Беседа №2 "Земля наш общий дом"
учебно-методический материал

Шишкина Светлана  Васильевна

ознокомительная беседа для детей дошкольного возраста 5-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_no2_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx (22.61 КБ)22.61 КБ

Предварительный просмотр:

БЕСЕДА №2

«ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»

УЧ. ЛОГОПЕД:

ШИШКИНА С.В.

Здравствуйте мои дорогие девчонки и мальчишки!

♦ Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии?

       Мы говорили о том, какими представляли Землю и небеса люди в древности. Но прошло время, и наступил XV век. Он вошел в историю человечества как век великих географических открытий.

      ♦Вам еще не известно, что такое ГЕОГРАФИЯ

География — наука, изучающая поверхность Земли с ее природными условиями.

♦ А какие открытия называют географическими?

        Географические открытия — познание окружающего нас мира, который освоен и заселен людьми. открытия могут быть связаны с освоением новых земель или новых экономических ресурсов. К географическим открытиям также относятся открытия новых островов, проливов, бухт, заливов и т.д.

Люди научились строить прочные быстроходные парусные корабли и стали бороздить на них моря и океаны. Пожалуй, самым знаменитым морским путешествием стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.

♦ Вам понятно слово кругосветное.

        Это значит путешествие вокруг света по другому вокруг земли.  За три года Магеллан объехал всю Землю с запада на восток. Уже тогда мореплаватели и ученые догадывались, что Земля — не плоское блюдо, а огромный шар. Многие видели, что корабли, удаляясь, скрываются за горизонтом.

Знаменитый польский ученый Николай Коперник перевернул все представления людей о Земле и Солнце. Он назвал наше светило — центром мира и объяснил, что Земля вращается вокруг Солнца. Его современникам совсем не хотелось в это верить! Ведь все давно привыкли считать неподвижную Землю самым главным, самым важным местом — центром всего мира.

Но в 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей изготовил небольшой телескоп.

♦ Кто знает, зачем нужен телескоп?

Телескоп — прибор для наблюдения за звездным небом.

Своими наблюдениями Галилей подтвердил теорию Николая Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Галилея привлекли к суду и заставили отречься от своих представлений, но после отречения Галилей, топнув ногой, воскликнул: «А все-таки она вертится!» Со временем эти слова стали крылатыми. Их употребляют, когда хотят показать свою убежденность в чем-то.

Современные,  наука и техника,  позволили людям составить верное представление о Земле.

♦ В виде чего предстает Земля на фотографиях, сделанных из космоса?

Правильно, в виде огромного шара. Большую часть земного пространства (примерно три четверти) занимают моря и океаны, и только на четвертой части Земли располагается суша. Суша — пространство, покрытое камнями и почвой.

Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги..

♦ Доводилось ли вам, дорогие друзья, видеть когда-нибудь географическую карту или глобус? В какой цвет окрашена на них суша?

Суша окрашена в желтый, коричневый и зеленый цвета.

♦ А каким цветом обозначены водные пространства?

Моря и океаны обозначены голубым и синим цветом. А заснеженные и ледяные пространства Северного и Южного полюсов окрашены в белый цвет.

♦ Вспомните, что такое глобус?

Глобус — модель земного шара. На нем можно увидеть и высокие горы, и бескрайние равнины, и ледяные, заснеженные просторы, моря, океаны.

Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха. Она называется атмосферой. Воздушное пространство Земли простирается вверх на многие десятки километров! «Земной шар точно завернут в тонкую голубую кисею», — заметил о земной атмосфере писатель и ученый П.В. Клушанцев.

Воздушная атмосфера

Окружает земную сферу

Воздушная атмосфера.

Ее прозрачная вуаль

Укрыла Землю, словно шаль.

«Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса.

♦ Как вы думаете, почему?

Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет.

♦ Почему атмосфера очень важна для Земли?

Потому что воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные. Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться теплу и спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб. Они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере.

♦ Кто знает, как называются каменные небесные тела, падающие на Землю из космического пространства?

Правильно, метеоритами. Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство, которое часто называют космосом.

О космос мы говорили с вами на прошлой неделе.

В космосе движутся и отдельные звезды, и огромные скопления звезд. Вокруг звезд кружатся планеты, рядом проносятся кометы и метеоры.

♦ Как вы думаете, есть ли в космосе воздух?

Воздуха там нет! Вот почему космонавты при выходе в космос надевают специальный костюм, внутрь которого поступает воздух.

♦ Как называется такой костюм, вспоминайте?

Конечно, скафандр.

Мои путешествия

Я во время долгих странствий

Открывал Земли пространства:

Бесконечные просторы,

Степи, и тайгу, и горы.

