индивидуальное коррекционное занятие "Поможем бабушке Федоре"
план-конспект занятия

Шишкина Светлана  Васильевна

занятие посвящено лексической теме "Посуда", на занятие представлен материал по автоматизации звука "Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_od_pomozhem_babushke_fedore.docx (39.86 КБ)39.86 КБ

Предварительный просмотр:

МДОАУ  «Детский сад № 91 «Росинка»  г. Орска»

 

Игровое логопедическое занятие-сказка

«Поможем бабушке Федоре»

(по сказке К. Чуковского «Федорино горе»)

Подготовил: учитель-логопед

С.В. Шишкина                                                         

Орск, 2020 г.

Тема занятия: «Поможем бабушке Федоре».

Форма занятия: индивидуальная (старшая  логопедическая группа).

Цель занятия: автоматизировать  звук [р] в слогах, словах и фразовой речи.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • формировать правильный артикуляционный уклад и звонкое  произношение  звука «Р»;
  • закреплять умение давать характеристику звуку [р];
  • автоматизировать звука  «Р» в слогах, словах;
  • закреплять  умение ориентироваться в пространстве и на листе бумаге.
  • закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, относительные прилагательные.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать тонкую  моторику  пальцев рук, артикуляционную  моторику, зрительное  и фонематическое восприятие, внимание, мышление;
  • развивать  правильный речевой выдох;
  • развивать межполушарное взаимодействие;
  1. Коррекционно-воспитательные:
  • воспитание активности, работоспособности и  контроля  за  речью.

Оборудование: ноутбук, волшебная палочка, карточки с  моделями артикуляции звуков [л], [р], [ш], [ж] (Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»); набор карточек для развития органов артикуляции портала «Мерсибо»; Су-Джок  массажёр (колечки); «Паучок на паутинке» -игра для развития речевого выдоха ; линейка-тренажер «Извилистые дорожки» для развития межполушарного взаимодействия; настольная  игра «Квадрат»; электронная игра «Назови лишний предмет?»; игра с мячом «Назови ласково»; предметные картинки-схемы и логопедический тренажёр «Будильник правильной речи»; набор кукольной чайной посуды.

Время проведения: 20 минут

Планируемое время проведения занятия: второй  период обучения – четвертая  неделя января.

Ход  занятия-сказки

Части ОД

Содержание

Области

Временной отрезок

1. Вводная часть                                                         

2. Основная часть  

Организационный момент.

Логопед: У нас сегодня гости, поздоровайся с ними. Они пришли посмотреть и послушать, что ты умеешь делать и как произносишь звуки.  (Ребёнок здоровается)

           Логопед: Маргарита, ты любишь сказки?

           Ребёнок: Да.

           Логопед: - А знакомы ли тебе эти герои? Буратино, Чебурашка, Пьеро. Какой звук слышен во всех именах этих героев?

           Ребёнок: Звук  [р].

Задание № 1. Характеристика звука [р].

 Логопед: Найди этот звук среди других звуков и расскажи всё, что тебе о нём известно. 

На столе  модели артикуляции звуков [ш], [ж], [л], [р],  (Акименко В.М. «Новые логопедические технологии»)

Ребёнок: Звук  [р] – согласный,  твёрдый и звонкий. Когда мы его произносим, то рот широко открыт, а широкий  кончик  язычок упирается в бугорки за верхними зубами (альвиолы), делаем сильный выдох и язычок дрожит.

          Логопед: Всё правильно. Я только добавлю, что обозначается звук «Р» буквой Р.

Логопед: Ты догадалась, какой звук будешь стараться правильно произносить?

          Ребёнок: Звук  [р]

Создание проблемной ситуации.

Логопед: В одной сказке случилась беда,  и герой этой сказки просит нас о помощи? Послушай  загадку и ты узнаешь, кто этот герой.

Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт.     Кто это ? 

Ребёнок: Федора.

Логопед: Федора ждет гостей, очень просит, что бы ты помогла ей вернуть посуду домой. Ты хочешь ей помочь?

Ребёнок: Хочу! А что надо делать?

          Логопед: Предлагаю отправиться в ту  сказку и вернуть посуду.

Ребёнок: Я согласна.

Логопед: Что бы вернуть посуду тебе предстоит выполнить много заданий. Задания будут трудные, и поможет тебе выполнять задания твой язычок. Предлагаю   выполнить зарядку для язычка, что бы он стал сильным и  ловким. За все выполненные задания ты будешь получать смайлики, которые будут улыбаться тебе, что бы у тебя было хорошее настроение. А еще предметы посуды.

