Рекомендации родителям и педагогам
методическая разработка

Косова Виктория Витальевна

Предварительный просмотр:

Если ребенок пишет с ошибками 

Нередко дети, даже хорошо знающие правила, в диктантах и сочинениях делают ошибки. Из них вырастают безграмотные взрослые, и это, к сожалению, не может исправить последующее образование. Попробуйте сами помочь своим детям, не уповая на школу.

Самое главное правило, как утверждают психологи, звучит так: "ошибка не должна фиксироваться в сознании". Если ребенок спрашивает, как пишется слово, сразу говорите правильно. Недопустимы фразы типа: "здесь пишется не "а", а "о".

Постарайтесь регулярно проводить дома диктанты хотя бы из упражнений учебника. Если ребенок испытывает затруднения или уже выводит неправильную букву, стоя за его спиной, негромко подсказывайте: здесь "о" или здесь "е". Не акцентируйте внимание на неправильном написании, фиксируйте только правильное.

Есть очень простой и действенный способ научить ребенка писать грамотно. И в первую очередь помочь ему в этом могут родители, если, конечно, у них есть время и желание.

Современные педагоги-новаторы разработали эффективный метод, помогающий бороться с безграмотностью абсолютно в любом возрасте. Естественно, что чем раньше начать занятия с ребенком, тем быстрее и легче вы добьетесь необходимого результата. Расскажем в нескольких словах об этом методе.

За основу берется теория известного в XIX веке исследователя Дмитрия Ивановича Тихомирова, которому в 1888 г. Петербургский комитет грамотности присудил Большую золотую медаль. Ему принадлежат следующие строки: "Если вы хотите, чтобы ваш ребенок грамотно писал, заставляйте его читать, как написано, и не бойтесь, что он будет так же говорить, потому что дети понимают - мы говорим не так, как пишем".

Некоторые современные педагоги, основываясь на теории Тихомирова, весьма успешно учат детей и взрослых грамотному письму. Практическое применение теории более чем простое. Ребенка нужно научить так называемому "орфографическому" чтению. Что это значит? Любой текст можно разбить на слоги. Каждый слог имеет свою вершину, т. е. гласный звук. Остальные звуки слога, т. е. согласные, произносятся на более низком звуковом уровне. Каждый слог можно назвать отдельной звуковой единицей слова. Практически все дети начинают читать по слогам, и только потом учатся произносить слово целиком. Когда же ребенок овладевает чтением, о слогах он уже не вспоминает. Но чтобы научить его грамотной речи, придется снова обратить его внимание на слоги.

Предложите ему прочитать вслух, громко и четко, какой-либо текст не так, как мы обычно говорим, а так, как пишем. При этом ребенок должен разбить слово на слоги и проговорить его, подчеркивая и выделяя их, но достаточно быстро. А если слово простое, его можно прочесть быстро, не разбивая на слоги.

В этом случае одновременно работает зрительная, слуховая и моторная (язык, гортань) память. Затем, когда ребенок сталкивается с этими словами на письме, он мысленно проговаривает их правильно, а следовательно, и правильно пишет. 

Примечание: для чтения лучше использовать классику: И. Тургенева, Л. Толстого, И. Бунина и т.д.

Если увлечь ребенка, подобное чтение будет восприниматься им как очень интересная игра. Ведь детей интересует все новое и необычное. Чтение, которое условно можно назвать "чтением грамотности", вполне вероятно, покажется ребенку забавным.

"Чтение грамотности" должно быть регулярным, а во время занятий обязательно присутствие кого-то из взрослых, чтобы следить за тем, как ребенок прочитал то или иное слово. Например, слово "который" он произнес так, как мы обычно говорим, т. е. "каторый". Взрослому надо в мягкой форме поправить ребенка и попросить его еще раз прочитать слово.

С детьми в возрасте до десяти лет подобным образом можно заниматься весьма небольшое время, примерно от 5 до 10 мин. Далее моторика уже не работает, и чтение не приносит должного результата. С детьми старше десяти лет можно заниматься чуть больше - примерно 15 мин.

Регулярные занятия, при которых ребенок неоднократно произносит различные трудные для запоминания слова вслух именно так, как они пишутся, формируют у него чувство природной грамотности. Со временем он будет безошибочно писать любые слова, даже самые сложные. Потому что тренированное сознание автоматически улавливает все особенности их звучания. 

Аналогично нужно читать и блоки из 15-20 слов, подобранные в орфографическом словаре: громко, четко и не один раз.

Уже через несколько месяцев регулярных занятий вы заметите улучшение в письме ребенка.

Чтением по слогам, с четким произношением каждой буквы необходимо заниматься каждый день. Проверочные диктанты, текстовые и словарные, можно проводить 1- 5 раз в неделю. Проверяя работу ребенка, не подчеркивайте ошибки красным карандашом. Этим вы только закрепляете в памяти неправильное написание. Лучше выпишите слова, в которых сделаны ошибки, и включите их в словарные блоки, читаемые ребенком, а потом снова проверьте в диктанте. Конечно, существуют отработанные, сложные методики развития грамотности. То, что сегодня советуем мы, нетрудно и требует только постоянной, ежедневной работы. Результативность же была проверена неоднократно.

В заключение хотим передать разговор со случайным попутчиком в поезде. Пожилой мужчина рассказал, что в школе его не аттестовали по русскому языку после восьмого класса. Правила знал, но писал с многочисленными ошибками. Учитель посоветовал ему каждый день летних каникул переписывать по десять страниц романа "Война и мир". Осенью он успешно сдал экзамен, сделав в сочинении всего две ошибки. С тех пор проблем с грамотностью у него не было, а несколько общих тетрадей с исписанными пожелтевшими листками, памятью того жуткого лета, он теперь показывает внукам. Классика - великая вещь! Попробуйте.

Учитель-логопед В.В. Косоваребенок пишет с ошибками



Предварительный просмотр:

Как письмо на спине решает проблемы


Письмо на спине было рекомендовано Питером Янгом и Колином Тайр в книге "Научи своего ребенка читать" (Peter Young, Colin Tyre, Teach Your Child To Read) для детей, у которых возникают сложности с распознаванием различий между некоторыми буквами. Повесьте на стене на высоте плеча ребенка большой лист бумаги. Дайте ребенку толстый мелок или фломастер, чтобы он мог писать на бумаге, расположенной от него на расстоянии вытянутой руки. Потом поставьте ребенка перед листом, напишите на его спине указательным пальцем первую строчную печатную букву. Убедитесь, что ребенок почувствовал, что вы написали, объясните ему, что это за буква и попросите его написать ее на бумаге. Каждый раз пишите только по одной букве. Данная система работает благодаря "мускульной памяти": способности запоминать информацию через действия тела.

По словам Янга и Тайр, "за многие годы этот метод не потерпел ни одной неудачи".

