Программа работы профилактического центра
рабочая программа

Реализация подпрограммы предусматривает работу профилактического направления, а именно совместную работу руководителя направления и студентов по разработке, организации мероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_profilakticheskogo_napravleniya.doc434.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»

ПРОГРАММА РАБОТЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЦЕНТРА

2018 - 2019 учебный год

Автор: Шепелева Ю.Е., педагог доп.образования

Нижневартовск

В условиях перехода российского общества к рыночным отношениям произошли изменения в экономике, политике, социальной сфере, образе жизни и поведении большинства россиян. Наряду с позитивными переменами выявился ряд острых социальных проблем, непосредственно влияющих на становлении молодежи. В настоящее время наблюдается ослабление влияния государственных органов на формирование личности, утрачена роль общественных институтов в воспитательно-профилактической работе, ухудшилось благосостояние большинства семей, резко сократились возможности доступного отдыха, отмечен рост насилия, что актуализировало проблему девиантного поведения подростков.

        Рост отклоняющего поведения, распространение алкоголизации и наркомании, жестокость совершаемых преступлений вызывают особую тревогу общественности, прежде всего, потому, что они сопровождаются отрицательными последствиями – биологической, генетической и социальной деградацией личности, «выключают» из жизни часть представителей молодого поколения, усугубляют их дезинтеграцию в общество. Масштабы явлений сегодня таковы, что это серьезно угрожает национальной безопасности страны.

        Актуальность проблемы профилактики и коррекции ранней алкоголизации определяется изменением алкогольной ситуации в нашей стране и в целом в мировом сообществе. Основной современной тенденцией является катастрофический рост числа людей с алкогольной зависимостью, прежде всего детей и подростков. Таким образом, аддитивное поведение становиться реальной проблемой экологии личностных ресурсов, что является немаловажным звеном в полноценном функционировании общества и дальнейших его перспективах.

        Аддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегося (девиантного) поведения, смысл которого заключается в систем поступков или отдельных поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и появляющимся в виде несбалансированности психических процессов, нарушения процесса самоактулизации или отклонения от нравственного контроля над собственным поведением [Кулаков С.А., 2001].  

        Аддиктивное поведение включает в себя формирование стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций [Короленко Ц.П., Донских Т.А., 1990]. В повседневной жизни каждый человек имеет определенные средства избавления от психологического дискомфорта, смысл которых заключается в переключении внимания на эмоционально стимулирующие события и активности: просмотр видеоматериалов, фильмов, прогулки, физические упражнения, получение поддержки от друзей и др. Этим способам избавления от неприятных переживаний не придается особого значения, на них не фиксируется специальное внимание [Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2001].

        Проблема адикции, по мнению ученых, начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей [Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000].

        Именно в подростковом возрасте, как ни в каком другом, возникает риск формирования аддиктивного поведения. Психологические характеристики (возрастные, нормативные) подросткового и раннего юношеского возраста (стремление к философским обобщениям, внутренняя противоречивость психики, оппозиционная готовность, немотивированное колебание настроения, поиск себя и сферы реализации своих возможностей и др.) обостряют возрастающее противоречие между постоянно растущими потребностями и неравными возможностями их удовлетворения. Острое желание утвердиться в мире взрослых вступает в противоречие с недостаточной социальной зрелостью, отсутствием профессионального и личного опыта [Реан А.А., 2006]. Как правило, неудовлетворенность желаний и потребностей становиться источником внутреннего напряжения молодых людей, которые часто стараются найти наиболее легкие пути решения собственных проблем, в том числе и уход от реальности с помощью пристрастия к спиртному и наркотикам.

        Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом и раннем юношеском возрасте, так как именно в этом возрасте активно начинают формироваться важные качества личности (стремление к развитию, интерес к своей личности и ее потенциальным возможностям, способностям). Старшие подростки испытывают острую потребность в уважении и признании со стороны других людей (эффект взрослости). Именно данный период личностного развития нуждается в особой помощи со стороны родителей, учителей, педагогов, общества.

        Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.

        В последние десятилетия и для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

        Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотической ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономические, социально- идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия – глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.

        Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подросковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Поэтому без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.

        Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и реабилитационная работа в области наркологии касается явных, запущенных случаев наркомании, токсикомании и алкоголизма.

Реальная наркотическая ситуация, сложившееся в стране, и созревшая потребность общества в её кардинальном изменении диктуют необходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к решению проблемы профилактической помощи, предупреждающей правонарушения несовершеннолетних, употребление ими наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические мероприятия должны опираться на:  

  • методологию формировании у детей и молодёжи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению, в наркогенную и криминогенную ситуации;
  • формирование у детей и молодёжи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);
  • ранее выявление и диагностику наркозависимости;
  • реабилитацию детей и молодежи, возращающихся из среды наркотизации в нормальную жизнь (вторичная и третичная профилактика).

