для самостоятельного составления МЕТОДИЧЕСКОГО портфолио. Каждый раздел имеет перечень материалов для портфолио по профессиональному модулю (ПМ), а также требования к его оформлению.

        По окончании изучения каждого профессионального модуля студент обязан представить портфолио на квалификационном экзамене.

        В результате обучения обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ОК 12.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО ПО ПМ.01 ОРГАНИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА И ЕГО ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ        

        Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие        

МДК.01.01

Медико-биологические и социальные основы здоровья

МДК.01.02

Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

МДК.01.03

Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

 ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие.

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом.

ПК 1.3. Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима.

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях в его самочувствии.

МДК.01.01 Медико-биологические и социальные основы здоровья

Содержание:

МДК.01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста

Содержание:

МДК.01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков

Содержание:

  1. Информация на тему: «Гигиенические требования к одежде и обуви детей».
  2. Информация на тему: «Роль витаминов в жизни человека» (возможно в форме компьютерной презентации).
  3. Картотека детских подвижных игр для всех возрастных групп (не менее 60).
  4. Картотека народных подвижных игр (не менее 15), заклички, скороговорки (5-10), считалки (15-20).
  5. Маска или шапочка для подвижной игры.
  6. Библиографический список на тему «Здоровье детей в ДОУ» (5-6 источников для педагогов, 5-6 источников для родителей).
  7. Рекомендации «Как воспитывать мальчиков и девочек».
  8. Эскиз спортивной площадки.
  9. Комплекс гимнастики после сна в сочетании с закаливающими мероприятиями.
  10. Комплексы общеразвивающих упражнений (с предметами и без предметов).
  11. Зарисовки разных способов организации детей в основных движениях на физкультурном занятии.
  12. Консультация для родителей на тему: «Организация утренней гимнастики в семье».
  13. Перечень основных видов движений в разных возрастных группах.
  14. Разработка последовательности обучения одной из спортивных игр.
  15. Дополнительно:
  16. Конспект физкультурного занятия в смешанной группе.
  17. Конспект дифференцированного занятия в одной возрастной группе.
  18. Конспекты интегрированного занятия в одной возрастной группе.
  19. Конспекты физкультурных занятий (не менее 2).
  20. Планы-конспекты утренней гимнастики (не менее 2).
  21. Сценарий спортивного развлечения в одной возрастной группе.
  22. Диагностика уровня физической подготовленности дошкольников (на примере одной возрастной группы).
  23. Конспекты организации режимных моментов в одной возрастной группе в первую и вторую половину дня.
  24. Рекомендации для родителей на тему: «Здоровый образ жизни в семье».

ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО              ПО ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ

        Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности Организация различных видов деятельности и общения детей.

ПМ. 02 Организация различных видов деятельности и общения детей

МДК.02.01

Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

МДК.02.02

Теоретические и методические основы организации трудовой  деятельности  дошкольников

МДК.02.03

Теоретические и методические основы организации продуктивных видов  деятельности детей дошкольного возраста

МДК.02.04

Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

МДК.02.05

Теория и методика музыкального воспитания с практикумом

МДК.02.06

Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.3. Организовывать посильный труд и самообслуживание.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

МДК.02.01 Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста

Содержание:

  1. Игровой набор для сюжетно-ролевой игры на одну тему (на выбор студента).
  2. Игровой набор для театрализованной игры по одному художественному произведению (на выбор студента).
  3. Схемы построек для строительных игр в разных возрастных группах (не менее 10).
  4. Картотека словесных дидактических игр в разных возрастных группах (не менее 10).
  5. План руководства сюжетно-ролевой игрой в одной возрастной группе с самоанализом и отзывом из ДОУ о проведении.
  6. План руководства театрализованной игрой в одной возрастной группе с самоанализом и отзывом из ДОУ о проведении.
  7. План руководства строительной игрой в одной возрастной группе с самоанализом и отзывом из ДОУ о проведении.
  8. План руководства дидактической игрой в одной возрастной группе с самоанализом и отзывом из ДОУ о проведении.

