Консультация для педагогов МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР
консультация

Шишкина Светлана  Васильевна

материал предназначен для педагогов дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МНЕМОТЕХНИКА В РАБОТЕ

 ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ С ТНР

Подготовила

учитель-логопед вкк

Шишкина С.В.

Я учитель-логопед  работаю в детском саду. Хочу рассказать вам о том, как мы с коллегами-воспитателями нашей логопедической группы решали проблему развития речевого творчества у детей,  имеющих диагноз ТНР. Как известно в речи детей с тяжелыми нарушениями существуют множество проблем: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Надо отметить, что у большей части детей с нормой развития, речь так же скудная, однообразная. Это все издержки современного мира, ребенок меньше общается он все больше за компьютером, у телевизора, да и любимые игрушки на сегодняшний день это  гаджеты.

          Перед нами встал вопрос, как развить речь дошкольников? Как развить речевое творчество у них? Как наполнить речь разными словами, красивыми фразами?

Мы  решили использовать в своей работе нетрадиционные формы. Пробовали:  синквейн, словесные и театрализованные игры, триз. Но большой результативности мы достигли именно с применением МНЕМОТЕХИКИ.

Данную методику в своей работе применяют многие известные педагоги, только каждый называет ее по своему:

         Воробьёва В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа.

    Мнемотехника — в переводе с греческого — «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. У детей важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету". К.Д.Ушинский

Вот поэтому Мнемотаблицы-схемы очень эффективны при развитии речевого творчества детей. Они способствуют обогащению словарного запаса детей, удобны при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании загадок и конечно же для заучивания стихов.

Работа была выстроена  в    3 этапа:

I этап -знакомство с символами. ( работа с мнемоквадратами)

II этап – чтение простых схем из 2-4 символов. (Мнемодорожки)

III этап – работа с мнемотаблицами.

На начальном этапе идет знакомство с мнемоквадратом, (символом)

детям предлагаются  картинки понятные для их восприятия, которые постепенно заменяются их схемами, контурными изображениями предметов. Старшие дошкольники с удовольствием включаются в работу над поиском символов к определенным словам. В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елочка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый и т. п.. В дальнейшем  схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

На 2  этом этапе идет работа с простыми  схемами из 2-4 символов, дети учатся  «читать» простые схемы. Простые предложения из 2 - 3 слов без предлогов и союзов. Этот этап можно назвать - работа с мнемодорожками. Например: при описании предметов предлагаются детям символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот прием хорошо подходит для работы с загадкой.

При заучивании стихов можно выкладывать мнемодорожки из мнемоквадратов. На более позднем этапе дети сами рисуют образы для кодирования стихотворения. На родительских собраниях рекомендуем  родителям такие игры, а кто это применял, отмечают, что стихотворение ребенок запоминает налету. Разумеется, ведь процесс превращен в увлекательную игру!

На  3 этапе начинается  работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эти схемы, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они имеют самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

В результате использования мнемотаблиц у детей расширяется круг знаний; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость.

 При разучивании стихотворений. Подбираем «рисуемое» стихотворение, кодируем его при помощи символов, выразительно читаем и по ходу чтения изображаем текст, затем вместе с детьми воспроизводим повтор стихотворения с опорой на таблицу. Практика показала, что большинство детей в группе заучивают стихотворение наизусть, пока «рисуют» его. Постепенно память наших воспитанников укрепилась, стала более «цепкой», их образное мышление развивалось, они стали намного лучше и легче запоминать тексты. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. Сначала  предлагали готовый план (схему), а по мере обучения в процесс создания включались дети и создавали свои схемы.

Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:  строение рассказа,  последовательность рассказа,  лексико-грамматическую наполняемость рассказа. При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов мы так же  широко используем  данную методику. Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению. После развивающих занятий с использованием мнемотаблиц, дети наиболее легко составляют сказки практически на любую тему, используя лексику, соблюдая общие принципы построения сюжета. В этих сказках отражается собственные переживания ребенка, его понимание окружающей жизни. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой таблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.
Этапы работы над текстом при пересказе: (Представлены на экране)

•  Чтение литературного произведения;
•  Объяснение  смысла трудных слов. Ребенок повторяет их; 
•Чтение текста с демонстрацией сюжетной картины; 
•   Беседа по содержанию текста; 
• Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на

Мнемотаблицу; 
• Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу, либо рассказ в целом.

