Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
учебно-методический материал

Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования      44.02.01 Дошкольное образование и с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно рабочей программы УД Психология. Целью методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы по данной УД. Предназначено для студентов колледжей, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора

____________ Решетникова  Г.Л.

«___» _________ 2020 г.

Методические рекомендации

 по организации самостоятельной работы студентов

по учебной дисциплине ОП.02 Психология

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Титова О.В.,

преподаватель общепрофессиональных

дисциплин и профессиональных модулей

Алексеевка  - 2020

Рассмотрено на заседании ПЦК общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Протокол № _____  от «_____» ______________ 20____ г.

Председатель ПЦК ____________Е.И.Злобина

Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта  по специальности среднего профессионального образования      44.02.01 Дошкольное образование и с учетом профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г.

Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий, согласно рабочей программы УД Психология. Целью методических рекомендаций является оказание помощи студентам в организации самостоятельной работы по данной УД.

Предназначено для студентов колледжей, обучающихся по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Составитель:

Титова О.В., преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

1.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

6

2.МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

17

3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

37

ВВЕДЕНИЕ

       

          Данные методические рекомендации по организации самостоятельной работы представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом организовать процесс самостоятельного изучения дисциплины. Цель методических  рекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине «Психология».

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими и профессиональными компетенциями согласно ФГОС СПО:

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и социальными партнерами

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат  образовательного процесса

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10.

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся

ОК 11.

Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Планировать мероприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие

ПК 1.2. Проводить режимные моменты в соответствии с возрастом

ПК 1.3.  Проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима

ПК 1.4. Осуществлять педагогическое наблюдение за состоянием здоровья каждого ребенка, своевременно информировать медицинского работника об изменениях его самочувствия

ПК. 2.1.Планировать различные виды деятельности и общения детей в течение дня мероприятия

ПК 2.2. Организовывать различные игры с детьми раннего и дошкольного возраста

ПК 2.3  Организовать посильный труд и самообслуживание

ПК 2.4. Организовывать общение детей

ПК 2.5. Организовывать продуктивную деятельность дошкольников ( рисование, лепка, конструирование, аппликация)

ПК 2.6. Организовывать  и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс т результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

ПК 3.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результат обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 4.2. Проводить индивидуальные консультации по вопросам семейного воспитания, социального, психического и физического развития ребенка

ПК 4.4.Оценивать и анализировать результаты работы с родителями, корректировать процесс взаимодействия  сними.

ПК 5.2.Создавать  в группе предметно – развивающую среду

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4.Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Виды заданий

Формы отчётности

Раздел 1. Особенности психологии как науки, её связь с педагогической наукой и практикой

3

1.

Понятие о методе как способе познания изучаемой реальности

1

Составление  опорных блок- схем  на тему: «Естественный  эксперимент, его особенности.

Тестирование, как  метод психологии, его особенности»

Опорная  блок- схема   на темы

: «Естественный  эксперимент, его особенности.

Тестирование, как  метод психологии, его особенности»

2

Периодизация развития науки психология. Основные этапы развития психологии Учения философ Античности, Феодализма, Средневековья, Эпохи Возрождения и Просвещения.

Основные психологические теории 19 – 20в.: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.

1

Составление опорных блок схем «Развитие отечественной психологии»

Опорная блок - схема

3.

Понятие о психике, её структуре и функциях. Стадии развития психики у животных. Отражение как всеобщее свойство материи

Психологическая структура сознания, развитие сознания. Структура самосознания. Специфика бессознательного, его структура.

1

Составление опорной блок – схемы «Сравнение психики  человека и психики животных»

Опорная блок- схема  «Сравнение психики  человека и психики животных»

Раздел 2. Основы психологии личности

12

4.

Понятие о деятельности. Теория деятельности А.Н. Леонтьева. Структура индивидуальной деятельности: потребности, мотивы, цели, действия, контроль, оценка. Внешняя и внутренняя деятельность. Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение. Освоение деятельности: умения, навыки, привычки. Условия формирования навыка

1

Составление опорной блок – схемы «Виды и развитие человеческой деятельности»

Опорная блок – схема «Виды и развитие человеческой деятельности»

5.

Понятия «индивид», «личность», «человек», «индивидуальность», их соотношение. Изучение личности в западной и отечественной социальной психологии. Структура личности. Факторы развития личности.