МДК.02.02 Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников

Содержание:

  1. Список специальной литературы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста (не менее 25 источников).
  2. Альбом для рассматривания: «Все работы хороши, выбирай на вкус».
  3. Картотека художественного слова для организации труда детей (не менее 10).
  4. Пособия по формированию трудовых умений детей:
  • Дидактические часы (или картинки) алгоритма трудовых операций по одному из видов труда.
  • Рефлексивное пособие по оценке трудовых действий
  • Пособие по обучению навыкам одевания (с пуговицами, кнопками, молнией, шнурками и т.д.).
  • Познавательная сказка о пользе труда.
  1. План руководства поручением в одной из возрастных групп с самоанализом и отзывом из ДОУ о проведении
  2. План руководства дежурством в одной из возрастных групп с самоанализом и отзывом из ДОУ о проведении
  3. План руководства коллективным трудом в одной из возрастных групп с самоанализом и отзывом из ДОУ о проведении.

МДК.02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Содержание:

  1. Методические разработки по видам продуктивной деятельности: человек, животные, птицы, рыбы, растения, транспорт, здания (по одной из возрастных групп – на выбор студента).
  2. Разработка дидактической игры по любому виду продуктивной деятельности (в одной из возрастных групп).
  3. Конспект по рисованию (в одной из возрастных групп) с иллюстративным материалом, самоанализ с отзывом воспитателя.
  4. Конспект по лепке (в одной из возрастных групп) с иллюстративным материалом, самоанализ с отзывом воспитателя.
  5. Конспект по аппликации (в одной из возрастных групп) с иллюстративным материалом, самоанализ с отзывом воспитателя.
  6. Конспект по конструированию (в одной из возрастных групп) с иллюстративным материалом, самоанализ с отзывом воспитателя.

МДК.02.04 Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству

Содержание:

  1. Альбом «Оригами».
  2. Технологическая карта изготовления игрушки-забавы (игрушка на выбор).
  3. Технологическая карта изготовления мягкой игрушки (игрушка на выбор).
  4. Технологическая карта изготовления поделки из подсобного материала.
  5. Инструктивная карта «Декоративная вышивка».
  6. Технологическая карта изготовления кукольного постельного белья.
  7. Технологическая карта изготовления кукольной одежды (вид на выбор).
  8. Реферат «Декоративная роспись в ДОУ» (вид на выбор).
  9. Оформление дидактической игры по ознакомлению дошкольников одной из возрастных групп с искусством (вид на выбор).
  10. Технологическая карта изготовления поделки из природного материала.
  11. Поделка в технике оригами, самоанализ с отзывом воспитателя.
  12. Конспект занятия по изготовлению поделки из природного или подсобного материала, самоанализ с отзывом воспитателя.

МДК.02.05 Теория и методика музыкального воспитания с практикумом Содержание:

  1. Анализ детской песни (на выбор) с приложением схемы анализа.
  2. Картотека музыкально-дидактических игр для детей дошкольного возраста (не менее 21).
  3. Сценарий музыкального вечера развлечений.
  4. Разработка одной музыкально-дидактической игры с наглядным материалом.
  5. План-конспект музыкального занятия с отзывом воспитателя.
  6. Результаты диагностики музыкальных способностей дошкольников.

МДК.02.06 Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста

Содержание:

  1. Список методической литературы, журнальных статей по проблемам развития общения дошкольников (не менее 20).
  2. Картотека коммуникативных игр для детей раннего и дошкольного возраста.
  3. Рекомендации для родителей по оказанию помощи детям дошкольного возраста, испытывающим затруднения в общении.
  4. Диагностический материал (2-3) по определению уровня развития общения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
  5. Игры на развитие невербальной стороны общения дошкольников.
  6. Подборка фото- и видеоматериалов, компьютерных презентаций по организации общения дошкольников.
  7. Диагностический материал по определению уровня развития общения и коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста.
  8. Конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию культуры общения детей среднего и старшего дошкольного возраста.
  9. Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию культуры общения «Быть вежливым...» с детьми старшего дошкольного возраста.
  10. Конспект непосредственно образовательной деятельности «К нам гости пришли» с детьми среднего дошкольного возраста.

