Тема урока: Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации
план-конспект занятия

Вострякова Татьяна Васильевна

Цели:  подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока : Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации (слайд 1)

Цели:  подвести учащихся к пониманию ценности прав и свобод человека и гражданина, их гарантированности государством.

Задачи урока:

  1. Обучающие: рассмотреть с учащимися основные права и обязанности граждан России зафиксированные в Конституции РФ; выявить важнейшие характеристики прав человека и гражданина; показать возможности защиты прав человека и гражданина.
  2. Развивающие: развивать у учащихся навыки работы с нормативными текстами, законами и практического применения их в жизни; продолжать формировать основы правовой культуры; развивать навыки групповой работы.
  3. Воспитательные: продолжить содействовать воспитанию гражданственности и патриотизма,  уважительного отношения к Конституции и способности брать на себя ответственность.

Основные понятия урока: права человека, конституционные свободы, конституционная обязанность, правовой статус человека, альтернативная гражданская служба.

Оборудование: компьютер, ноутбуки по количеству групп (2) , презентация, раздаточный материал –кейс  с вопросами,  электронный  ресурс fcior.edu.ru,  видео-лекция, Конституция, Гражданский Кодекс  РФ, Уголовный Кодекс РФ.

Тип урока: комбинированный

План урока

  • Права и свободы человека и гражданина.
  • Принципы конституционного статуса человека и гражданина.
  • Виды конституционных прав и свобод
  • Конституционные обязанности гражданина РФ.
  • Конституционные гарантии прав и свобод.
  • Работа с кейсами в группах.
  • Защита результатов работы с кейсами.

Форма организации обучения: смешанная

Основные виды деятельности учащихся:  фронтальная, групповая, парная

Домашнее задание:( по выбору)

1. Раскрыть смысл высказывания в форме мини – эссе «Свобода человека заканчивается там  , где начинается свобода другого человека».

                                                                                  (  М. Бакунин - идеолог анархизма)

2.Составить синквейн на тему  « Права и свободы человека»

Ход урока.

1. Орг. момент

2.Вступительное слово учителя. Сегодня мы продолжаем  с вами изучение темы «Конституционные права и обязанности граждан Российской Федерации» ( слайд 2)

Вопрос:

  1. Какова актуальность заявленной темы?
  2.  Актуален ли этот вопрос для выпускников учреждений среднего профессионального образования?
  3. Почему?

Современное общество выдвигает новые требования к гражданам своего государства. Необходимо, чтобы молодые люди обладали гражданской позицией, были активными, ответственными членами общества, осознавали свои права и обязанности, уважали закон и правопорядок.  Вам  как  будущим педагогам необходимо будет эти качества формировать в своих воспитанниках. В начальной школе в курсе предмета « Окружающий мир» интегрируются знания о природе, человеке ,  обществе.  В частности в разделе « Гражданин и государство» программа предусматривает изучение  темы « Права и обязанности гражданина России». Бесспорно, для формирования таких качеств необходима глубокая проработка правовых вопросов. Способствовать формированию представлений  о правах, их ценности и обязанностях человека и гражданина- главная задача сегодняшнего  урока.

 В течение всего  занятия мы с вами будем повторять ранее изученный материал, а также рассмотрим  основные обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ.  ( слайд 3)

3.Проверка выполнения  домашнего  задания. Учащимся в ходе урока предлагаются следующие вопросы изадания:

А) Сейчас давайте вспомним понятия прошлого урока.    «Беглый просмотр» словарика по теме.  ( слайд 4)

      Права человека- возможность человека свободно действовать в соответствии со своими интересами, претендовать на достойные условия жизни.

  • Свобода-  закрепленная в Конституции или ином законном акте возможность определенного поведения.
  • Конституция - основной закон страны, определяющий ее общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, основные права и обязанности граждан.
  • Правовой статус человека- совокупность прав и обязанностей.
  • Гуманизм- человечный
  • Справедливость – у древних добродетель. В современной этике связано с понятием о должном, с представлением о неотъемлемых правах человека.
  • Конституционные гарантии прав и свобод-  установленные Конституцией процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека.

