Глоссарий по хореографии
материал

Кирсанова Ольга Ивановна

Словарь терминов классического, народного, бального и современных танцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovyy_slovar.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  Словарь

           Терминов по хореографии

                                D:\EVS\Картинки\Рабочие Картинки\Логотип 3.jpeg


                            Термины классического танца.

Адажио (Adagio)(итал.) — медленно, спокойно. Обозначение медленного темпа.

Ададжо (Адажио) Медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.

Ан дедан (an dedans ) – Внутрь, в круг.

Ан деор ( An dehors ) – Наружу, из круга.

Аллегро (Allegro), (итал.) — веселый, радостный. Быстрый, оживленный музыкальный темп.

Амбуате (Emboite)-  Последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком.

Антраша— скрещенный. Прыжок, во время которого ноги несколько раз разводятся и быстро скрещиваются.

Антре— Танцевальный выход на сцену одного или нескольких исполнителей.

Ан турнан (An tournan)– С поворотом.

Ан фасе(An fasse) – Прямо.

Апломб (Aplomb),— равновесие, самоуверенность. Умение сохранять в равновесии все части тела.

Арабеск (Arabesques),— Одна из основных поз классического танца — поднятая назад нога с вытянутым коленом.

Асамбле ( Pas Assemble ) – прыжок из 5 позиции с выносом ноги на 45%, «собрать»  ноги в воздухе и приземлится в 5 позицию

Аттитюд (Attitudes)— поза - согнутое колено поднятой и отведенной назад ноги.

Батман(Battement— биение. Группа движений работающей ноги.

Батман тандю ( Bettements tendus) – Отведение и приведение стопы.

Батман тандю жете( Bettements tendu jete) – Резкий бросок ноги на 45%

Батман сутеню (Battement soutenu) – Движение с подтягиванием ног

Батман фондю (Battement fondu )- Тающий батман

Батман фрапе (Bettement frappe ) – Ударное приведение стопы

Бурре (Bourree), па-де-бурре— набивать. Мелкие танцевальные шаги.

Гран(Grand)— большой. Обозначает максимально выраженную сущность движения.

Гран батман жете ( Grands Battements Jetes )- Резкий бросок ноги на 90%.

Деми (Demi)— полу-, наполовину. Этот термин указывает на исполнение только половины движения.

Девелюпе ( Developpes ) – Медленное разгибание ноги на 90% и выше

Дубль— двойной. Термин указывает на двойное исполнение па.

 Жете (Jete)— бросать, кидать. Термин относится к движениям, исполняемым броском ноги.

Кабриоль— прыжок. Один из сложных прыжков в классическом танце, когда одна нога ударяется о другую снизу вверх один или несколько раз.

Круазе  (Croisee )— скрещенный. Одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются.

Купе  ( Coupe ) – Быстрая подмена одной ноги другой

Пар терр (par terre)— на земле. Термин, указывающий на то, что движение исполняется на полу.

Па-де-баск (Pas de basque)— шаг баска. Вид прыжка с одной ноги на другую.

Па де буре ( Pas de bourree ) – Переход из 5 в 5 позицию, ноги на ку де пье

Па-де-ша ( Pas de chat)— шаг кошки. Прыжковое движение, имитирующее легкий, грациозный прыжок кошки.

Па-де-сизо (Pas de siso)— «ножницы». Прыжок с одной ноги на другую, во время которого обе вытянутые ноги поочередно забрасываются высоко вперед, на мгновение соединяются в воздухе, а затем одна из них резко проводится назад.

Па-де-де (Pas de de) — танец вдвоем. Пожалуй, самый известный сложный парный танец, состоящий из антре, адажио, вариации танцовщика, вариации танцовщицы и коды.

Па-де-труа ( Pas de trios)— танец втроем. Одна из разновидностей классического танца, в котором участвуют три исполнителя.

Пассе ( Passe )- Проходящее движение, которое является связующим при переводе ноги из одного положения в другое, может исполнятся по 1 на полу на 45% и 90%

Пор де бра (Port de bras ) – Упражнение для корпуса, рук и головы

Пике – (Pike) Уколоть

Пуанте (Puante)– Носок

Пти батман (Petit battement) – маленький батман на щиколотке опорной ноги

Па марше— ходить. Танцевальный шаг, при котором, в отличие от естественного шага, нога становится на пол с вытянутого носка, а не с пятки.

