Осень – чудная пора
методическая разработка

Морозова Ирина Иосифовна

занимательное путешествие по царству осени/

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Осень – чудная пора»

 Цель: представить многоцветие осени;

 Задачи:

 1.Учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию.

 2. Расширить кругозор детей, развивать творческое воображение, фантазию, смекалку.

 3.Воспитывать командный дух, коллективизм, взаимопомощь, любовь к себе и окружающим.

Форма проведения: путешествие по станциям.

Место проведения: школьная территория.

Оборудование: карта - маршрута, костюмы, названия станций, раздаточный материал (грибы).

Ход праздника

Воспитатель:  Наш маршрут (вывешивается карта) пройдет по станциям “Поэтическая”, “Пословиц”, “Подсказок”, “Грибная”, “Юннатов”, “Загадок”. А начнем мы наше путешествие с посещения художественной мастерской осени. Прежде чем отправиться, проведем разминку. Представьте свои экипажи, проведем тренировку - проверим сообразительность, дисциплинированность и сработанность команд.

Осень:  Здравствуйте, гости дорогие

              Веселья вам да радости!

              Давно мы вас ждем-поджидаем,

              Праздник наш не начинаем.       

           

Воспитатель: В парк сегодня вы пришли,

                         Чтобы конкурс провести.

                         Три команды есть у нас,

                         Пусть покажут высший класс-

                         Навык, смелость и сноровку

                         Да свою физподготовку.

Воспитатель: А где же мои помощники?

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ…
Что за месяц к вам пришел?...
(Сентябрь)

Всё мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился?
(Октябрь)

Поле черно-былым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи
,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Воспитатель: Сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству осени. Каждая команда пройдет испытания, побывав на разных станциях. Капитаны классов, получите маршрутные листы.

Станции:

  1. Лесные загадки
  2. Кляксография
  3. Узелки
  4. Осенняя мозаика
  5. Грибное лукошко
  6. Спортивная
  7. Запоминайка

Кляксография

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. Кто это?  (осень)

Воспитатель: Настала очередь осени рисовать. Для своей работы взяла она самые яркие краски и отправилась с ними в лес. Березы и клены покрыла она лимонной желтизной. Листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. А могучий столетний дуб-богатырь одела в медную кованую броню. Но осенью часто идет дождь, появляются лужи. Эти лужи надо высушить. Для этого к данным фигурам нужно за 1 минуту пририсовать что-то так, чтобы получился другой предмет.

Узелки

Воспитатель: У осени каждый день настроение меняется. За три месяца таких узелков навяжет! А мы попробуем распутать узелки, и тогда прочитаем слова и приметы.

Появляются опята - лето кончилось.        

Много рябины - дождливая осень.

Много желудей на дубе - к строгой зиме.

  • И обед нам не обед... (если к супу хлеба нет).
  • Без соли, без хлеба... (худая беседа).
  • Хлеба ни куска... (так и в горнице тоска).
  • Хлеба нет... (и корочки в честь).
  • Даже каша... (с хлебом краше). 
  • Облака идут низко - ... (ожидай стужи).
  • Если первый снег упадет на мокрую землю — ... (он растает).
  • Гром в сентябре - ... (к теплой осени).
  • Много рябины - ... (к дождливой осени).

Воспитатель: Осень – время уборки урожая, когда людям приходится много трудиться. Давайте сейчас мы вспомним пословицы о труде. (Начало и конец пословиц написаны на карточках, ребята составляют пословицы и объясняют значение)

1.  Кто не работает …    (тот не ест.)

2.  Землю красит солнце, а …   (человека – труд.)

3.  Где труд, там и …   (счастье.)

4.  Делу время, а …    (потехе час).

5.  Откладывай безделье, да …   (не откладывай дела.)

6.  Не поклонясь до земли и …   (грибка не поднимешь.)

7.  Без труда …   (не вытащишь и рыбки из пруда.)

8.  Труд кормит, а …   (лень портит.)

Воспитатель: Осень богата погодными сюрпризами, но она часто дает подсказки, по которым эти сюрпризы можно предугадать заранее. Русский народ издавна подмечал и пользовался этими приметами. Какие осенние приметы вам знакомы?

- Дни становится короче, желтеют и опадают листья, птицы улетают в теплые края и т.д.)

- Какие птицы улетают в теплые края? (журавли, соловьи, гуси, ласточки, лебеди)

- Какие птицы с нами проводят зиму? (синицы, снегири, воробьи, голуби, клесты)

Приметы сентября:

Гром  в сентябре предвещает теплую осень.

Чем суше и теплее сентябрь, тем позднее наступит зима.

Если журавли осенью летят высоко – осень будет продолжительной.

Приметы октября:

Гром в октябре сулит бесснежную зиму.

Появление комаров – к мягкой зиме.

Поздний листопад – к суровой и продолжительной зиме.

