Мультимедийная разработка урока по специальности
план-конспект урока
Цель урока: выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки
Задачи урока:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о средствах музыкальной выразительности;
- закрепить понятие «жанра» в музыке;
- освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений.
развивающие:
- активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;
- совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;
- развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала;
- развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление.
воспитательные:
- воспитывать навык адекватного эмоционально-образного восприятия музыки в процессе её исполнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.77 МБ |
![]() | 130.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Иволгинская детская школа искусств им.Г-Д.Дашипылова»
Конспект открытого урока
«Средства музыкальной выразительности
на уроке по классу чанза»
Шагжина Туяна Баировна
преподаватель по классу чанза
I квалификационной категории
с. Иволгинск
2020 г.
Цель урока: выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки
Задачи урока:
образовательные:
- обобщить и систематизировать знания о средствах музыкальной выразительности;
- закрепить понятие «жанра» в музыке;
- освоить алгоритм элементарного анализа музыкальных произведений.
развивающие:
- активизировать познавательную, музыкально-творческую деятельность;
- совершенствовать исполнительские навыки на примере гаммы, упражнений, этюда;
- развивать навыки анализа и обобщения музыкального материала;
- развивать музыкально-образное и двигательно-координационное мышление.
воспитательные:
- воспитывать навык адекватного эмоционально-образного восприятия музыки в процессе её исполнения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: комбинированный.
ТСО:
- чанза – 2 шт.;
- фортепиано – 1 шт.;
- пюпитр – 1 шт.;
- персональный компьютер, выход в сеть Интернет.
Место проведения: МБУ ДО «Иволгинская ДШИ им.Г-Д.Дашипылова», кабинет индивидуальных занятий.
Методическое обеспечение:
- рабочая образовательная программа по предмету «Чанза»;
- конспект урока;
- мультимедийная разработка урока.
Дидактический материал:
- «Дневник музыкальных впечатлений»;
- мини-тест «Собери цветок»;
- план анализа музыкального произведения;
- презентация «Кроссворд «Средства музыкальной выразительности»;
- «Словарь музыкальных терминов»;
- «Таблица-анализ музыкального произведения».
Наглядный материал:
- иллюстрация «Полька»;
- карточки «Ритмические формулы».
Раздаточный материал:
- планшет «Средства музыкальной выразительности».
Диагностический материал:
- диагностическая карта № 2
Музыкальный материал:
- Гамма До мажор.
- Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.
- Иванов Аз. «Полька».
- Шапорин Ю. «Колыбельная».
План проведения урока
- Организационный момент:
- Представление обучающегося.
- Создание благоприятной психологической атмосферы.
- Настройка инструмента.
- Подготовка к основному этапу урока.
- Организация правильной посадки за инструментом.
- Сообщение темы, цели и задач урока.
- Проверка выполнения домашнего задания:
- Исполнение Гаммы До мажор - организация игровых движений (мелкая моторика, координация движений, постановка рук).
- Работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности».
- Исполнение Панин В. «Этюд-глиссандо» Ре мажор.
- Основной этап урока.
- Выявление значения средств музыкальной выразительности в развитии музыки посредством проведения ряда экспериментов (на примере пьесы Аз. Иванова «Полька»).
- Обобщение и систематизация знаний.
- Работа с наглядным материалом.
- Элементарный анализ музыкального произведения:
- Работа с раздаточным материалом «План анализа музыкальных произведений».
- Работа с планшетом «Средства музыкальной выразительности».
- Заключительный этап урока.
- Подведение итогов урока (мини-лекция).
- Мини-тест «Собери цветок»
- Инструктаж домашнего задания.