Пти— маленький. Термин, применяемый для обозначения малых движений.

Пируэт— юла. Один оборот вокруг своей оси танцовщика, стоящего на одной ноге. Два или три оборота — это соответственно два или три пируэта и т.д. В женском же танце все виды вращений носят название «тур».

Плие(Plie)— сгибать. Приседание на двух или одной ноге. Гран плие — глубокое приседание до предела, с отрывом пятки от пола; деми плие — не отрывая пяток от пола.

Препарасьон— приготовление. Подготовительные движения для исполнения пируэтов, прыжков и других сложных па.

Релеве— поднимать. Подъем на полупальцы или пальцы.

Релеве лянд ( Releve lend ) – Медленное поднимание ноги на 90% и выше

Ронд де жамб ан лер (Rond de jambe en lair),(фра – Круг ногой в воздухе

Ронд де жамб пар тер ( Rond de jambe par terre )– круг ногой по полу

Сюиви— последовательный, связный. Па де бурре сюиви — непрерывные мелкие переступания с ноги на ногу на пальцах, которые способствуют плавному передвижению по сцене.

Сисон симпль (Sisson simple) прыжок с двух ног на одну

Сисон фарме ( Sisson fermeе )– Прыжок с обеих ног с раскрыванием одной ноги на 90%, другая в пол и приземление  в пятую позицию

Симпль (Simple) простой прыжок

Соте (Sote)– Прыжок с обеих ног на обе

Сюр ле ку де пье (Sur le cou-de-pied ) на щиколотке опорной  ноге

Сю- сю  (su-su),( танлеве)– прыжок в пятую позицию с продвижением вперед, в сторону, назад

Танлие ( Temps lie par terre)- Серия слитных взаимосвязанных движений развивающих координацию движений рук, ног, корпуса и головы

Тергушон – Поза «Атитюд» только вперед.

Тур (Tour),(франц.) — оборот, поворот. Поворот тела вокруг вертикальной оси на 360 градусов. Имеется множество разновидностей. В женском танце тур — то же самое, что у мужчин пируэт.

Фуэте ( Fouette)— хлестать. Термин обозначает ряд танцевальных па, напоминающих движения хлыста, крутящегося или резко распрямляющегося в воздухе.

Шассе ( Chasse)— охотиться, гнаться. Прыжок с продвижением, при исполнении которого одна нога как бы догоняет другую.

Шажман де пье (Changement de pieds) Прыжок, перемена ног в воздухе по 5 позиции.

Экарте ( Ecartee )— раздвигать. Поза классического танца, в которой тело танцовщика развернуто по диагонали, а нога поднята в сторону.

Элевация(Eleve)— подъем, возвышение. Природная способность танцовщика исполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы.

Эпольман (Epaulement ) –диагональное положение тела в точку 2 и 8

Эффасе ( Effacee )— сглаживать. Одно из основных положений в классическом танце. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения.

Эшапе (Echappe) Прыжок с переменой ног в воздухе из 5 во 2.

                        Термины народного танца

Балансе (Balance) – Качающееся движение.

Батман тандю ( Bettements tendus) – Отведение и приведение стопы.

Батман тандю жете( Bettements tendu jete) – Резкий бросок ноги на 45%

Веревочка –Поднимание колена до уровня колена. Развивает подвижность в коленном, тазобедренном суставе, исполняется у станка и на середине зала.

Выхилястник – ковырялочка в воздухе на 45% , 90% , руки закрыты на поясе.

Гармошка – передвижение стопы  в сторону по 3 открытой и закрытой позиции.

Гран батман жете ( Grands Battements Jetes )- Резкий бросок ноги на 90%

Глиссад  ( Glissad)– скользящее движение, прыжок

Голубец – удар ступнями (щиколотками)в воздухе как можно выше и  в стороне, приземление на работающую ногу.

Девелюпе ( Developpes ) – Медленное разгибание ноги на 90% и выше

Жете – « Асамбле» только приземление на одну ногу, другая на ку де пье

Дегаже – перенос тяжести корпуса с одной ноги на другую по второй позиции (вправо, влево) и по четвертой позиции ног (вперед, назад), может исполнятся как с деми плие, так и на вытянутых ногах.

Дробное выстукивание – Ударное упражнение каблуками  об пол. Развивает четкость, ритмичность, силу ног, укрепляет икроножные мышцы и стопы.