ГЛАВА 3 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО                ПО ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ        

        Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

ПМ. 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования        

МДК.03.01

Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

МДК.03.02

Теория и методика развития речи у детей

МДК.03.03

Теория и методика экологического образования дошкольников

МДК.03.04

Теория и методика математического развития

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

Содержание:

  1. Компьютерные презентация на тему познавательной направленности («Защитники Отечества», «Мир вокруг нас», «Тайны космоса», «Моя родословная») с пояснительной запиской по использованию.
  2. Картотека диагностических методик для определения уровня подготовки дошкольников.
  3. Анализ предметно-развивающей среды ДОУ по умственному воспитанию в одной возрастной группе.
  4. Анализ организации непосредственно образовательной деятельности в одной возрастной группе.
  5. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника.

МДК.03.02 Теория и методика развития речи

Содержание:

  1. Конспекты НОД по ознакомлению с окружающим миром (экскурсия, по рассматриванию предметов), пособие по загадкам, тезисы главы «Обучение детей отгадыванию загадок» из книги Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки».
  2. Конспекты НОД по рассказыванию по игрушкам, по картинам (вид на выбор студента), образцы описательных рассказов по картинам для средней, старшей, подготовительной групп.
  3. Планы НОД по обучению рассказыванию из опыта (вид на выбор), творческому рассказыванию (вид на выбор).
  4. Конспект сценария литературного вечера или досуга с использованием художественных произведений, план НОД по заучиванию стихотворений (группа на выбор), аннотации на детские журналы и газеты, телепередачи.
  5. Конспекты НОД по обучению грамоте (По ознакомлению с предложением, со слоговой структурой слова, со звуковой стороной слова).
  6. Картотека игр (по словарной работе, по звуковой культуре речи, по грамматике, по связной речи, по обучению грамоте).
  7. Картотека методических изданий по современным проблемам в обучении грамоте.
  8. Сетка занятий на неделю, планы работы в любой возрастной группе на неделю.
  9. Анализ речи воспитателя по схеме.
  10. Конспект пробного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи.
  11. Конспект пробного занятия по обучению рассказыванию (по игрушкам или картинам, или пересказу).
  12. Конспект пробного занятия по ознакомлению с художественной литературой (по художественному чтению или рассказыванию, или заучиванию, или инсценированию).
  13. Конспект пробного занятия по звуковой культуре речи.
  14. Конспект пробного занятия по обучению грамоте.
  15. Диагностика речевого развития (обследование речи 1 ребенка: развитие словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи), оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка.

МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

Содержание:

  1. Паспорт комнатного растения.
  2. Схема маршрута экологической тропы.
  3. Картотека природоведческих игр. Разработка одной из игр на выбор.
  4. Список и иллюстрации растений и животных Кировской области, занесенных в Красную книгу.
  5. Информация на тему «Заповедники, заказникиРязанской области» (характеристика одного из них на выбор).
  6. Иллюстрации, «художественное слово», приметы об одном из сезонов (лето, осень, зима, весна).
  7. Конспект экскурсии (по одной из возрастных групп), самоанализ с отзывом воспитателя.

МДК.03.04 Теория и методика математического развития

Содержание:

  1. Конспект «Современные требования к проведению специально организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста».
  2. Конспект занятия «Знакомство с отношениями между «много» и «один», «много» и «мало».
  3. Конспект занятия по обучению дошкольников количественному и порядковому счету.
  4. Конспект занятия по количественному составу чисел из единиц и из двух меньших чисел на конкретном материале.
  5. Конспект занятия по обучению дошкольников решению арифметических задач.
  6. Конспект занятия по ознакомлению детей с величиной, формой пространством и временем.
  7. Диагностика математического развития детей дошкольного возраста.