Б)(слайд 5)  А теперь давайте проанализируем суждения о правах человека.

Установите верность или ложность утверждений  ( «Верно» или « Неверно).

Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина.

Основные идеи о правах человека  появились в эпоху Античности.

Основные документы по защите прав человека возникли в ХХ веке.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

К международным  документам, защищающим права человека относится Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года.

 

В) Работа  с обучающим текстом.  ( Приложение 1) Прочитайте текст  и сформулируйте принципы правового положения личности в Российской Федерации.  Запишите в тетради.  (слайд 6 для проверки)

Учитель:  Основные права, зафиксированные в Конституции РФ можно классифицировать.  

Вопрос учащимся:

  1. По какому критерию выделяют группы прав человека?

(  По основной сфере проявления в общественных отношениях)

  1. На какие группы делятся права человека?

( личные- присущи всем людям в силу их человеческой природы; политические- обеспечивают участие граждан в осуществлении политической власти; социально-экономические- обеспечивают гражданину возможность достичь желаемых условий своего существования; культурные- обеспечивают доступ граждан к духовным ценностям, свободу культурного творчества)

 Г)   Выполнение заданий (слайд 7) , ( слайд 8)

Д) Выполнение практикума «Личность, право, правовое государство. Конституция РФ»

1. 32, 29, 30.

2. труд

3. кроме 2х

4. все

5. все

6. 1,3,5

4. Изучение нового материала

Учитель: Во взаимосвязи с правами человека находятся и их обязанности. О основных конституционных обязанностях вы узнаете сейчас, прослушав видео-лекцию. По окончании лекции

  • Составьте схему- кластер « Конституционные  обязанности  человека и гражданина».

Для составления схемы используйте  Конституцию РФ и учебник.

  1. Работа в группах

  • Работа с кейсами ( группы 1и 2) . Перед вами лежит описание ситуаций ( кейс), пакет документов и вопросы которые помогут вам найти реальный выход из создавшихся ситуаций. Подготовьте презентацию и защитите свою точку зрения
  •  Работа с источником- Конституцией( группы 3,4,5,6,7) Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и привести примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав. Свой выбор аргументируйте.
  1. Экспресс опрос « Права и свободы человека и гражданина»
  2. Защита результатов работы с кейсами.
  3. Домашнее задание (слайд 13)

Приложение 1.

Прочитайте текст Конституции статьи 2, 15(часть4), 17 (часть1-3), 18,19( часть1-3) и сформулируйте принципы правового положения личности в Российской Федерации.

Карточка 3. Гражданские права и свободы ( статьи 20-23, 6, 25-29).

Задание:

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2.  Свой выбор аргументировать 

Карточка 4. Политические права и свободы ( статьи  30-33)

 Задание:

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2.  Свой выбор аргументировать 

Карточка 5 Экономические права и свободы ( статьи 34-35, 37, 40-41,43-44) 

Задание:

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2.  Свой выбор аргументировать 

Карточка 6. Социальные права и свободы ( статьи37-39)

 Задание:

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2.  Свой выбор аргументировать 

Карточка 7.Экологические права( статья 42) 

Задание:

  1. Прочитайте соответствующие статьи Конституции РФ и приведите примеры соблюдения или нарушения по каждой группе прав
  2.  Свой выбор аргументировать 

КЕЙС ДЛЯ ГРУППЫ 1

СИТУАЦИЯ

Анна работает продавцом-консультантом в салоне сотовой связи. В связи с выполнением своих служебных обязанностей она имела возможность предоставлять  клиентам данные  об их входящих и исходящих соединениях. Знакомый Анны, Иван,  попросил её передать ему данные о входящих и исходящих соединениях его девушки. Анна выполнила просьбу Ивана. Сама она данные не просматривала, просто скопировала полученную информацию на накопитель и передала Ивану.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ

  1. Выявите основную проблему: какое право нарушено в данном случае?
  2. Чьи права нарушены в данном случае? Кто является нарушителем?
  3. Проанализируйте предоставленный нормативный материал.
  4. Предложите вариант решения данной ситуации.
  5. Подготовьте презентацию (3,4 слайда), защитите свою точку зрения (один представитель от группы).

НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

 

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ

Статья 152.2. Охрана частной жизни гражданина

1. Если иное прямо не предусмотрено законом, не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни.

Не являются нарушением правил, установленных абзацем первым настоящего пункта, сбор, хранение, распространение и использование информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах, а также в случаях, если информация о частной жизни гражданина ранее стала общедоступной либо была раскрыта самим гражданином или по его воле.

2. Стороны обязательства не вправе разглашать ставшую известной им при возникновении и (или) исполнении обязательства информацию о частной жизни гражданина, являющегося стороной или третьим лицом в данном обязательстве, если соглашением не предусмотрена возможность такого разглашения информации о сторонах.

3. Неправомерным распространением полученной с нарушением закона информации о частной жизни гражданина считается, в частности, ее использование при создании произведений науки, литературы и искусства, если такое использование нарушает интересы гражданина.

4. В случаях, когда информация о частной жизни гражданина, полученная с нарушением закона, содержится в документах, видеозаписях или на иных материальных носителях, гражданин вправе обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

5. Право требовать защиты частной жизни гражданина способами, предусмотренными пунктом 2 статьи 150 настоящего Кодекса и настоящей статьей, в случае его смерти имеют дети, родители и переживший супруг такого гражданина.


УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РФ от 6 марта 1997 г.

Перечень сведений конфиденциального характера, который включает:

1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и так далее).                 
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни

 

1. Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

2. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

3. Незаконное распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении, средствах массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетях информации, указывающей на личность несовершеннолетнего потерпевшего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, по уголовному делу, либо информации, содержащей описание полученных им в связи с преступлением физических или нравственных страданий, повлекшее причинение вреда здоровью несовершеннолетнего, или психическое расстройство несовершеннолетнего, или иные тяжкие последствия, -

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет.

Статья 138 УК РФ. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений

1. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений граждан -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

КЕЙС ДЛЯ ГРУППЫ 2

СИТУАЦИЯ

Александр,   будучи в состоянии алкогольного опьянения,  пришел к своей знакомой Марии, на съёмную квартиру, с целью попросить у неё деньги. Мария его не пустила, дверь не открыла, на звонки не отвечала. Александр забрался на крышу, разбил окно и проник в квартиру Марии. В ответ на эти действия девушка вызвала полицию. Александр, ничего не взяв, покинул квартиру. После задержания он утверждал, что намерения взять что-либо у него не было, он просто хотел занять деньги.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ

  1. Выявите основную проблему: какое право нарушено в данном случае?
  2. Чьи права нарушены в данном случае? Кто является нарушителем?
  3. Проанализируйте предоставленный нормативный материал.
  4. Предложите вариант решения данной ситуации.
  5. Подготовьте презентацию (3,4 слайда), защитите свою точку зрения (один представитель от группы).

НОРМАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ

КОНСТИТУЦИЯ РФ

Статья 25

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Статья 27

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РФ

Статья 139. Нарушение неприкосновенности жилища

 

1. Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, -

наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Под жилищем в настоящей статье, а также в других статьях настоящего Кодекса понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

Статья 158. Кража

 1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Кража, совершенная:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;

в) с причинением значительного ущерба гражданину;

г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Кража, совершенная:

а) с незаконным проникновением в жилище;

б) из нефтепровода, нефтепродуктопровода, газопровода;

в) в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

4. Кража, совершенная:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

наказывается лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

Примечания. 1. Под хищением в статьях настоящего Кодекса понимаются совершенные с корыстной целью противоправные безвозмездное изъятие и (или) обращение чужого имущества в пользу виновного или других лиц, причинившие ущерб собственнику или иному владельцу этого имущества.

2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.