Голубые океаны

Довелось увидеть мне.

Волны бурные, туманы

Вижу с той поры во сне.

Поднимался в самолетах —

Видел сверху облака,

И казалось в тех полетах,

Что внизу лежат снега.

Только в космосе далеком

Не бывал ни разу я.

О звезде своей высокой

Лишь мечтаю я, друзья!

Дорогие ребята! Представим, что мы прикоснулись рукой к глобусу. Он стал вращаться вокруг своей оси. Вот так и Земля вращается вокруг своей невидимой, или, как говорят, воображаемой, оси. Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа. Это время и называется сутками.

На какие две части можно разделить сутки?

Сутки состоят из дня и ночи. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной — сияет светлый день. День и ночь сменяют друг друга, потому что вращение Земли непрерывно!

Можно сказать, что день — светлое время суток, а ночь — темное.

День

Днем светло, ведь солнце светит,

Во дворе резвятся дети:

То взлетают на качелях,

То кружат на каруселях.

Ночь

Ночь пришла, вокруг стемнело,

За горою солнце село.

Вслед за первою звездой

Вышел месяц золотой.

И в кроватках до утра

Засыпает детвора.

♦ Вспомните, о чем мы беседовали на прошлом занятии, и скажите, вокруг чего вращается Земля?

Земля вращается не только вокруг своей собственной оси, но и совершает оборот за оборотом вокруг Солнца.

Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, называется годом! За год наша планета делает полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.

♦ Сколько же суток необходимо Земле, чтобы совершить оборот вокруг Солнца?

365 или 366 суток.

♦ А сколько месяцев на это понадобится? Правильно. Год состоит из двенадцати месяцев.

♦ А сколько времен года сменятся на Земле?

Верно. Четыре времени года.

♦ Как они называются?

Одно время года сменяется другим. Вслед за зимой идет весна, потом наступает лето, затем следует осень и вновь наступает зима.

♦ Задумывались ли вы о том, почему одно время года сменяется другим?

Это происходит оттого, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло. А сейчас отгадайте загадки.

* * *

Если снег темнеет, тает,

И орешник расцветает,

И сережки у осины,

И плывут по речке льдины,

Лес очнулся ото сна,

Значит, к нам пришла ... (весна).

* * *

Зеленеет все, цветет,

Зреет сочный сладкий плод.

Солнце льет потоки света.

Это время года — ... (лето).

* * *

Если дождик моросит,

У деревьев грустный вид,

Слышен ветра шум и свист,

Облетает желтый лист,

Грустен шелест старых сосен.

Это время года — ... (осень).

* * *

Если все белым-бело,

Белым снегом замело

И дороги и дома,

Значит, к нам пришла ... (зима).

Осенью — в плаще золотом.   (Земля.)

А теперь давайте еще раз повторим, что же представляет собой Земля — планета, некоторой мы живем. Я буду говорить начало предложений, а вы заканчивайте их.

Наша планета — это огромный твердый ... (шар). На поверхности этого шара есть пространство сухопутное и ... (водное). Землю окружает воздушная ... (атмосфера). Земля вращается вокруг своей собственной ... (оси). За счет этого вращения происходит смена ... (времени суток). Земля вращается вокруг нашего светила — ... (Солнца). Из-за этого вращения происходит смена ... (времен года).

Остается добавить, что Земля — это единственная известная нам обитаемая планета!

♦ Что значит обитаемая планета?

На Земле существуют благоприятные для жизни условия: вода для питья и воздух для дыхания. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета, поэтому и называют Землю планетой жизни!

Родная планета

Земля нам всех планет родней!

Ведь мы с тобой живем на ней,

И любим мы ее просторы,

Ее леса, моря и горы.

Вопросы в конце беседы

♦ Кто совершил первое в истории человечества кругосветное путешествие?

♦ Какую форму имеет Земля?

♦ Кто из ученых доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

♦ Что такое атмосфера?

♦ Почему люди должны заботиться о состоянии атмосферы?

♦ Что такое космическое пространство?

♦ Почему на Земле происходит смена дня и ночи?

♦ Почему происходит смена времен года?

♦ Почему Землю называют планетой жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Данная разработка представляет собой методический материал для изучения  курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство

Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается   в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр...

Беседа "Умеешь ли ты общаться? (о культуре поведения)"

Беседа направлена на формирование этической культуры школьников...

Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.

Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...

Беседа №1 Земля наш общий дом

Данная беседа предназначена для ознакомления дошкольников с познавательным материалом исторического характера. В данном материале рассказывается о видении и понимании древними народами существования и...