Примечания: 

1. Рисовать буквы лучше на голой спине, в этом случае чувствительность выше. 
2. Рисуйте буквы большого размера, используя всю поверхность спины. 
3. Рисуйте буквы медленно и правильно - так, как они пишутся.

Различать "похожие, но повернутые в разные стороны" буквы детям также помогает упражнение по системе Монтессори, в котором они водят пальцами по буквам, вырезанным из наждачной бумаги. Сейчас для этой цели уже выпускаются наборы шершавых пластиковых букв.обучение письму

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

 В.В. Косова



Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ

Проблема грамотного письма  всегда  была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих  за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.

Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:

  • отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
  • не  соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
  • зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;
  • повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
  • замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
  • ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
  • пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
  • забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
  • нечитаемый почерк, слишком мелкое  или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).

Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Помочь ребенку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, когда в его руке зажата ручка, а также заботливые родители.

Вот некоторые советы родителям:

  • обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего и ребенка и вовремя обратиться к логопеду или нейропсихологу;
  • помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
  • не торопите неуспешного ребенка;
  • постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за то старание;
  • сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
  •  знайте: все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
  • проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
  • радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
  • выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, научите ребенка искать их в книгах;
  • играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи, заведите для них специальную тетрадь;
  • обсуждайте с  ребенком ваши совместные произведения;
  • попросите ребенка информировать вас об успехах ребенка;
  • вспомните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной или пешей прогулки или на катке;
  • верьте в успех вашего ребенка;
  • не забудьте  о важной составляющей грамотного письма – чтении.

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», - скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», - уверен учитель. И каждый из них бывает прав.

Чтение – не только признак интеллигентности. Книги расширяют словарный запас, поэтому для начитанного ребенка значительно облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает его уровень грамотности. Имея перед собой классические образцы, ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.

Вот еще несколько советов родителям:

  • пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках;
  • дарите детям книги;
  • постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы у великих писателей, на страницах книг;
  •  попробуйте перед началом «скучного» произведения прочитать детям один из наиболее веселых, коротких отрывков;
  • ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка;
  • читайте детям на ночь;
  • обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, спорьте, завидуйте, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор;
  • вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.

Теперь поговорим о проблемах письменной речи. Одна из главных проблем правописания – пропуск букв в словах. Пропуск букв может возникнуть по следующим причинам: ученик первый раз слышит слово;  он не знает, что  обозначает слово;  ребенок знает значение слова, но не встречал слово написанным;   у ребенка не хватает внимания, чтобы уловить в неверно написанном слове отличие от образца.  Решить  проблему пропуска букв в словах помогут решить следующие упражнения.

«Магазин». Рисуем определенные предметы, например, арбуз и мышь, а затем «продаем» их, «рекламируя» по каждой букве:

а – ароматный;

р – рубиновый;

б – большой;

у – укатить домой;

з – звонкий;

м – маленькая;

ы – ы-ы!;

ш – шуршит;

ь – мягкая шубка.

Это упражнение уместно проводить не только при несформированности семантического образа слова, пропуске букв, но и при речевом недоразвитии младшего школьника.

«Кузовок». Задача: собрать кузовок. Складывать в кузовок можно все слова, которые заканчиваются на -ок: грибок, глазок, зубок и т.д. Можно по аналогии собирать корзину, коробку, ящик … Соответственно собирать слова на -ина, -ка, -ик. Это игру можно начинать такими фразами: «Собираемся в лесок, наполняем кузовок!»; «Вот перед нами корзина, туда отправляется…» (картина, балерина); «Вот коробка, смотрим, что там?» (лодка, бородка); «Вот ящик, скорей клади туда… (мячик, ларчик).  

Задание направлено на четкое осознание звуковой и грамматической структуры слова: ударения, деления на слоги, типичных суффиксов и окончаний.

«Арабское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок должен записать, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперед, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Например, предложение «В океане живет необычная рыба – рыба-ёж», написанное «по-арабски», должно выглядеть так: «же-абыр – абыр яанчыбоен тёвиж енаеко В».

Упражнение дает хорошие результаты в тех случаях, когда ребенок переставляет буквы и не дописывает слова.

«Древнерусское письмо». Ведущий диктует слова, которые ребенок записывает только согласными, обозначая гласные многоточиями. При такой записи предложение «Отважный Миша бежит от мыши» будет выглядеть следующим образом: …тв…жн…й М…ш…   б…ж…т   …т  м…ш… Сразу же необходимо записать это предложение только гласными, ставя точки на месте согласных: О… …а… …ы…  …и…а   …е…и…  о…  …ы…и. Необходимо сделать вывод, какое предложение читается легче.

«Неудачный робот». Перед началом необходимо распределить роли.  Ребенок становится роботом, взрослый – конструктором. Робот запрограммирован так, что он пишет слова не полностью, а воспроизводит какую-то определенную часть, отмечая пропущенное черточками. Конструктор «испытывает» робота, диктуя ему слова. Если ученик не дописывает конец слова, то пусть записывает только две последние буквы,  при пропуске букв в середине слова – только две средние буквы. Например, слово понедельник может выглядеть так: по_ _ _ _ _ _ _ _ _ ,   _ _ _ _ де _ _ _ _ _,   _ _ _ _ _ _ _ _ _ ик.

«Волшебный диктант». Диктант пишется без единого слова и без единой буквы. Перед  началом  работы необходимо ввести символы, например, договориться, что слова с буквой «с» обозначаем как «Х», слова с гласной «е» - «», а все остальные – «/». Так, предложение «Мы смотрим на птичьи стаи на небе»  выглядит так:  / Х / / / / . Символами лучше обозначать те буквы, при дифференциации которых у ребенка есть трудности (и-у, и-ц, ц-ч, ш-щ, ё-ю и т.п.). Это упражнение помогает устранить дисграфические проявления, развивает внимание, фонематический слух.

«Словесный мяч». Один игрок говорит слово, а второй должен продолжить, называя слово на последнюю букву прозвучавшего слова. В игре используется мячик. Его можно кидать либо по кругу,  либо в беспорядке.  Лучше  называть слова не только на последнюю, но и на предпоследнюю букву, на вторую, третью с конца и т.п. Такая игра позволяет   быстро выработать у детей умение представить графическое выражение слова.

«Виселица» или «Балда».  Один игрок загадывает слово, указывая, из какой оно области (фрукт, транспорт), и обозначает первую и последнюю  буквы, а пропущенные буквы между ними заменяет черточками.  Другой игрок называет любые буквы, стараясь угадать пропущенные. Правильно названная буква становится на свое место, а неверно названная превращается либо в элемент виселицы, либо в буквы слова «балда». Игра прекращается, если слово угадано, а также в том случае, если построена виселица или составлено слово «балда».

