Актуальность использования метода БОС для детей с ОВЗ
статья

Cтаршинова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

 Проблема роста детей с ОВЗ не теряет своей актуальности.

Ограничение возможности здоровья у детей часто обусловливается минимальными органическими или функциональными повреждениями центральной нервной системы. Данный контингент детей характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы и недоразвитием познавательной деятельности, что сопровождается нарушениями памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.

Также увеличивается количество детей с общим недоразвитием речи, что проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем, недостаточности фонетико-фонематического восприятия и слухоречевой памяти.

Очевидно, что многие дети испытывают чувство тревожности, нервозности, эмоциональной нестабильности, стресса и депрессии при изменении социальной ситуации (6-7 лет, период подготовки к обучению  и адаптация  в школе).

А для того чтобы обеспечить процесс социализации детей с ОВЗ необходимо проводить их грамотную социальную реабилитацию. Основой социальной реабилитации является развитие в личности способности к самостоятельной жизнедеятельности, к адаптации отрицательным влияниям окружающей среды, активизация его социального потенциала. В отношении детей с ОВЗ социальная реабилитация должна быть направлена как на самих детей с ОВЗ, так и на их окружение. Основным итогом социальной реабилитации детей с ОВЗ и инвалидов является формирование навыков, которые позволят ему вести полноценную жизнь, развивать и сохранять психологическое и психическое здоровье, быть коммуникабельным, способным при всевозможных отклонениях получить образование, освоить трудовые и профессиональные навыки, обрести чувство социальной значимости в социальной среде. Одной из сторон социальной реабилитации детей с ОВЗ является психологическая помощь, которая позволяет гармонизировать личностный и интеллектуальный потенциал и проводить коррекцию имеющихся нарушений в психофизическом развитии.

Поэтому применение технологии БОС актуально в нашей работе, т.к. это современный метод немедикаментозной коррекции нарушений в психофизическом развитии детей. Он оказывает положительное влияние на динамику умственного и личностного развития, способствует повышению социальной активности, развитию самостоятельности и самоконтроля, развитию интеллектуальных процессов, коррекции и развитию эмоционально-волевой и мотивационной сферы, повышению коммуникативных навыков.



Предварительный просмотр:

 ЗДОРОВЬЕРАЗВИВАЮЩИЙ КОМПЛЕКС «БОС-ЗДОРОВЬЕ»


  Здоровье человека во многом зависит от правильной взаимосвязанной работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. По существу, работа дыхания и сердца - это единый физиологический процесс, являющийся самым главным в организме человека.

Именно гармоничное взаимодействие дыхания и сердца, по сути своей, является Паспортом здоровья каждого человека. Значит, чтобы ребенок был здоровым он должен обладать нормальным физиологически оптимальным дыханием, обеспечивающим эту гармонию.

Современная инновационная технология «БОС-здоровье»:

* позволяет продиагностировать состояние здоровья человека по количественным показателям уровня гармонии работы дыхания и сердца;

* выдать Паспорт здоровья с оценкой по пятибалльной шкале;

* всего лишь за 10-15 интерактивных занятий улучшить гармонию дыхания и сердца и повысить качество здоровья человека.

По одной оценке мы получаем достоверную информацию о взаимодействии сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это оценка состояния здоровья ученика. А дальше технология «БОС-здоровье» позволяет эффективно корректировать нарушения функционального состояния.
Прежде всего включаем естественное, природное диафрагмальное дыхание, которым каждый ребёнок владеет с рождения. Но испытываемые им стрессы, перенапряжения, плохая экология и другие факторы негативно влияют на согласованность работы сердца и лёгких, и навык правильного дыхания нарушается.

Количественными показателями гармонии работы кардиореспираторной системы является разница пульса на вдохе и на выдохе. Чем больше эта разница, тем лучше здоровье человека. У детей эта разница достигает 40-50 ударов в минуту. На вдохе 120, а на выдохе 80 при каждом дыхании. Эта величина получила название дыхательной аритмии сердца (ДАС). Именно она определяет взаимосвязь работы сердца и лёгких, и является Паспортом здоровья каждого человека. В системе образования эта величина ДАС преобразуется в отметку за здоровье по общепринятой 5-балльной шкале.

