Организация внеурочной деятельности социального направления для учащихся 5 классов
опыты и эксперименты

Шестопёрова Мария Юрьевна

Данная работа представляет собой общие сведения о внеурочной деятельности, а также углубленное понятие внеурочной деятельности социального направения для учащихся 5 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация внеурочной деятельности социального направления в 5 классе  «Юный пожарный»

Шестопёрова М.Ю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ульяновска «Средняя школа №28»

Аннотация. В статье предложены и охарактеризованы эффективные формы и методы раскрытия потенциала ребенка в дополнительном образовании и внеурочной деятельности. Раскрыты такие понятия, как «дополнительное образование» и «внеурочная деятельность», определена их роль в жизни школьника. В данной статье приводится практический опыт применения форм и методов раскрытия потенциала ребенка в рамках деятельности дружины «Юный пожарный» в 5 классе.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, дополнительное образование.

Образованность современного школьника определяется не только предметными знаниями, но и разносторонним развитием его как личности, способным ориентироваться в традициях своей страны и мировой культуре, способным к активной социальной адаптации в обществе, а также  самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию. Сегодня в нашей стране происходят значительные изменения условий формирования личности ребенка. В современном мире ребенок развивается в окружении самых различных источников воздействия на него как позитивного характера, так и негативного. Благодаря телевидению, компьютерным играм, Интернету, кино, ребенок узнает много нового и соответственно получает информацию. Данные источники информации зачастую оказывают существенное воздействие в процессе воспитания и социализации школьника, однако осуществление всестороннего развития и раскрытия потенциала ребенка наиболее эффективно происходит в рамках организации дополнительного образования и внеурочной деятельности.

Для более полной характеристики рассматриваемого вопроса приведем определения понятия «внеурочная деятельность» и «дополнительное образование».

Согласно П. В. Степанову и Д. В. Григорьеву, «внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [3,c.7]. Таким образом, внеурочная деятельность - это, в первую очередь, система занятий школьника, где педагогами решаются задачи их воспитания. В лучшем случае, результатом этих отдельных занятий должна сформироваться целостная общественная жизнь учащегося в школе – насыщенная и интересная.

С.М. Вишнякова дает следующее определение: «Дополнительное образование подразумевает такое образование,  цели и содержание которого не предусмотрены обязательной программой образовательного учреждения, но имеют важное значение для развития человека как личности, для его жизни в обществе, соответствуют его склонностям и интересам; оно осуществляется, как правило, после изучения основных образовательных программ» [2,с.47].

Образовательный процесс должен быть направлен не только на передачу знаний, навыков и умений, но и на многогранное развитие учащегося, а именно раскрытие его творческих возможностей, способностей, таких качеств личности, как инициативность, фантазия, организованность, предприимчивость, всего того, что делает человека индивидуальностью.  Все это можно осуществить с помощью дополнительного образования и внеурочной деятельности [1, c.4].

И если школьное образование учащиеся получают в относительно одинаковом объеме, что определяется государственным стандартом, то дополнительное образование осуществляется индивидуально в силу его многообразия и вариативности.

Дети выбирают то, что близко их интересам, что отвечает их потребностям. В этом и есть смысл дополнительного образования: оно помогает раннему самоопределению, дает уникальную возможность ребенку полноценно реализовать себя, решая социально значимые задачи. Как правило, учащиеся, которые получили дополнительное образование, имеют больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте [4,c.25].

Так какие же существуют эффективные формы и методы достижения раскрытия детского потенциала в дополнительном образовании и внеурочной деятельности? Факультативы, кружки, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору выступают связующим звеном между дополнительным образованием и внеурочной деятельностью. Для развития потенциальных возможностей детей школа объединяет свойства основных подсистем образовательного процесса, а именно учебного процесса, сферы дополнительного образования, ученического самоуправления и внеурочной деятельности.

Рассмотрим внеурочную деятельность социального направления в 5 классе  «Юный пожарный». Основными задачами данной деятельности являются формирование принципов  безопасности  личности  учащихся, обучение учащихся мерам пожарной безопасности путем организации деятельности дружин юных пожарных  (ДЮП)  во  внеурочное  время,  а  также  обучение  детей  правильному поведению в экстремальных ситуациях, умению помочь себе и окружающим. Мы предполагаем, что раскрытие творческих способностей и потенциала школьников во внеурочной деятельности будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий: создание мотивации к процессу творчества; пробуждение потребности в продуктивной деятельности; обучение сотрудничеству и сотворчеству в коллективном взаимодействии.

В качестве основных методов данной внеурочной деятельности с детьми предлагаются игры, инсценировки, прием создания речевой ситуации и т.д. В процессе реализации  деятельности самыми продуктивными методами оказались игры и инсценировки. Так, в рамках деятельности дружины «Юный пожарный» для увеличения интереса детей и раскрытия творческих способностей, учащимся дается задание сочинить девиз (небольшое рифмованное изречение), учитель совместно с детьми придумывает, и оформляют герб и эмблему. Следующим этапом выступает подготовка яркого тематического плаката и листовок с агитационным материалом на тему «Не играй с огнем, или как не допустить пожара». Учащиеся разыгрывают тематическую миниатюру, затем раздают листовки с правилами поведения при пожаре. Особенно активно дружина «Юный пожарный» проводит агитацию перед каникулами, напоминая детям основные правила безопасного поведения при пожаре. Дети 5 класса очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие,  охотно выполняют поручения,  дают советы, предупреждают других детей об опасности, тем самым раскрывая в себе чувство ответственности и самостоятельности.  Использование таких методов предполагает  сочетание практической речевой и творческой деятельности учащихся. При этом основное внимание детей направлено на подготовку продукта совместной работы и представление ее результата в виде разыгранной ситуации, сценки, проведенной игры со зрителями, тем самым проявляя в себе чувство социальной значимости.        Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее эффективными и действенными методами во внеурочной деятельности выступают игры и инсценировки, позволяющие раскрыть творческие способности ребенка. Благодаря таким эффективным формам дополнительного образования, как  школьные научные общества, объединения профессиональной направленности происходит усиление вариативной составляющей общего образования, стимулирующей познавательную мотивацию обучающихся. А главное  в таких условиях, а именно дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах /Л.В. Байбородова М.: Просвещение, 2014. -176 с.
  2. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М. : Просвещение, 2011.- 223 с.
  4. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 222 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая копилка занятий внеурочной трудовой деятельности социального направления в различных формах

Педагогическая копилка содержит комплекс занятий по внеурочной деятельности по следующим темам:1.     КВН «Мир профессий»2.     Экскурсия «Если вдруг пожар возн...

Организация внеурочной деятельности учащихся Старооскольского городского округа посредством туристско-краеведческой деятельности

Статья об организации внеурочной  туристско-краеведческой  деятельности муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Центр детского и юношеского туризма иэкскурсий...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности "Путешествие в Великобританию"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности социальной направленности «Путешествие в Великобританию» - 34 часа в год, 1  час в неделю....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»

Цель программы: -формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации;-повышение уровня защищенности жизненно важных интересо...