"Домик для звуков"
учебно-методическое пособие

Мельникова Татьяна Валерьевна

Дидактическое пособие на развитие фонетико - фонематических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskoe_posobie_domik_dlya_zvukov.docx812.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие на развитие фонетико-фонематических представлений «Домик для звуков»

В своей работе я использую эту игру.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_63f3dbe436f12924be128a17a3962226.jpg.jpg


Описание: Пособие на развитие фонетико-фонематических представлений предназначено для занятий с детьми 5-7 лет. Игра может использоваться как на подгрупповых, так и на индивидуальных занятиях.
Использование наглядности при формировании и коррекции фонематического анализа способствует более прочному усвоению материала. Опираясь на звуковые символы, дети учатся осознавать звук как единицу речи на наглядно-действенной основе. Схема характеристики звука помогает детям усвоить термин «звук». В ходе занятий дети научатся давать характеристику любому звуку. У детей развивается способность слышать себя и ощущать движения органов артикуляции. Таким образом, формируются устойчивые ассоциативные связи между акустическим образом звука, его артикуляционным укладом и термином.
Цель: Развитие умения составлять характеристику звука с опорой на схему.
Материал:
1. Набор специальных символов для обозначения гласных и согласных звуков (пособие Т.А. Ткаченко)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_6281bb4a6555c177b54f7bab975094b3.jpg.jpg


2. Набор картинок с символами звуков речи (пособие З.Е. Агранович)

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_064d3f4cd855d044454bf05852217eb1.jpg.jpg


3. Звуковой домик. 
Способ изготовления.
На листе формата А4 рисуем справа дом, слева 5 кругов и ламинируем прозрачной самоклейкой.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_b499f573e0552083b18484f754fae0de.jpg.jpg


При помощи двустороннего скотча на каждый кружок приклеиваем прозрачный кармашек.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_c9767369ffa4f7c3fa631d79111e5b06.jpg.jpg


4. Картинки-схемы для характеристики звуков. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_a92f4923fb49e57a2d4b458b2b47e894.jpg.jpg


- Красный круг (гласные звуки).
- Синий круг с колокольчиком (согласные звонкие твёрдые звуки).
- Синий круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие твёрдые звуки).
- Зелёный круг с колокольчиком (согласные звонкие мягкие звуки).
- Зелёный круг с зачёркнутым колокольчиком (согласные глухие мягкие звуки).
5. Предметные картинки на закрепляемые звуки.

Игра «Расскажи о звуке»

Задачи: 
Учить детей давать развёрнутую характеристику звукам речи.
Учить детей дифференцировать звуки, в зависимости от их характеристик.
Варианты заданий:
1 задание
Взрослый вставляет символ звука [Ж] (пособие З.Е. Агранович)
в окно домика и сообщает:
Сегодня к нам в гости летит весёлый жук и поёт песенку: «Ж-ж-ж». Повторите этот звук. Сегодня он поселится в нашем домике. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_e697db979061c1d7202048c10a63f85c.jpg.jpg


Когда мы произносим звук [Ж]: 
- губы вытянуты бубликом, рупором, 
- кончик языка поднят за верхние зубы, 
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, 
- посередине языка идёт сильная плавная воздушная струя.
А теперь положите руку на горлышко, и произнесите звук [Ж]. Горлышко «дрожит», вибрирует:
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
- Звук [Ж] – согласный, всегда твёрдый, звонкий. Обозначать звук [Ж] будем фишкой синего цвета с колокольчиком. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_81cd0a8d035758e28d59853f699cc228.jpg.jpg


Взрослый предлагает детям повторить характеристику звука, найти нужную фишку и поместить в кармашек над картинкой.
Таким образом, можно характеризовать любой звук по мере изучения.
2 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по глухости – звонкости, 
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать картинку-символ звука, соответствующую схеме. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_314e88843577257f255a6335936f6df7.jpg.jpg


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку. 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_08e96db6648f2138dfa788ea246596b4.jpg.jpg


3 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, 
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать 
картинку-символ звука, соответствующую схеме 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_270d962a767af3cfb4790bad6acf11ae.jpg.jpg


Ребёнок даёт развернутую характеристику звукам, опираясь, на акустико-артикуляционный образ звука и выбирает нужную картинку

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_f370a9858e5703e6ed6b5bd1cd9f2ddb.jpg.jpg


4 задание
Взрослый раскладывает на столе картинки с символами звуков речи (З. Е. Агранович), оппозиционных по мягкости – твёрдости, глухости – звонкости,
вставляет фишку-схему в кармашек на крыше и предлагает ребёнку подобрать звук, соответствующий схеме 

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_0d36514368b03cda0b13a3ff8f3ecad1.jpg.jpg


5 задание
Взрослый раскладывает на столе символы звуков (пособие Т.А. Ткаченко).
Вставляет в окно на крыше фишку-схему звука и предлагает ребёнку назвать несколько звуков, подходящих к данной схеме.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_52c1add2ce530dcc282fd0b50ea639e8.jpg.jpg


Дети дают развёрнутую характеристику и выбирают нужные звуки.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_fa45217876ab0256a864758b7fc96d00.jpg.jpg


6 задание
Взрослый раскладывает на столе предметные картинки сказочных героев. 
Предлагает назвать героя, выделить первый звук в слове, дать развёрнутую характеристику этого звука и обозначить его соответствующей фишкой.

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/5772_ea55254dfd9d9b7fdbea04cf57cba157.jpg.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука Ш, дифференциация звуков К-Г

Это презентация для работы с детьми с нарушениями речи....

Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.

Тема Звук и буква  Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока:  Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением  слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...

ДОМИК ДЛЯ МАТРЕШКИ

КОНСТРУИРОВАНИЕ ИЗ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА...

Конспект занятия по лего-конструированию Тема «Домик для Лунтика

Цель: закрепление навыков конструктивной деятельности с помощью «Лего»Программные задачи• продолжать обучать детей строить из деталей конструктора «Лего...

Домик из морских камушек

Домик выполнен из картона а морских камушек , служит для оформления интерьера....

Тема: Домик в зимнем саду.

Конспект занятия "Домик в зимнем саду (аппликация из тополиного пуха)" для детей с нарушениями слуха...