Статья
материал

Сокушева Екатерина Евгеньевна

Здесь представлена моя статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с классической музыкой в современной обработке на уроках музыки.

Аннотация. В статье рассматривается, обосновывается необходимость формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников через знакомство с классической музыкой в современной обработке. Определяются необходимые методы и средства.

Ключевые слова: Композитор, музыка, творчество, урок,  классическая музыка, классическая музыка в современной обработке.

В настоящее время урок музыки в школе нуждается в такой организации, где процесс обучения должен быть направлен не на передачу готового опыта музыкальной деятельности, накопленного в истории существования человечества, а на освоение способов быть сопричастным к этому опыту, самому осваивать, преобразовывать и пополнять его.

Музыкальное искусство является одним из активных средств эстетического воспитания. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, музыка не только ориентирует человека в мире духовных ценностей, но и позволяет раскрыть его творческий потенциал.

Приобщение к миру музыки требует специальной подготовки. На уроке музыки она осуществляется в различных видах деятельности, ведущее место среди которых занимает восприятие. Формирование его - длительный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов. Для того чтобы слушание музыки стало слышанием ее, необходимо приложить значительные творческие усилия, проявить определенные аналитические умения. Каждое  музыкальное произведение способно обогатить музыкальную культуру ребенка, углубить его эстетические переживания, приблизить к постижению красоты [4].

В настоящее время интересы детей  больше обращены к компьютерам, игровым приставкам, мобильным телефонам, просмотру телепередач и видеофильмов. Дети становятся равнодушными, инертными, редко бывают на концертах, меньше общаются друг с другом. Задача учителя музыки - не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать,  то есть формировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия в процессе слушания и анализа музыкальных произведений. Развивать эмоциональную отзывчивость на классическую музыку, музыкальное чувство, тонкость эмоционального проникновения в образы звучащего материала; воспитывать желание слушать и исполнять музыку, способствовать развитию интереса к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью — это основные цели учителя музыки.

Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению.

В педагогической практике и в методической литературе традиционно принято делить методы обучения по источнику знаний: словесные (рассказ, лекция, беседа, чтение), наглядные (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов) и практические (лабораторные и практические работы). Каждый из них может быть и более активным и менее активным, пассивным.

Словесные методы.

  • Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
  • Метод самостоятельной работы с учащимися. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала детям дается задание самостоятельно, например, составить план рассказа преподавателя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста - максимум информации.
  • Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом.
  • Метод проблемного изложения. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей. Одним из приемов проблемного обучения является технология проблемного диалога, которая дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Наглядные методы.

  • Частично-поисковый. При применении этого метода преподаватель руководит работой класса. Организуется работа учащихся таким образом, чтобы часть новых заданий они добыли сами. Для этого демонстрируется опыт до объяснения нового материала; сообщается лишь цель. А учащиеся путем наблюдения и обсуждения решают проблемный вопрос.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности обучающихся и способом формирования всех видов УУД является включение их в исследовательскую и проектную деятельность.

Исследовательские и проектные работы построены таким образом, что в них формируются, развиваются и реализуются и личностные, и коммуникативные, и регулятивные, и познавательные пристрастия к тому или иному виду деятельности.

Олеся Борисовна Дарвиш - кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, доктор психологии, автор и разработчик учебно методических комплексов по дисциплинам психологического блока в своем учебнике отмечает, что младший школьный возраст - это вершина детства. В современной периодизации психологии развитие охватывает от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образов и стиля жизни: новые требования, новые социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности – учебная деятельность. В школе он приобретаете не только новое знания и умения, но и определенный социальный статус [11].

По мнению автора у младших школьников меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, т. о весь его уклад жизни. Он оказывается на границе нового возрастного периода. С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония которая опережает психическое развитие ребенка.