ГЛАВА 4 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО             ПО ПМ. 04 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ И СОТРУДНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

        Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения.

ПМ. 04. Взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательного учреждения

МДК.04.01

Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и  сотрудниками дошкольного образовательного учреждения

ПК 4.1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка.

ПК 4.3. Проводить родительские собрания, привлекать родителей к организации и проведению мероприятий в группе и в образовательном учреждении.

ПК 4.4. Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия с ними.

ПК 4.5. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с группой.

МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольных образовательных учреждений

Содержание:

  1. Список специальной литературы по работе детского сада с родителями (не менее 25 источников).
  2. Картотека диагностических методик для изучения семьи ребенка.
  3. Копия годового плана ДОУ (раздел «Работа с родителями») и его анализ.
  4. Конспект наблюдаемого мероприятия и написать анализ мероприятия по предложенному плану.
  5. Конспект проведенного мероприятия с родителями, фотоматериалы (или видеоматериалы), самоанализ и отзыв из ДОУ о проведении.
  6. Портрет семьи ребенка. В нем должны быть следующие документы: фотография ребенка, паспорт семьи ребенка, протокол наблюдения за ребенком, рисунок семьи, заполненная анкета и анализ.
  7. Таблица взаимодействия воспитателя с помощником воспитателя в одной возрастной группе с выводом.
  8. Конспект проведения родительского собрания.
  9. Текст выступления на родительском собрании.
  10. Отзыв администрации ДОУ о взаимодействии с сотрудниками дошкольного учреждения.

ГЛАВА 5 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО              ПО ПМ. 05 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА         

        Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса.

ПМ. 05. Методическое обеспечение образовательного процесса         

МДК.05.01

Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Содержание:

  1. Перечень нормативных документов деятельности воспитателя по разделам (по направлениям).
  2. Сравнительный анализ вариативных программ.
  3. План самообразования воспитателя.
  4. Письменный анализ плана работы воспитателя на неделю.
  5. Каталог статей по предметно-развивающей среде (не менее 5 статей).
  6. Варианты оформления предметно-развивающей среды (фотографии).
  7. Эскиз проекта предметно-развивающей среды с обоснованием принципов ее построения.
  8. Карточки изучения передового педагогического опыта (не менее 3-х).
  9. Диагностические методики для работы с детьми дошкольного возраста (не менее 10 методик).
  10. Диагностические методики по выявлению профессиональной подготовки воспитателя (не менее 3-х).
  11. Сравнительный анализ рабочих и примерных программ, по которым работает детский сад.
  12. Рекомендации по решению выявленной в группе педагогической проблемы методического характера.
  13. Анализ годового плана работы ДОУ (в виде таблицы) о разнообразия форм методической работы и соответствия тематики форм методической работы годовым задачам. Анализ активности членов педагогического коллектива.
  14. Анализ программы развития ДОУ (в виде таблицы).
  15. План работы с детьми на 1 неделю.
  16. Оценочный лист состояния предметно-развивающей среды. Анализ предметноразвивающей среды ДОУ.
  17. Помощь воспитателю в создании предметно-развивающей среды в группе детского сада (фотографии).
  18. Характеристика педагогических технологий (не менее 3-х), по которым работает ДОУ.
  19. Презентация педагогических материалов (можно по теме исследования студента; желательно, чтобы презентация соответствовала теме выступления на родительском собрании).
  20. Образцы оформления элементов исследовательских работ (на примере своего выступления).
  21. Результаты исследовательской деятельности по теме ВКР (в виде таблиц, диаграмм).
  22. План проектной образовательной деятельности (на 1 неделю в группе детского сада) с обоснованием выбора проекта.

ГЛАВА 6 СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО             ПО ПМ. 06 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ

        Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности Взаимодействие с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении.