Поздний грибок – поздний снежок.

Приметы ноября:

В ноябре зима с осенью борется.

Ноябрь – месяц слякоти и пороши.

У дуба и осины самый поздний листопад.

В ноябре рассвет с сумерками в середине дня встречается.

Грибное лукошко

Осень – это и время сбора грибов. Давайте проверим, как хорошо вы знаете грибы.

1. И на горке, и под горкой.
   Под березкой и под елкой
   Хороводами и вряд.
  В шапках молодцы стоят?
(грибы)

2. Я в красной шапочке расту,
   Среди корней осиновых
   Меня узнаешь за версту,
  Зовусь я … 
(подосиновик)

3. На пенечке, ровно вряд.
   В шапках молодцы стоят
. (Опята)

4. Стоят желтые сестрички,
  А зовут все их… (
лисички).

5. С белой юбочкой на ножке,
   В красной шляпе, весь в сережках.
   Но красе его не верь.
   Страшен этот гриб, поверь.
(Мухомор)

6. Он большой, красивый, статный,
   С белой ножкой аккуратной.
   В боровом растет лесу,
   Осень вкусен он в супу.
(Боровик)
 
Станция “Загадок”.

Воспитатель: Придумайте как можно больше слов с помощью букв из слова ЛИСТОПАД. (Лист, стоп, стопа, стол, аист, ...)

А теперь отгадаем загадки.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы пойдем.
Если место попадается,
То лукошко наберем.
(Грибы.)

Очень дружные ребята,
У пенька живут…
(опята). 

Где хвоинок многовато,
Поджидают нас…
(маслята).

Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми!
(Сыроежки.)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички – золотистые ...
(лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый ...
(мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята
Ну а это на полянке ядовитые
... (поганки)

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик, житель бора - ...
(боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту - зовусь я – ...
(подосиновик)

Разгадайте кроссворд

По вертикали:

  1. У этого гриба шляпка ничем не примечательная, а в сырую погоду блестит, будто смазана маслом (Масленок)
  2. У этого гриба могут быть разноцветные шляпки: бордовые, желтые, розовые, белые. Растут они семейками. Некоторые из них можно есть сырыми.  (Сыроежка)
  3. Этот гриб имеет ярко-апельсиновую окраску. Шляпка похожа на воронку. Растут они группами. Название связано с лесным рыжим зверем. (Лисичка)
  4. Царь грибов. Еще его называют боровиком.  (Белый)
  5. Этот гриб растет у пней (Опенок)

По горизонтали:

6.Этот гриб растет в роще, среди берез  (Подберезовик)

Правила сбора грибов

1.Срезай гриб ножом, чтобы не повредить грибницу.

2.Не бери грибы, которые не знаешь.

3.Не сбивай ядовитые грибы – они служат лекарством для животных.

4.Сухие шляпки грибов повесь на ветку дерева – созревшие споры ветер    разнесет по лесу.

Хитрые вопросы:

Какие овощи усатые? ( фасоль, горох)
У какого овоща есть глазки? (картофель)
Какой овощ мешал спать принцессе? (горох)
В каком овоще 2 ноты. (фа-соль)
У каких зверей детёныши рождаются в листопад (зайцы)
У каких деревьев листья краснеют ( клён, осина, рябина)
Кто собирает яблоки спиной (ёж)

Лесные загадки от Осени

Сосны, ёлки, березы, клены…

Это лес – он наш друг зеленый!

Добрый друг, он шумит, поет

И в прохладную тень зовет.

А вы знаете, что для вас

Он загадки свои припас?

К загадке первой мы идем…

Смотри, стоит какой-то дом.

Дом без дверей и без окон

Народом дружным заселен.

Народ веселый, трудовой

Охотно дом построил свой…

Все что-то тащат, все снуют,

Стараются, не устают…

Ты видел этих силачей?

Тогда скажи, дом этот чей?   (муравья)

Удивительный портной:

Нет катушки ни одной,

И машинки швейной нет…

И утюг не разогрет…

Но зато иголки есть.

Сколько? Их не перечесть!    (ежик)

Нам издали красная шляпа видна

Лесного обманщика-хвастуна.

Ему к нам в корзинку

Попасть не придется,

Пусть мухам на гибель

В лесу остается!             (мухомор)

Может быть, вы поверите мне,

Но я увидала грибы на сосне.

Разве грибы на деревьях растут?

Что-то совсем непонятное тут…

Надеты на ветки маслята, опята…

Кто же их на зиму сушит, ребята?    (белка)

Не удержались в сите

Сверкающие нити

И, выскочив на волю,

Пришили тучу к полю.   (Дождь)

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Коровам без нее беда:

Она их главная еда.   (Трава)

     Сидит – зеленеет,

     Падает – желтеет,

     Лежит – чернеет.  (Лист)

 Над рекой и над долиной,
Повисла белая холстина.  
(Туман)

       Летит, рычит,
      Ветки ломает,
      Пыль поднимает.
      Слышишь его, а не видишь его.  
(Ветер)

Средь темна леса
Красна  девица стоит.
(Рябина)

Отгадайте загадки:

1.Стоит Антошка на одной ножке.