          Используем таблицы схемы и для составления  описательных рассказов детьми. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для закрепления полученных знаний можно изготовить с детьми альбомы по пройденной теме с рассказами и рисунками детей. Часто даем задание родителям для создания и ведения таких альбомов по домашнему пересказыванию  и составлению сказок. Самое удивительное, что дети способны придумывать свои собственные схемы-модели и мнемотаблицы, пользуясь известными им символами кодирования информации.

И немного о работе с загадками. Нет лучшей тренировки для детского ума, чем разгадывание загадок! Но главное - не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ как результат правильного процесса мышления. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В своей практике мы используем три основных модели составления загадок.

Модель 1  С ОПОРОЙ НА СХОДСТВО ПО ПРИЗНКУ. 

Какой?        Что бывает таким же?

- Для составления загадки выбираем объект (АРБУЗ).

- Далее выделяют у этого объекта 3-4 основных свойства.

Воспитатель записывает эти слова в левой части таблицы.

• Какой арбуз на вид? – ПОЛОСАТЫЙ

•Какой он по форме? – КРУГЛЫЙ

• Какой на вкус? – СОЧНЫЙ

- К каждому свойству нужно подобрать другой объект, который обладает этим же свойством  и заполнить правые строчки таблицы:

•Что может быть полосатым? – ЗЕБРА

•Что бывает круглым? – МЯЧ

•Что бывает сочным? – АПЕЛЬСИН

- Добавляем слова связки: "Как" или "Но не"  и получаем загадку.

Модель 2  с  ОПОРОЙ НА ДЕЙСТВИЕ:

Методика работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а потом в правой части).

Что делает?        Что (кто) делает так же?

- Выбирается объект:  КАМИН

- Выделяют 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, световыми эффектами.

- Заполняется левый столбик:

• ПЫЛАЕТ

• ГРЕЕТ

• СЛОЖЕН

- Заполняется правый столбик

• Что может пылать? СОЛНЦЕ

• Что может греть? ПЕЧЬ

• Что бывает сложенным? ДОМ

- Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки "Как", "Но не".

Модель 3 с  ОПОРОЙ НА ОТЛИЧИЕ:

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное.

На что похоже?        Чем отличается?

- Выбираем объект: СОБАКА.

-Заполняется левый столбик:

• Похожа на ИГРУШКУ

•Похожа на ВОЛКА

•Может быть ДРУГОМ

- Заполняется правый столбик таблицы:

• Отличается от игрушки: ЖИВОЙ

• Отличие от волка: ДОБРЫЙ

• Отличие от друга: НЕ ЧЕЛОВЕК.

Требования к таблицам:

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

-четко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью;

-быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней;

-соответствовать уровню развития детей.

ВЫВОД: Таким образом, анализируя свою работу, мы выявили:

Цель поставленная перед нами по развитию речевого творчества у детей посредством мнемотехнике считается достигнутой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Профилактика острых респираторных заболеваний у детей младшего возраста"

Острые респераторные заболевания (ОРЗ) - проблема всех практически всех детей. Наверное, нет такого ребенка, который хотя бы раз не переболел ОРЗ. Так уж получается, что не болеть ОРЗ ребенок не может...

Консультация для родителей" Пазлы для развития детей"

Составные картинки развивают «внимание, восприятие, образное и логическое мышление, память, воображение…»....

Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»

Консультация для педагогов «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в условиях Дома ребенка»...

Консультация для родителей подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание детей»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ"

Консультация для педагогов "Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в условиях ДОУ" будет полезна воспитателям, логопедам и студентам....

Консультация для родителей. Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста.(консультация для родителей)...