 Замена одной буквы на другую при написании слов встречается довольно часто. Чаще всего можно встретить следующие замены: несформированность зрительно-пространственных функций (при этом ученик чаще всего путает буквы, похожие по написанию: б-д, и-у, т-п, ш-щ, и-ш  и пр.); несформированность фонематического слуха (путает оппозиционные согласные: в-ф, б-п, д-т и др.); отсутствие устойчивого образа буквы (путает низкочастотные буквы: ц, ч, х, щ, ю, ё); несформированность кинестетического анализа (смешивает буквы по акустико-артикуляционным свойствам: а-я, у-ю, о-е, и-ы, ё-ю, о-у).   Работа по решению этой проблемы будет чисто коррекционной. Она сводится к упражнениям, которые в первом случае будут рассчитаны на графическое  различение букв, во тором случае – на фонетико-фонематическое различение, а в третьем и четвертом случаях – на создание ясного образа буквы и соотнесение его  акустического образа с  графическим.  Нижеописанные упражнения  предназначены для исправления остаточных явлений. Прежде чем выполнять упражнения при смешении букв по зрительно-пространственному сходству, надо уточнить, насколько у ребенка сформированы пространственные  представления, насколько четко он различает понятия: право – лево, низ – верх, впереди – позади, больше – меньше, выше – ниже,  шире – уже. Для этого существуют специальные игры.

«Зеркальные рисунки». Для игры нужен листок бумаги в клетку. Учитель и ученик сидят лицом друг к другу. Лист бумаги разделен на два поля. Учитель на своем поле рисует, например, домик с дверью, трубой и окном. В рисунках детали должны быть расположены с разных сторон, например: у домика дверь справа, дым из трубы идет влево. Задача ребенка – воспроизвести картинку на своем поле так, чтобы она полностью соответствовала исходной. Инструкция: нарисуй так, чтобы то, что у меня справа, у тебя тоже было справа, то, что у меня слева, у тебя тоже было слева, то, что у меня вверху, у тебя тоже было вверху, то, что у меня снизу, у тебя тоже было снизу. Рисунки со временем можно усложнять, добавляя детали. Можно также прописывать и буквы.

Далее ребенку можно предложить написать буквы, которые он путает, сопровождая их иллюстрациями:  написать букву «б» и нарисовать возле нее, например, бабушку с клубком и банкой, собаку, клумбу, бегемота, березу и др. Если ребенок расположит на листе  БаБушку выше, чем ДеДушку, он никогда не забудет, что у буквы «б» –  хвостик вверх, а у буквы «д» – хвостик вниз. Если, например, ребенок путает буквы ш  и, нарисуйте вместе с ним широкую шубу на большей части листа, а в уголке – тонкую иголку, и проговорите, что «ш»  –  шире, чем «и». 

Напишите  «волшебный»  диктант, в котором из всех букв будут писаться только проблемные буквы, а все остальные – черточками. Например, слово «шуба» будет выглядеть так: ш _ _ _. Также можно сначала обозначить  все буквы точками, а при повторной диктовке  попросить  ребенка написать проблемные буквы разными цветами, например, «д» написать синим, а «б» – красным.

Можно вырезать с ребенком алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем предложить ему с закрытыми глазами угадывать буквы на ощупь.  Чем больше привлекаются телесные упражнения (кинестетический анализ) при запоминании букв, тем лучше. Можно писать буквы в воздухе, на спине, на ладошке.

Упражнения при смешении звуков по фонетико-фонематическому сходству должны следовать именно в этом порядке:  услышали – произнесли – отличили – записали. Звонкие звуки можно прохлопать, а глухие  –  протопать. Чем больше жестов  будет включено в упражнения, тем скорее будет достигнут результат.

«Плюс – минус». Необходимо объяснить ребенку разницу между глухими и звонкими согласными звуками. После того, как он понял разницу в произношении звонких и глухих звуков  (звонкий – плюс голос, глухой – минус голос),  нужно приготовить две карточки. На одной необходимо нарисовать знак «+», на второй – знак  « - ». Произносятся слова с начальными звонкими и глухими согласными  звуками, ребенку  предлагается поднимать карточку с плюсом или минусом.

Для следующей игры необходимо заготовить лист плотного картона, наклеить  на него парами кусочки различных материалов, которые соответствуют парам звонких и глухих согласных. Рядом с каждым кусочком материала  нужно написать  соответствующую букву и название материала. Например, б – бархат, п – пенопласт, д – дерматин,  т – тесьма, в – вельвет, ф – фланель, г - глянцевая бумага, к  - картон, ж – наЖдак, ш – шелк, з – зеркальце, с – ситец. Ребенку предлагается щупать материалы и одновременно называть звуки. Позже это упражнение следует выполнять с закрытыми глазами.

При смешении низкочастотных звуков и соответствующих им букв нужна практика. Начать работу следует с формирования звукового образа. При отработке конкретного проблемного звука и буквы  необходимо читать различные слова. Ребенок должен за вами повторить только те слова, которые начинаются на отрабатываемый звук. После того, как ребенок усвоил произношение,  можно выполнить  следующее упражнение:  ребенок называет звук, вы договариваете слово, ребенок повторяет то слово, которое получилось. Например: ю – ла, ю – бка, Ю – ля, Ю – рий, х – леб, х – руст, х – одить, х – итрость.

Можно прочитать ребенку слова, в которых должны быть звуки «ц» или «ч», но слова нужно читать с пропуском звука, а на его месте можно стукнуть карандашом по столу или хлопнуть в ладоши. Ребенок должен записать слово в правильном варианте. Например: мыльни(стук!)а, вол(стук!)ок.

Опыт работы показал, что  подобные игры не только повышают грамотность младших школьников, но и оживляют занятия с детьми, делают их веселыми и интересными. Важно то, что дети видят свои успехи и начинают верить  в себя.

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова



Предварительный просмотр:


Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов

Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!



Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов. 

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"? 

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов. 

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее... 

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД. 

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов. 

Важно помнить: 1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания:


1. Чтение слова ребенком. 

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем). 

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса. 

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом. 

5. Запись слова в орфографический словарик. 
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова. 

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята). 

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов). 

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот. 

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово). 

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород). 

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать). 

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам; 
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи; 

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими. 

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая). 

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа. 

16. Подбор однокоренных слов. 

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины). 

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...). 


Хорошо зарекомендовал себя способ написания слов с закрытыми глазами.

"Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
Прочти медленно, как будешь писать. 
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)


Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов. Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. 

Методика

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: 
бе-ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

б_Е.реза - б_Е.лая,

    - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
    б
 б _Е реза
    л
    а
    я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма. 

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова



Предварительный просмотр:

Десять отличий: школьный учитель - логопед и учитель начальных классов

Зачастую работа школьного логопеда сводится к работе с учащимися начальных классов. Конечно, и в средних, и в старших классах всегда найдутся учащиеся, кому нужна квалифицированная помощь коррекционного педагога. Но не во всех школах есть ставка логопеда, не говоря уже о второй. Вот и приходится специалисту искусственно сужать поле своей деятельности, занимаясь коррекцией речевых нарушений только с учащимися начальных классов. Отсюда возникает вопрос: чем же отличается работа школьного логопеда и учителя начальных классов? Давайте постараемся в этом разобраться…

Итак, найдём десять отличий.

Учитель начальных классов

Школьный логопед

1

В большинстве школ учителя начальных классов работают в первой половине дня.

Работа логопеда, как правило, начинается после четвёртого урока, чтобы не отрывать учащихся от учебного процесса.

2

Учитель работает со всеми детьми своего класса.

Логопед только с теми, кому нужна коррекционная помощь и чьи родители осознают необходимость коррекционной работы.

Главное, профессионально и тактично объяснить родителям важность логопедической помощи.

3

Минимальная наполняемость класса обычной общеобразовательной школы составляет 25 человек.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек.

4

Учитель должен строго придерживаться календарно-тематического планирования. И порой нет возможности на закрепление и повторение сложного материала. Хотя любой тематический блок заканчивается проверкой знаний учащихся.

Логопед составляет примерное тематическое планирование. И может остановиться 
на любом материале до тех пор, пока дети не освоят необходимое.

5

В своей работе учитель основывается на педагогических знаниях.

Логопед опирается на медицинские аспекты, т.к. любая коррекция эффективна только при наличии знаний в области психофизиологии данного дефекта.

6

Учитель вынужден ставить отметки. Часто бывает, что плохие отметки получают дети-логопаты, так как именно у них низкие показатели по ряду предметов. Хотя некоторые ученики болезненно относятся к этому.

Логопед только подчёркивает успехи детей, таким образом, прививая положительное отношение к учёбе и ускоряя эффективность работы.

7

Учитель работает со всем классом. Не на каждом уроке удаётся осуществлять индивидуальный подход в силу нехватки времени.

Логопед строит свою деятельность согласно специфике дефекта, изначально объединяя детей со сходными речевыми нарушениями в группы или подгруппы. Тем самым всегда осуществляет индивидуальный подход.

Логопед также имеет возможность проводить регулярные индивидуальные занятия.

8

Учитель работает с учащимися на протяжении четырёх лет.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии речи.

9

Учитель работает с учащимися с 1 сентября по 31 мая.

Логопед проводит коррекционные занятия с 15 сентября по 15 мая.

10

Заработная плата учителя несколько выше, так как учитель получает доплаты за классное руководство, проверку тетрадей и прочее.

Логопед получает только оклад без каких-либо доплат.

Отличия можно перечислять и дальше. Но главное заключается в сходстве: учитель начальных классов и школьный логопед – это педагоги. И общая их цель – достичь успешности каждого ребёнка. А это возможно только при тесном сотрудничестве.

Опираясь на педагогические принципы и используя медицинские знания, всегда можно добиться положительных результатов.

Главное, радоваться даже малейшему успеху каждого ребёнка.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

"Как помочь ребёнку справиться со школьными нагрузками"

Повышенная утомляемость, низкая работоспособность, рассеянное внимание, трудности самоконтроля – признаки школьной дезадаптации, которые часто наблюдаются у детей с ослабленным здоровьем и нарушениями речи. Эти проблемы значительно затрудняют процесс обучения. Но справиться с ними можно, если придерживаться следующих рекомендаций:

  • Соблюдайте режим дня. Отводите на сон столько времени, сколько ребёнку необходимо для восстановления сил, но не меньше 9 часов.
  • Нельзя наказывать ребёнка лишением прогулки. Игры на свежем воздухе необходимы как для физического, так и для умственного развития.
  • Очень полезно каждое утро растирать ребёнку шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем.
  • Приучите сына или дочь каждое утро  принимать контрастный душ.
  • Не прибегайте к авторитарным методам, чтобы искоренить в ребёнке страх сделать ошибку.
  • Доброжелательная обстановка в семье, уважение к личности ребёнка, внимание к его проблемам – основы вашего взаимопонимания и сотрудничества.
  • Очень полезен белый цвет, как в одежде и игрушках, так и в окружении (снегопад, прогулки по зимнему лесу).
  • При утомлении заваривайте лавровый лист и ставьте его на письменный стол.
  • Важнейший регулятор физического и умственного развития – йод. Проконсультируйтесь с врачом: возможно, вашему ребёнку необходимы витамины йодсодержащие препараты.



Предварительный просмотр:

Памятка для учителя

Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учеников:

  • неправильное произношение звуков, которое может вызвать в дальнейшем дисграфию и дислексию;
  • особый характер ошибок на письме:

  • ошибки не на правило;
  • стойкие ошибки, не исчезающие в процессе обучения;
  • регулярно повторяющиеся ошибки в разных видах работ независимо от психофизического состояния ребенка;
  • искажение графических образов букв;
  • пропуски, перестановки, добавления букв и слогов;
  • смешивание парных согласных в устной и письменной речи;
  • грубые аграмматизмы в устной речи и на письме.

Если вы наблюдаете у ребенка ошибки такого рода, пожалуйста, убедите его родителей обратиться за помощью к логопеду!

Просим вас:

  • оказать содействие в первичном логопедическом обследовании каждого ребенка,
  • обсудить вместе с логопедом проблему каждого из ваших учеников,
  • объяснить родителям необходимость логопедической помощи для их ребенка,
  • содействовать обеспечению посещаемости ребенком необходимых ему логопедических занятий.

Только взаимодействие педагога и логопеда может помочь детям преодолеть трудности в учебе и сделать учебный труд для них радостным творчеством!

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова



Предварительный просмотр:

Уважаемые родители!

Логопедические занятия по коррекции нарушений звукопроизношения проводятся один - два раза в неделю – индивидуально, в зависимости от сложности речевого нарушения. Однако этого недостаточно для коррекции речи. Заниматься с ребёнком необходимо и дома.

При выполнении логопедических упражнений дома следует соблюдать ряд условий:

1. Приступать к выполнению логопедических упражнений следует лишь в том случае, когда ваш ребенок здоров, сыт, спокоен.

2. Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

3. Логопедические упражнения выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации логопеда.

4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения упражнений, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами т.п.

5. Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6. Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

7. Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.

8. Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте ситуацию успеха.

Желаю удачи!

 «По совету логопеда»

Артикуляционная гимнастика с мамой

(памятка родителям)

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова

C:\Users\Светлана\Documents\Наглядность\1289812457_9-copy.jpg

 Заборчик

Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.  