   Его ищут, а он не откликается.  (Гриб)

2.Воду пьет – себя торопит,

   И растет, и листья копит,

   Набирает вес кубышка,

   В середине – кочерыжка.    (Капуста)

3.Скинули с Егорушки

   Золотые перышки –

  Заставил Егорушка

  Плакать и без горюшка.   (Лук)

4.Хотя я сахарной зовусь.

   Но от дождя я не размокла.

   Крупна, кругла, сладка на вкус.

   Узнали вы меня? Я -…   (свекла)

5. Красный нос в землю врос,

   А зеленый хвост не нужен.   (Морковь)

6. Составьте, используя  дары осени, обед.

    Он большой, как мяч футбольный,

     Если спелый – все довольны.

     Так приятен он на вкус –

     Замечательный ….     (арбуз)

Станция “Поэтическая”.

Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом прекрасном времени года. Ваша задача прослушать поэтические отрывки и назвать их авторов (в случае затруднения можно выбрать нужный вариант ответа).

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
И. Бунин

Заунывный ветер гонит
Стаи туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
Н. Некрасов

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась...
А. Пушкин

Ласточки пропали,
А вчера зарёй
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
А. Фет

Осень!.. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят.
Лишь вдали красуются - там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
А. Толстой

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
С
Есенин

Воспитатель: А сейчас проверим поэтический дар членов ваших команд. Подберите рифмы к словам:

Шишка -

Тучка -

Картина -

Лужа -

Клен -

Лист -

Картошка -

Ветерок –

Воспитатель: У вас хорошая память, наверное, вы знаете стихи об осени. Чтение детьми стихотворений

Осенний карнавал

Синеет даль в хрустальном блеске,
Тропа промыта добела.
Рукой подать до перелеска,
Спешу поведать, как дела.

Ах, в самом деле, что за прелесть!
Я чуть опять не прозевал:
Деревья все переоделись,
У них осенний карнавал.

Огонь одежд не угасает
Ни в этой роще и ни в той.
Дубок, в плечах сажень косая,
С березой шутит золотой.

Какое красок состязанье!
Сегодня все, как напоказ,
К осинке алой на свиданье
В плаще лимонном вышел вяз.

Вот тополь в буром маскараде,
И он красой не обделен,
А рядом медно-красноватый,
Как будто витязь в латах, клен.

И только ивы-босоножки,
Глядясь в озер глухое дно,
Грустят о бархатных сережках,
Что отцвели давно-давно.

С утра до ночи листьев вьюга
Кружит в веселой кутерьме,
Ольха, давнишняя подруга,
Листок на память дарит мне!
А. Чельцов

Ведущий: Красива природа на исходе осени. Ярко-красные ягоды красуются на деревьях рябины, но календарь неумолим, гаснут яркие краски осени. Скоро зима. В народе было принято устраивать проводы осени. И устраивали эти проводы после того, как был собран весь урожай.                                  

Ведущий: Жалко с вами расставаться, но пришла пора прощаться. Вы подарок наш примите, чаще в гости приходите.

Итог. Заканчивается игра общим сбором, на котором подводятся итоги  и награждаются активные участники недели.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСЕННИЙ БАЛ «Прекрасная пора, очей очарованье…»

ОСЕННИЙ БАЛ«Прекрасная пора, очей  очарованье…»...

Внеклассное занятие «Осень – чудная пора!».

Проект направлен на развитие познавательного и эстетического опыта, художественного вкуса, поэтического слуха, письменной речи посредством материала, относящегося к одному из времен года – осени.По св...

Статья «Осень – чудная пора!»

25 ноября  в рамках предметной недели  в начальной школе МБОУ «СОШ №3 с УИОП» г.Котовска во 2 классе Б прошло внеклассное занятие «Осень - чудная пора!» ...

Чудный лес дремучий лес, полон сказок и чудес!

Внеклассное занятие по правилам безопасного поведения...

конспект интегрированного занятия "Осенняя пора - очей очарование"

конспект интегрированного занятия по музыкальному воспитанию дошкольников, для детей подготовительной группы...

Чудная власть прошлого в рассказе Ивана Алексеевича Бунина «Антоновские яблоки» Открытый урок. Группа МЭ - 11

Цель: показать своеобразие стиля И.А.Бунина на примере рассказа "Антоновские яблоки"....

Проект в средней группе "Осенняя пора"

Расширить представления детей об осени, её основных признаках, названиях месяцев, иметь представление о смене времён года.С приходом осени, в природе всё изменилось: и погода и цвет листьев на деревья...