ПМ. 06. Взаимодействие с детьми, имеющими отклонения в эмоционально-личностном развитии и поведении

МДК.06.01

Психолого-педагогические основы работы с детьми с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении

МДК.06.02

Методы психологической коррекции и психолого-педагогической диагностики

МДК.06.03

Практикум в ДОУ по коррекции эмоционально-личностного развития и поведения

МДК.06.01 Психолого-педагогические основы работы с детьми с отклонениями в эмоционально-личностном развитии и поведении

Содержание:

МДК.06.02 Методы психологической коррекции и психолого-педагогической диагностики

Содержание:

МДК.06.03 Практикум в ДОУ по коррекции эмоционально-личностного развития и поведения

Содержание:

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО

        Структура предмтеного портфолио по ПМ:

  1. Содержание
  2. Введение: перечень профессиональных компетенций, освоенных при изучении профессионального модуля.
  3. Основная часть: материалы и документы по каждому междисциплинарному курсу (МДК) профессионального модуля.
  1. Приложения: схемы, таблицы, рисунки, примерные конспекты занятий, игр, фото- и видеоматериалы и т.д.

        

        Требования к оформлению текста:

        Следует соблюдать поля: слева - 3 см, справа - 1, 5 см, сверху - 2,0 см, снизу - 2,0 см. Текст печатается на стандартных листах формата А4 с одной стороны шрифтом Times New Roman размером 14 кеглей (через 1 интервал); красная строка 1,25; выравнивание по ширине страницы.

        Названия профессиональных модулей, заголовки: введение, приложения печатаются ЗАГЛАВНЫМИ буквами.

        Название разделов (МДК) прописными, шрифт жирный, выравнивание по левому краю. Междисциплинарный курс отделяется от названия раздела, название раздела от основного текста снизу пробелом в один интервал.         Каждый междисциплинарный курс, а также введение и приложения начинаются с новой страницы.

        Переносы слов в наименовании междисциплинарных курсов и разделов не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится.

        В портфолио используется сквозная нумерация страниц, включая приложение. На первой странице (титульном листе) номер не ставится, содержание работы нумеруется цифрой 2. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в нижней части страницы по центру.

        Нумерация листов приложений должна быть сквозная и является продолжением общей нумерации основного текста.

        Текст материалов портфолио должен быть тщательно выверен студентом, который несет полную ответственность за опечатки и ошибки.

        В работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка. Портфолио должен быть написан логически последовательно, литературным языком.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОРТФОЛИО

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ

  1. содержание выполнено в полном объеме;
  2. содержание разработано самостоятельно;
  3. содержание соответствует предъявляемым методическим требованиям;
  4. материал расположен последовательно;
  5. указаны использованные источники;
  6. текст написан грамотно (общая и специальная грамотность);
  7. текст оформлен в соответствии с требованиями, указанными в настоящем пособии.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Образец оформления ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МЕТОДИЧЕСКОГО портфолио  по профессиональному модулю

_________________________________________

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Филиал Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Рязанский педагогический колледж»

в  г. Касимове

 

 

                   

   

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО

 

ПМ. 00 НАЗВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

 

 

 

 

 

 

Специальность: 44.02.01

Дошкольное образование

Квалификация:  Воспитатель детей

дошкольного возраста

 

 

 

Портфолио составила:                                              

Иванова Мария Ивановна                                    

«__» __________2015 г.                                      

 

 

  

Касимов 2015

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

 Образец оформления СОДЕРЖАНИЯ 

методического портфолио  по профессиональному модулю

_________________________________________

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ПМ. 03. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     МДК.03.01 Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах

  1. Компьютерные презентация на тему познавательной направленности («Защитники Отечества», «Мир вокруг нас», «Тайны космоса», «Моя родословная») с пояснительной запиской по использованию

  1. Картотека диагностических методик для определения уровня подготовки дошкольников

  1. Анализ предметно-развивающей среды ДОУ по умственному воспитанию в одной возрастной группе

  1. Анализ организации непосредственно образовательной деятельности в одной возрастной группе