1

Составление презентации

Презентация

6

Темперамент как характеристика индивидуальных свойств человека. Теории темперамента: гуморальные, конституционные, физиологические. Свойства темперамента. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента. Диагностика темперамента.

1

Составление презентации

Презентация

7.

Типологии  характера. Акцентуация характера (К. Леонгард, А.И. Личко). Самопознание характера.

1

Работа с литературой «Учет свойств нервной системы и темперамента в педагогической деятельности»

Реферат

8.

Понятие о способностях. Задатки. Структура способностей. Общие и специальные способности. Условия развития способностей..Самооценка способностей.

1

Составление опорной блок – схемы ( темперамент, характер, способности)

Опорная блок - схема

9.

Эмоциональная сфера личности. Эмоции и чувства: понятие,  значение, функции эмоций. Внешнее выражение эмоций. Виды эмоциональных состояний. Формы и виды чувств, высшие чувства.

1

Работа с литературой ( рефератирование):

- Виды эмоциональных состояний, их характеристик

Реферат

10.

Волевая сфера личности. Понятие, значение, функции воли. Структура волевого акта. Мотивация и волевая активность. Волевые качества человека

1

Составление презентации

Презентация

11.

Общая характеристика познавательных процессов. Основные формы познания, их психологические механизмы.  Внимание. Понятие о внимании. Функции внимания. Виды и свойства внимания. Типы внимания.

1

Работа с литературой ( рефератирование)

- Способы поддержания устойчивого внимания на уроке

Реферат

12

Ощущение и восприятие как основа чувственного познания. Понятие об ощущении и восприятии. Классификация ощущений и восприятий по различным основаниям. Основные свойства ощущения и восприятия.

1

Составление презентации

Презентация

13

Память как мнемический процесс. Понятие о памяти. Классификация видов памяти. Характеристика процессов памяти. Основные закономерности памяти

1

Составление презентации «Индивидуальные особенности памяти и рациональные приемы запоминания»

Презентация

14

Мышление и речь. Понятие о мышлении: мышление как форма отражения, мышление как деятельность. Операции мышления, формы мышления.

Индивидуальные особенности мышления.

1

- Составление опорных блок схем  « Ощущения и восприятие как познавательные процессы»

Опорная блок - схема

15

Воображение. Понятие воображения. Виды воображения. Способы создания образов фантазии.

1

- Составление опорных блок схем  « Ощущения и восприятие как познавательные процессы»

Опорная блок - схема

Раздел 3. Возрастная и педагогическая психология

4

16

Предмет и задачи возрастной и педагогической психологии в отечественных и зарубежных теориях. Структура возрастной и педагогической психологии. Специфика методов исследования в возрастной и педагогической психологии.

1

Работа с литературой (рефератирование)

«Показатели психического развития  и методы его изучения».

Реферат

17

Сущность психического развития в онтогенезе. Условия движущей силы психического развития. Генотипическая и средовая обусловленность развития.

Культурно-историческая теория развития высших психических функций Л.С. Выготского. Обучение и развитие, зоны развития по Л. С. Выготскому

1

Составление опорных блок схем:

«Категория возраста  и жизненный цикл развития человека».

Опорная блок - схема

18

Понятие возраста. Социальная ситуация развития. Возрастные кризисы. Новообразования возраста. Сензитивные периоды.

Возрастные периодизации развития в трудах зарубежных и отечественных психологов (З.Фрейд, Э.Эриксон, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Петровский). Деятельность и развитие.

1

Составление опорной блок – схемы

Периодизация  развития личности по Э. Эриксону

Опорная блок - схема

19

Закономерности психического развития

1

Составление опорной блок – схемы

Периодизация  развития личности по Э. Эриксону

Опорная блок - схема

Раздел 4. Возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся , их учет в обучении и воспитании

17

20

Социальная ситуация развития. Кризис новорождённости. Период новорождённости. Рефлекс новорождённого. Комплекс оживления. Эмоционально-экспрессивная функция общения. Психическая депривация.

1

Составление опорной блок – схемы Особенности  эмоциональной  и потребностной сфер младенца

Опорные блок - схемы

21

Психическое развитие ребенка младенческого возраста: возникновение предпосылок в овладении речи. Сенсомоторное развитие младенца. Кризис первого года.