Ход урока
Педагог: | Здравствуй, Дари. Проходи, пожалуйста. Приготовь всё, необходимое для урока. |
учебные принадлежности: ноты, дневник, ручка, нотная тетрадь, словарь музыкальных терминов | |
Педагог: | Сегодня мы продолжим работу над пьесами, которые мы с тобой разучивали. Скажи, что тебе было задано на дом? |
Ученица: | На дом было задано: выучить на память «Польку», выразительно исполнять динамику, этюд подготовить к сдаче. На уроке мы разобрали пьесу «Колыбельная», дома нужно закрепить пьесу, обратить внимание на исполнение штрихов «legato» и срывы пальцами левой руки. |
Педагог: | Всё верно. По традиции мы начнём урок с исполнения гаммы. Как ты считаешь: для чего нужно играть гаммы, упражнения и этюды? |
Ученица: | Для того чтобы развивать технику, укреплять пальцы. |
Педагог: | Правильно. Но кроме этого, при работе над гаммами и упражнениями мы ещё узнаём и закрепляем аппликатурные закономерности, новые приёмы звукоизвлечения, ритмическую организацию длительностей и затем применяем их в пьесах. Поэтому при самостоятельном разборе музыкального произведения у тебя не возникает ритмических, аппликатурных трудностей. Сейчас, пожалуйста, исполни гамму До мажор. |
педагог инструктирует исполнение гаммы:
ученица исполняет гамму До мажор педагог контролирует посадку, корректирует движения рук, пальцев ученицы | |
Педагог: | Молодец, Дари! Ответь, пожалуйста, мне на такой вопрос: что изменялось в звучании гаммы при движении вверх и вниз? |
Ученица: | Вверх я играла крещендо, а вниз – диминуэндо. |
Педагог: | Верно. Подумай и ответь: изменился ли характер звучания при изменении ритма? |
Ученица: | Да, изменился. Сначала было похоже на марш, а потом на танец. |
Педагог: | Молодец! Дари, ритм, темп, динамика – каким определением мы можем объединить все эти понятия? |
Ученица: | Это средства музыкальной выразительности. |
Педагог: | Верно. «Средства музыкальной выразительности» - тема нашего урока. Мы с тобой вспомним, что ещё относится к средствам выразительности в музыке, проведём небольшой эксперимент, раскроем значение средств выразительности в развитии музыки. Но в начале, предлагаю тебе разгадать небольшой кроссворд. |
работа с презентацией «Средства музыкальной выразительности» ученица разгадывает кроссворд | |
Педагог: | Всё правильно. Итак, к средствам музыкальной выразительности мы относим: мелодию, ритм, динамику, лад, регистр, темп, тембр и всё начинается с интонации. Одним из творческих заданий на дом было придумать название, рассказать о характере и изобразить музыку «Этюда-глиссандо» в рисунке. |
ученица демонстрирует рисунок, рассказывает о придуманном ею художественном образе | |
Ученица: | Характер у пьесы весёлый, жизнерадостный, шутливый. Композитор использовал мажорный лад, подвижный темп, чёткий ритм, динамические оттенки f, mf, штрих «staccato», красочные приёмы игры «глиссандо», срывы пальцами левой руки. Я нарисовала рисунок и дала ему название - «После дождя». |
Педагог: | У тебя получился замечательный рисунок, и ты все правильно рассказала о характере пьесы и средствах выразительности используемых композитором. А сейчас исполни, пожалуйста, «Этюд-глиссандо». |
ученица исполняет В.Панин «Этюд-глиссандо» без нот, педагог наблюдает | |
Педагог: | Молодец! Продолжаем урок. Сейчас я предлагаю тебе исполнить «Польку» и проследить, какие средства выразительности использует композитор в раскрытии содержания пьесы. Задание понятно? |
Ученица: | Да, понятно. |
ученица исполняет пьесу Азария Иванова «Полька», педагог наблюдает и контролирует точное исполнение штрихов, соблюдение аппликатуры, чёткость воспроизведения акцентов, корректирует работу игрового аппарата, посадку ученицы | |
Педагог: | Спасибо, Дари! Мне понравилось твое исполнение. Давай немного поговорим о пьесе. Посмотри на иллюстрацию картины «Полька». Давай вспомним, что такое полька? |
педагог демонстрирует иллюстрацию и фотографию танца | |
Ученица: | Полька – это старинный чешский танец, жанр танцевальной музыки. Характер у польки быстрый, живой, размер 2/4, исполняется легко с опорой на сильную долю. |
Педагог: | Всё верно. А какие средства музыкальной выразительности использовал композитор для воплощения характера польки? Чтобы тебе было легче анализировать произведение, я для тебя составила план анализа. |
ученица работает с раздаточным материалом: «План анализа музыкального произведения» и планшет «Средства музыкальной выразительности» | |
Ученица: | «Полька» пьеса авторская, по жанру это танец, характер веселый, темп подвижный, ритм четкий, лад мажорный, динамика f, mf, штрих - «staccato». |
Педагог: | Верно! Дари, как ты считаешь, изменится ли характер польки, если изменить хотя бы одно средство выразительности? |
Ученица: | Думаю, что изменится. |
Педагог: | Чтобы проверить это, мы с тобой проведём небольшой эксперимент. Исполни, пожалуйста, польку в миноре. |
эксперимент 1: ученица исполняет «Польку» в ля миноре | |
Педагог: | Спасибо! Дари, какой образ возник в твоем воображении, характер пьесы остался прежним или изменился? |
Ученица: | Полька стала не весёлой, а грустной. |