Главная цель, заключается в Объединении образовательных, социальных и медицинских мер, с целью профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:

  • снижение спроса и, следовательно, распространенности наркотиков среди детей и молодежи и вовлечение их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
  • снижение заболеваемости наркоманией, токсикоманией и алкоголизмом;
  • уменьшение количества правонарушений среди подростков;
  • снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами (ПАВ) – инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прекращение образования, разрушение семей, криминализация детей и молодежи.

Профилактическая деятельность в образовательной среде включает следующие основные принципы:

  1. Комплексность

Согласованное взаимодействие:

на межведомственном уровне – органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркомании в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);

на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники коммисии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних);

в системе образования – органов управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровня, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики.

  1. Дифференцированность

Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом, во-первых, возраста. Во-вторых, по степени вовлечения в наркогенную и криминогенную ситуации. При этом значимо выделение детско-подросковых и молодежных групп, не вовлеченных в указанные ситуации, но относящихся к «группе риска», например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении («трудные и проблемные» дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.

  1. Аксиологичность (ценностная ориентация)

Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реадаптации и реабилитации.

  1. Многоаспектность

Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются:

- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состояние к правонарушениям;

- психологический аспект, направленный на формирование стрессо-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков или совершения преступления;

- образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-эстетических последствиях злоупотребления ПАВ и правонарушений;

Многоаспектность комплексной профилактики включает также направленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект-объективных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприятий:

- социально-средовое воздействие, направленное на разрушение криминогенных групп и наркотизирующихся групп детей и подростков и на создание социально-поддерживающей инфраструктуры;

- воздействие на «саморазрушающее» поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся («девиантные») формы поведения детей группы риска;

- воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми формами оказания профилактической помощи.

5. Последовательность (этапность)

Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:

- разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;

- для обеспечения последовательности или «алгоритма» шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространения наркотиков и правонарушения среди подростков, но и формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки.

6.Легитимность

Легитимность предусматривает необходимую правовую базу антинаркотической профилактической деятельности и правонарушений несовершеннолетних. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы профилактики по указанным проблемам предусматривают:

- действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры;

- действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.

Цели:

- снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;

- снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом, а также сопутствующих заболеваний;

- снижение численности групп риска потребления ПАВ;

- снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ;

- создание условий для эффективной реабилитации и всестороннего развития детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- укрепление системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Основные задачи профилактики ЗОЖ в образовательной среде

-         вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех субъектов образовательного процесса;

-         улучшение качества воспитания и формирования у детей и молодежи антинаркотических установок;

-         улучшение качества образования за счет повышения уровня здоровья и изменения ценностной ориентации учащихся;

-         повышение качества здоровья детей и молодежи;

-         уменьшение криминогенности в молодежной среде;

-         оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;

-         осуществление антинаркотической профилактической работы с семьями студентов, а также в местах досуга детей и молодежи;

-         создание в образовательном учреждении атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привлечением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;

-         выявление и контроль лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);

-         взаимодействие с различными государственными, общественными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации;

-         совершенствование системы профилактической работы по предупреждению семейного неблагополучия, социального сиротства, детской беспризорности;

-         стабилизация семьи как основного социального института общества, усиление ответственности родителей за воспитание детей.

        Данная подпрограмма рассчитана на 18 часов работы руководителя направления в неделю, в том числе теоретической и практической формы, 18 недель первого и 16 недель второго семестра.

        Реализация подпрограммы предусматривает работу профилактического направления, а именно совместную работу руководителя направления и студентов по разработке, организации мероприятий, направленных на профилактику здорового образа жизни.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Темы, разделы

Кол-во

часов

Сроки проведения

Участники

мероприятия

Ответственные

Форма

1.

1 семестр

Определение путей развития

Профилактического направления в современных условиях

9

17.09 – 19.09

Руководитель,

Пр

2.

Поиск материал по подготовке

Тематического собрания студентов –

Участников направления

6

20.09 – 21.09

3-4 курсы

Руководитель,

актив

Пр

3.

Выявление студентов с творческим и неординарным мышлением

21

22.09 – 29.09

1-4 курсы

Кафедры,

руководитель

Пр

4.

Лечение Травами

«Русская природная аптека»

36

01.10 – 13.10

1 курсы

Руководитель,

актив

Лк/Пр

5.