1

Составление презентации

Презентация

22

Социальная ситуация развития. Основные достижения возраста: прямохождение, предметная деятельность, речевое общение. Символизм. Возникновение и развитие речевого общения. Зарождение самосознания. Предпосылки развития игровой деятельности. Кризис трёх лет.

1

Составление презентации

Презентация

23

Социальная ситуация развития. Психологические новообразования, связанные с периодом кризиса. Психология  игры: зарождение и развитие игры, роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, развернутые формы игровой деятельности. Взаимоотношения детей в игре.

Познавательное развитие дошкольника. Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и возникновение элементов самооценки. Кризис 7 лет.

1

Работа с литературой ( рефератирование)

Готовность ребенка к школе.

Развитие психических функций ребенка.

Реферат

24

Диагностика психологической готовности ребенка к школе. Использование игр и упражнений, направленных на формирование психологической готовности ребенка к школе  ( практикум).

- Выделение структуры сюжетно-ролевой игры в ходе видеопросмотра записи игровой деятельности детей дошкольного возраста.

1

Работа с литературой ( рефератирование)

Готовность ребенка к школе.

Развитие психических функций ребенка.

Реферат

25

Психологическая готовность ребенка к школе.

Виды готовности к школе, структурный компонент: физическая, личностно- социальная эмоционально-волевая, интеллектуальная готовность. Специальная готовность. Диагностика готовности ребенка к школе

1

Составление опорных блок – схем: Общение в дошкольном возрасте. Другие виды деятельности дошкольника: продуктивная, учебная, трудовая.

Опорная блок- схема

26

Социальная ситуация развития. Адаптация к школе. Учебная деятельность, ее структура. Психические познавательные процессы младшего школьника.

Личностное развитие младшего школьника.

1

Составление опорной блок – схемы:

Опорная блок- схема

27

Мотивационно-потребностная  сфера  младшего  школьника: развитие   мотивов  поведения,  общения и учения.  Особенности  эмоциональной  сферы  младшего   школьника. Эмоционально-волевое  развитие  младшего  школьника.

1

Составление опорной блок – схемы:

Опорная блок- схема

28

Особенности психического развития младшего школьника 

1

Составление презентации

Презентация

29

Социальная  ситуация   развития.  Особенности  подросткового  кризиса.  Интимно-личностное  общение  как  ведущая  деятельность.

1

Составление презентации

Презентация

30

Социальная ситуация развития. Учебно-профессиональная деятельность. Качественные изменения в учебной деятельности. Личностное и профессиональное самоопределение. Самопознание и становление мировоззрения. Любовь и дружба в юношеском возрасте.  Кризис 17 лет.  

Основные линии жизни в юности ( учеба, бегство от общество, армия, любовь).

1

Составление опорной блок – схемы: Главные стороны жизни в молодости

Опорная блок - схема

31

Психология молодости. Основные линии жизни в молодости (семья, работа, дружба). Кризис 30 лет.

1

Написание реферата на тему: Особенности эмоциональной и познавательной сфер старшеклассника

Реферат

32

Общая характеристика процесса обучения.

 Основные понятия психологии обучения: «научение»,  «учение», «обучение», «учебная деятельность». Психологические основы индивидуализации и дифференциации обучения.

1

Составление опорной блок - схемы

Опорная блок - схема

33

Воспитание как фактор формирования личности. Личностный подход, личность как ценность – отличительные особенности современного образования. Гуманизация воспитания – важная задача педагогической психологии.

1

Работа с литературой ( рефератирование):

- Психические травмы детей в процессе воспитания.

Реферат

34

Механизмы формирования личности. Социализация. Социальные установки, нормы и ценности.

1

Составление опорных блок – схем

Опорная блок - схема

35

Воспитательные технологии. Влияние воспитания в общеобразовательных учреждениях на личность учащихся.

1

Составление презентации

Презентация

36

Общая характеристика педагогической деятельности. Структура педагогической  деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности.

Личностные качества педагога. Индивидуальный стиль педагогической деятельности. Диагностика способностей к педагогической деятельности. Основные формы педагогического общения. Стили  педагогического общения.