3. Под помещением в статьях настоящей главы понимаются строения и сооружения независимо от форм собственности, предназначенные для временного нахождения людей или размещения материальных ценностей в производственных или иных служебных целях.

Под хранилищем в статьях настоящей главы понимаются хозяйственные помещения, обособленные от жилых построек, участки территории, трубопроводы, иные сооружения независимо от форм собственности, которые предназначены для постоянного или временного хранения материальных ценностей.

4. Крупным размером в статьях настоящей главы, за исключением статей 159.1159.3159.4159.5159.6, признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.

Статья 161. Грабеж

 

1. Грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, -

наказывается обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок от двух до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Грабеж, совершенный:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

в) с незаконным проникновением в жилищепомещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) в крупном размере, -

(п. "д" в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

3. Грабеж, совершенный:

а) организованной группой;

б) в особо крупном размере, -

(п. "б" в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

в) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ

наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет либо без такового.

 

Статья 167. Умышленные уничтожение или повреждение имущества

 1. Умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба, -

наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации

Слайд 2

Право существует для пользы человечества Латинское изречение Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Ст.2 Конституции Российской Федерации

Слайд 3

План работы Права и свободы человека и гражданина. Принципы конституционного статуса человека и гражданина. Виды конституционных прав и свобод Конституционные обязанности гражданина РФ. Конституционные гарантии прав и свобод. Работа с кейсами в группах. Защита результатов работы с кейсами.

Слайд 4

Дайте определение основным понятиям. Права человека. Свобода. Конституция. Правовой статус человека. Гуманизм. Справедливость. Конституционные гарантии прав и свобод.

Слайд 5

Установить верность или ложность утверждений( «Верно» или « Неверно). Утверждения Верно Неверно Конституция РФ закрепляет правовой статус человека как гражданина. Основные идеи о правах человека появились в эпоху Античности. Основные документы по защите прав человека возникли в ХХ веке. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. К международным документам, защищающим права человека относится Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 года.

Слайд 6

Принципы правового положения личности в Российской Федерации: неотчуждаемость прав и свобод; равенство перед судом и законом; равенство прав и свобод, независимо от национальной, социальной и другой принадлежности; гарантированность обеспечения прав и свобод со стороны государства; равенство прав и возможностей мужчины и женщины; приоритет международных договоров РФ, закрепляющих права и свободы человека.

Слайд 7

Что из перечисленного относится к личным правам гражданина РФ? 1) право участвовать в управлении делами государства 2) право на свободу и личную неприкосновенность 3) право на личную и семейную тайну 4) право свободно передвигаться, выбирать место жительства 5) право свободно распоряжаться своими способностями к труду

Слайд 8

Что из перечисленного относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? 1) проводить митинги, собрания и демонстрации 2)выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества 3) направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы 4)исповедовать любую религию или не исповедовать никакой 5) участвовать в управлении делами государства через своих представителей

Слайд 9

Что из перечисленного относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? 1)сохранение исторического наследия 2) уплата налогов 3) занятие предпринимательской деятельностью 4) участие в управлении делами государства 5) выбор рода деятельности и профессии 6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях

Слайд 10

Конституционные обязанности гражданина РФ. Соблюдать конституцию и законы. Сохранять природу и окружающую среду. Получить общее основное образование. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники культуры и истории. Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях. Защищать Отечество. Платить законно установленные налоги и сборы.

Слайд 11

Гражданин должен защищать Отечество. На военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18-до 27 лет; Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит его вероисповеданию или убеждениям; он относится к малочисленному народу, занимается традиционными промыслами. Альтернативная гражданская служба- особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву

Слайд 12

Вывод. Обязанности являются неотъемлемой частью любой конституции, они отражают наиболее важные вопросы в жизни человека.

Слайд 13

Домашнее задание * Раскрыть смысл высказывания в форме мини - сочинения : « Свобода человека заканчивается там , где начинается свобода другого человека». ( М. Бакунин -идеолог анархизма) * Составить синквейн на тему: « Права и свободы человека»