Дудочка

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).

Чашечка

Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка).

Чистим зубки

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. 

Маляр

Губы в улыбке, приоткрыть рот, кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо.

Лошадка

Вытянуть губы, приоткрыть рот, поцокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки).

Индюки болтают

Языком быстро двигать по верхней губе - "бл-бл-бл-бл...".

Часики

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.

Качели

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы. 

Барабанщик

Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхними зубами: "дэ-дэ-дэ...".



Предварительный просмотр:

Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников.

Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения.
Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.

Процесс письма состоит из следующих операций:

  • анализ звукового состава слова,
  • перевод фонем в графемы, графические знаки,
  • перевод графемы в движения необходимые для записи.


Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.

Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:

1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.

Упражнения:

"Лабиринты". Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня. 
"Телесные буквы" – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев;
"Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам;
"Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.

2. Развитие зрительного восприятия, совершенствование зрительно-двигательной координации.

Упражнения:
"Посчитай до 30"
Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку. На подобие проводиться игра "Найди все буквы".

3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.

Упражнения: 
"Что за буква?". Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
"Нарисуй букву ". Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.

4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений. 
Упражнения:
"Домик для звука". 
Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
"Найди отличия?"
Развитие фонематического анализа
Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка. 
"Шифровка".
Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово. 
"Звонкое слово". 
Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.

5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Упражнения:

"Назови букву"
Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги.
Ребёнку предлогается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.
"Корректурная правка"
Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
"Пропущенные буквы"
В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.

6. Развитие речевого дыхания.

Нормализация правильного речевого дыхания.
Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы.
Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений
Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.

7. Развитие силы голоса.

Нормализация правильного дикционного произношения.
Развитиевсех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.

8. Развитие артикуляционного аппарата.

Используются артикуляционные упражнения.
Применение массажа и самомассажа.

9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

Развитие звукового анализа и синтеза.
Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения:
"Дополни предложение"
Развитие грамматического строя. Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов.

Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит ... столе.

"Что за слово?"

Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.

Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по работе с детьми, имеющими нарушения письменной речи

Нарушения письменной речи, наряду с нарушениями устной речи, требуют большого внимания, как в школе, так и дома. Разумеется, полноценное обучение и коррекция невозможны, без закрепления изученного материала, особенно если нарушение письма ярко выражено, а возможности часто посещать логопеда - нет. Школьный логопед, обычно если и задает домашнее задание, то старается минимизировать его объем и придать игровой характер (здесь уместна работа со схемами, ребусами, задания типа «вставить букву» и т.д.). Но не стоит забывать, что программа по русскому языку рассчитана на нормативно развивающихся учащихся и детям, имеющим нарушения речи, приходится сложно как на уроке, так и при выполнении домашнего задания. Как же оптимизировать процесс работы дома, сделать его менее обременительным и более результативным? Ответ один – взять под четкий контроль процесс выполнения заданий дома.

Прежде всего, стоит упомянуть о рабочем месте ребенка. Оно должно быть удобным. Стоит исключить различные шумовые раздражители (телевизор, музыкальный центр и т.д.). Рабочее место должно быть хорошо освещено. Поскольку, дети - дисграфики (имеющие нарушения письма) не отличаются большим желанием выполнять письменные задания, они очень отвлекаемы. Поэтому будет правильным убрать со стола предметы, которые не пригодятся ребенку в работе. Не лишним будет упомянуть о том, что ребенок должен правильно сидеть, то есть спина прямая, оба локтя на столе, голова на достаточном расстоянии от тетради.

Выбор письменных принадлежностей играет не последнюю роль в процессе овладения письменной речью, особенно, если речь идет об учащихся первых или вторых классов. Ручка должна быть не просто красивой, она должна быть, прежде всего, удобной, то есть комфортно помещаться в руке ребенка. Ручка должна хорошо писать, не должна пачкать тетрадь. Преимущество лучше отдать ручкам, которые пишут более тонко. Если ребенок неправильно держит ручку и карандаш, то стоит уделить внимание карандашам с тремя гранями и подобным насадкам на ручки.

Стоит обратить внимание на то, что всем детям, а тем более, имеющим нарушения речи, будет полезно письмо с послоговым проговариванием вслух, то есть ребенок сам себе диктует по слогам и записывает в тетрадь. Если при чтении ребенок делает много ошибок, путает буквы, переставляет слоги (дислексия), так же стоит перейти на более медленное, послоговое чтение. Полноценное овладение навыком чтения целыми словами, возможно только при правильном слоговом чтении.

Поскольку, у детей с дисграфией часто страдает почерк (корявый, мелкий), стоит обратить внимание ребенка на то, что буквы должны быть крупными и понятными. Если родители дополнительно работают над почерком ребенка, то стоит отдать предпочтение различным прописям или игровым таблицами и материалам. Стоит избегать длительной работы по прописыванию определенных букв, слогов в тетради, это может вызвать утомляемость и негативное отношение к работе подобного рода.

После выполнения ребенком упражнения, следует попросить проверить написанное им задание. Здесь так же будет уместным медленное, послоговое чтение вслух написанного материала. Если ребенок не заметил допущенную им ошибку, стоит указать на слово с ошибкой и попросить повторно его прочесть.

При выполнении письменных заданий большого объема, лучше разбить его на части, чтобы избежать утомляемости ребенка и негативного отношения к процессу письма. При планировании работы, часто, лучше опираться не на объем выполненной работы, а на время занятия. То есть, определить временную границу занятия и озвучить ее ребенку, чтобы ученик не пытался сделать задание «наспех». В противном случае письменная работа будет неаккуратной и с большим количеством ошибок.

В перерывах между выполнениями письменной работы лучше отвлечь ребенка игрой или совершить небольшую прогулку, чтобы ученик смог отдохнуть и переключиться на другой вид деятельности. Стоит исключить компьютер и телевизор, так как эти занятия не способствую отдыху ученика и после них гораздо сложнее усадить ребенка за занятия.

Не смотря на то, что современные дети стремятся провести свободное время у телевизора, а не с книгой, стоит стремиться приобщить ученика к чтению. Здесь очень важно учесть интересы ребенка и не навязывать ему книгу, а отталкиваться от его пожеланий. Начать читать книгу можно вместе, то есть родитель читает, а ребенок выступает в роли слушателя, например, по несколько минут, перед сном. Когда ребенок заинтересуется книгой и сюжетом, целесообразно будет предложить ребенку почитать самому или для родителя. Стоит помнить, что дети очень любят делать что-то вместе с взрослыми людьми, поэтому, подобная организация благотворно скажется и на процессе чтения и а межличностных отношениях родителей и детей.