1

Составление опорных блок – схем:

-Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя

Опорная блок - схема

Раздел 5.  Понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции социальной

дезадаптации, девиантного поведения

8

37

Общая характеристика аномальных детей и особенности их развития. Отклонения в физическом, психическом, моторном, интеллектуальном развитии. Причины развития детских аномалий.

1

Составление опорных блок  - схем

Причины развития детских аномалий: врожденные (эндогенные); приобретенные аномалии (экзогенные); социальные причины.

Опорная блок - схема

38

Выделение категорий аномальных детей в зависимости от вида дефекта, его структуры, степени выраженности, времени возникновения. Понятия нормы и отклонения.

 

1

Работа с литературой ( рефератирование):

Особая группа детей риска – одаренные.

Реферат

39

Помощь детям в случаях социально-педагогической запущенности.

Характеристика детей с различными аномалиями: категории детей с отклонениями в слуховом и зрительном восприятии; дети со специфическими речевыми отклонениями; дети с нарушением моторно-двигательного развития;

1

Работа с литературой ( рефератирование):

Особая группа детей риска – одаренные.

Реферат

40

Характеристика детей с различными аномалиями: категория детей с отклонением интеллектуального развития; дети с ЗПР; дети с отклонением в социально-личностном развитии; дети с эмоционально-волевым нарушениями.

Особенности работы с детьми  с нарушениями в развитии.

1

Оформление глоссария

Глоссарий

41

Особенности работы с детьми с нарушением слуха, зрения, речи, моторики.

Общая характеристика детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и ЗПР.

Особенности работы с детьми с нарушениями эмоционально-волевой сферы и с социально-педагогической запущенностью

1

Оформление глоссария

Глоссарий

42

Необходимость создания системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии: профилактика появления отклонений, ранняя диагностика и специальная помощь детям с отклонениями в развитии.

Основные положения создания системы ранней помощи детям. Основные виды помощи детям с особыми образовательными потребностями. Их характеристика.

1

Работа со словарем (составление глоссария):аномалии, дефект, инвалид, инвалидность и т.д.,

Глоссарий

43

Адаптация как  необходимое условие успешного развития ребенка.

1

Составление  опорных блок – схем:

Профилактика педагогической запущенности детей.

Опорная блок - схема

44

Создание условий для адаптации в образовательном учреждении: предварительное знакомство педагога с ребенком, изучение его личностных особенностей и т. д. Проведение бесед с родителями и индивидуальных и групповых бесед с детьми, использование групповой терапии

1

Составление  презентации

Презентация

Раздел 6. Психология игры

6

45

Введение в психологию игры. Многозначность понятия «игра». Понимание игры в работах Ф. Шиллера, Г. Спенсера, В. Вундта.

1

Составление презентации: Теории игры в  отечественной науке

Подбор литературы по проблеме исследования

Презентация

46

Динамика игровых форм деятельности в процессе развития человека. Детская игра и игра в мире взрослых: сходство и различие. Своеобразие игры как особой деятельности ребенка. Виды игр. Методы изучения игровой деятельности

1

Составление презентации: Теории игры в  отечественной науке

Оформление презентации

Презентация

47

История игрушки. Классификация игрушек.

Основные требования к игрушкам в соотвсевтии с СанПин. Классификация игрушек по возрастам в соответствии с ФГОС.

1

Работа со словарем (составление глоссария): игра, игрушка, кропольская игрушка, медведовская игрушка, хохломская игрушка и т.д.

Глоссарий

48

Формирование предметных действий в раннем детстве. Открытие ребенком функции предметов и способов их использования и роль взрослого в этом процессе. Совместная игра ребенка и взрослого и формирование игровых замещений.

1

Работа с литературой ( рефератирование):

Особенности общения ребенка со взрослыми в ходе развития предметных действий.

Реферат

49

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка. Социальный характер ролевой игры. деятельности.

Понятие сюжета и содержания игровой деятельности. Режиссерская игра. Игра с правилами

1

Работа со словарем (составление глоссария): сюжет, роль, сюжетна – ролевая игра, строительная игры, театрализованная игра и т.д.

Глоссарий

50

Планирование игровой деятельности детей для разных возрастных групп. Проектирование сюжетно – ролевых, строительно – конструктивных, театрализованных, настольно – печатных игр для детей дошкольного возраста.

