Проект "Умелые ручки"
проект

Дичманис Валентина Филипповна

Развитие мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umelye_ruchki.docx30.92 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инвалидов и инвалидов с детства с нарушениями умственного развития №1»

  Проект

                «Умелые ручки»

                                                             Разработчики:  Дичманис В.Ф.

                                                                                          Привалова Т.Н.

2018-2019г.

Тема проекта: «Умелые ручки»

Адресация проекта: СПб ГБСУСО ДДИ»1

Руководители проекта: Дичманис В.Ф.

Участники проекта: воспитанники, имеющие тяжёлые и множественные нарушения развития, в возрасте   8-14 лет группы 4 «А», 4 «Б». Воспитатели: Дичманис В.Ф., Привалова Т.Н..

Предмет: «Здоровьесберегающие технологии в режиме дня детей и молодых людей с ОВЗ».

Вид проекта: долгосрочный

Сроки  реализации проекта: сентябрь 2018-май 2019

Актуальность: Мелкая моторика  —  совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.  

У детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается моторная неловкость, плохая координация движений, слабая переключаемость с одного движения на другое. Последнее особенно важно, так как является необходимым требованием для осуществления предметных действий. Дети с отставанием в развитии значительно позже возрастной нормы и с большим трудом осваивают серии движений, играющих важную роль в формировании двигательных навыков, способствующих их пространственной ориентировке. У детей с тяжёлой умственной отсталостью  существенно нарушена координация движений обеих рук (зрительно-двигательная координация), снижена двигательная память. Поэтому  их двигательное, эмоциональное, умственное развитие отстаёт от нормы.

           Природный материал,  дает возможность развивать мелкую моторику, тактильно- двигательное восприятие. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия у ребенка складываются первичные впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Первым действием с предметами является хватание, во время которого форма, величина, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука «учит» глаз.

Приобщить детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать внимание на красоту цветов, плодов различных растений, осенних листьев. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета и т.п., так как в работе с природным материалом все это надо учитывать.

         Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

Работа с природным материалом включает в себя большие возможности сближения ребенка с родной природой. Изготовление  поделок из природного материала — труд кропотливый, увлекательный и очень приятный.

         Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала,  учитывается уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа к ее созданию.

Изготовление поделок из природного материала - увлекательное занятие.

Работы с природным материалом основывается на принципах: систематичности, последовательности, доступности.

Цель проекта: Адаптировать нетрадиционные техники работы с природным материалом в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ТМНР.

Осуществлять коррекцию имеющихся отклонений в моторной, эмоционально-волевой, познавательной сферах в процессе игр с природным материалом

Задачи проекта :

Образовательная:

Формировать у детей интерес к играм с природным материалом.

Использовать природный материал для развития мелкой моторики рук;

Развивающие:

Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);

Развивать тактильную чувствительность;  

Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к совместной деятельности с педагогом;

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца.

Этапы и содержание деятельности  педагога и детей   по реализации проекта

Этапы проекта

Содержание проекта

1 этап

Подготовительный

1. Подбор и изучение методической литературы по данной теме (проблеме).

2. Сбор и подготовка природного материала.

3. Составление картотеки игр с природным материалом.

2 этап

 Практическая деятельность по реализации проекта

Реализация проекта в соответствии с планом.

3 этап

Анализ результатов

Анализ достижения поставленной цели и получение  результатов.

Ожидаемые результаты:

Развитие мелкой моторики рук,  тактильной  чувствительности,

Развитие познавательных способностей (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);

Развитие у детей творческих способностей, активности, инициативы в ходе работы;

Развитие эмоциональной сферы ребенка.

Продукт проектной деятельности: В ходе проекта: дети познакомились с: различными видами природного материала (листья деревьев, шишки.каштаны, желуди, ракушки, песок, вода).Узнали свойства воды и  песка и  способы работы с песком. В результате чего у них развивались:, познавательные процессы (восприятие, внимание, воображение, память, мышление), тактильная «чувствительность» как основа развития «ручного» интеллекта ребенка, творческие способности,  коммуникативные навыки; совершенствовалась игровая деятельность,  укрепилось психическое здоровье ребенка.Эффективность игр с природным материалом  доказана  на практике.