Валерия Сергеевна Мухина - советский и российский психолог, педагог и философ  считает, что младший школьный возраст определяется не только важным внешним обстоятельством в жизни ребенка - поступлением в школу, но и постоянными обязанностями, связанными с учебной деятельностью, при переходе ребенка в новую систему отношений с окружающими его людьми. [21]

Ведущей деятельностью младшего школьного возраста становится учебная деятельность. Помимо усвоения специальных умственных действий и действий, обслуживающих письмо, чтение, рисование, труд и др., ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

Долгое время психологи и педагоги недооценивали познавательные возможности младших школьников, излишне регламентируя их учебно-познавательную деятельность [5]. Но именно младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий.

Во-первых, в младшем школьном возрасте наблюдается положительная динамика в развитии важнейших познавательных процессов. Заметим, что формирование познавательных универсальных учебных действий требует развития высших психических функций — произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в этом возрасте данные познавательные процессы приобретают самостоятельность.[21] Младший школьник учится владеть специальными действиями, которые дают возможность сохранять в памяти увиденное или услышанное, представлять себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.

Так внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью и произвольностью по сравнению с дошкольным периодом. Более того, В. С. Мухина отмечает, что младший школьник может сам планировать свою деятельность [21] Это в свою очередь организует внимание школьника. В младшем школьном возрасте произвольная память также становится функцией, на которую опирается формирование познавательных универсальных учебных действий. Ведущая роль этого познавательного процесса в учебной деятельности приводит ребенка к пониманию необходимости развивать свою память, овладевая возможностью её регулирования и сознательного управления. В результате усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания. В младшем школьном возрасте также продолжается развитие воображения. В возрасте 7–10 лет ребенок в своем возрасте может создавать разнообразные ситуации, что делает возможным переход воображения в другие виды деятельности. Для младшего школьника воображение является способом выйти за пределы личного практического опыта и важнейшим условием развития креативности и творческих способностей. Формирование познавательных универсальных учебных действий невозможно без развития мышления, которое в младшем школьном возрасте становится более гибким и сложным. Другими особенностями мышления младшего школьника являются обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, способность делать логические выводы и умозаключения, поиск причинно-следственных связей [5] Однако главное новообразование рассматриваемого периода — формирование наглядно — образного мышления, которое дает ребенку возможность решать задачи в «результате внутренних действий с образами» [20] Более того, в младшем школьном возрасте дети развивают метакогнитивную способность, которой пользуются при планировании своих действий, принятии решения и выборе эффективных стратегий памяти.

Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, так же как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность позволяет решить важнейшие задачи развития в младшем школьном возрасте, а именно формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов, а также развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» [1] Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении существенных свойств и признаков, что дает возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребенка начинают формироваться научные понятия, в отличие от житейских понятий, складывающихся у ребенка на основании его опыта вне целенаправленного обучения [7] Несмотря на смену ведущего вида деятельности, игра в младшем школьном возрасте по-прежнему занимает особое место и оказывает положительное влияние на формирование и развитие не только креативности, но и учебно-познавательной компетентности в целом. Н. В. Рождественская и А. В. Толшин, рассматривая возрастные особенности психологического феномена креативности, отмечают, что в игре и детском творчестве развиваются соподчинение мотивов, целенаправленность действий, соподчинение целей, связь между отдаленными и близкими целями [11] Так в игровой деятельности закладываются основы учебно-познавательной компетентности.

Таким образом, младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

Классическая музыка – музыка прошлого, связана с эпохой классицизма, её поздним просветительским этапом. Классицизм в переводе с латинского - образцовый. Драматурги эпохи классицизма за образец взяли сочинения античных авторов, дополнив принципы построения античной драмы, сформулированные в «Поэтике» Аристотеля, требованием соблюдения трёх единств: времени, места и действия. В музыке эти принципы могли быть реализованы только в опере, отчасти и в иных жанрах, связанных с литературными первоисточниками, — в оратории или кантате: широкое распространение, включая и реформаторские оперы К. В. Глюка (первого, кому удалось исполнить все требования классицизма), и многие сочинения «венских классиков», получили либретто, основанные на античных сюжетах.