1

Работа со словарем (составление глоссария): сюжет, роль, сюжетна – ролевая игра, строительная игры, театрализованная игра и т.д.

глоссарий

ВСЕГО

50

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Методические рекомендации по выполнению реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Содержание реферата

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть;
  5. заключение;
  6. список использованных источников;
  7. приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Рекомендуемый объем структурных элементов реферата

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

1

Содержание (с указанием страниц)

1

Введение

2

Основная часть

15-20

Заключение

1-2

Список использованных источников

1-2

Приложения

Без ограничений

В содержании приводятся наименования структурных частей реферата, глав и параграфов его основной части с указанием номера страницы, с которой начинается соответствующая часть, глава, параграф.

Во введении дается общая характеристика реферата:

  • обосновывается актуальность выбранной темы;
  • определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;
  • описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;
  • кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач. Поэтому заголовки глав и параграфов, как правило, должны соответствовать по своей сути формулировкам задач реферата. Заголовка "ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ" в содержании реферата быть не должно.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Оформление реферата

При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы в виде реферата необходимо соблюдать следующие требования:

  • на одной стороне листа белой бумаги формата А-4
  • размер шрифта-12; Times New Roman, цвет - черный
  • междустрочный интервал - одинарный
  • поля на странице – размер левого поля – 2 см, правого- 1 см, верхнего-2см, нижнего-2см.
  • отформатировано по ширине листа
  • на первой странице необходимо изложить план (содержание) работы.
  •  в конце работы необходимо указать источники использованной  литературы
  • нумерация страниц текста -

Список использованных источников должен формироваться в алфавитном порядке по фамилии авторов. Литература обычно группируется в списке в такой последовательности:

  1. законодательные и нормативно-методические документы и материалы;
  2. специальная научная отечественная и зарубежная литература (монографии, учебники, научные статьи и т.п.);
  3. статистические, инструктивные и отчетные материалы предприятий, организаций и учреждений.

Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

По каждому литературному источнику указывается: автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указывается наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указывается автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Приложения следует оформлять как продолжение реферата на его последующих страницах.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы. Вверху страницы справа указывается слово "Приложение" и его номер. Приложение должно иметь заголовок, который располагается по центру листа отдельной строкой и печатается прописными буквами.

Приложения следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами.

На все приложения в тексте работы должны быть ссылки. Располагать приложения следует в порядке появления ссылок на них в тексте.

Критерии оценки реферата

Срок сдачи готового реферата определяется утвержденным графиком.

В случае отрицательного заключения преподавателя студент обязан доработать или переработать реферат. Срок доработки реферата устанавливается руководителем с учетом сущности замечаний и объема необходимой доработки.

Реферат оценивается по системе:

Оценка "отлично" выставляется за реферат, который носит исследовательский характер, содержит грамотно изложенный материал, с соответствующими обоснованными выводами.

Оценка "хорошо" выставляется за грамотно выполненный во всех отношениях реферат при наличии небольших недочетов в его содержании или оформлении.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за реферат, который удовлетворяет всем предъявляемым требованиям, но отличается поверхностью, в нем просматривается непоследовательность изложения материала, представлены необоснованные выводы.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за реферат, который не носит исследовательского характера, не содержит анализа источников и подходов по выбранной теме, выводы носят декларативный характер.

Студент, не представивший в установленный срок готовый реферат по дисциплине учебного плана или представивший реферат, который был оценен на «неудовлетворительно», считается имеющим академическую задолженность и не допускается к сдаче экзамена по данной УД..

Методические рекомендации  по подготовке презентации

Компьютерную презентацию, сопровождающую выступление докладчика, удобнее всего подготовить в программе MS PowerPoint. Презентация как документ представляет собой последовательность сменяющих друг друга слайдов - то есть электронных страничек, занимающих весь экран монитора (без присутствия панелей программы). Чаще всего демонстрация презентации проецируется на большом экране, реже – раздается собравшимся как печатный материал. Количество слайдов адекватно содержанию и продолжительности выступления (например, для 5-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов).