Задание № 2. Артикуляционная гимнастика.

На столе  набор карточек для развития органов артикуляции:

   «Накажем непослушный язычок», «Лопаточка», «Чашечка», «Варенье»,

«  «Маляр», «Грибок», «Качели».

Ребёнок выполняет артикуляционную гимнастику.

Логопед: - Молодец! Твой язычок очень старался, выполнил все упражнения правильно, и вот твой первый смайлик. Сейчас я взмахну волшебной палочкой, и мы перенесемся в сказку! Чтоб в пути было не скучно предлагаю попеть любимые песенки нашего язычка.

Задание № 3. Автоматизация звука [р] в слогах. Развитие фонематического слуха, памяти.

          Ребёнок одевает на пальчик, указанный логопедом, пружинку, выполняет массаж и проговаривает вслед за ним цепочку слогов.

ра-ро-ру                дра-дро-дру

ры-ро-ру                дро-дру-дра

ра-ро-ру-рэ          дра-дро-дру-дры

Логопед:  - Ты очень старалась, а язычок тебе помогал, получай еще один смайлик и вот этот предмет, ты знаешь что это? ( Это сахарница), поставь его в центр стола. Ну вот мы кажется и на месте (выставляется декорация грязной комнаты Федоры.)  К Федоре гости придут, а тут такой беспорядок. Вот смотри паутина кругом, да паучки. Помоги Федоре  навести порядок. Нужно подуть на паутинку, чтоб паучки разбежались…

Задание № 4. Упражнение на правильный речевой выдох.

Логопед:  Напоминаю тебе, как нужно правильно выполнять упражнение на дыхание. Плечи не поднимаем. Щёки не надуваем. Носом делаем глубокий вдох и ртом выдыхаем.

Ребёнок  дует  на паутинку.

Логопед:  - Пауки все разбежались, паутины не осталось. Сразу в комнате сало чище, а ты заработала еще один смайлик. И предмет посуды. Что это? (это чайник), поставь его справа от сахарницы. Теперь можно отправляться на поиски посуды. А дорожка будет не простая, а извилистая.

На столе  «Линейка тренажер для рисования двумя руками»- для развития межполушарного взаимодействия.

(ребенок рисует дорожку двумя руками)

Логопед: - Какой сложный путь проделала ты, что бы найти посуду.

Вот твой смайлик. И еще один предмет. Что это? ( это молочник), поставь его слева от сахарницы

          (выставляется декорация лес, лужайка)

Задание № 5. Автоматизация звука [р] в словах. Развитие умения ориентировки на листе бумаги.

          На столе  дидактическая игра  «Квадрат».

Логопед: - Посмотри Федорина посуда остановилась на лесной лужайке. Давай назовем  посуду, в названии которой слышится наш знакомый звук «Р» Назови картинку в центре. Двигайся от центра на одну клетку вверх, назови картинку; далее двигайся на две клетки вниз, назови картинку…

Ребёнок ориентируется на листе бумаги, двигаясь по клеткам квадрата.

Логопед:  - Молодец, ты правильно назвала всю посуду со звуком «Р», Получай еще один смайлик и предмет посуды. Ты знаешь что это? (блюдце) Поставь блюдце перед сахарницей. Предлагаю немного  отдохнуть и подвигаться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (делать большой круг)

Задание № 6.  Развитие внимания, мышления.  Автоматизация звука [р] в словах. 

На столе  ноутбук с электронной игрой «Четвертый лишний».

Логопед и ребёнок подсаживаются к ноутбуку. Логопед открывает презентацию на втором слайде и предлагает ребенку определить,  какая картинка на слайде лишняя и объяснить почему?

Логопед:  - Продолжаем? Следующее задание. Нужно определить какой предмет лишний? Посмотри на экран, назови предметы посуды, которые ты видишь, назови лишний предмет.   (ребенок выполняет задание)

 Логопед:  - Ты  справилась с заданием и получаешь еще один смайлик и еще предмет посуды. Что это? (чайная чашка). Поставь чайную чашку на блюдце.

Задание № 7.  Образование слов  с уменьшительно ласкательным суффиксом.  Автоматизация звука [р] в словах.

Логопед: - Федора не жалела посуду, вот она и убежала. Сейчас предлагаю выполнить задание  «Назови ласково».  Я буду бросать тебе мяч и называть предметы посуды, которые убежали от Федоры, а ты будешь возвращать мне мяч,  называя этот предмет ласково.  (проводится игра с мячом)

 Вот твой смайлик и еще один предмет. Что это? (чайная ложка). Положи ложку справа от блюдца.

