Консультация для педагогов МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР
консультация
материал предназначен для педагогов дошкольного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР
Подготовила
учитель-логопед вкк
Шишкина С.В.
Я учитель-логопед работаю в детском саду. Хочу рассказать вам о том, как мы с коллегами-воспитателями нашей логопедической группы решали проблему развития речевого творчества у детей, имеющих диагноз ТНР. Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Надо отметить, что у большей части детей с нормой развития, речь так же скудная, однообразная. Это все издержки современного мира, ребенок меньше общается он все больше за компьютером, у телевизора, да и любимые игрушки на сегодняшний день это гаджеты.
Перед нами встал вопрос, как развить речь дошкольников? Как развить речевое творчество у них? Как наполнить речь разными словами, красивыми фразами?
Мы решили использовать в своей работе нетрадиционные формы. Пробовали: синквейн, словесные и театрализованные игры, триз. Но большой результативности мы достигли именно с применением МНЕМОТЕХИКИ.
Данную методику в своей работе применяют многие известные педагоги, только каждый называет ее по своему:
Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.
Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К.Д.Ушинский
Вот поэтому Мнемотаблицы-схемы очень эффективны при развитии речевого творчества детей. Они способствуют обогащению словарного запаса детей, удобны при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании загадок и конечно же для заучивания стихов.
Работа была выстроена в 3 этапа:
I этап -знакомство с символами. ( работа с мнемоквадратами)
II этап – чтение простых схем из 2-4 символов. (Мнемодорожки)
III этап – работа с мнемотаблицами.
На начальном этапе идет знакомство с мнемоквадратом, (символом)
детям предлагаются картинки понятные для их восприятия, которые постепенно заменяются их схемами, контурными изображениями предметов. Старшие дошкольники с удовольствием включаются в работу над поиском символов к определенным словам. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый и т. п.. В дальнейшем схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.
На 2 этом этапе идет работа с простыми схемами из 2-4 символов, дети учатся «читать» простые схемы. Простые предложения из 2 - 3 слов без предлогов и союзов. Этот этап можно назвать - работа с мнемодорожками. Например: при описании предметов предлагаются детям символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо подходит для работы с загадкой.
При заучивании стихов можно выкладывать мнемодорожки из мнемоквадратов. На более позднем этапе дети сами рисуют образы для кодирования стихотворения. На родительских собраниях рекомендуем родителям такие игры, а кто это применял, отмечают, что стихотворение ребенок запоминает налету. Разумеется, ведь процесс превращен в увлекательную игру!
На 3 этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они имеют самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.
При разучивании стихотворений. Подбираем «рисуемое» стихотворение, кодируем его при помощи символов, выразительно читаем и по ходу чтения изображаем текст, затем вместе с детьми воспроизводим повтор стихотворения с опорой на таблицу. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока «рисуют» его. Постепенно память наших воспитанников укрепилась, стала более «цепкой», их образное мышление развивалось, они стали намного лучше и легче запоминать тексты. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. Сначала предлагали готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включались дети и создавали свои схемы.
Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: ‒ строение рассказа, ‒ последовательность рассказа, ‒ лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы так же широко используем данную методику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети наиболее легко составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой таблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Этапы работы над текстом при пересказе: (Представлены на экране)
• Чтение литературного произведения;
• Объяснение смысла трудных слов. Ребенок повторяет их;
•Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины;
• Беседа по содержанию текста;
• Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на
Мнемотаблицу;
• Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.
Используем таблицы схемы и для составления описательных рассказов детьми. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Часто даем задание родителям для создания и ведения таких альбомов по домашнему пересказыванию и составлению сказок. Самое удивительное, что дети способны придумывать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.
И немного о работе с загадками. Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок! Но главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В своей практике мы используем три основных модели составления загадок.
Модель 1 С ОПОРОЙ НА СХОДСТВО ПО ПРИЗНКУ.
Какой? Что бывает таким же?
- Для составления загадки выбираем объект (АРБУЗ).
- Далее выделяют у этого объекта 3-4 основных свойства.
Воспитатель записывает эти слова в левой части таблицы.
• Какой арбуз на вид? – ПОЛОСАТЫЙ
•Какой он по форме? – КРУГЛЫЙ
• Какой на вкус? – СОЧНЫЙ
- К каждому свойству нужно подобрать другой объект, который обладает этим же свойством и заполнить правые строчки таблицы:
•Что может быть полосатым? – ЗЕБРА
•Что бывает круглым? – МЯЧ
•Что бывает сочным? – АПЕЛЬСИН
- Добавляем слова связки: "Как" или "Но не" и получаем загадку.
Модель 2 с ОПОРОЙ НА ДЕЙСТВИЕ:
Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.
Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).
Что делает? Что (кто) делает так же?
- Выбирается объект: КАМИН
- Выделяют 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, световыми эффектами.
- Заполняется левый столбик:
• ПЫЛАЕТ
• ГРЕЕТ
• СЛОЖЕН
- Заполняется правый столбик
• Что может пылать? СОЛНЦЕ
• Что может греть? ПЕЧЬ
• Что бывает сложенным? ДОМ
- Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".
Модель 3 с ОПОРОЙ НА ОТЛИЧИЕ:
Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.
На что похоже? Чем отличается?
- Выбираем объект: СОБАКА.
-Заполняется левый столбик:
• Похожа на ИГРУШКУ
•Похожа на ВОЛКА
•Может быть ДРУГОМ
- Заполняется правый столбик таблицы:
• Отличается от игрушки: ЖИВОЙ
• Отличие от волка: ДОБРЫЙ
• Отличие от друга: НЕ ЧЕЛОВЕК.
Требования к таблицам:
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
-четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;
-быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;
-соответствовать уровню развития детей.
ВЫВОД: Таким образом, анализируя свою работу, мы выявили:
Цель поставленная перед нами по развитию речевого творчества у детей посредством мнемотехнике считается достигнутой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/14/picture-935953-1657829907.jpg)
Консультация для родителей "Профилактика острых респираторных заболеваний у детей младшего возраста"
Острые респераторные заболевания (ОРЗ) - проблема всех практически всех детей. Наверное, нет такого ребенка, который хотя бы раз не переболел ОРЗ. Так уж получается, что не болеть ОРЗ ребенок не может...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1003892-1517381129.jpg)
Консультация для родителей" Пазлы для развития детей"
Составные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/26/picture-1097058-1545810315.jpg)
Консультация для воспитателей Тема: «Игры с мячом, как средство физического развития и оздоровления детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»
Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»...
Консультация для родителей подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/29/picture-1154132-1564419879.jpg)
Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"
Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" будет полезна воспитателям, логопедам и студентам....
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/13/picture-1440758-1676287343.jpg)
Консультация для родителей. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.(консультация для родителей)...