На первом слайде обязательно представляется тема выступления и сведения об авторах. Следующие слайды можно подготовить, используя две различные стратегии их подготовки:

1 стратегия: на слайды выносится опорный конспект выступления и ключевые слова с тем, чтобы пользоваться ими как планом для выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • объем текста на слайде – не больше 7 строк;
  • маркированный/нумерованный список содержит не более 7 элементов;
  • отсутствуют знаки пунктуации в конце строк в маркированных и нумерованных списках;
  • значимая информация выделяется с помощью цвета, кегля, эффектов анимации.

Особо внимательно необходимо проверить текст на отсутствие ошибок и опечаток. Основная ошибка при выборе данной стратегии состоит в том, что выступающие заменяют свою речь чтением текста со слайдов.

2 стратегия: на слайды помещается фактический материал (таблицы, графики, фотографии и пр.), который является уместным и достаточным средством наглядности, помогает в раскрытии стержневой идеи выступления. В этом случае к слайдам предъявляются следующие требования:

  • выбранные средства визуализации информации (таблицы, схемы, графики и т. д.) соответствуют содержанию;
  • использованы иллюстрации хорошего качества (высокого разрешения), с четким изображением (как правило, никто из присутствующих не заинтересован вчитываться  в текст на ваших слайдах и всматриваться в мелкие иллюстрации);

Максимальное количество графической информации на одном слайде – 2 рисунка (фотографии, схемы и т.д.) с текстовыми комментариями (не более 2 строк к каждому). Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.

Основная ошибка при выборе данной стратегии – «соревнование» со своим иллюстративным материалов (аудитории не предоставляется достаточно времени, чтобы воспринять материал на слайдах). Обычный слайд, без эффектов анимации должен демонстрироваться на экране не менее 10 - 15 секунд. За меньшее время присутствующие не успеет осознать содержание слайда. Если какая-то картинка появилась на 5 секунд, а потом тут же сменилась другой, то аудитория будет считать, что докладчик ее подгоняет. Обратного (позитивного) эффекта можно достигнуть, если докладчик пролистывает множество слайдов со сложными таблицами и диаграммами, говоря при этом «Вот тут приведен разного рода вспомогательный материал, но я его хочу пропустить, чтобы не перегружать выступление подробностями». Правда, такой прием делать в начале и в конце презентации – рискованно, оптимальный вариант – в середине выступления.

Если на слайде приводится сложная диаграмма, ее необходимо предварить вводными словами (например, «На этой диаграмме приводится то-то и то-то, зеленым отмечены показатели А, синим – показатели Б»), с тем, чтобы дать время аудитории на ее рассмотрение, а только затем приступать к ее обсуждению. Каждый слайд, в среднем должен находиться на экране не меньше 40 – 60 секунд (без учета времени на случайно возникшее обсуждение). В связи с этим лучше настроить презентацию не на автоматический показ, а на смену слайдов самим докладчиком.

Особо тщательно необходимо отнестись к оформлению презентации. Для всех слайдов презентации по возможности необходимо использовать один и тот же шаблон оформления, кегль – для заголовков - не меньше 24 пунктов, для информации - для информации не менее 18. В презентациях не принято ставить переносы в словах.

Подумайте, не отвлекайте ли вы слушателей своей же презентацией? Яркие краски, сложные цветные построения, излишняя анимация, выпрыгивающий текст или иллюстрация — не самое лучшее дополнение к научному докладу. Также нежелательны звуковые эффекты в ходе демонстрации презентации. Наилучшими являются контрастные цвета фона и текста (белый фон – черный текст; темно-синий фон – светло-желтый текст и т. д.). Лучше не смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Рекомендуется не злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже).

Неконтрастные слайды будут смотреться тусклыми и невыразительными, особенно в светлых аудиториях. Для лучшей ориентации в презентации по ходу выступления лучше пронумеровать слайды. Желательно, чтобы на слайдах оставались поля, не менее 1 см с каждой стороны. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями). Использовать встроенные эффекты анимации можно только, когда без этого не обойтись (например, последовательное появление элементов диаграммы). Для акцентирования внимания на какой-то конкретной информации слайда можно воспользоваться лазерной указкой.