Качалочка – Качающееся движение ногами  из стороны в сторону. Работающая нога спереди, стопы по очереди поднимаются на релеве .

Моталочка – Движение качающейся работающей ноги от колена вперед, назад, стопа натянута.

Молоточек –  Легкое ударное движение кончиком пальцев работающей ноги сзади.

Пагаля – Передвижение по залу вперед, с  четким ударом каблука об пол.

Пакурю- Ход по кругу.Большой шаг, затем 2 мелких шага,

Патартье ( Pas tor tie ) – Разворот стопы.

Плие (Plie ) - Приседание

Подбивка – Ударное упражнение щиколотками.

Присядка – ( мужское движение)Приседание до  уровня  колена при котором пятки отрываются от пола.

Припадание – Движение исполняющееся в сторону, поднимание на релеве работающей ногой, опорная на 45 градусов в сторону,  опускание на  опорную ногу,  работающая в положении  кудепье.

Разножка – ( муж. Движение) Исполняется в высоком прыжке при котором руки, ноги широко раскрываются  в стороны

Ронд де жамб пар тер ( Rond de jampe par terre ) – круг ногой по полу

Ронд де пье ( Rond de pied ) – Круг каблуком по полу

Томбе – падение на деми плие с купе на работающую ногу, другая поднимается на кудепье с последующем резким коротким вставанием на нее на полупальцы одновременно другая нога открывается в сторону на 45%.

Упадание –(пример)Левая нога в плие, правая на кудепье, затем переход на релеве правой , левая на 45 градусов. Все тоже самое исполняется в обратном направлении.

Флик- фляк – Мазок по полу от себя к себе

Хлопушки – ( Мужское) ударное упражнение ладонью по коленям, икроножным мышцам, голеностопам, грудной клетки, рукам.

Шассе ( Pas chasse ), (синоним галоп) – Вспомогательный прыжок с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога « догоняет » другую в высшей точки прыжка.

                     

                        Термины бального танца

База - внутренняя поверхность бёдер.

Баунс - сокращение мышц живота.

Бейзик — фасон бального платья, обязательный для выступления на конкурсах для леди младших возрастных категорий.

Вариации - определённый набор танцевальных фигур, исполняемых танцорами во время соревнований и показательных выступлений по собственному выбору.

Венский вальс — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях начиная с D класса. Музыкальный размер — 3/4 , темп — 60 тактов в минуту

Возрастные категории — классификация танцоров по возрасту. Используется для создания равноценной конкуренции на соревнованиях.

Джайв — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с E класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 44 такта в минуту

Европейская программа (стандарт) — включает в себя 5 танцев: медленный вальс, венский вальс, медленный фокстрот, квикстеп, и танго. Танцы этой программы характеризуются постоянным контактом партнеров в паре за счет характерного соединения поднятых на уровень плеч рук (лодочка) и контакта в нижней части тела. На конкурсе исполняются в следующем порядке : медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп.

Импетус — фигура в бальных танцах.

Квикстеп — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 50 тактов в минуту

Латиноамериканская программа (латина) — включает 5 танцев: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв.

Линия танца — траектория, по которой движутся танцоры на танцевальной площадке. В самом общем виде представляет собой замкнутый круг, движение по которому происходит против часовой стрелки (по линии танца)

Медленный вальс — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с Hobby класса. Музыкальный размер — 3/4 , темп — 30 тактов в минуту

Медленный фокстрот — танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с С класса. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 30 тактов в минуту

Музыкальность — одна из основных характеристик исполнения танца. Характеризуется, во-первых, адекватной передачей в танце эмоционального содержания музыки, во-вторых, художественным заполнением ритма музыки, которое в эстетических целях допускает определенную агогику

Обувь — должна соответствовать требованиям, которые касаются покроя (фасона), материалов, используемых для подошвы и верха, формы и расположения каблука. Для Европейской и Латиноамериканской программ используются разные фасоны обуви. На каблуки женских туфель должны надеваться накаблучники

Ограничения по костюмам — чем младше танцоры, тем больше ограничений по костюмам, которые касаются фасонов костюмов и используемых материалов. Определенные ограничения по костюмам действуют всегда.

Ограничения по фигурам — чем ниже класс, в котором выступают танцоры, тем меньшее количество фигур разрешено танцевать. Ограничения по фигурам прекращаются начиная с В класса.

