Беседа №2 "Земля наш общий дом"
учебно-методический материал
ознокомительная беседа для детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_no2_zemlya_nash_obshchiy_dom.docx (22.61 КБ) | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
БЕСЕДА №2
«ЗЕМЛЯ - НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
УЧ. ЛОГОПЕД:
ШИШКИНА С.В.
Здравствуйте мои дорогие девчонки и мальчишки!
♦ Вспомните, о чем мы говорили на прошлом занятии?
Мы говорили о том, какими представляли Землю и небеса люди в древности. Но прошло время, и наступил XV век. Он вошел в историю человечества как век великих географических открытий.
♦Вам еще не известно, что такое ГЕОГРАФИЯ
География — наука, изучающая поверхность Земли с ее природными условиями.
♦ А какие открытия называют географическими?
Географические открытия — познание окружающего нас мира, который освоен и заселен людьми. открытия могут быть связаны с освоением новых земель или новых экономических ресурсов. К географическим открытиям также относятся открытия новых островов, проливов, бухт, заливов и т.д.
Люди научились строить прочные быстроходные парусные корабли и стали бороздить на них моря и океаны. Пожалуй, самым знаменитым морским путешествием стало кругосветное плавание Фернана Магеллана.
♦ Вам понятно слово кругосветное.
Это значит путешествие вокруг света по другому вокруг земли. За три года Магеллан объехал всю Землю с запада на восток. Уже тогда мореплаватели и ученые догадывались, что Земля — не плоское блюдо, а огромный шар. Многие видели, что корабли, удаляясь, скрываются за горизонтом.
Знаменитый польский ученый Николай Коперник перевернул все представления людей о Земле и Солнце. Он назвал наше светило — центром мира и объяснил, что Земля вращается вокруг Солнца. Его современникам совсем не хотелось в это верить! Ведь все давно привыкли считать неподвижную Землю самым главным, самым важным местом — центром всего мира.
Но в 1609 г. итальянский ученый Галилео Галилей изготовил небольшой телескоп.
♦ Кто знает, зачем нужен телескоп?
Телескоп — прибор для наблюдения за звездным небом.
Своими наблюдениями Галилей подтвердил теорию Николая Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Галилея привлекли к суду и заставили отречься от своих представлений, но после отречения Галилей, топнув ногой, воскликнул: «А все-таки она вертится!» Со временем эти слова стали крылатыми. Их употребляют, когда хотят показать свою убежденность в чем-то.
Современные, наука и техника, позволили людям составить верное представление о Земле.
♦ В виде чего предстает Земля на фотографиях, сделанных из космоса?
Правильно, в виде огромного шара. Большую часть земного пространства (примерно три четверти) занимают моря и океаны, и только на четвертой части Земли располагается суша. Суша — пространство, покрытое камнями и почвой.
Моря и океаны бороздят суда, построенные людьми. На суше шумят леса, расстилаются поля, луга, степи и пустыни, высятся горы. На суше люди засевают поля и сажают сады, строят города и поселки, прокладывают дороги..
♦ Доводилось ли вам, дорогие друзья, видеть когда-нибудь географическую карту или глобус? В какой цвет окрашена на них суша?
Суша окрашена в желтый, коричневый и зеленый цвета.
♦ А каким цветом обозначены водные пространства?
Моря и океаны обозначены голубым и синим цветом. А заснеженные и ледяные пространства Северного и Южного полюсов окрашены в белый цвет.
♦ Вспомните, что такое глобус?
Глобус — модель земного шара. На нем можно увидеть и высокие горы, и бескрайние равнины, и ледяные, заснеженные просторы, моря, океаны.
Земной шар окружает оболочка, которая состоит из воздуха. Она называется атмосферой. Воздушное пространство Земли простирается вверх на многие десятки километров! «Земной шар точно завернут в тонкую голубую кисею», — заметил о земной атмосфере писатель и ученый П.В. Клушанцев.
Воздушная атмосфера
Окружает земную сферу
Воздушная атмосфера.
Ее прозрачная вуаль
Укрыла Землю, словно шаль.
«Голубой планетой» назвали Землю космонавты, когда увидели ее из космоса.
♦ Как вы думаете, почему?
Голубой кажется водная гладь рек, морей и океанов. Атмосфера, окутывающая Землю, тоже имеет голубоватый цвет.
♦ Почему атмосфера очень важна для Земли?
Потому что воздухом, из которого она состоит, дышат люди и животные. Атмосфера защищает Землю от слишком горячих солнечных лучей и вредного космического излучения, но в то же время не дает рассеиваться теплу и спасает Землю от падающих из космоса камней и ледяных глыб. Они либо сгорают, либо расплавляются в атмосфере.
♦ Кто знает, как называются каменные небесные тела, падающие на Землю из космического пространства?
Правильно, метеоритами. Там, где кончается воздушное пространство Земли, начинается бесконечное космическое пространство, которое часто называют космосом.
О космос мы говорили с вами на прошлой неделе.
В космосе движутся и отдельные звезды, и огромные скопления звезд. Вокруг звезд кружатся планеты, рядом проносятся кометы и метеоры.
♦ Как вы думаете, есть ли в космосе воздух?
Воздуха там нет! Вот почему космонавты при выходе в космос надевают специальный костюм, внутрь которого поступает воздух.
♦ Как называется такой костюм, вспоминайте?
Конечно, скафандр.
Мои путешествия
Я во время долгих странствий
Открывал Земли пространства:
Бесконечные просторы,
Степи, и тайгу, и горы.
Голубые океаны
Довелось увидеть мне.