Конкурс платков «Мы за здоровый образ жизни»: подготовка, организация, проведение, анализ результатов

27

15.10 – 24.10

1-2 курсы

Руководитель,

Мед.работники

Актив

Лк/Пр

6.

Круглый стол: «Профилактика наркозависимостей»

24

25.10 – 03.11

1-2 курсы

Руководитель,

кураторы

Лк/Пр

7.

Приглашение специалистов центра помощи семьи и детям «Кардея»

42

05.11 – 20.11

1-4 курсы

Руководитель,

Социальный

Работник.

Лк

8.

Акция: «За жизнь без табачного дыма»:

Подготовка, организация, проведение, анализ результатов

14

20.11 – 24.11

1-4 курсы

Руководитель, мед.работники,

актив

Пр

9.

Подготовка материалов, для опубликования в газете колледжа. Тема: «Что я знаю о СПИДе?»

36

26.11-08.12

1-3 курсы

Руководитель,

Мед.работники

Руководитель информационного направления

Пр

10.

Акция: «Алкоголь – наркотический яд» (пивная зависимость у подростков):

Подготовка, организация, проведение, анализ результатов

36

10.12-22.12

1-4 курсы

Руководитель,

Мед.работники,

Актив.

Лк/Пр

11.

Подготовку к слету отличников

19

08.01-12.01

2-4 курсы

Руководитель,

Актив, кафедра физ.воспитания

Пр

12.

Слет отличников и хорошистов: день здоровья

18

24.12 – 29.12

1-2 курсы

Руководитель, актив, педагог ДО, кафедра физ.воспитания

Пр

13.

Акция: «А зимой мы не болеем»

18

14.01-19.01

1-4 курсы

Руководитель направления

Пр

14.

Демонстрация деятельности

Направления в течении 1 семестра

18

21.01 – 25.01

1-4 курсы

Рукоаодитель, актив

Пр

15.

2 семестр

Тематический семинар

36

03.03-15.03

1-4 курсы

Руководитель,

актив

Лк.

16.

Всемирный день борьбы с туберкулезом

(плакаты, размещение информации в газете колледжа, радио)

36

24.03 – 29.03

1-4 курсы

Руководитель, актив, руководитель информационного направления

Пр

17.

Мероприятия, посвященные всемирному Дню здоровья

18

31.03 – 08.04

1-3 курсы

Руководитель,

Мед.работникиактив

Лк/Пр

18.

Витамины: вред или польза?

18

10.04-15.04

1-2 курсы

Руководитель направления, мед.работники актив,

Лк/Пр

19.

Праздник «Здоровье наше все» подготовка, организация, проведение, анализ

12

16.04-30.04

1-3 курсы

Руководитель направления,

Мед.работники

Пр

20.

«Первомай»

Акция зеленых

27

1.05 – 10.05

1 курсы

Руководитель, актив, преподаватель ОБЖ

Пр

21.

Международный день памяти умерших от ВИЧ – инфекций и СПИД: подготовка, организация, проведение, анализ

18

12.05-17.05

1-3 курсы

Руководитель, актив, мед.работники

Лк/Пр

22.

Акция: «Всемирный день без табачного дыма»

18

19.05-24.05

1-4 курсы

Руководитель, актив, мед.работники

Лк/Пр

23.

Творческий отчет

18

26.05-31.05

Руководитель направления

Пр

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная образовательная программа работы вокального кружка

Данная программа представляет собой авторский курс  вокальных занятий со студентами в системе дополнительного образования....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Название работы: «Космическое путешествие» Автор: Комбичекова Лидия Нурбиевна Место работы: Кошехабльский центр дополнительного образования для детей при МБОУ СОШ №11 аула Ходзь ,Республики Адыгея. Эл.адрес-lkom82@

СЦЕНАРИЙ  ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯНазвание работы: «Космическое путешествие»Автор: Комбичекова Лидия НурбиевнаМесто работы:  Кошехабльский центр дополнительного образования для детей п...

Организация работы пресс-центра – составляющая инновационной образовательной среды

Школьная телестудия может стать той внутришкольной учебной площадкой, которая позволит:·         выявлять высокомотивированных детей с целью дальнейшего развити...

Студенческий практико-ориентированный проект "Практическая деятельность медицинской сестры в ранней диагностике заболеваний у детей на примере работы детского Центра здоровья"

Основной целью создания Центров здоровья  является предупреждение развития заболеваний, коррекция образа жизни с учетом индивидуальных особенностей пациента и выявленных у него рисков с помощью д...

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»

Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...

Участие в работе Форсайт-центров

Программы Форсайт-центров...