Не лишним будет отметить, что дети, имеющие нарушения речи, должны соблюдать режим. То есть в определенное время ложиться и в определенное время вставать. Должно быть время, отведенное для занятий, чтобы ребенок привык к этому и знал, когда ему сесть за домашнюю работу. Как уже было сказано, следует дозировать время, проведенное за компьютером и у телевизора.

Разумеется, факт соблюдения всех этих правил не сможет мгновенно искоренить все речевые проблемы ребенка, но существенно облегчит ему жизнь, поможет при обучении и создаст все предпосылки к устранению дефекта.

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова



Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям

по развитию техники чтения у детей

Для развития техники чтения самое важное не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет! Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные по времени упражнения; нужно упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

1. Многократное чтение
Проводится это так. Учащийся читает текст в течение одной минуты. После этого отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше / на 2 слова, на 5, а то и на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребёнка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать, а лучше поупражнять на этом кусочке текста артикуляционный аппарат. А это уже второе упражнение.

2. Чтение в темпе скороговорки. Сначала учащийся отрабатывает четкое и правильное, а главное – быстрое чтение скороговорки.
Затем читает предложения. При чтении предложений в темпе скороговорки не следует уделять внимания выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие друг друга задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но повышены к четкости прочтения окончания слов. Окончания слов не должны “проглатываться” учеником, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд. Затем начинается третье упражнение.

3. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Ребенку объясняем так: “Теперь, пожалуйста, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Учащийся прочитывает текст до конца, и родитель не останавливает его. Он переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

4. Упражнения для развития угла зрения. Малый угол зрения – большой недостаток у многих читателей. Раз он мал, то при прочих малых условиях в поле зрения такого читалеля попадает меньше букв (частей строк), чем вообще возможно. И здесь изобретены приемы, помогающие расширить угол зрения:
а) чтение первого и последнего слогов на строке.
Например,
Барсучий нос 
(отрывок)
… Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос,
похожий на свиной пятачок, нос долго нюхал воздух и дрожал
от
 жадности…  
К. Паустовский

б) использование таблицы Шульте. Родитель засекает время (30 секунд), а ребенок ведет счет от 1 до 30, при этом отыскивая цифры в таблице и показывая их. При частом применении этих таблиц время сокращается, счет можно вести в обратном порядке, т.е. от 30 до 1
Таблица Шульте

10

  4

 28

  9

 14

20

 24

 18

  1

  5

13

  8

 30

 25

 11

2

22

 15

 27

 17

26

  6

 12

  3

 21

16

 23

 19

 29

  7

“Числовые и буквенные пирамиды

10_________23
96_________________72
54_______________________34
68___________________________86
71______________________________43

мы________ло
му________________ха
ре_____________________ка
во__________________________да
оч_____________________________ки

“Цифровые таблицы”
Положите таблицу перед глазами ребенка. Попросите его зафиксировать взгляд в заштрихованном квадратике. Спросите у ребенка, видит ли он таблицу всю целиком. Предложить назвать, не переводя взгляда с центра, те цифры, которые он видит.

Теперь усложните задание, перейдя к исполнительному этапу. Вы показываете ребёнку квадрат, а он называет ту цифру, которая написана в квадрате.
Напоминаем, при этом взгляд ребенка должен быть зафиксирован в центре. Начинайте с чисел, которые находятся в близких к центру квадратиках. Их ребёнок будет видеть более ясно. Постепенно расширяйте поле, показывая числа, удаленные от центра.

Если задание вызывает у ребенка трудности, вы можете изготовить таблицу с разноцветными цифрами. Цвет поможет ребенку выделять нужный квадрат. Кроме того, если ребенок не может назвать указанную цифру, то вы можете спросить, какого она цвета. Назвать цвет будет легче, чем саму цифру. В то же время это подскажет вам, что ребенок хоть и не видит цифры, расположенной на периферии поля зрения, но есть потенциал его расширения. Таким образом, вы можете определить актуальное поле зрения ребенка (те цифры, которые он видит четко) и потенциальное поле зрения (то, что лежит за пределами ясного видения, но различается ребенком по цвету).
Кроме специальных цифровых таблиц, можно использовать таблицы с буквами.

1

7

33

3

15

16

11

5

10

20

4

23

 

2

17

9

18

12

24

21

14

6

19

8

12

А

Н

К

О

Б

Х

У

Р

Д

С

Г

Ю

 

Ш

Е

А

З

Ч

Э

Т

Ж

П

Я

Ц

В

5. В целях четкого разграничения ребенка чтения молча и вслух, а также предупреждения активного внешнего проговаривания при чтении вводить упражнение “Губы”.
При команде “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. При команде “Вслух” ребенок убирает палец и читает вслух текст. По мере привыкания ребенка к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.

6. Для развития скорости и гибкости (умения менять скорость чтения в зависимости от содержания) используется упражнение “Буксир”. 
Родитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в пределах скорости чтения ребенка. Учащийся читает тот же текст “про себя”, стараясь поспевать за родителем. Таким образом, он приучается изменять скорость и ритм чтения в связи с содержанием и структурой самого текста. Средняя скорость чтения вслух родителя должна несколько превышать скорость молчаливого чтения ребенка, побуждая его тем самым к стремлению не отстать от родителя.
Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения ребенка осуществляется путем внезапной остановки родителя на каком-либо слове и повторении его. Ребенок должен остановить на этом месте, указать последнее слово, а родитель делает проверку. 
Иной способ проверки состоит в замене какого-либо слова другим, достаточно близким по значению и грамматической форме. Ребенок должен отметить это искажение текста поднятием руки и внести поправку.
Другой вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении родителя и ученика вслух. Родитель читает в пределах скорости ребенка, учащийся должен подстроиться под его темп. Затем родитель замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. Если ребенок правильно “уловил” темп чтения, родитель и учащийся должны “встретиться” с ним на одном слове.

7. Следующее упражнение называется “Бросок – засечка”. Заключается оно в следующем.
Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда родителя “Засечка” ребенок отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут. Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте.

8. Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”. Оно заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде родителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/.

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те восемь часов, которые человек спит, он находится под их впечатлением. Приведу общественные примеры этой закономерности.

Еще 200 лет назад говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т.е. учи так, чтобы это было последним событием дня.
Второй пример. Частенько, когда мы советуем ребенку выучить стихотворение, мы говорим: положи книжку под подушку. Эта рекомендация означает одно: почитай перед сном, чтобы это было последним впечатлением дня.

Ежедневно можно производить самозамер скорости чтения. Ребенок в течение одной минуты читает текст / в своем темпе, вполголоса /, замечает, до какого слова дочитал, затем пересчитывает прочитанные слова и записывает результат в дневнике.
Изо дня в день проводится эта работа. Уже через неделю можно подойти к ребенку и проверить его результаты. Они всегда свидетельствуют о прибавке в скорости чтения. Это благотворительно сказывается на отношении ученика к тренировке.
Постоянно используя вышеописанные рекомендации по развитию техники чтения, результаты покажут достаточно высокий уровень чтения у ребенка.