Здоровьеразвивающая технология «БОС-здоровье» в школе позволяет каждому ребёнку и педагогу выработать навык правильного диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной величиной ДАС. Для реализации технологии используются современные возможности мультимедийной компьютерной техники, оборудование БОС (Биологическая обратная связь) и программное обеспечение.

Занятия по технологии «БОС-здоровье» проходят в специально оборудованном компьютерном классе на 12 посадочных мест. В состав комплексов «БОС-здоровье» входят электронные приборы для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС). Приборы соединены с компьютерами, на которых установлено программное обеспечение биологической обратной связи. Комплекс обеспечивает непрерывное мультимедийное информирование ученика о изменениях текущей величины ДАС (увеличение ЧСС на вдохе и уменьшение ЧСС на выдохе).

Длительность одного занятия на компьютере составляет 9-12 минут. Цель занятий: развитие, сохранение и укрепление здоровья путём выработки навыка гармоничной работы сердечно-сосудистой системы через постановку диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС, а так же мониторинг и контроль состояния здоровья и функциональных резервов организма каждого ребёнка. Оценка здоровья производится по 5-балльной системе.
В ходе занятия учащиеся проходят индивидуальный тренинг постановки диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной ДАС по методу биологической обратной связи. Курс занятий проводится два раза в год. Рекомендуется проводить занятия, как с детьми, так и с педагогами образовательного учреждения.

Здоровьеразвивающая технология «БОС-здоровье» свободно вписывается в схему организации учебно-воспитательного процесса и оздоровительной работы образовательного учреждения:
1. Занятия на комплексе «БОС-здоровье» проводится в рамках стандартного урока в школе.
2. Отметка за здоровье по итогам каждого занятия автоматически сохраняется в электронной карточке ученика и «Журнале здоровья» и доступна учителю для анализа динамики оздоровительных занятий, а так же для работы с учеником и родителями.
3. Уникальность применяемой технологии оздоровления позволяет организовывать внеклассные занятия с отдельными группами детей, нуждающимися в индивидуальной коррекции здоровья или поведения: группы часто и длительно болеющих детей; гиперактивные дети; дети с дефицитом внимания и т.п.

  Системность применения технологии «БОС-здоровье» и объективные количественные показатели здоровья позволяют данной технологии стать ядром любой создаваемой или уже работающей программы оздоровления и здоровьесбережения в школе.
http://popovka.edumsko.ru/uploads/1000/946/section/117128/ps/bos/zd1.jpghttp://popovka.edumsko.ru/uploads/1000/946/section/117128/ps/bos/zd3.jpghttp://popovka.edumsko.ru/uploads/1000/946/section/117128/ps/bos/zd4.jpg

Что дает технология «БОС-здоровье» для формирования конкурентоспособной личности?
* Повышает успеваемость детей и эффективность образовательного процесса
* Улучшает поведение
* Делает внимательными
* Учит правильно и красиво говорить
* Нормализует функциональное состояние
* Корректирует психоэмоциональное состояние
* Оценивает уровень здоровья и выдает паспорт здоровья
* Снижает уровень заболеваемости ОРЗ и гриппом в три раза и более.
http://popovka.edumsko.ru/uploads/1000/946/section/117128/ps/bos/zd5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ на занятиях по дисциплине Методика преподавания технологии (труда) с практикумом

Метод проектов - один из наиболее приближенных к реальной практике, позволяет формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с опытом применения их в практиче...

Использование метода круговой тренировки на уроках физической культуры.

Основная задача использования метода круговой тренировки на занятиях физической культуры - эффективное развитие двигательных качеств в условиях ограниченного лимита времени. Принцип круговой тренировк...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В.Ф. ШАТАЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ

Уже много лет я являюсь организатором подготовки и проведения олимпиады колледжа по сопротивлению материалов. Олимпиада регулярно поводится для студентов второго курса следующих специальностей: «Техно...

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»

Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...

Актуальность использования металлообрабатывающих станков

Самым популярным материалом, используемым в строительстве, машиностроении, кораблестроении и других направлениях, является металл. Поэтому сфера металлообработки набрала большой размах. А значит, возн...