В инструментальной музыке нашли себе применение более общие принципы классицизма: требование равновесия, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции и чёткого разграничения жанров. С этим требованием, предполагавшим строгую структурную упорядоченность — чёткую иерархию высшего и низшего, главного и второстепенного, центрального и подчинённого, было связано и постепенное вытеснение полифонии, господствовавшей ещё в эпоху раннего барокко, гомофонным складом, в инструментальной музыке окончательно утвердившимся во второй половине XVIII века. Сказывалось и влияние оперы: гомофонное письмо, разделившее голоса на главный и аккомпанирующие — в противовес полифоническому равноправию голосов, — оказалось более приспособлено для жанра музыкально-драматического; найденные в опере средства индивидуализации персонажей, передачи их эмоциональных состояний были восприняты и инструментальной музыкой.

Ещё в середине XVIII века составы оркестров были, как правило, случайными; композиторское творчество оказывалось в прямой зависимости от наличного состава оркестра — чаще всего струнного, иногда с небольшим количеством духовых. Образование постоянных оркестров, их унификация во второй половине XVIII века способствовали становлению жанров симфонии и инструментального концерта, развитие которых сопровождалось поисками оптимального оркестрового состава, отбором и совершенствованием инструментов.

Понятие «классика» очень широкое, ведь сегодня к ней причисляют выдающиеся музыкальные произведения и шедевры не только эпохи классицизма, а, как минимум, четырех ушедших столетий. Произведения музыкальной классики «выплавлялись» из нашего бытия. В них – конденсация глубоких, могучих страстей, то скорбных, то гордых суждений о человеке. О судьбах людей, о парении мысли, о мятежном, беспокойном духе мечтателей, искателей правды, об их победах и поражениях музыка говорит так же горячо и призывно, как и другие виды искусства – литература, живопись, театр или кино, - разумеется, на своем языке. В молодости часто не хватает ни жизненного опыта, ни развитого вкуса, чтобы оценить мудрость и величие большого искусства. Так же и с музыкой. Свои сокровища она открывает не сразу. Постижение её зависит от многих причин: от нашей общей культуры, от запросов жизни, к искусству, от способности приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное  [24].

«Музыка – самая тесная связь с народом. Она может изменить его взгляды, подарить новое мировоззрение, заставить любить что-то новое, наставить на другой путь. Проникает в самые глубины сознания», говорил о музыке  В.А. Моцарт.

Мы согласны с мнениями композиторов, так как по-нашему мнению, понимание глубокой, содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вникании, вслушивании в музыкальное  сочинение. Понимание музыки формируется медленно и содержание музыки доступно всем, нужно только приложить старания, чтобы преодолеть трудности начала пути. Музыка обогащает воображение, помогает улавливать, постигать то сокровенное, что скрывается глубоко в душе человека [33].

Новое восприятие является путеводителем для начинающих, который предлагает новый подход и учит искусству слушать без напряжения, отдаваясь музыкальной стихии и оставляя в стороне технические детали.  

С начала 80-х годов классическая музыка переживает всемирный бум. Объемы ее продаж сейчас высоки, как никогда, и с каждым годом по всему миру исполняется все больше живых концертов. Многие увлекаются классической музыкой, потому что видят в ней возможность духовной самореализации. В классической музыке есть нечто мощное, красивое, трогательное и ускользающее, что отсутствует в музыке другого рода. Она может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни. В ней, как в религии, заключается некая главная тайна. Классическая музыка может нравиться только людям определённой национальной культуры. В классической музыке часто не бывает слов, поэтому нужно прислушиваться к используемой ею лексике: ритму, инструментовке и т.д., чтобы понять, как они влияют на настроение. Нас мучает непреодолимое желание во всем видеть смысл, музыка здесь не исключение. Произведения с описательными названиями, такие как «Времена года» А. Вивальди  или «Полет шмеля» Н. Римского-Корсакова, вводят нас в заблуждение, что музыка сама несёт в себе некий смысл. Интересно, что произведения с повествовательными заголовками всегда были более популярны, чем без них. Чтобы наслаждаться классической музыкой независимо от её стиля или времени её написания, следует понять, что объединяет различные произведения классической музыки.