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова



Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда для учителя физической культуры

Цель:

  1. Укрепление здоровья, закаливание организма, совершенствование его функций.

  1. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

  1. Развитие и совершенствование двигательных умений, координации движений, ориентировки в пространстве.

Коррекционные

Учитель

задачи

физической культуры

Развитие

 Специально

подобранные

1.

мелкой

упражнения для рук

моторики

 Гимнастика

2.

Развитие                    мимики

Специализированные упражнения

Развитие

 Серия упражнений на

3.

речевого                      дыхания

дыхание

 Дыхательная гимнастика

 Упражнения на

4.

Развитие голоса

укрепление голосового

аппарата

Развитие

 Спортивные речёвки

5.

фонематического

 Музыкально-

слуха

ритмические движения

6.

Развитие

 Спортивные речёвки

артикуляции

Развитие

 Воспитание навыков

7.

грамматического

грамотного изложения

строя речи

правил спортивных игр

 Развитие понимания

речи через все виды

педагогической

деятельности

8.

Развитие словаря

 Обогащение словаря в

процессе занятий

 Пополнение словаря

спортивной

терминологией

Развитие

 Воспитание навыка

9.

монологической

грамотного изложения

речи

правил спортивных игр

Развитие

 Участие в спортивных

10.

коммуникативных

мероприятиях

навыков



Предварительный просмотр:

Родителям об основных речевых нарушениях.

Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования человеческой личности.

Большинство детей к моменту обучения в школе уже полностью овладевают звуковой стороной речи, имеют развернутый словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения.

Однако не у всех процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития. Нарушения речи многообразны. Они имеют различную выраженность и зависят от причины и структуры дефекта.

Речевые нарушения, проявляющиеся в несформированности языковых средств, можно условно разделить на 3 большие группы:

ФОНЕТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ:

Они выражаются как в дефектах произношения отдельных звуков, так и их групп без других сопутствующих проявлений.

Сущность фонетических нарушений заключается в том, что у ребенка под влиянием различных причин складывается и закрепляется искаженное произношение отдельных звуков, которое влияет на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов. Нарушение произношения звуков обычно не оказывают влияния на усвоение детьми школьных знаний, но может влиять на формирование личности.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Оно выражается в том, что нарушение распространяется как на звуковую (включая фонематические процессы), так и на смысловую сторону речи. Чаще всего в массовых школах обучаются дети с общим нерезковыраженным недоразвитием речи. Оно характеризуется, что обиходная речь детей более или менее развита и не обнаруживает грубых отклонений в словарном запасе, грамматическом построении фраз и фонетическом их оформлении.

В ситуации, обусловленной речи – при выполнении специальных заданий, требовании развернутых ответов по определенной учебной теме и с использованием определенной формы высказываний (доказательство, рассуждение) – у таких детей выявляется недостаточное развитие языковых средств:

  1. Словарный запас ограничен обиходно-бытовой тематикой и качественно неполноценен. Об этом свидетельствует недостаточное понимание детьми значений многих слов и многочисленные ошибки в процессе их употреблении.
  2. Грамматический строй также оказывается недостаточно сформированным – ошибки в падежных окончаниях, смешение временных и видовых форм глаголов, ошибки в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются.
  3. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Отмечаются большие затруднения, а часто и полное неумение распространять предложения и строить сложные предложения.
  4. Сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения структуры слова, что создает большие трудности в овладении звуковым анализом и синтезом.
  5. Понимание обиходной речи в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, нетвердое овладение многими грамматическими формами. Это особенно проявляется при чтении учебных и художественных текстов. В письме и чтении возникает много ошибок специфического характера.

ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ:

Они выражаются в том, что ребенок не только дефектно произносит те или иные звуки, но и недостаточно их различает, не улавливает акустической и артикуляционной разницы между оппозиционными звуками. Это приводит к тому, что дети не достаточно четко овладевают звуковым составом слова и делают специфические ошибки при чтении и письме:

  • определение порядка звуков в слове;
  • пропуск отдельных звуков;
  • вставление лишних звуков;
  • перестановка звуков и слогов;
  • замена звуков;
  • замена букв по графическому сходству.

У детей с фонематическими нарушениями ошибки на правила правописания являются более распространенными и стойкими.

У части детей недостатки произношения к моменту обучения в школе уже могут быть сглажены и незаметны, а формирование фонематических представлений, лежащих в основе звукового анализа, может еще значительно отставать от нормы. Это свидетельствует о неподготовленности ребенка  к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям.

Между нарушениями устной речи, письма и чтения существует тесная связь и взаимообусловленность. Нарушения чтения распространяются как на способы овладения чтением, так и на темп чтения, а иногда и на понимание прочитанного. Дети с недостатками речи вместо плавнослогового чтения часто пользуются побуквенным угадывающим чтением. К числу наиболее специфических ошибок в чтении (как и письме) можно отнести замену одних букв другими.

Остановимся на нарушениях чтения и письма, имеющих стойкий характер. Попробуем разобраться, что такое письменная речь. Как она формируется, и что этому мешает?

Дислексия и дисграфия, а именно так называются нарушения чтения и письма, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка. Чтобы понять механизмы возникновения этих нарушений, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое. Процесс становления чтения и письма сложен.                                                                           В нем участвуют четыре анализатора:

  • речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
  • речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
  • зрительный, который подбирает соответствующую графему;
  • двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью. В тех случаях, когда работа какого-то анализатора грубо нарушена (зрение, слух), на помощь приходят сложные системы обучения, разработанные в дефектологии и успешно применяемые, которые используют компенсаторные возможности других анализаторов.

Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

  • Имеет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе.
  • Бывает, когда нарушения чтения и письма могут быть вызваны двуязычием в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.
  •  Так источником неудач в становлении письменной речи может служить несвоевременное формирование процесса латерализации (установление доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). То есть к моменту обучения грамоте у ребенка должна уже сложиться четкая латеральная ориентация, определена ведущая рука. При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.
  •  Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание.
  • Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя.
  • В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов? 

 Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.

Необходимо иметь в виду следующее: все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если у ребенка при чтении и письме встречаются ошибки, которые можно отнести к специфическим, но они редки, от случая к случаю или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности. Здесь необходимо дальнейшее наблюдение.

Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым, подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и необоснованному.

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова



Предварительный просмотр:

Советы родителям девочек

Речь девочек развивается несколько раньше, чем у мальчиков, но необходимо обратить внимание на некоторые проблемы в речи девочек, чтобы успешно их преодолеть.