Задание № 8. Автоматизация звука [р] в о фразе.

Логопед: Думаю, что посуда больше не обижается на Федору. Давай-ка мы предложим  посуде вернуться домой стихами из сказки:

                                  "Эй вы, глупые тарелки,

                                   Что вы скачете, как белки?

                                    Вам ли бегать за воротами

                                    С воробьями желторотыми?

                                    Вы в канаву упадёте,

                                    Вы утонете в болоте.

                                    Не ходите, погодите,

                                    Воротитеся домой!"

Логопед и ребёнок повторяют строчки из сказки  К. Чуковского.

(выставляется декорация чистый Федорин дом)

Логопед:  - Ты молодец, помогла Федоре вернуть посуду, которая ей пригодиться, что бы угощать гостей чаем. Как можно назвать посуду, которая стоит на столе?

Ребёнок:  - Чайная посуда.

Логопед: - А еще можно сказать, что это чайный сервиз. Повтори.

 Ребёнок: Чайный сервиз.

Логопед: -Чайный сервиз сделан из керамики, про него можно сказать, что он керамический. Повтори как можно назвать чайный сервиз?

Ребёнок: -Керамический.

Логопед: В названии какой чайной посуды слышится звук [р]? Перечисли.

Ребёнок: - Сахарница, заварной чайник.

Логопед:  - Посуда вернулась, Федора довольна. А нам пора возвращаться.

(логопед делает взмах волшебной палочкой)

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

3 минуты

15 минут

3.Заключительная часть.

Рефлексия.

Логопед:  Вот мы и вернулись. А ты помнишь, для чего мы отправились в сказку? (Ребёнок отвечает) А какой звук нам постоянно попадался на пути? (Ребёнок отвечает)  Вспомни, какие задания ты выполняла, а Будильник тебе в этом поможет. Какое задание показалось тебе очень трудным? Самое легкое задание? Самое интересное задание?

(Ребёнок, передвигая стрелку логопедического тренажёра «Будильника правильной речи», рассказывает по картинкам-схемам.

Логопед: - Рита, ты замечательно выполнила все задания, помогла Федоре. Она благодарит тебя и передает тебе сладкий приз!  А сейчас посмотри,  сколько смайликов ты заработала. Этих веселых улыбок хватит не только для тебя, но и для наших гостей. Предлагаю  подарить нашим гостям хорошее настроение. (Ребёнок улыбается, дарит смайлики, прощается).

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

2 минуты

Использованная литература:

  1. Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. 5-7 лет/авт. – сост. О.В. Тырышкина. – Изд. 2-е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 224с.;
  2. Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – 2-е изд. испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2009. – 88 с.;
  3. Савицкая Н.М. Логопедические игры на каждый день – Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2016.

Использованные источники:

 1. https://yandexru/images/?stype=image&lr=11091&parent-reqid=1578820232463539-   445615749291322067200120-sas1-1685&source=wiz 

2.  https://zvukipro.com/audio/290-zvuki-volshebnoy-palochki.html 

3. https://yandex.ru/images/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (индивидуальные занятия 1- 4 класс)

Данная коррекционно-развивающая программа разработана и составлена на основе  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1...

Выступление на школьном педагогическом совете по теме: «Индивидуально-дифференцированный подход в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окру...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы для обучающегося с ОВЗ «Психокоррекция»

      Адаптированная ( модифицированная) индивидуальная  рабочая программа  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» составлена на основе Федеральн...

Индивидуальная коррекционная программа для работы с детьми склонными к воровству

Детское воровство - одна из самых серьёзных проблем. Она волнует и пугает родителей и педагогов. И это неудивительно, ведь каждый из нас мечтает о том, чтобы жизнь наших детей сложилась удачно. А тут ...

Конспект индивидуального коррекционно-дефектологического занятия по развитию мелкой моторики Тема: Изготовление поздравительной открытки ко дню святого Валентина

Конспект индивидуального коррекционно-дефектологического занятияпо развитию мелкой моторикиТема: Изготовление поздравительной открытки ко дню святого Валентина Цель: развитие творческих способнос...

ЗНАЧЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Проблема индивидуального подхода является актуальной как для общеобразовательной, так и коррекционной школы....

КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА СО СЛАБОУСПЕВАЮЩИМИ УЧАЩИМИСЯ ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАРШРУТЫ.

в данной статье раскрываю секрет как двоечника превратить в хорошиста....