Особенность классической музыки заключена в значительной мере в её способности переходить от одного настроения к другому в пределах одного конкретного отрезка музыки. В каждый момент любая пьеса классической музыки, независимо от того, является ли она клавесинной сонатой  восемнадцатого века или созданной на компьютере пьесой в стиле минимализма в конце двадцатого века, может быть отнесена к одному из трех состояний, т.е. прошлого, настоящего, будущего. [6].

«Классика – единственная отдушина на фоне всего ужаса, который сейчас звучит. Классическая музыка способна излечивать человека. Классика – очищение от всех тягот и невзгод нашей повседневности» - эти замечательные слова Дениса Мацуева о классической музыке очень точно определяют сущность жанра.

Мы согласны с определением Д. Мацуева и считаем что, музыка может рассказать о многом. Когда мы вслушиваемся в настроение того или иного музыкального произведения, это является хорошим способом вникнуть в некого, позволяет сосредоточиться на всем звучащем потоке. Разумеется, постижение прекрасного, не дается легко. Далеко не всегда и не всем сразу открывается в музыке то, что композитор хотел выразить своим сочинением. Эмоциональное восприятие музыки - с какой бы интенсивностью нас оно ни охватывало – это лишь первая ступень на пути к постижению содержания музыки. Сила музыки в том, что ей удается с максимальной выразительностью, многозначностью воспроизводить процессы, происходящие в мире, в природе, в сознании человека. Она способна изобразить и внешний мир, и природу, и душевную жизнь человека в их непрерывном движении, в развитии, показать возникновение чувств, тончайшие их оттенки [34].

Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей. Музыкальная педагогика призвана решать задачу «приближения к переживаниям» общественно значимых событий и процессов как первейшую среди многих других задач. Именно эти задачи и выводят урок музыки на особое место в учебном процессе, как важнейший урок по воспитанию нравственно-духовных ценностей современного школьника. «Предмет «Музыка» развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…»[27]. Сухомлинский В. А. писал: «Музыка -  могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».

При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения обучающихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной.

Эффективность урока во многом зависит от использования учителем разнообразных видов деятельности. К ним можно отнести: слушание музыки, интонационно-образный анализ; исполнение произведений; пластическое интонирование; «перевод» (умение перенести художественный образ, смысл произведения с одного вида искусства на другой); игра; моделирование; проектная деятельность; участие в концертах, конкурсах, фестивалях. Все перечисленные виды деятельности используются на уроках и внеурочной деятельности и помогают в формировании универсальных учебных действий.

В основе слушания музыки лежит интонационно-образный анализ, который ведет к осмыслению произведения, пониманию его содержания, основной мысли произведения с последующим обсуждением. Это помогает формировать умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других, участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое- либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы дети могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.

В процессе исследования было изучено понятие  «классическая музыка», сделали классификацию видов переложений классической музыки и описали несколько примеров современных переложений, шедевров музыкальной классики. Мы рассмотрели множество высказываний как современников-музыкантов, так и великих музыкантов прошлых веков. Привели несколько примеров современных переложений шедевров мировой культуры А. Вивальди, Л. Бетховена, А. Моцарта, Ф. Шопена.

Рассмотрели методы и принципы создания условий для проявления эмоционального отклика учащихся на музыку. Только потом он подводит их к осознанию содержания произведения, выразительных элементов музыкальной речи и комплекса выразительных средств, те развитию познавательного интереса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа

     Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...

Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ

Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения  в условиях внедрения  стандартов нового поколения является психо...

Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»

Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....

Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).

Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....

Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»

Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....