• В развитии звукопроизношения необходимо формировать достаточно
сильный и продолжительный речевой выдох. Звуки русского языка произносятся на выдохе. Девочки обладают меньшей силой выдоха, чем мальчики, да и дыхание у них поверхностное. Поэтому такие звуки как шипящие, [Р], [Р’] бывает поставить сложнее, чем мальчикам. Для развития целенаправленной, достаточно сильной и продолжительной струи воздуха, можно предложить ребёнку:
- дуть в различные свистелки, на бумажных бабочек, 
поролоновые игрушки;
- «поработать ветром» - дуть на игрушки в тазу, наполненном водой.
Во всех этих играх необходимо следить за тем, чтобы воздух не попадал в щёки, 
и они не раздувались.

  • Больше уделять внимания развитию ориентировки в пространстве. В частности, уточнять и закреплять значения предлогов В – ИЗ, НА – С, ПОД – НАД, ЗА - ИЗ-ЗА, ПОД - ИЗ-ПОД и т.д.
  • Полезно давать различные игровые задания типа лабиринтов, но обязательно «оречевлять» путь: «Иду направо, затем налево». Желательно «украсить» такое задание чем-то интересным, например, устроить встречу с любимыми персонажами книг.
  • Различные игры с конструктором (с проговариванием своих действий, куда, с какой стороны прикрепляет каждый элемент).
  • Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку.
  • Необходимо больше активизировать образное мышление, подталкивать к поиску новых собственных решений нетиповых заданий. Например, как можно использовать кирпич помимо своего прямого назначения. (Привести пример правил техники безопасности в обращении с электрическими приборами: мальчики приводили примеры разных правил, а девочки упрямо перечисляли все приборы, к которым нельзя притрагиваться мокрыми руками).
  • Постепенно увеличивать поисковую активность, учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известному плану. Например, при составлении предложений с каким-либо словом, не только повторять сказанное кем-то ранее, лишь изменив одно - два слова, а придумывать что-то своё, непохожее ни на что другое.
  • Девочкам полезно находить антонимы – слова, противоположные по значению, но не самые распространённые, а какие - либо проблемные задания. Например, свежий (ветер) тёплый ветер, но свежий (хлеб) > чёрствый хлеб.
  • Девочкам необходимы перерывы в работе. Большинство девочек способны долго заниматься одним и тем же, но в таком случае возможно переутомление. Так как девочки молчат – стараются быть «такими, как нужно», готовы высидеть лишнее время за столом, больше переживают из-за отметок, поэтому часто переутомляются.
  • Учителям нужно с осторожностью проводить соревнования в группах девочек, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро рекомендуют реагируют на неудачу, если проигрывают.

Учитель-логопед

 МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова



Предварительный просмотр:

Советы родителям мальчиков

• Нельзя недооценивать чувства мальчиков. Традиционно принято считать, что мальчик должен быть сдержанным в проявлении чувств. Да и родители по отношению к нему ведут себя так же. Получается, что мальчики недополучают положительных эмоций. Отсюда и замедление формирований ассоциативных полей коры головного мозга, межполушарных связей, речи. В этом случае на помощь приходит искусство.

• Развивать речь через движения. Мальчикам связать физическую активность со звуками слов легче, чем назвать предмет, поэтому нужно «оречевлять» все действия, проговаривать их чётко. Даже у плохо говорящих детей через физическую активность можно добиться спонтанного проявления речи. Хорошее настроение только будет способствовать этому.

• Мальчикам в большей степени, чем девочкам, нужно связывать слово с его зрительным образом, т.е. не только рассказывать, но и показывать.

• Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Опираясь на хорошо развитый поисковый рефлекс, полезно не договаривать, как выполнить то или иное задание, нужно подтолкнуть мальчика к тому, чтобы он сам открыл для себя какой-то принцип. Уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Например, чем отличаются гласные звуки от согласных.

• Соперничество может подстегнуть мальчишек, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.

• Мальчикам необходимо осознать, увидеть различные признаки одного предмета (до 12 – 16 при высоко развитом интеллекте). С этой целью полезно начинать с загадок, перевёртышей, бессмыслиц, которые можно найти в русском фольклоре («Ехала деревня мимо мужика...»). Позже учить решать ребусы, кроссворды, подбирать синонимы к какому либо слову. Всё это помогает мальчикам глубже осознать многочисленные связи слов, рождают различные ассоциации.

• Мальчикам нужно чаще делать перерывы в работе, они неспособны к длительной работе, как девочки. Срабатывает защитный механизм: они просто отключаются.

Это особенная проблема для мальчиков, так как молодой мужской мозг и без компьютерных игр развивается небыстро; он также имеет тенденцию тяготеть к пространственным раздражителям типа движущихся объектов на экране компьютера. Правое полушарие притягивается к раздражителям, что пагубно сказывается на левом полушарии, замедляя его развитие. У детей, которые проводят много времени за компьютером или телевизором навыки чтения и письма развиваются медленнее. (Майкл Гариен. 2004.)

Конечно, все перечисленные задания полезны и девочкам, и мальчикам, но кому-то в большей или меньшей степени. Не надо забывать, что каждый ребёнок индивидуален. Поэтому родителям, воспитателям, учителям нужно помнить, что от них зависит, как будет развиваться мозг ребёнка. Хотелось, чтобы взрослые, общаясь с детьми, всегда следовали одной из самых главных заповедей «не навреди».

Учитель-логопед

МАОУ СОШ №5 с. Троицкое

В.В. Косова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку быть успешным в учёбе? Рекомендации родителям учащихся 1 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Как помочь ребёнку быть успешным  в учёбе? Рекомендации родителям учащихся 1 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

Как воспитать культуру взаимоотношений и уважение у своего ребёнка. Рекомендации родителям учащихся 4 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Как воспитать культуру взаимоотношений и уважение у своего ребёнка. Рекомендации родителям учащихся 4 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

Искусство любить детей. Рекомендации родителям учащихся 6 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)

Искусство любить детей. Рекомендации родителям учащихся 6 класса. (Письменная О. Н. - педагог-психолог)...

Консультация для родителей «Практические рекомендации родителям по тому, как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых или сверстников»

Экстренное вмешательство при агрессивных проявлениях.В ряде случаев при проявлениях детской агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Экстренное вмешательство нацелено на уменьшение или избег...

"Рекомендации родителям и педагогам в оказание разного вида помощи детям-билингвам".

Раннее выявление и своевременное предупреждение нарушений в развитии и правильно организованная система взаимодействия педагогического процесса и родителей, позволит намного быстрее компенсировать нар...

«Геоконт» уникальное пособие в работе с детьми, родителями и педагогами.

laquo;Геоконт» уникальное пособие в работе с детьми, родителями и педагогами.Вайшля Светлана Анатольевна, воспитатель. ГБОУ гимназия № 209 Центрального района Санкт-Петербурга «Павловская...