  1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника

     МДК.03.02 Теория и методика развития речи

  1. Конспекты НОД по ознакомлению с окружающим миром (экскурсия, по рассматриванию предметов), пособие по загадкам, тезисы главы «Обучение детей отгадыванию загадок» из книги Илларионовой «Учите детей отгадывать загадки»

  1. Конспекты НОД по рассказыванию по игрушкам, по картинам (вид на выбор студента), образцы описательных рассказов по картинам для средней, старшей, подготовительной групп

  1. Планы НОД по обучению рассказыванию из опыта (вид на выбор), творческому рассказыванию (вид на выбор)

  1. Конспект сценария литературного вечера или досуга с использованием художественных произведений, план НОД по заучиванию стихотворений (группа на выбор), аннотации на детские журналы и газеты, телепередачи

  1. Конспекты НОД по обучению грамоте (По ознакомлению с предложением, со слоговой структурой слова, со звуковой стороной слова)

  1. Картотека игр (по словарной работе, по звуковой культуре речи, по грамматике, по связной речи, по обучению грамоте)

  1. Картотека методических изданий по современным проблемам в обучении грамоте

  1. Сетка занятий на неделю, планы работы в любой возрастной группе на неделю

  1. Анализ речи воспитателя по схеме

  1. Конспект пробного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи

  1. Конспект пробного занятия по обучению рассказыванию (по игрушкам или картинам, или пересказу)

  1. Конспект пробного занятия по ознакомлению с художественной литературой (по художественному чтению или рассказыванию, или заучиванию, или инсценированию)

  1. Конспект пробного занятия по звуковой культуре речи

  1. Конспект пробного занятия по обучению грамоте

  1. Диагностика речевого развития (обследование речи 1 ребенка: развитие словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения, связной речи), оформление речевой карты с характеристикой речевого развития ребенка

     МДК.03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

  1. Паспорт комнатного растения

  1. Схема маршрута экологической тропы

  1. Картотека природоведческих игр. Разработка одной из игр на выбор

  1. Список и иллюстрации растений и животных Рязанской области, занесенных в Красную книгу

  1. Информация на тему «Заповедники, заказники Рязанской области» (характеристика одного из них на выбор)

  1. Иллюстрации, «художественное слово», приметы об одном из сезонов (лето, осень, зима, весна)

  1. Конспект экскурсии (по одной из возрастных групп), самоанализ с отзывом воспитателя.

     МДК.03.04 Теория и методика математического развития

  1. Конспект «Современные требования к проведению специально организованной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»

  1. Конспект занятия «Знакомство с отношениями между «много» и «один», «много» и «мало».

  1. Конспект занятия по обучению дошкольников количественному и порядковому счету.

  1. Конспект занятия по количественному составу чисел из единиц и из двух меньших чисел на конкретном материале.

  1. Конспект занятия по обучению дошкольников решению арифметических задач.

  1. Конспект занятия по ознакомлению детей с величиной, формой пространством и временем.

  1. Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

ПРИЛОЖЕНИЕ А (название приложения) …………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ Б (название приложения)...………………………………...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Материал содержит рекомендации к разработке консультаций с родителями детей дошкольного возраста по актуальным вопросам воспитания и обучения...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯИЕЛЬНЫХ РАБОТ МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья для студентов, обучающихся по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование

Методические рекомендации к самостоятельным работам по междисциплинарному курсу МДК. 01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья предназначены для организации эффективной самостоятельной ...

Учебно-методическое пособие для студентов специальности Специальное дошкольное образование заочной формы обучения

Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов в межсессионный период по специальности Специальное дошкольное образование заочной формы обучения....

Рабочая тетрадь МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста для студентов специальности "Дошкольное образование"

Рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и самостоятельной практической работы студентов по темам МДК 05.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования 44.02.01 Специальность: Дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИспециалистов среднего звенапм.03Организация занятий по основным   общеобразовательным программам дошкольного образов...