Презентация проекта: фото отчет.

Заключение:

Таким образом, игры с природным материалом

- развивают мелкую моторику рук;

- тактильные ощущения

- вызывают у детей положительные эмоции (радость, удивление);

- объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями;

- умению работать коллективно, доводить начатое дело до конца.

Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

План проекта.

Этапы

Сроки

Содержание

  1. Подготовительный

сентябрь

Наблюдение за изменениями в природе.

Сбор природного материала для поделок (шишки еловые, сосновые, каштаны, листья, цветы, желуди, семена).

Массаж ладошек шишками

Пальчиковая гимнастика

  1. Основной

октябрь

Игры с листьями:

«Ветерок», «Листопад».

ноябрь

Изготовление поделок из листьев.

«Бабочка», «Рыбка», «Птица»

декабрь

Игры с шишками:

«Переложи шишки», «Вылови шишку из воды сачком», «Найди на ощупь».

январь

Изготовление поделок с использованием шишек и пластилина.

«Ежик», «Сова», «Пингвин»

февраль

Игры с песком:

Знакомство со свойствами песка.

(мокрый – сухой)

Найди мышку в песке», «Печем куличи», «Следы на песке»

март

Изготовление поделок с использованием ракушек.

«Морское дно», «Рыбка», «Лягушка»

апрель

Игры с водой.

«Теплый-холодный», «Дождик», «Рыбалка».

май

Оформление слайдпрезентации.

Выставка поделок детей.

 Ожидаемые результаты:

  • Создание картотеки игр на развитие мелкой моторики и ее применению в коррекционно-педагогическом процессе с детьми с ТМНР.
  • Повышение интереса детей к играм с природным материалом, появление уверенности в своих силах, развитию мелкой моторики у  детей ТМНР.
  • Обогащение творческими  впечатлениями.

Используемая литература

1. Ткаченко Т.А « Развитие мелкой моторики» Москва. ИЗ-во ЭКСМО 2010г.

2.Дичманис В.Ф. Методические рекомендации « Обучение игре с водой и песком детей с.ТМНР с использованием методов альтернативной коммуникации» 2015г.

3.Рыжанкова Е.Н. Занимательные   игры  и упражнения с пальчиковой  азбукой.-М.: ТЦ     Сфера, 2010

4.Дополнительная общеобразовательная программа для детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Умелые ручки» авторы: Белых А.Г., Рыбак Н.В. Под ред. В.Н. Асикритова,

5. «Умные руки» Н.А.Цирюльник, Т .Н ПРоснякова. Изд. «Учебная литература».

«Методические рекомендации по работе с природным материалом» Санталова Е.А.

6.Электронные ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

разработка внеклассного мероприятия "Россия! Русь! Храни себя, храни!"

методическая разработка внеклассного мероприятия  по гражданско-патриотическому воспитанию предназначена  для классных руководителей, педагогов-организаторов учреждений Н и СПО...

Внеклассное мероприятие " Золотые ручки"

Методическая разработка внеклассного мероприятия" Золотые ручки",  разработана для проведения недели профессионального мастерства , повышение технологической культуры, воспитывать у учащихся...

Владимиро-Суздальская Русь

 В начале урока учитель знакомит учащихся с суждением историка В.О. Ключевского, считавшего, что IX – XI  веке основная часть русского населения  сосредоточилась в Поднепровье, а...

Подогрев дверных замков и ручек автомобиля

В Российской Федерации на автомобильном рынке лидируют автомобили бюджетного класса отечественного производителя ОАО «Автоваз» и других зарубежных производителей стоимостью до 500000 рублей. В связи с...

презентация "Обобщающий урок по теме "Киевская Русь"

Обобщающие уроки часто проходят в виде  зачетов или тестирования. В этом материале всего понемногу. Есть задание на соответствие, тесты и повторение основных исторических понятий, изученных в дан...

Историческая познавательная игра "Русь летописная"

Игра посвящена материалам Древней и Удельной Руси. Цели: расширить кругозор, доролнить материал учебной программы, продолжать учиться сопоставлять факты, прививать устойчивый интерес к истории, воспит...