Диаграммы готовятся с использованием мастера диаграмм табличного процессора MSExcel. Для ввода числовых данных используется числовой формат с разделителем групп разрядов. Если данные (подписи данных) являются дробными числами, то число отображаемых десятичных знаков должно быть одинаково для всей группы этих данных (всего ряда подписей данных). Данные и подписи не должны накладываться друг на друга и сливаться с графическими элементами диаграммы. Структурные диаграммы готовятся при помощи стандартных средств рисования пакета MSOffice. Если при форматировании слайда есть необходимость пропорционально уменьшить размер диаграммы, то размер шрифтов реквизитов должен быть увеличен с таким расчетом, чтобы реальное отображение объектов диаграммы соответствовало значениям, указанным в таблице. В таблицах не должно быть более 4 строк и 4 столбцов — в противном случае данные в таблице будет просто невозможно увидеть. Ячейки с названиями строк и столбцов и наиболее значимые данные рекомендуется выделять цветом.

Табличная информация вставляется в материалы как таблица текстового процессора MSWord или табличного процессора MSExcel. При вставке таблицы как объекта и пропорциональном изменении ее размера реальный отображаемый размер шрифта должен быть не менее 18 pt. Таблицы и диаграммы размещаются на светлом или белом фоне.

Если Вы предпочитаете воспользоваться помощью оператора (что тоже возможно), а не листать слайды самостоятельно, очень полезно предусмотреть ссылки на слайды в тексте доклада ("Следующий слайд, пожалуйста...").

Заключительный слайд презентации, содержащий текст «Спасибо за внимание» или «Конец», вряд ли приемлем для презентации, сопровождающей публичное выступление, поскольку завершение показа слайдов еще не является завершением выступления. Кроме того, такие слайды, так же как и слайд «Вопросы?», дублируют устное сообщение. Оптимальным вариантом представляется повторение первого слайда в конце презентации, поскольку это дает возможность еще раз напомнить слушателям тему выступления и имя докладчика и либо перейти к вопросам, либо завершить выступление.

Для показа файл презентации необходимо сохранить в формате «Демонстрация PowerPоint» (Файл — Сохранить как — Тип файла — Демонстрация PowerPоint). В этом случае презентация автоматически открывается в режиме полноэкранного показа (slideshow) и слушатели избавлены как от вида рабочего окна программы PowerPoint, так и от потерь времени в начале показа презентации.

После подготовки презентации полезно проконтролировать себя вопросами:

  • удалось ли достичь конечной цели презентации (что удалось определить, объяснить, предложить или продемонстрировать с помощью нее?);
  • к каким особенностям объекта презентации удалось привлечь внимание аудитории?
  • не отвлекает ли созданная презентация от устного выступления?

После подготовки презентации необходима репетиция выступления.

Критерии оценки презентации

Критерии оценки

Содержание оценки

1. Содержательный критерий

правильный выбор темы, знание предмета и свободное владение текстом, грамотное использование научной терминологии, импровизация, речевой этикет

2. Логический критерий

стройное логико-композиционное построение речи, доказательность, аргументированность

3. Речевой критерий

использование языковых (метафоры, фразеологизмы, пословицы, поговорки и т.д.) и неязыковых (поза, манеры и пр.) средств выразительности; фонетическая организация речи, правильность ударения, четкая дикция, логические ударения и пр.

4. Психологический критерий

взаимодействие с аудиторией (прямая и обратная связь), знание и учет законов восприятия речи, использование различных приемов привлечения и активизации внимания

5. Критерий соблюдения дизайн-эргономических требований к компьютерной презентации

соблюдены требования к первому и последним слайдам, прослеживается обоснованная последовательность слайдов и информации на слайдах, необходимое и достаточное количество фото- и видеоматериалов, учет особенностей восприятия графической (иллюстративной) информации, корректное сочетание фона и графики, дизайн презентации не противоречит ее содержанию, грамотное соотнесение устного выступления и компьютерного сопровождения, общее впечатление от мультимедийной презентации

Образец оформления  словаря психологических терминов (глоссарий )

Глоссарий – это словарь определенных понятий или терминов, объединенных общей специфической тематикой. Данный термин происходит от греческого слова «глосса», что означает язык. В Древней Греции глоссами называли непонятные слова в текстах, толкование которых давалось рядом на полях. Собрание глоссов в последствии стали называть глоссарием.

Слова в этом списке должны быть расположены в строго алфавитном порядке, так как глоссарий представляет собой не что иное, как словарь специализированных терминов. Статья глоссария – это определение термина. Она состоит из двух частей:
1. Точная формулировка термина в именительном падеже;
2. Содержательная часть, раскрывающая смысл данного термина.