Паркет — покрытие танцевальной площадки. Принципиальное значение имеет качество паркета: отсутствие щелей, неровностей и прочих дефектов. Для правильного и безопасного исполнения танца паркет покрывается тонким слоем парафина.

Пасодобль- танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с С класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 62 такта в минуту. Танец обладает весьма сложной композиционной структурой. В музыке выделяются три части (джипси), в которых, в свою очередь, выделяются структурные подразделения.

Ритм — одна из основных характеристик музыки и танца. Характеризуется чередованием звуков (музыка) или движений (танец) разной длительности. Разные фигуры в танцах имеют свой собственный, иногда довольно сложный ритм. Несоблюдение конкретного ритмического рисунка исполняемой фигуры и, особенно, несовпадение ритма музыки и танца являются самыми грубыми ошибками танцевания.

Румба — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер 4/4, темп — 27 тактов в минуту

Самба — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер 4/4, темп — 50 тактов в минуту

Танго- танец Европейской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с D класса. Музыкальный размер — 4/4 , темп — 33 такта в минуту

Телемарк — фигура в бальных танцах

Темп — одна из основных характеристик музыки, ее скорость. Измеряется количеством тактов либо количеством ударов в минуту. Разные танцы имеют разный темп. Самый медленный танец — румба (27 тактов в минуту). Самые быстрые — пасодобль (62 такта в минуту) и венский вальс (60 тактов в минуту).

Техничность — одна из главных характеристик танца. Характеризует качество движений. Чем оно выше, чем виртуознее владение телом, тем выше техничность. Излишняя концентрация на техничности грозит утратой эмоциональности и может привести к механистичности исполнения.

Телеспин - фигура в латиноамериканской программе бальных танцев.

Ча-ча-ча — танец Латиноамериканской программы, исполняется на соревнованиях, начиная с ШБТ. Музыкальный размер 4/4, темп — 30 тактов в минуту.

Эмоциональность — передача в танцевании эмоционального содержания музыки. Особую трудность представляет в конкурсном танцевании, поскольку танцоры, танцуют под незнакомую музыку.

                          Термины современного танца.

ARCH (Aрч) -  Арка, прогиб торса назад.

BODI ROLL  (Боди ролл) – группа наклонов торса, связанная с поочередным перемещением центра корпуса в боковой  или фронтальной плоскости ( синоним «Волна»).

BOUNCE  (Баунс) – трамплинное покачивание вверх—вниз, в основном происходит либо  за счет сгибания и разгибания коленей, либо пульсирующими наклонами торса.

BRUCH  (Браш) – скольжение или мазок всей стопой по полу перед открытием ноги в воздух или при закрытии в позицию.

CATCH STEP (Кэтч степ) – Шаг на месте, связанный с переносом тяжести корпуса с одной ноги на другую, колени при этом движении поочередно сгибаются и вытягиваются.

CONTRACTION (Контракшн) – Сжатие, уменьшение объема корпуса, начинается в центре таза, постепенно захватывая весь позвоночник, исполняется на выдохе.

CORKSCREW TURN (Корскру повороты) – «Штопорные» повороты, при которых исполнитель повышает или понижает уровень вращения.

CURVE (Кёрф) – Изгиб верхней части позвоночника( до солнечного сплетения) вперед или в сторону.

DEEP BODY BEND (Диип боди бэнд) – наклон вперед торсом ниже 90 градусов, сохраняя прямую линию торса и рук.

DEEP CONTRACTION (Диип контракшн) -  Сильное сжатие в центр тела, в котором участвуют все сочления, т е в это движение включаются руки, ноги и голова.

DROP (Дроп) – Падение расслабленного торса вперед или всторону.

FLAT BACK (Флет бэк) – наклон торса вперед, в сторону ( на 90 гр.) назад с прямой спиной, без изгиба торса.

FLAT STEP (Флэт степ) – Шаг, при котором вся стопа одновременно ставится на пол.

FLEX (Флекс) – Сокращенная стопа или кисть.

FROG POSITION ( Фрог-Позишн) – Позицыя сидя, при которой согнутые в коленях ноги касаются друг друга стопами, колени должны быть максимально раскрыты в стороны.

HIGH RELEASE (Хай Релиз) – Высокое расширение, движение, состоящее из раскрытия грудной клетки с небольшим перегибом назад.

HIP LIFT (Хип Лифт) – Подъем бедра вверх.

HOP (Хоп) – Шаг- подскок, «Работающая» нога обычно в положении у колена.