Волны бурные, туманы
Вижу с той поры во сне.
Поднимался в самолетах —
Видел сверху облака,
И казалось в тех полетах,
Что внизу лежат снега.
Только в космосе далеком
Не бывал ни разу я.
О звезде своей высокой
Лишь мечтаю я, друзья!
Дорогие ребята! Представим, что мы прикоснулись рукой к глобусу. Он стал вращаться вокруг своей оси. Вот так и Земля вращается вокруг своей невидимой, или, как говорят, воображаемой, оси. Один оборот вокруг своей оси Земля совершает за 24 часа. Это время и называется сутками.
♦ На какие две части можно разделить сутки?
Сутки состоят из дня и ночи. На той части нашей планеты, которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освещенной — сияет светлый день. День и ночь сменяют друг друга, потому что вращение Земли непрерывно!
Можно сказать, что день — светлое время суток, а ночь — темное.
День
Днем светло, ведь солнце светит,
Во дворе резвятся дети:
То взлетают на качелях,
То кружат на каруселях.
Ночь
Ночь пришла, вокруг стемнело,
За горою солнце село.
Вслед за первою звездой
Вышел месяц золотой.
И в кроватках до утра
Засыпает детвора.
♦ Вспомните, о чем мы беседовали на прошлом занятии, и скажите, вокруг чего вращается Земля?
Земля вращается не только вокруг своей собственной оси, но и совершает оборот за оборотом вокруг Солнца.
Промежуток времени, равный периоду обращения Земли вокруг Солнца, называется годом! За год наша планета делает полный оборот вокруг Солнца и возвращается в первоначальную точку.
♦ Сколько же суток необходимо Земле, чтобы совершить оборот вокруг Солнца?
365 или 366 суток.
♦ А сколько месяцев на это понадобится? Правильно. Год состоит из двенадцати месяцев.
♦ А сколько времен года сменятся на Земле?
Верно. Четыре времени года.
♦ Как они называются?
Одно время года сменяется другим. Вслед за зимой идет весна, потом наступает лето, затем следует осень и вновь наступает зима.
♦ Задумывались ли вы о том, почему одно время года сменяется другим?
Это происходит оттого, что Земля во время вращения по-разному поворачивается к Солнцу, которое дарит ей свет и тепло. А сейчас отгадайте загадки.
* * *
Если снег темнеет, тает,
И орешник расцветает,
И сережки у осины,
И плывут по речке льдины,
Лес очнулся ото сна,
Значит, к нам пришла ... (весна).
* * *
Зеленеет все, цветет,
Зреет сочный сладкий плод.
Солнце льет потоки света.
Это время года — ... (лето).
* * *
Если дождик моросит,
У деревьев грустный вид,
Слышен ветра шум и свист,
Облетает желтый лист,
Грустен шелест старых сосен.
Это время года — ... (осень).
* * *
Если все белым-бело,
Белым снегом замело
И дороги и дома,
Значит, к нам пришла ... (зима).
Осенью — в плаще золотом. (Земля.)
А теперь давайте еще раз повторим, что же представляет собой Земля — планета, некоторой мы живем. Я буду говорить начало предложений, а вы заканчивайте их.
Наша планета — это огромный твердый ... (шар). На поверхности этого шара есть пространство сухопутное и ... (водное). Землю окружает воздушная ... (атмосфера). Земля вращается вокруг своей собственной ... (оси). За счет этого вращения происходит смена ... (времени суток). Земля вращается вокруг нашего светила — ... (Солнца). Из-за этого вращения происходит смена ... (времен года).
Остается добавить, что Земля — это единственная известная нам обитаемая планета!
♦ Что значит обитаемая планета?
На Земле существуют благоприятные для жизни условия: вода для питья и воздух для дыхания. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета, поэтому и называют Землю планетой жизни!
Родная планета
Земля нам всех планет родней!
Ведь мы с тобой живем на ней,
И любим мы ее просторы,
Ее леса, моря и горы.
Вопросы в конце беседы
♦ Кто совершил первое в истории человечества кругосветное путешествие?
♦ Какую форму имеет Земля?
♦ Кто из ученых доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?
♦ Что такое атмосфера?
♦ Почему люди должны заботиться о состоянии атмосферы?
♦ Что такое космическое пространство?
♦ Почему на Земле происходит смена дня и ночи?
♦ Почему происходит смена времен года?
♦ Почему Землю называют планетой жизни?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство
Данная разработка представляет собой методический материал для изучения курса «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин». Предназначена для изучения раздела модуля и...
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
Разработка внеурочного занятия по ФГОС . Тема занятия:: « Классификация и общее устройство автомобилей. Общее устройство автомобиля. »
Данный конспект внеурочного занятия, построен в соответсвии с требовании ФГОС....
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц» МДК 01.01 «Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и с/х машин» Курс «Назначение и общее устройство
Курс «Назначение и общее устройство сельскохозяйственных машин» изучается в соответствии с Примерной программой профессионального модуля ПМ.01. «Подготовка машин, механизмов, установок, пр...
Беседа "Умеешь ли ты общаться? (о культуре поведения)"
Беседа направлена на формирование этической культуры школьников...
Беседы -рассуждения о правах и обязанностях . БЕСЕДА О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Я И ОБЩЕСТВО.
Как же нам общаться с другими людьми, чтобы уважать себя и других, чтобы общество, в котором мы живем, было гуманным и справедливым?...
Беседа №1 Земля наш общий дом
Данная беседа предназначена для ознакомления дошкольников с познавательным материалом исторического характера. В данном материале рассказывается о видении и понимании древними народами существования и...