При составлении глоссария важно придерживаться следующих правил:
- стремитесь к максимальной точности и достоверности информации;
- старайтесь указывать корректные научные термины и избегать всякого рода разговорных слов;
- при желании в глоссарий можно включить не только отельные слова и термины, но и целые фразы.

Образец оформления глоссария

№ п/п

Термин

Словарная статья

1

Тест

кратковременное задание выполнение  которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций

2

Беседа

метод, который направлен на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов

Акцентуация – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего нарушаются взаимоотношения между людьми.

Амнезия – полная потеря памяти 

Беседа –  метод, который направлен на осознание человеком имеющихся у него проблем, конфликтов

Бессознательное - это те явления, процессы,  которые не осознаются человеком,  т.е. не контролируются человеком. 

Ведущий вид деятельности – это та деятельность, которая является главной на каждом возрастном этапе жизни (например, дошкольное детство – сюжетно – ролевая игра)

Внимание – сосредоточенность  и направленность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других объектов. 

Возрастная психология – это отрасль психологии, изучающая закономерности развития психики на разных возрастных этапах 

Методические рекомендации по оформлению опорной блок – схемы

  1. Внимательно прочитайте материал лекции
  2. Для пополнения и уточнения знаний по данной теме обратитесь к дополнительной литературе ( интернет- сайтам)
  3.  Представьте их в форме таблицы или схемы
  4. Проверьте себя

ИНФОРМАЦИОННОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основные источники:

  1. Психология: учебник для студ. СПО /под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2018  

Дополнительные источники:

1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: ТЦ « Сфера»,2001. – 464 с.

2. Ильин Е.П. Пихология: Учебник для средних учебных заведений. – СПб.Питер, 2004. – 560с.

3. Дубровина И.В. Психология: учебник для студ. Сред. Проф. Учеб. заведений;   под ред И.В. Дубровиной. – 6 изд. Стер. М.: Издат. Центр « Академия», 2007. – 464 с.

4. Столяренко Л.Д. Психология. Серия « Учебник, учебные пособия» - Ростов н/Д: « Феникс», 2003. – 448 с.

5. Е.И. Рогов Психология для студ. Вузов. – Москва: ИКЦ « МарТ»; Ростов н /Д : Издательский центр « МарТ», 2004. – 560 с.Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: Кн.2. - М., 2004.

6.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по общей психологии. - М.,2005.

7. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М., 2005.

8. Мухина B.C. Детская психология. - М., 2004.

 9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 2004

10. Немов Р.С. психология: Учеб. для студ. Высш. Пед учеб. заведений: В 3 кн.. – 3 – е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003 т.1 с.125

11. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан A.M.   Психология. - М., 1999.

12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М., 1999.

13.Абрамова Г.С. Практикум по возрастной психологии. - М., 2001.

14.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия/ Сост. И.В. Дубровина и др.- М., 2002.

15. Изард К.Э. Психология эмоций. - СПб, 2000.

16. Кан-Калик Б.А.  Учителю о педагогическом общении. - М.,2000.

17. Рогов Е.И. Эмоции и воля. -М., 2001.

18. Рубинштейн С.Л. Основы  общей психологии. -М., 2000.

19. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.,2001

Интернет- ресурсы:

psychology.net.ru — Сайт "Мир психологии".

www.psychology.ru — Psychology.ru.

http://progressman.ru/ - Развитие личности и самопознание

http://www.psyworld.ru/ - Мир психологии. Психология для всех и каждого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Статья "Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов"

Данные рекомендации помогут преподавателям найти формы и методы работы с детьми для их творческой самостоятельной работы на занятиях....

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

Статья поможет спланировать самостоятельную работу студентов, используя предлагаемую таблицу для индивидуальной работы....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов учреждений СПО с текстом по специальности 080110 Банковское дело

Данные методичсекие рекомендации разработаны с учётом требований в условиях деймтвия ФГОС СПО. Содержат общие сведения о дисциплине, её содержание, рекомендации по переводу текста и сами тексты по тем...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

     Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) соотве...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации разработаны для студентов, обучающихся по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования (в области музыкальной деятельности) в соответствии с требованиями к М...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...