Педагог: | Так, а если изменить ритмический рисунок и темп? |
педагог инструктирует выполнение заданий: эксперимент 2: исполнить пьесу в миноре, в медленном темпе, ровными длительностями эксперимент 3: исполнить пьесу в основной тональности, но в другом ритме ученица исполняет «Польку» | |
Ученица: | В первом случае Полька прозвучала как песня, а во втором – как марш. |
Педагог: | Хорошо, продолжим эксперимент: изменим динамику и лад. Исполни всё произведение на p и mp. Что получится? |
педагог инструктирует выполнение задания: эксперимент 4: исполнить пьесу в миноре и умеренной динамикой ученица исполняет «Польку» в ля миноре на p и mp | |
Ученица: | В этот раз движение музыки как будто бы остановилось. |
Педагог: | Спасибо, Дари! Мы убедились, что в музыке каждый образ или характер создаётся определённым сочетанием средств выразительности. У других видов искусств также есть свой язык, свои выразительные средства, с помощью которых поэт, писатель, художник или композитор выражает или изображает картины природы, радость или печаль. Например, в живописи основными выразительными средствами являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создает картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Основой танца являются движения и жесты. Композитор грозный характер передаёт яркой динамикой, низким регистром в сочетании со сдержанным темпом. Нежный характер - спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным ритмом. Каждое из средств выразительности имеет большое значение в развитии музыки, передаче образа или характера. Сегодня на уроке мы с тобой в этом убедились. Арина, к сожалению, урок подходит к концу. Давай вспомним и обобщим, что мы делали на уроке, что тебе понравилось, может какие возникли в ходе урока проблемы? |
Ученица: | На уроке мы говорили о средствах музыкальной выразительности, с помощью которых мы раскрываем характер исполняемых пьес, их музыкальный образ. Провели эксперимент, научились анализировать музыкальное произведение. |
Педагог: | Всё верно, Дари. И завершая урок, давай ещё раз повторим средства музыкальной выразительности. Предлагаю поиграть в игру, которая называется «Собери цветок». |
педагог инструктирует условия игры: необходимо составить цветок из отдельных лепестков, на каждом из которых написано название одного из средств выразительности; педагог даёт определение средству выразительности, ученица выбирает лепесток с соответствующим названием и составляет из них цветок | |
Педагог: | Молодец, Дари! Ты справилась с поставленной задачей. Дари, хочу поблагодарить тебя за совместное творчество. Ты сегодня очень хорошо и плодотворно поработала на уроке, заслужила саму высокую отметку «отлично». А сейчас - задание на дом:
|
педагог проводит инструктаж домашнего задания, записывает его в дневник ученицы | |
Педагог: | На этом наш урок окончен. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация - Методическая разработка урока по специальности 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» Тема: Выполнение эскизов машиностроительных деталей
Методическая разработка урока по теме «Выполнение эскизов машиностроительных деталей» состоит из нескольких презентаций, включающих разделы:1. Презентация - СОДЕРЖАНИЕ – содержит сведения о знач...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-732049-1491661438.jpg)
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации" Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL
Методическая разработка урока по МДК 01.01 "Технология создания и обработки цифровой мультимедийной информации". Тема: Обработка числовой информации в MS EXCEL.Данный урок проведен на п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/26/picture-422474-1490509399.jpg)
разработка урока по специальности 09.02.05 ПРикладная информатика
Урок по теме "История компьютеров. Архитектура компьютера". Урок направлен на обобщение материала по изученнным темам. Первая часть урока включает работу с лексическим материалом, вторая часть урока -...
Методическая разработка урока для специальности "Автомеханик" по теме "Компоненты автомобиля"
Изучение профессионального иностранного языка, в частности английского, необходимо каждому специалисту в профессиональной деятельности, так как профессиональная терминология по английскому языку напра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/08/picture-732049-1491661438.jpg)
Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we
В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...
Разработка урока «Верстка веб страниц» междисциплинарного курса «МДК 04.02. Технология публикации цифровой мультимедийной информации» с использованием интерактивных методов обучения
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯВЕРСТКА ВЕБ СТРАНИЦФИО преподавателя: Спиридонова Марианна ОлеговнаСпециальность: 09.02.03. Программирование в компьютерных системахТема учебного занятия: Блочная...
Методическая разработка урока по теме: "Создание мультимедийных компьютерных презентаций"
Методическая разработка урока по теме: "Создание мультимедийных компьютерных презентаций"...