JACK KNIFE (Джек Найф) – Положение корпуса, при котором торс наклоняется вперед, спина прямая, опора на руки, колени вытянуты, ноги во второй параллельной позиции, пятки не отрываются от пола.

JAZZ HAND (Джаз Хенд) – Положение кисти, при котором пальцы напряжены и разведены в стороны.

JELLI ROLL (Джелли Ролл) – Движение пелвисом,состоящее из мелкого сокращения мышц с одновременным небольшим поворотом пелвиса вправо-влево (Синоним – шейк пелвиса.)

JERK POSITION (Джек Позишн) – Позиция рук, при которой локти сгибаются и немного отводятся назад на уровень грудной клетки, предплечья распологаются параллельно полу.

JUMP (Джамп) – прыжок на двух ногах.

KICK (Кик) – бросок ноги вперед или в сторону на 45 градусов или 90 через вынимание приемом «Девелюпе».

LAY OUT (Лэй Аут) – положение, при котором нога, открытая на 90 градусов в сторону или назад, и торс составляют одну прямую линию.

LEAP (Лиип) – Прыжок с одной ноги на другую с продвижением.

LIFT (Лифт) – поднимать двигательный центр.

LOKOMOTOR (Локомотор) – Круговое движение согнутых в локтях рук вдоль торса.

LOW BACK (Лоу Бэк) – Округление позвоночника в пояснично- грудном отделе.

POINT (Поинт) – Вытянутое положен е стопы.

PRANCE (Пранс) – Движение для развития подвижности стопы, состоящее из быстрой смены положения на полупальцах.

PRESS POSITION (Пресс-позишн)- Позиция рук, при которой согнутые в локтях руки ладонями касаются бедер спереди или сбоку.

RELEASE (Релиз) – Расширение объема тела, которое происходит на вдохе.

ROLL DOWN (Ролл Даун) – Спиральный наклон вниз-вперед, начиная от головы.

ROLL UP (Ролл Ап) – Обратное движение, связанное с постепенным раскручиванием и выпрямлением торса в исходную позицию.

SHAKE (Шейк) – трясти.

SHIMI (Шимми) – Спиральное, закручивающее движение пелвисом вправо и влево.

SKEDE( Скид) – волочение по полу ненагруженной стопы.

SIDE CONTRACTION (Сайд Контрашн) – Боковое сжатие в торсе.

SIDE STRETCH (Сайд Стрейч) – Боковое растяжение торса, наклон торса вправо или влево.

STEP BALL CHANGE (Стэп Болл Чендж) – Связующий шаг, состоящий из шага в сторону или вперед и двух переступаний на полупальцах(синоним па де буре).

SUNDARI (Зундари) – Движение головой, заключающееся в смещении шейных позвонков вправо-влево и вперед-назад.

Свинговое раскачивание – Раскачивание любой частью тела ( рукой, ногой, головой, торсом) в особом джазовом ритме.

THRUST (Фраст) – Резкий рывок грудной клеткой или пелвисом вперед, в сторону или назад.

TILT (Тилт) – Угол, поза, при которой торс отклоняется в сторону или вперед от вертикального положения, «работающая» нога может быть открыта в противоположном направлении на 90 градусов и выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глоссарий по вопросам работы с родителями

В основе профессионального общения - использование специальной терминологии. Иногда возникает необходимость уточнить, подобрать специальный термин по какому-либо вопросу для восприятия ил...

Глоссарий по Банковскому делу

основные термины, используемые в Банковском деле...

Глоссарий парикмахерских терминов

В составлении данного глоссария парикмахерских терминов и обозначений автор опирался на свой собственный опыт и опыт коллег, используя различные источники, современную литературу, учебные пособия и уч...

глоссарий по ПМ.04. Определение стоимости недвижимого имущества Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения

глоссарий по ПМ.04. Определение стоимости недвижимого имущества     Специальность СПО: 120714 Земельно-имущественные отношения...

Глоссарий

В данный глоссарий входят основные термины и определения по разделу "Качественный анализ" для обучающихся 2 курса по дисциплине ЕН.03 Химия....

Глоссарий ХХ век

Данное учебно – методическое пособие предназначено   для  студентов, обучающихся на базе основного общего образования по дисциплине «История».В качестве одного из требований программы в...

Глоссарий для студентов по фармакологии

В глоссарии даны основные термины,необходимые для занятий по фармакологии...