Опыт работы по экологическому воспитанию
статья

Акопджанова Амаля Агасиевна

Экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2020.gku_32_amaliya_a._a.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Ставропольского края

государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей,

«ДЕТСКИЙ ДОМ (смешанный) № 32»

«Опыт работы по экологическому воспитанию».

Воспитатель высшей категории:

Акопджанова А. А..

      Одним из богатейших  источников духовно - эстетических воздействий на человека является природа. Все ее сферы: воздух, земля, вода, флора, фауна.

     Проблема взаимосвязи человека с природой не нова. Она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это лишь часть природы.

    Поэтому свою работу с воспитанниками начала со знакомства и осмысления закона «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».

     Цель моей работы по экологическому образованию состоит в развитии экологической культуры поведения воспитанников в окружающей среде, в формировании ответственного отношения к природе.

     Ставлю перед собой  следующие задачи:

  • учить детей понимать современные проблемы окружающей среды;
  • развивать критическое отношение у воспитанников к результатам деятельности человека;
  • уметь анализировать собственное поведение в природе;
  • формировать личную ответственность за состояние окружающей среды;
  • способствовать формированию здорового образа жизни.

    Человек, понимающий красоту, поэзию природы будет активно проявлять положительное отношение к ней. Проводя работу по экологическому воспитанию, я стараюсь научить детей умению видеть  и  чувствовать красоту окружающего мира.  В младшем  возрасте ребята  впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть  от того, осознают ли они   ее  ценность в жизни человека, многообразие связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.

    В своей работе использую в основном методы эффективно влияющие на эмоциональную и нравственную сферу ребенка - систематические наблюдения в которые включаю:

                -наблюдения за наиболее яркими и характерными явлениями природы в тот или иной период года.

                -сочетание непосредственных наблюдений детей с выразительным чтением стихов;

               -знакомство с произведениями живописи, литературы;

               -сбор природного материала;

              -рисунки, сочинения;

              -сбор вырезок из газет,  журналов, фотоснимки.

      Самой любимой формой работы по экологическому воспитанию, которую    использую,  является экскурсия.

        Она имеют большую познавательную ценность, поскольку дети видят все, что происходит вокруг. При этом у них пробуждается интерес, наблюдательность и стремление понять и объяснить суть явлений.

   Главным звеном в работе по экологическому воспитанию подростков является правильная организация взаимоотношений людей с окружающей природой. С этой целью совместно с детьми мы проложили свои маршруты: познавательные экологические тропы природы.

  Главная задача создания экологической тропы – способствовать воспитанию экологической культуры, как общей культуры взаимоотношений людей друг с другом и отношения человека к природе. Объектами нашей тропы является лес, парк, зоны отдыха. Для начала нами была исследована местность, составлена карта-схема маршрута, составлен перечень объектов, расположенных в зоне тропы. В свободное от занятий время был проведен конкурс на лучший призыв – лозунг, дорожный знак. Группа оформителей, ребята, которые хорошо рисуют, оформляли стенды, знаки, информационные доски, готовили тексты для стендов.                                                                                                                                                                                                                                        

Для того, чтобы познакомить  старшеклассников с подрывом равновесия между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой,  я использовала такую форму работы, как экологический суд: « Природа против человека». На занятии старалась ввести каждого воспитанника в ситуацию ответственной зависимости за состояние жизни на Земле.  

      К другому виду наблюдений относятся восприятия красок осени:

        -оттенков осеннего леса,  неба,  облаков, солнышка;      

        -видение окраски деревьев в целом:  - пестроты  березы,  клена,  тополя;  

        -яркости золотой окраски  лиственницы;  

                     -зелени ели;      

                     -ярко-красного полыхания  осины  и   рябины;  

                     -многоцветья  ягод,  плодов;                                                  

              -ярко- изумрудной зелени озимых.  

       Чтобы закрепить умение детей и знания по данной теме, провожу с ними познавательные игры, такие как:      

 -командная олимпиада, которая учит детей коллективному поиску ответов на вопросы,  способствует развитию общения;

-КВН – развивает нестандартность мышления, учит преодолевать трудности, наблюдать и анализировать жизнь.

Одно из следующих занятий  «Путешествие в мир лекарственных растений».  Оно  закрепляет умение узнавать и правильно называть лекарственные растения,  учит  умению  принимать  их  в  случае  болезни,  рассказывает о  том,  как  бывают  опасны.

    Дети  собирали  череду,  подорожник, зверобой,  шиповник, тысячелистник, одуванчик, ромашку, липу.  

Чтобы  закрепить  знания о лекарственных растениях,  мы провели игру « Назови и расскажи».

       Вся эта работа помогла:

  1. Расширить кругозор.

2. Научила узнавать и правильно называть лекарственные растения.

3. Закрепила  знания   правил  поведения  при сборе этих растений.

4. Расширила знания о пользе и применении лекарственных растений.

5. Сформировала  умения  и навыки по уходу за растениями.

6. Помогла  воспитать эстетические чувства,  воображение, мышление, внимание.

      Человек многое может! Он не только губитель природы. Он может и должен быть ее садовником, ее лекарем, верным сыном, умножающим, а не расхищающим богатства своего дома.

     Все мы, работающие в детском доме, хотим, чтобы наши воспитанники жили в ладу с собой, окружающим миром, с людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы по экологическому воспитанию студентов

Тезисы доклада Филипповой Т.Ф., Игнатенко М.А. " Из опыта работы по экологическому воспитанию студентов"  на областной научно-практической конференции "Экологическое образование, экологическая ку...

Опыт работы на тему: «Игры как средство экологического воспитания»

Дошкольный возраст – самоценный в развитии экологической культуры личности.Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологиче...

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ. (Из опыта работы).

Инновационные технологии и методы экологического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДОУ.(Из опыта работы).Подготовила:Воспитатель, Байбара Т.В.1. Особенности эколог...

Работа по экологическому воспитанию.

Работа по экологическому воспитанию ....

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО

Экологический праздник как средство экологического воспитания дошкольников в ДОО...

опыт работы по нравственному воспитанию проект "Моя река Лена"

в докладе были раскрыты актуальность нравственного рвоспитания дошкольников и необходимость знакомить дошкольников со своим родным краем . Представлен опыт проекта знакомства с рекой родного города её...

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста

Опыт работы волонтерского отряда "За любовь и семью" как фактор воспитания современного специалиста...