Адаптация первоклассников к школе
презентация урока для интерактивной доски

Галкина Наталья Игоревна
.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adaptatsiya_k_shkole._galkina_n.i-1.ppt2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ

Слайд 2

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам. Школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным. (Битянова М.Р.) Не у всех детей процесс адаптации проходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».

Слайд 3

Цель: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению. Задачи : 1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников 2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД. 3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формирование произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД. 4. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогом 5. Развитие познавательных психических процессов 6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива 7. Профилактика школьной дезадаптации.

Слайд 4

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе. Формы и методы работы : является групповое занятие с элементами психологического тренинга, игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, продуктивно - творческая деятельность. Программа включает в себя 26 занятий в группе (в классе), продолжительность 40 минут, 2 раза в неделю, в течении 4 месяцев.

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОПРИЯТНОЙ АДАПТАЦИИ: Планируемый результат : благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД. -сохранение физического, психического и социального здоровья детей; -удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов -установление контакта с обучающимися, с учителем -удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем -формирование адекватного поведения -овладение навыками учебной деятельности -степень самостоятельности ребенка при выполнении заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого, лишь после попыток выполнить задание самому

Слайд 7

ПОКАЗАТЕЛИ НЕБЛАГОПРИЯТНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ . Физиологический уровень : повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушение сна и аппетита, появление вредных привычек, дрожание пальцев, говорения с самим собой, заикание и тд. Познавательный уровень: проявляющийся в неуспешности обучения по программе, ребенок хронически не справляется со школьной программой. Эмоциональный уровень : Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Соц-психологический уровень : упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувство неуверенности, заметная уединенность, лживость и тд. Поведенческий уровень: проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятие школьных правил.

Слайд 8

Оценка эффективности реализации программы Для определения уровня социально- психологической адаптации ребенка к школьному обучению применяется методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе», (Чирков В.И, Соколова О.Л, Сорокина О.В.) Диагностика сформированности УУД вкл. в себя: Коммуникативные УУД: Методика «Рукавички», «Сапожки» Цукерман Г.А. Регулятивные УУД: Методика «Графический диктант», Эльконин Д.Б., Мет. «Бусинки» Личностные УУД: Беседа о школе, Нежновой Т.А., Тест Лесенка, Щур В.Г., «Домики» Познавательные УУД: Найди букву, 4 лишний, Мет. «Бусинки»

Слайд 9

ЗАНЯТИЕ 1. «ВОДНОЕ. С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, КЛАСС!» Цель : создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, сплочение коллектива. Ход занятий: Вступление. Ритуал приветствия. Приветствие. «Хорошее настроение» Разминка: Игра «Мяч» В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомиться. Основная часть: Упражнение «Цветок общения» На заготовку формата А-4 детям предлагается наклеить свои лепестки. Психолог сообщает, что клей «волшебный» и исполнит любое его пожелание. Как правило, дети желают классу: всем дружить, весело играть, не жадничать, помогать друг другу, нельзя обижать друг друга и тд. Психолог проходит по классу, дети создают открытку. 3. Заключительная часть. Прощание. Упражнение «Доброе животное».

Слайд 10

Психологические условия адаптации ребёнка к школе Создание благоприятного психологического климата в отноше­нии ребёнка со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребёнка в адаптации к школе (чем ниже само­оценка, тем больше трудностей у ребёнка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребёнка для его родителей. Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьно­му дню. Неформальное общение со своим ребенком после пройденного школьного дня.

Слайд 11

Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос. Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача . Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам. Советы для родителей

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 13

ИНФОРМАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ГАЛКИНА НАТАЛЬЯ ИГОРЕВНА ГБОУ ШКОЛА №2093 Г. МОСКВА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению

Реферат «Вокалотерапия как средство адаптации первоклассников к школьному обучению»посвящен важной, актуальной проблеме современной педагогической теории и практики в обучении и воспитании первоклассн...

Адаптация первоклассников

программа " Я-школьник"....

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»

Родительское собрание «Трудности адаптации первоклассников в школе»...

ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В ШКОЛЕ

Презентация для родительского собрания. Тема: "Проблемы адаптации первоклассников в школе"....

Адаптация первоклассников к школе и пути их решения с родителями

Адаптация- это естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе".

Класс: 1.Тема: Адаптация первоклассников к школе.Цель: помочь родителям разобраться в основных аспектах адаптации первоклассника.Задачи:-познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их...

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающа...